Миллиардер Роман Троценко затевает новые масштабные проекты

ForbesБизнес

Игра вдолгую

Миллиардер Роман Троценко, сколотивший состояние на коммерческой недвижимости и аэропортах, затевает новые масштабные проекты. Кто помогает ему производить метанол, добывать золото и осваивать Арктику?

Текст: Сергей Титов

Роман Троценко собирается стать игроком из топ-3 в золотодобыче и химии. $6,0 млрд намерен потратить Троценко на создание химического кластера в Волгограде

Штаб-квартира корпорации АЕОН 49-летнего Романа Троценко разместилась вблизи Фрунзенской набережной по соседству с Минобороны и Следственным комитетом. Комплекс малоэтажных зданий окружен глухой стеной с проволокой, на входе — будка охраны. Центральный корпус с ограниченным доступом стоит за отдельной оградой, для прохода туда требуется магнитная карта. Троценко, отметившийся в 2000-х агрессивными сделками с московской недвижимостью, не имеет отношения к дизайну территории, утверждает его секретарь. Планировка не менялась с 1930-х, когда здесь располагалась Всесоюзная строительная выставка. О первом серьезном бизнесе миллиардера — речных перевозках — напоминают два метровых корабельных винта, которые вращаются на стене между первым и вторым этажами. По словам Троценко, в здании 1936 года постройки одно время работал легендарный конструктор ракет Сергей Королев. Одну из стен переговорной, где миллиардер дает интервью Forbes, целиком занимает масштабное панно — фантазия на тему добычи гелия-3 на Луне. Недавние инициативы Троценко тоже отмечены космическим размахом. С 2013 года он планомерно выходит из девелоперских проектов и судостроения, а вырученные деньги вкладывает в химию и золото. В этих отраслях миллиардер намерен войти в тройку лидеров. О транспорте он тоже не забывает — затеял мегастройку в Арктике.

Общая химия

Опустевшие цеха, груды оборудования, бездомные собаки — таким предстал перед Андреем Донских некогда величественный волгоградский «Химпром». Руины произвели на бывшего зампреда правления Сбербанка гнетущее впечатление и скорее напоминали декорации к фильму «Сталкер», нежели одно из крупнейших химических производств СССР.

В 2000-х производство «Химпрома» было перепрофилировано с химического оружия на полимерную тару и пленку. «Оборудование было устаревшим, продукция — абсолютно невостребованной», — вспоминает заместитель волгоградского губернатора Роман Беков. Ежегодно завод приносил убыток в 1 млрд рублей. К 2014 году совокупный убыток достиг 12 млрд рублей, и «Ростех», которому принадлежал «Химпром», решил закрыть производство.

В обладминистрацию зачастили ходоки, рассказывает Беков. Но они проявляли интерес к отдельным цехам, комплексного решения не было. В 2016 году на «Химпром» обратил внимание Донских, к тому времени завершивший карьеру банкира. Он искал объект для инвестиций и заинтересовался переработкой газохимического сырья. «Россия занимает первое-второе место по производству нефти и газа и отстает в производстве первого и второго передела — пластиков и метанола», — объясняет Донских. «Химпром» показался ему перспективной площадкой: близость к Каспийскому нефтегазовому сектору сулила сырье, а река Волга — «привлекательную экспортную логистику». Поучаствовать в проекте он предложил Троценко, с которым был знаком еще по Сбербанку: «Мне нравится его стиль — достаточно агрессивный на рынке. Для меня он составлял разумный баланс, я-то вообще банкир. Но в целом он человек, просчитывающий риски».

К тому времени Троценко собрал крупнейший региональный аэропортовый холдинг (всего 17 аэропортов) и искал новую нишу. «Как отраслевой консолидатор, АЕОН всегда смотрит на несколько ключевых параметров: чтобы отрасль была комплементарна текущему этапу развития страны, чтобы в ней можно было сделать игрока, который входил бы в первую тройку, и чтобы компания могла выйти на $1 млрд EBITDA», — говорит он. Химия соответствовала этим условиям.

Троценко по пять часов в день занимался изучением новой для себя темы — заказывал отчеты, расспрашивал специалистов. Точкой входа стал кемеровский «Азот». Он купил 60% крупнейшего химического предприятия за Уралом у «Сибирского делового союза» (СДС) Михаила Федяева и Владимира Гридина. Сделку прокредитовал ВТБ, деньги (около $500 млн) ушли в счет погашения долгов СДС, ранее Троценко выкупил у Федяева с Гридиным кемеровский аэропорт.

В Волгограде у Троценко тоже был аэропорт. Сначала бизнесмен собирался выпускать на «Химпроме» продукцию, которую производит «Азот». Но после консультации с Донских решил синтезировать метанол и экспортировать его в Южную Европу и Северную Африку. Донских, Троценко и его соратник Александр Шведов выкупили на торгах площадку «Химпрома» за 103 млн рублей и долги предприятия. Проект на 1 млн т метанола оценили в $800 млн. Технологическими партнерами стали японские Marubeni Corporation и Mitsubishi: американские и европейские компании опасались работать с Россией из-за санкций.

Обе японские компании собирались стать партнерами «Роснефти» по строительству газохимического комплекса на Дальнем Востоке. Но в мае 2019 года госкомпания признала проект нерентабельным и отказалась от него. И через месяц на саммите G20 в Осаке Marubeni и Mitsubishi объявили, что займутся сбытом продукции волгоградской площадки Троценко, бывшего советника главы «Роснефти» Игоря Сечина (миллиардер называет себя его учеником). Тогда же прошла встреча Владимира Путина с премьером Японии Синдзо Абэ, на которой Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) вместе с Japan Bank for International Cooperation пообещал присоединиться к проекту.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самые оборотистые Самые оборотистые

10 главных продавцов товаров и услуг в российском интернете

Forbes
Егермейстер: как правильно пить и чем закусывать немецкий ликер «с оленем» Егермейстер: как правильно пить и чем закусывать немецкий ликер «с оленем»

Веселый и вкусный напиток, с которым нужно быть осторожным.

Playboy
Инерционный поворот Инерционный поворот

Многолетние периоды крепкого рубля обычно заканчиваются девальвационным шоком

Forbes
Спиртакиада: ещё 11 алкогольных игр Спиртакиада: ещё 11 алкогольных игр

Кавалькада шумных, курьезных и пьяных забав

Maxim
Итоги года: Январь, февраль, март Итоги года: Январь, февраль, март

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Уиллем Дефо: «Временами мне было страшновато на съемках „Маяка“» Уиллем Дефо: «Временами мне было страшновато на съемках „Маяка“»

Уиллем Дефо о том, как оказался на необитаемом острове с Робертом Паттинсоном

Maxim
Тусовочное место Тусовочное место

Как основатели Bash.Today цифровизировали сферу организации мероприятий

Forbes
Преступления без наказания: «отец» Glencore, экс-премьер Таиланда и другие миллиардеры, избежавшие правосудия Преступления без наказания: «отец» Glencore, экс-премьер Таиланда и другие миллиардеры, избежавшие правосудия

Крупные бизнесмены, которым приходилось бежать из страны

Forbes
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Рожать второго или заняться своей жизнью? Как принять решение Рожать второго или заняться своей жизнью? Как принять решение

Многих женщин мучает вопрос: планировать второго или дать себе шанс «выдохнуть»?

Psychologies
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть

Тевтонские псы-рыцари не стали читать эти советы и утонули, провалившись под лед

Maxim
Настоящий полковник Настоящий полковник

Строительный и вещевой рынки сделали Владимира Лещикова миллиардером

Forbes
Дети? Нет, спасибо Дети? Нет, спасибо

Почему мужчины боятся отцовства: разбираем основные страхи

Лиза
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Плоские утехи Плоские утехи

Женщины бьют тревогу: современные мужчины устали от секса

GQ
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Кто решает, как будут выглядеть Джим Керри, Бретт Гельман и Билл Хейдер на красной дорожке? Кто решает, как будут выглядеть Джим Керри, Бретт Гельман и Билл Хейдер на красной дорожке?

Голливудский стилист Марк Холмс очень любит свою работу

GQ
Поворотный момент Поворотный момент

Как «Формула-1» изменится в 2021 году

Forbes
10 фильмов, которые советует Александр Роднянский 10 фильмов, которые советует Александр Роднянский

Выбирайте – «Джокер» или документальное кино о Диего Марадоне.

GQ
Зверское противостояние Зверское противостояние

Зоопарки Берлина как зеркало холодной войны

Forbes
Инна Волкова Инна Волкова

Певица и участница «Колибри» возрождает легендарную группу девяностых и нулевых

Собака.ru
Идеальная пара Идеальная пара

Обувной бренд duet.by.me зарабатывает десятки миллионов рублей

Forbes
8 лучших молодых футболистов России 8 лучших молодых футболистов России

Кто из нашей молодежи может пополнить состав сборной в ближайшее время

GQ
Теория и практика игр Теория и практика игр

Братья Игорь и Дмитрий Бухманы построили компанию Playrix

Forbes
10 доказанных наукой способов поднять себе настроение 10 доказанных наукой способов поднять себе настроение

Ты не можешь повлиять на цену нефти, зато есть способы поднять себе настроение

Maxim
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Хочу поговорить Хочу поговорить

Лучший способ понять, чего вы ждете друг от друга в постели, — обсудить это

Добрые советы
Простые вещи Простые вещи

Денис Шевченко к 30 годам прошел путь от челнока до владельца модного бренда

Forbes
#пронауку: как мозг принимает решения без нашего участия #пронауку: как мозг принимает решения без нашего участия

Мозг — сложнейшая система, которая до сих пор полностью не изучена

РБК
Открыть в приложении