Новая беднота
Как города решают проблемы тех, кому из-за кризиса нечем платить за квартиру.

Летом 2020 года спрос на аренду квартир в Москве оказался на 20% ниже, чем в прошлом году. Рантье пока держат цены в надежде на сезонный рост, но не исключено, что переход на удаленную работу кардинально изменит рынок столичной недвижимости: если не будет необходимости приезжать каждый день в офис, люди могут остаться в родных подмосковных городах или даже в сопредельных областях, создавая спрос на жилье там. Неизвестно, будет ли магия Москвы работать и дальше.
С начала пандемии прошло не так уж много времени, а рынок недвижимости очень консервативен, однако перемены видны уже сейчас. Миллионы квадратных метров офисов и торговых центров рискуют оказаться никому не нужными, и на первый план выходит нехватка жилых домов. Вот несколько примеров того, как власти городов и стран меняют градостроительную политику в связи с коронавирусом.

Барселона, Испания
По данным Центра переписи населения США, 27% американцев просрочили арендную плату или взнос за ипотеку в июле, пишет издание CityLab. До 31 июля в стране действовал мораторий на выселение неплательщиков, схожие меры принимали и некоторые европейские государства. Но миллионы людей, потерявшие работу в кризис, рискуют лишиться и крыши над головой. Власти городов пытаются смягчить проблему за счет увеличения количества социального жилья, которое можно сдавать малообеспеченным по низкой цене. Команда мэра Барселоны Ады Колау в июле разослала письма 14 крупным домовладельцам, угрожая принудительно выкупить у них принадлежащие им 194 пустующие жилые единицы, если те не выведут квартиры на рынок. Столица Каталонии давно борется с домовладельцами, которые не хотят снижать цены и предпочитают держать квартиры свободными. Парламент региона в 2016 году разрешил властям принудительно выкупать недвижимость у таких владельцев. Решение было оспорено в суде, но за несколько лет шесть квартир перешли таким образом в собственность города, а четыре сейчас находятся в процессе перехода.