«Быстрая приватизация всегда приводит к появлению новых олигархов, которые блокируют преобразования в экономике»
Forbes поговорил с французским экономистом Филиппом Агийоном, бывшим наставником президента Макрона.
Известный экономист, профессор Гарвардского университета, Лондонской школы экономики и College de France Филипп Агийон известен не только благодаря своим экономическим воззрениям: он активно участвует в разработке экономической политики Франции. В числе его учеников и нынешний президент страны Эммануэль Макрон. Агийон раскрывал ему секреты экономического роста, когда тот был еще совсем молод и работал в аппарате президента Николя Саркози. Макрон — способный ученик и быстро учится, признает Агийон. С тех пор Макрон сам стал президентом и взялся за непопулярные у политического истеблишмента и профсоюзов реформы налогового законодательства и Трудового кодекса. Недавно Агийон выступал с почетными лекциями в Москве по приглашению РЭШ, и Forbes поговорил с влиятельным экономистом о санкциях, экономических реформах, олигархах и спросил его, почему Макрон так часто встречается с Владимиром Путиным.
Принято считать, что вы сформировали экономические воззрения президента Макрона и именно вам Франция обязана теми реформами, которые он реализует.
Я объяснял ему теорию роста и другие экономические закономерности. Мы начали работать с ним, когда президентом Франции стал Николя Саркози и была сформирована комиссия по улучшению качества роста, ее задачей была разработка реформ. В этой комиссии и работал Макрон. Тогда он был совсем молодым человеком и вел протокол заседаний. О теории экономического роста Макрон мало что знал. А я как раз специализировался на этой теме и вел исследования. Макрон часто приходил ко мне домой, и мы обсуждали, как перезапустить экономику. Он был способным учеником +- быстро учился.
Что было на уме у молодого Макрона, амбиции лидера нации вы замечали?
Он не говорил, что хочет стать президентом. Он интересовался многими вопросами в экономике и даже советовался, стоит ли ему идти в бизнес. Мы стали друзьями за эти более чем 10 лет.
Что хотел и хочет изменить Макрон в экономике?
У Франции за долгие годы накопилось много проблем: она была быстрорастущей экономикой в 1945–1973 годах, а затем развитие стало очень медленным. Нужно было принимать меры, но консерваторы выступали против реформ. С Макроном мы много соприкасались и во время президентства Франсуа Олланда, когда упор был сделан на реформирование отраслей. К тому времени Макрон уже набрался знаний. Сейчас президент Макрон воплощает то, что мы пытались внедрить еще семь лет назад. Он прагматик и ориентирован на результат. Он взялся за реформу налогового законодательства и Трудового кодекса. Сейчас он реформирует государственное управление и госбюджет.
Какая из реформ является самой сложной для президента, где больше всего политического противодействия?
Это как раз налоговое и трудовое законодательство. Попытки реформировать эти сферы стоили некоторым политикам их карьеры. Реформы были частью экономической программы Макрона еще в период предвыборной гонки, и конкретика мер позволила ему одержать победу, в то время как его соперники пользовались старыми политическими заготовками.
Конкуренты Макрона на пост президента не хотели ничего менять?