Лови момент
Какой след во французском виноделии оставил 22-й президент Пятой республики Жак Ширак.

Carpe Diem. Эта фраза из оды Горация, означающая «наслаждайся сегодняшним днем» или «лови момент», стала одним из тех крылатых латинских выражений, смысл которых замылился от многократного, многовекового и многонационального употребления. Однажды во Франции я увидел бутылку бретонского сидра с названием, состоящим из этих двух слов. Красивая, из прозрачного белого стекла, классическая шампанская бутылка с золотистым напитком, как если бы это был по меньшей мере Cristal. Она была как вызов, и не попробовать было нельзя.
При всей моей симпатии к Бретани вообще и к бретонскому сидру в особенности я не ожидал, что яблочный недоброд, каковым сидр по сути своей и является, может оказаться настолько глубоким в аромате и одновременно сладким, легким, структурным во вкусе. Заинтригованный, я обратился к интернету и не без оттенка польщенного честолюбия обнаружил, что понравившийся мне Carpe Diem считается любимым сидром Жака Ширака и с 1997 года поставляется в Елисейский дворец. У 22-го президента Пятой республики определенно был вкус.
Политикам и дипломатам Жак Ширак был известен как любитель пива, что контрастировало с предпочтениями его предшественника на посту президента, знатока и любителя вин Франсуа Миттерана. На официальных церемониях Ширака замечали то с немецким пивом Beck, то с мексиканским Corona. Однако, как в 2013 году написала газета New York Times, «несмотря на желание казаться на публике любителем пива, Жак Ширак на самом деле имел тонкий вкус к искусству и к вину». Из очерка NYT следовало, что особенно