Инвестиции / ICO
Модерн токен
Криптовалюты: новая экономика или обман мирового масштаба?
В июле 2017 года организатор очередного ICO решил то ли пошутить, то ли сообщить чистую правду. «Вы собираетесь отдать свои деньги случайному человеку в интернете, а он купит на них какую-то вещь. Возможно, телевизор с большим экраном. Серьезно, не покупайте эти токены», — написал он на своем сайте uetoken.com. Инвесторы откровенность оценили и купили почти 4 млн токенов за $68 071 (в криптовалюте), обеспечив организатору 56 телевизоров. Спустя месяц капитализация «самого бесполезного токена» (UET, Useless Ethereum Token) выросла в 2,5 раза.
В 2017 году интерес к криптоэкономике перерос майнинг и сфокусировался на ICO (Initial Coin Offering). Это привлечение финансирования для проектов и компаний с помощью технологии блокчейн. И хотя название отсылает к IPO (Initial Public Offering), ICO больше напоминает венчурное инвестирование.
102 $ млрд составляет совокупная капитализация криптовалют (по данным CoinMarketCap на 3 августа)
В рамках ICO компания-эмитент выпускает на специальной веб-платформе (например, Ethereum или Waves) токены — смарт-контракты, которые можно купить за криптовалюту. Токены торгуются на биржах, например Poloniex, их цена зависит от достижений команды, условий в смарт-контракте и волатильности всего крипторынка. Но они не равны доле в капитале компании (как акция), и на ICO эмитенты продают не работающий бизнес (как на IPO), а лишь идеи и обещания.
Организаторы ICO уже привлекли ошеломительные суммы. В первом полугодии 2017-го — $1,2 млрд, по данным Token Data, в июле — еще почти $400 млн. Общая капитализация рынка криптовалют с начала года выросла примерно в пять раз, до $100 млрд.
«Полгода назад в индустрии были только гики, не было фондов, не было понимания бизнеса. Морковка в виде ICO привлекла в отрасль тысячи бизнесменов, айтишников, инвесторов», — говорит Елена Масолова, основатель стартапов Darberry (Groupon Russia), Pixonic, Eduson и фонда AddVenture. Популярность ICO легко объяснима, ведь собирать средства обычными способами (IPO, венчурное инвестирование, краудфандинг) труднее, чем криптовалюту, считает исполнительный директор прайм-брокера Exante Анатолий Князев. На ICO компании привлекают у инвесторов деньги под горящие глаза, говорит директор группы по предоставлению юридических услуг для технологических проектов компании «Делойт» и председатель российской организации Blockchain.community Артем Толкачев: «Я читаю White Paper (аналог проспекта эмиссии при IPO) и документы к ICO, и все, что там написано, можно изложить в нескольких словах: вы не получаете ничего».