Удается ли судостроительной отрасли справиться с трудностями?

ФедералПрессБизнес

Морской «портфель»: перспективы судостроения без импортного оборудования

Елена Бутырина

За последние два года с рынка морских транспортных услуг ушли все иностранные суда, которые были задействованы в перевозках российских грузов, к тому же прекратилась поставка судового комплектующего оборудования для выполнения заказов отечественными верфями. Это потребовало развития собственных компетенций для освоения целого ряда критических позиций оборудования, а также скорейшего обновления и наращивания отечественного флота. Задачу по его развитию для выстраивания эффективных торговых потоков в условиях меняющейся логистики и кардинальных перемен в глобальной экономике в своем послании Федеральному собранию в конце февраля поставил президент России Владимир Путин. Удается ли отрасли справиться с трудностями?

Корабельный прогресс

Как сообщила пресс-служба министерства промышленности и торговли России, судостроительная отрасль состоит как из ключевых интегрированных структур — это Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), судостроительная корпорация (ССК) «Ак Барс» (в состав данных структур входит более 100 организаций с общей численностью около 150 тыс. человек и суммарным объемом рынка более 90%), так и обособленных частных компаний — Окская судоверфь, СЗ «Отрадное», Находкинский СРЗ, Ливадийский РСЗ, Онежский ССЗ и ряд других. Всего в отраслевом разделе судостроительной промышленности Реестра ОПК числятся более 200 промышленных организаций, из которых 75 — это судостроительные и судоремонтные заводы.

По данным Минпромторга РФ, всего с 2019 по 2023 год предприятиями отрасли было построено порядка 460 гражданских судов различных проектов, из которых более 350 имели водоизмещение 100 тонн и выше. В 2023 году завершилось строительство 108 судов гражданского назначения, включая 64 судна полным водоизмещением 100 тонн и более. Данный показатель значительно превзошел результат предыдущего года — тогда заказчики получили 84 гражданских судна. Совокупное водоизмещение гражданских судов, построенных в прошлом году, превысило 450 тыс. тонн — втрое больше, чем в 2022 году.

Агентство SeaNews, ссылающееся на информационно-аналитическую систему «Мировой и российский флот», приводит свои данные по крупнотоннажным судам гражданского назначения, построенным российскими корабелами в минувшем году, — 57, в том числе 26 — верфями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в состав которой входят до 80% всех производственных мощностей в России, а 31 — другими предприятиями. Согласно им, лидером по судостроению в прошлом году стал Приволжский федеральный округ, построивший 19 судов, второе место занял Северо-Западный федеральный округ, чьи верфи сдали заказчикам 15 судов, а третье и четвертое — Южный и Дальневосточный федеральные округа — 10 и 8 судов соответственно. В Сибирском, Уральском и Центральном федеральных округах было построено 3 и 1 вспомогательных судов соответственно.

В Минпромторге РФ сообщили, что в рамках запущенной программы строительства нового рыбопромыслового флота в настоящее время в постройке в различной степени технической готовности находятся более 60 судов промыслового флота. Всего в рамках реализации программы инвестиционных квот завершено строительство 24 промысловых судов различных проектов, из них уже в текущем году 3 судна переданы заказчикам.

Судя по информации самой ОСК, в минувшем году портфель сданных заказов ОСК включал 8 судов, построенных в Санкт-Петербурге, Выборге и Хабаровске для рыболовецкой флотилии (речь о двух больших морозильных рыболовных траулерах проекта СТ-192 «Механик Маслак» и «Механик Сизов», морозильном траулере-процессоре проекта 170701 «Капитан Соколов», двух траулерах-процессорах проектов КМТ01 и КМТ02 «Белое море» и «Дмитрий Кожарский», двух краболовах проекта 03141 «Омолон» и «Кедон», краболове проекта КСП01 «Вайгач»), 9 сухогрузов проекта RSD59, сооруженных в Нижнем Новгороде, 2 танкера-химовоза проектов RST25/7 и 00216М, автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев», который был построен амурскими корабелами для эксплуатации на Дальнем Востоке, пассажирские и другие суда. Прошлогодняя закладка на верфях ОСК судов позволит вскоре пополнить отечественный гражданский флот контейнеровозами проекта 00108, многофункциональным аварийно-спасательным судном ледового класса проекта MPSV06М «Анадырь», научно-экспедиционным судном «Иван Фролов», скоростными пассажирскими катамаранами проекта «Котлин», тремя круизными лайнерами проекта 00840 «Карелия». Всего в 2024 году предприятиями корпорации запланировано передать заказчикам 36 гражданских судов. Несколько из них были спущены на воду весной: на астраханской верфи «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта — универсальный сухогруз «Каспийский берег» проекта RSD49 для перевозки генеральных, навалочных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов и опасных грузов в Каспийском, Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях российско-иранской судоходной компанией; на «Восточной верфи», которой управляет Амурский судостроительный завод, — строящееся в рамках инвестпроекта «квоты под киль» пятое судно-краболов проекта 03141 «Пума», ледовый класс которого — (РС) КМ Ice2 (REF) fishing vessel — позволяет эксплуатировать его в мелкобитом льду толщиной до полуметра; на «Северной верфи» — морозильный траулерпроцессор «Капитан Абакумов» проекта 170701 — уже шестой по счету, заказанный рыбопромышленным холдингом «Норебо» для северо-атлантического промысла, а также головной ярусолов-процессор «Гандвик-1» проекта МТ1112XL для рыболовецкой компании «Вирма» — суда построены по программе «квоты под киль». Кроме того, на построенном «Адмиралтейскими верфями» большом морозильном рыболовном траулере «Капитан Мартынов» — четвертом в серии проекта СТ-192 для «Русской Рыбопромышленной Компании» — был поднят Государственный флаг Российской Федерации.

Сошедшие со стапелей других верфей, не входящих в ОСК — «Тюменьсудокомплекта», Череповецкого судостроительного завода, Ахтубинского судостроительно-судоремонтного завода, «Благоверфи», Самарского судостроительного и судоремонтного завода «Нефтефлота», Зеленодольского завода имени А. М. Горького, Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева, верфи «Эмпериум» и других, — включали краболовы «Хабаровск», «Шантар» и «Капитан Александров», несколько вспомогательных буксиров и других судов, скоростные суда на подводных крыльях и другие пассажирские суда. Построенные на судостроительном комплексе (СКК) «Звезда» на Дальнем Востоке по заказу «Роснефтефлота » и «Совкомфлота» два танкера типа Aframax — «Академик Губкин» и «Восточный проспект» — пополнили нефтеналивной флот России.

«Еще одним значимым направлением, интерес к которому в России существенно возрос в последние годы, являются круизы на внутренних водных путях. В части круизных судов основных проектов на АО «ССЗ «Лотос», АО «Средне-Невский судостроительный завод», ПАО «Завод «Красное Сормово», а также на мощностях ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» размещены заказы на постройку судов для круизных линий проектов ПКС180, PV300VD, А45-90.2, 00840 «Карелия» и RPV 8714. В части скоростных судов востребованность, прежде всего, подтверждена высокими темпами строительства и имеющимся объемом спроса на продукцию ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева и Зеленодольского завода им. А. М. Горького. К ним относятся суда на подводных крыльях типа «Валдай», «Метеор». Кратный рост туристического потока в Кронштадте в 2023 году обусловлен выводом на линию катамаранов проекта 04580 «Котлин», построенных на Средне-Невском заводе. Также к перспективным относятся суда катамаранного типа проектов HSC150 и HSC200. Отдельное внимание стоит уделить судам с экологичными видами топлива. Верфь «Эмпериум» в рамках программы льготного лизинга реализует проекты постройки судов типа «Экокруизер» (серия из 5 ед.) для Красноярска, Нижнего Новгорода, Перми, Санкт-Петербурга и Самары, а также судов типа «Экобас» для проекта водного электротранспорта г. Москвы (серия из 21 ед.). Также в эксплуатации находится судно на СПГ проекта 03622 «Чайка СПГ» (построено в 2021 г.)», — сообщили в Минпромторге.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Секрет свежести Секрет свежести

5 правил сушки белья, которые стоит знать каждому

Лиза
Как перышко: 10 легких, но неглупых сериалов Как перышко: 10 легких, но неглупых сериалов

10 отличных и тонко сделанных сериалов, которые смотрятся на одном дыхании

Правила жизни
Усыновление взрослых мужчин, пожизненная работа и тетрафобия: 10 особенностей японской культуры, которые вас удивят Усыновление взрослых мужчин, пожизненная работа и тетрафобия: 10 особенностей японской культуры, которые вас удивят

Особенности жизни в Японии, которые могут показаться очень странными

ТехИнсайдер
История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке! История, как фермер случайно наткнулся на 1100-летний меч викингов на своем участке!

Фермер нашел на своем участке один из знаменитых мечей Ульфберта

ТехИнсайдер
Оказалось, что сыр делает старость счастливой Оказалось, что сыр делает старость счастливой

Сыр улучшает психическое здоровье и стрессоустойчивость

ТехИнсайдер
Строила новый быт: как Екатерина Максимова стала первой русской женщиной-архитектором Строила новый быт: как Екатерина Максимова стала первой русской женщиной-архитектором

Екатерина Максимова — женщина-архитектор и автор конструктивистского шедевра

Forbes
Иван Чечот Иван Чечот

Иван Дмитриевич Чечот — солнце русского искусствоведения!

Собака.ru
Карнавализация действительности: как устроен светский Петербург Карнавализация действительности: как устроен светский Петербург

Как и чем живет светский Петербург и почему цель — это путь

РБК
Искусственный отбор Искусственный отбор

Россия — не просто наблюдатель, а один из активных участников ИИ-революции

СНОБ
Дмитрий Леонтьев: CHANGAN UNI-Т — жертва стиля Дмитрий Леонтьев: CHANGAN UNI-Т — жертва стиля

Такие автомобили обычно называют «дамскими сумочками»

4x4 Club
Государство и инвестиции: как найти баланс? Государство и инвестиции: как найти баланс?

Можно ли избежать торможения экономического роста при росте налогового бремени?

Монокль
«На улице Дыбенко»: дебютный роман драматурга Кристины Маиловской «На улице Дыбенко»: дебютный роман драматурга Кристины Маиловской

Глава из романа о поколении девяностых, детских травмах и зависимости

СНОБ
Отдохнуть в IT-парке: куда переезжают российские стартапы Отдохнуть в IT-парке: куда переезжают российские стартапы

Куда релоцировались российские технологические компании и их сотрудники

Forbes
Самая большая ДНК среди всех организмов на Земле у скромного папоротника: его геном в 50 раз больше, чем у человека Самая большая ДНК среди всех организмов на Земле у скромного папоротника: его геном в 50 раз больше, чем у человека

Ученые представили нового рекордсмена по длине ДНК

ТехИнсайдер
Роман с роботом: плюсы, минусы, подводные камни Роман с роботом: плюсы, минусы, подводные камни

Насколько безопасно вступать в романтические отношения с роботом?

Forbes
Юлия Немчина Юлия Немчина

Гендиректор ГК «Рики» с командой в 2023-м громко отметили 20-летие Смешариков

Собака.ru
Квартира для души Квартира для души

Сочетание комфортабельности люксового отеля и особой атмосферности

SALON-Interior
Почему символами Олимпийских игр являются кольца и что означают их цвета: немногие догадываются об этом Почему символами Олимпийских игр являются кольца и что означают их цвета: немногие догадываются об этом

Кто придумал символ Олимпийских игр и что он означает?

ТехИнсайдер
Путешествие на край пустыни Путешествие на край пустыни

«Правила жизни» вспоминают африканскую экспедицию классика Николая Гумилева

Правила жизни
Внезапно Внезапно

Скромное место, где умещаются традиции тосканской гастрономии и виноделия

Seasons of life
За 11 лет рейнджеры удалили из двух вьетнамских заповедников почти 120 тысяч браконьерских петель За 11 лет рейнджеры удалили из двух вьетнамских заповедников почти 120 тысяч браконьерских петель

Рейнджеры удалили из двух вьетнамских заповедников 118151 проволочную петлю

N+1
На Евро со стройки: защитник сборной Италии пять лет назад работал кровельщиком На Евро со стройки: защитник сборной Италии пять лет назад работал кровельщиком

Удивительная история игрока «Ювентуса» Федерико Гатти

Forbes
Королевство полного абсурда Королевство полного абсурда

«Кафка»: байопик в духе Уэса Андерсона

Weekend
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
Обновить страницу Обновить страницу

Именитых писателей все сильнее теснят промпт-инженеры человеческих душ

СНОБ
Юрии Набатов Юрии Набатов

Надежный штурман Юрий Набатов инвестирует в урбанизм

Собака.ru
Существует ли пищевая зависимость Существует ли пищевая зависимость

Когда тяга к еде становится чем-то большим, чем просто желанием есть?

ТехИнсайдер
В духе Кандинского В духе Кандинского

Квартира-путешествие в стиле живописи Василия Кандинского

Идеи Вашего Дома
8 легких способов повысить уровень дофамина 8 легких способов повысить уровень дофамина

Когда вырабатывается дофамин? Как увеличить его количество в организме?

Psychologies
Открыть в приложении