Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

ForbesБизнес

Трагическое наследство

Как Катерина Босов, вдова Дмитрия Босова, оказалась втянутой в борьбу за его активы и кто ей противостоит.

Текст Сергей Титов. Фото Александр Карнюхин для Forbes

Черный «Гелендваген», запаркованный на съезде с Рублевки у ресторана-шале Аркадия Новикова, резко срывается с места. Гравий летит из-под колес во все стороны, через мгновение автомобиль с ревом исчезает за поворотом. Поспевать за его маневрами нелегко даже джипу охраны, чего уж говорить о корреспонденте Forbes на восьмилетнем «Фольксвагене». Погоня длится недолго и вскоре завершается у входа в лесопарковую зону. Туда и устремляется 31-летняя Катерина Босов, лихо запарковав свой «Гелендваген». В это солнечное летнее утро она решила встретиться с журналистом на свежем воздухе, устав от изнурительных переговоров в офисе. В самый разгар пандемии ей пришлось встать за штурвал «Сибантрацита». Один из крупнейших российских угольных холдингов с выручкой $2 млрд оказался обезглавлен в начале мая после внезапной смерти своего основателя — миллиардера Дмитрия Босова. Не успев толком оправиться от потери, Катерина сразу же оказалась в центре конфликта вокруг активов мужа. Кто претендует на проекты Дмитрия Босова и как его вдова борется за наследие миллиардера?

Роман с углем

В угольном бизнесе, который занимает центральное место в созданной Босовым империи, Катерина (до замужества Екатерина Ястребова) оказалась в 2017 году с подачи мужа. До знакомства с миллиардером ее ничто не связывало с отраслью, традиционно считающейся прерогативой суровых и немногословных мужчин.

Босов окончила Московскую государственную юридическую академию им. О. Е. Кутафина. Еще на первом курсе начала работать юрисконсультом, а на четвертом занялась структурированием сделок. Одной из них стал выход экс-губернатора Тульской области Владимира Груздева из капитала девелопера RGI в 2013 году. После сделки, которая принесла Груздеву почти $70 млн, Босов заняла пост заместителя гендиректора по связям с инвесторами в ОАО «Модный континент», еще одной компании экс-губернатора. Босов должна была подготовить IPO ретейлера, который занимался производством и продажей одежды под брендом Incity.

Размещение было запланировано на июнь 2014 года. Перспективы были радужными: road-show к IPO другого ретейлера, «Ленты», вызвало огромный интерес инвесторов, банки-организаторы оценивали «Модный континент» в $1,2–1,5 млрд и готовили листинг одновременно в Лондоне и Москве. Правда, эти планы скорректировали страновые риски. События на Украине обрушили российский фондовый рынок, и размещение акций отложили до лучших времен.

Около года Катерина оставалась в совете директоров «Модного континента». В 2016 году она вышла замуж за Босова (для него этот брак стал третьим), с которым случайно познакомилась в гостях у общих друзей. Спустя некоторое время миллиардер предложил жене заняться логистикой его «Сибантрацита», одного из крупнейших в мире производителей антрацита — высококачественного металлургического угля. «В принципе не rocket science», — рассудила Босов и согласилась.

Сначала Босов занялась железнодорожными перевозками: «Это была самая проблемная часть бизнеса. Они на стыке всего: предприятия, клиенты, порты». Затем миллиардер поставил жене новую задачу: отказаться от услуг сторонних транспортных компаний и консолидировать все логистические операции внутри группы на ООО «Сибантрацит Логистик», которую Босов возглавила в апреле 2017 года. Пришлось вникать в трейдинговые операции и вопросы себестоимости угля. Уже через год Босов стала руководить всеми коммерческими процессами в статусе коммерческого директора «Сибантрацита». Угольному бизнесу учил муж, вспоминает Катерина. Босов, с отличием окончивший факультет лазерной техники Бауманки, «с легкостью разбирал каждый процесс на молекулы и простыми словами мог объяснить, что надо». В свое время миллиардер занимался разработкой лазерного оружия и считал свой бизнес «очень простым», рассказывает Катерина.

Помимо «Сибантрацита», у Босова было несколько новых месторождений угля. Их разрабатывала отдельная управляющая компания «Востокуголь» под руководством партнера Босова Александра Исаева. В какой-то момент «Востокуголь» стал конкурировать с «Сибантрацитом», вспоминает один из менеджеров холдинга: «Двумя равнозначными активами управляли две команды менеджеров и лезли в одно горлышко — антрацит очень нишевый товар». Другой менеджер «Сибантрацита» и вовсе называет сложившуюся ситуацию «бардаком». В итоге решили консолидировать всю добычу на «Сибантраците», и Исаев покинул холдинг. Правда, конфликт партнеров оказался глубже, нежели внутригрупповая конкуренция.

После смерти мужа Катерине Босов (на фото) пришлось сесть за стол переговоров с его бывшими партнерами по бизнесу

Цепкий партнер

Шестого апреля 2020 года случайный посетитель сайта «Сибантрацита» удивился бы, кликнув на вкладку с членами совета директоров. Поверх фотографии одного из них — Александра Исаева — красовался красный штамп «Уволен». В новостной ленте на сайте можно было найти лаконичное объяснение: «вопиющие злоупотребления и хищения на вверенных ему участках работ». Автором креатива был Босов, не сомневается его друг: «Дима очень вспыльчивый и эмоциональный человек».

Девятью годами ранее Босов сам вовлек Исаева в свой бизнес, рассказывает другой друг миллиардера. Босов хотел расширять угольный бизнес и искал новые проекты. На одном из них — Аршановском разрезе в Хакасии — он якобы и пересекся с Исаевым. Тот был консультантом проекта, который развивал бывший секретарь ЦК профсоюза работников угольной промышленности Владимир Лунев, рассказывает тогдашний гендиректор разреза и угольщик с 40-летним стажем Юрий Бугаев. Лунев — потомственный донецкий шахтер и основатель Землячества донбассовцев Москвы наряду с Иосифом Кобзоном.

Исаев тоже выходец с Украины. Он родился в Луганской области и окончил Донбасский горно-металлургический институт. В 2000-х Исаев прослыл на Украине влиятельным угольщиком и был вхож в кабинеты Верховной рады, но после прихода в 2010 году к власти Виктора Януковича покинул страну, писал украинский «Канал 24». Босову не хватало инициативных менеджеров на местах, рассказывает друг миллиардера, на этом они и сошлись. Вместе с сыном Лунева Андреем бизнесмены учредили управляющую компанию «Востокуголь». Но Аршановский проект забуксовал, Босов перебросил Исаева на другой участок — Кийзасский разрез в Кузбассе — и создал вторую УК «Востокуголь», уже на двоих с Исаевым.

Исаев «очень цепкий» и «своего не упустит», характеризует его знакомый. Всего за два года Исаев с нуля запустил Кийзасский разрез. В 2015 году «Сибантрацит» передал в управление «Востокугля» разрез Восточный в Новосибирской области. На следующий год Исаев запустил и Восточный, который простаивал с 2008 года. К концу 2016-го добыча угля компаний под управлением «Востокугля» превысила результат «Сибантрацита». «Исаев, безусловно, талантлив в запуске greenfield», — признавал бывший глава «Сибантрацита» и давний соратник Босова Максим Барский.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Гарри Нуриев: «Правильный свет и правильно подобранные цвета могут изменить не только твой день, но и твой подход к самому себе» Гарри Нуриев: «Правильный свет и правильно подобранные цвета могут изменить не только твой день, но и твой подход к самому себе»

Гарри Нуриев о том, из чего складывается его стиль и почему он уехал в Америку

Esquire
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
10 лет назад Билл Гейтс и Уоррен Баффетт пообещали раздать свои деньги. С тех пор их состояние удвоилось 10 лет назад Билл Гейтс и Уоррен Баффетт пообещали раздать свои деньги. С тех пор их состояние удвоилось

Почему благотворительная компания «Клятва дарения» не сработала?

Inc.
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
«Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза» «Почему человек вынужден идти на преступление, пытаясь обезболить одну маленькую девочку?». Интервью с режиссером фильма «Доктор Лиза»

Режиссер Оксана Карас о женщинах и сексизме в русском кино

Forbes
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
11 способов удивить девушку в постели, которые ей понравятся 11 способов удивить девушку в постели, которые ей понравятся

Лучшие идеи, как доставить удовольствие партнерше во время занятий любовью

Playboy
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
«Стихи Берггольц спасали людей от смерти» «Стихи Берггольц спасали людей от смерти»

Режиссер Андрей Зайцев — о том, что вошло в фильм «Блокадный дневник»

Огонёк
Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
Советы дальнобойфренду: 9 правил отношений на расстоянии Советы дальнобойфренду: 9 правил отношений на расстоянии

Статья о том, как сохранить и даже улучшить отношения, соблюдая дистанцию

Maxim
Приключения Электроника Приключения Электроника

Фабрика «цифровых сотрудников» позволяет людям не чувствовать себя роботами

Forbes
20 правил хороших отношений 20 правил хороших отношений

Достаточно ли крепкие у вас отношения? Подходите вы друг другу или нет?

Psychologies
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Волки привязались к дрессировщикам Волки привязались к дрессировщикам

Если волка оставить у незнакомца, он начнет рваться к человеку, которого знает

N+1
Вагон наличных Вагон наличных

Физик из России заработал $90 млн на азиатских заемщиках

Forbes
«Каждую секунду я боялась, что муж вернется и убьет меня» «Каждую секунду я боялась, что муж вернется и убьет меня»

Эту историю нам рассказала женщина, прошедшая через ад домашнего насилия

Psychologies
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Путешествие на выходные: Русский Версаль Путешествие на выходные: Русский Версаль

Путешествие в прошлое

Seasons of life
Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Врата в Ад: древнеримские жрецы убивали жертв смертельным газом Врата в Ад: древнеримские жрецы убивали жертв смертельным газом

Жуткие ритуалы языческих жрецов древнего Рима

Популярная механика
Свои парни Свои парни

Ставка на прорабов сделала «Петровича» крупнейшим продавцом стройматериалов

Forbes
Сила слова: 10 нобелевских речей писателей-гуманистов Сила слова: 10 нобелевских речей писателей-гуманистов

Концентрированная нобелевская мудрость в речах писателей-гуманистов

Esquire
Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
Речной дворец Речной дворец

Северный речной вокзал открылся после масштабной реставрации

AD
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Что читать: новый сборник Людмилы Улицкой «Бумажный театр» Что читать: новый сборник Людмилы Улицкой «Бумажный театр»

Фрагмент из новой книги Людмилы Улицкой о театре

Esquire
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Урок литературы длиною в жизнь Урок литературы длиною в жизнь

Разговор учительницы и ученика, которые впервые встретились в середине 50-х

Seasons of life
Открыть в приложении