Фильмы 1945-го: какие картины показывали в год Победы и почему они изменили советский кинематограф
В 1945 году в Москве вышел на экран 41 фильм, причем многие из них стали важными вехами в развитии советского кино. Главное архивное управление города Москвы и центры госуслуг «Мои документы» создали виртуальный музей «Москва — с заботой об истории», где среди прочих свидетельств войны представлена хроника кинопремьер военных лет, а также собраны документальные ленты того времени.
Для советского кино 1945 год стал важным рубежом. Дело не только в окончании войны, хотя и в нем тоже: на экраны тогда выходили фильмы, снятые, пока еще шли боевые действия, а смотрели их люди на уже освобожденных от врага территориях, а часто — и вовсе после победы. С одной стороны, память о войне была еще свежа, с другой — зрители истосковались по мирной жизни. И эта двойственность — желание на время забыть о боли и понимание, что некоторых вещей нельзя забывать никогда, — во многом определяли репертуар кинотеатров 45-го, стационарных или импровизированных, когда фильмы, привезенные кинопередвижкой, проецировались на простыню или просто белую стену.
Кино военного времени было удивительно свободным: режиссеры снимали то, что хотели и считали нужным, а власть практически ничего не запрещала. Дело было не в какой-то либерализации: просто цели и желания тех и других тогда совпадали. Правда, в первые месяцы войны были некоторые проблемы у документалистов, от которых требовали показывать поменьше ужасов и побольше героизма, но довольно скоро политика и здесь стала более адекватной: 6ыло решено, что снимать тяготы и лишения тоже необходимо. На экраны, конечно, допускали не всё, но и тут в целом сформировался некоторый консенсус: людей, чьи родные и близкие были на фронте или на оккупированных территориях, стоило щадить.
Однако уже в 1946 году вышло постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) «О кинофильме “Большая жизнь”», где подверглась критике не только вторая часть этого фильма о шахтерах Донбасса, но и «Адмирал Нахимов» Пудовкина, «Простые люди» Козинцева и Трауберга, а также продолжение «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Первую часть фильма, где сильный и мудрый царь объединял русские земли, показали в 45-м, и тогда все остались ею довольны. Но вторая серия сразу оказалась под запретом: режиссер, как выяснилось, представил «прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов, наподобие американского ку-клукс-клана, а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».
Тогда же стал заметен и переход от павильонных съемок к натурным. Довоенное кино и без того зачастую снималось в декорациях, а когда студии отправились в эвакуацию в Среднюю Азию, это стало необходимостью. В «Радуге» Марка Донского, одном из самых известных фильмов военных лет, украинскую деревню снимали на ашхабадском стадионе: вместо снега там были соль и нафталин, а сосульки выдували из стекла. Соборы и царские палаты в «Иване Грозном» делались даже не из фанеры, которой не было в Алма-Ате, а из камышовых циновок.