Анна и Виталий Черепановы: искусство как игра

WeekendКультура

Случаи из уличной жизни

Анна и Виталий Черепановы: искусство как игра

Текст: Анна Толстова

«Набор Черепановых» №3, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Художники из Нижнего Тагила Анна и Виталий Черепановы (род. 1989 и 1990 соответственно) работают в самых разных медиа, от живописи до перформансов под уличными камерами видеонаблюдения. Однако их главный труд — создание горизонтальных творческих сообществ и непредсказуемых творческих ситуаций, игра в ситуационистском духе.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Нет, это совсем другие Черепановы, и с легендарной нижнетагильской династией механиков, изобретателей паровоза, родственных связей у них нет. Однако они, игроки и мифотворцы, с большим энтузиазмом относятся к знаменитым однофамильцам — культурным героям городского мифа, благодаря которым ощущали себя «супертагильскими художниками», шутили, что в центре города уже поставили памятник Черепановым, и мечтали сделать выставку в «Доме Черепановых», филиале Нижнетагильского музея-заповедника. В конце концов Анна и Виталий Черепановы тоже изобретатели: они изобретают оригинальные художнические стратегии, и даже если потом оказывается, что нечто подобное уже было кем-то придумано, то это не плагиат, а синхронность того же рода, что и в истории изобретения радио.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы
Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

К тому же эти «другие Черепановы» тоже относятся к славной династии: дед Виталия, самодеятельный художник Виталий Николаевич Черепанов, всю жизнь проработал на Нижнетагильском металлургическом комбинате, а выйдя на пенсию, уехал из города в поселок Висим — со временем усадьба Черепановых с расписной крышей и садом деревянной скульптуры стала такой же важной висимской достопримечательностью, что и Дом-музей Мамина-Сибиряка, а работы Черепанова-старшего можно увидеть на выставках современного искусства, которые делает художник-куратор Владимир Селезнев. Так, дед и внук встретились в 2017 году на селезневском «Миростроении», лучшем спецпроекте 4-й Уральской индустриальной биеннале.

«Набор Черепановых» №3, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Анна и Виталий познакомились на подготовительных курсах Нижнетагильского пединститута: оба собирались поступать на худграф, который славился свободомыслием: на встрече с первокурсниками декан говорил, что защищать диплом можно коллективно в форме тотальной инсталляции, как группа «Зер Гут» (Владимир Селезнев из «зергутов» был первым именем в современном искусстве, какое они узнали, и было важно, что имя это — нижнетагильское). Она закончила институт, он не закончил учебу — уехал в Петербург, где изучал основы «богословия в красках» на манер Эль Греко в «Академии Сверхкартины» Вячеслава Чеботаря, но вскоре бросил эту странную арт-секту и вернулся на родину. Черепановы начали работать вместе как стрит-артисты, авторы проекта «Смайл смайл»: разъезжая автостопом по Уралу, они улучшали рекламу наклейками с жутковатыми улыбками или оставляли композиции из зубастых смеющихся ртов на стенах как тотемные знаки, чтобы символически обживать пространство разных уральских городов (позднее они продолжат свои улыбчатые интервенции в Европе, и теперь черепановские «смайлы» можно обнаружить повсюду, от Венгрии до Испании). Однако институционального пространства в Нижнем Тагиле — музеев, выставок, культурных центров — для них не находилось, и они быстро поняли, что над устройством своей художественной жизни придется работать самостоятельно.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

О том, что работают, они заявляли во весь голос: с осени 2013 года в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Челябинске стали появляться огромные красные конструктивистско-лефовские слова-объекты «Работа» и «Дело», где буквы составлялись из всевозможного строительного мусора, оконных рам, дверей, наличников, стремянок (несколько лет спустя одна из таких «Работ» будет открывать основной проект 4-й Уральской индустриальной биеннале куратора Жоана Рибаса). «Работы» были работами группы ЖКП («Жизнь как перформанс»), основанной в Нижнем Тагиле в 2012-м Анной и Виталием Черепановыми вместе с их чуть более старшими товарищами, недавними выпускниками худграфа Ксенией Кошурниковой и Алексеем Токмаковым (Кошурникова преподавала у Черепановой историю искусства, и они подружились).

«Набор Черепановых» №2, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы
«Набор Черепановых» №2, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Брутальным строительно-мусорным паблик-артом, сообщавшим рабочему городу, что быть художником — это тоже тяжелый труд, ЖКП не ограничилась. Их первая выставка «Не возьмешь» прошла в том самом заброшенном доме возле художественного музея, где сделала свою дипломную инсталляцию группа «Зер Гут», и это была заявка на выход в городское пространство — к широкой публике. Они внедрялись в городскую среду не только партизански, но и пытались работать легально, засыпая муниципальное начальство эскизами парковых скульптур и росписей фасадов, а на одной «Ночи музеев» устроили перформанс в духе эстетики взаимодействия, пригласив горожан стать соавторами «Самой большой картины», которая должна была попасть в «Книгу рекордов Гиннесса».

Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Весной 2014 года ЖКП в складчину с друзьями арендовали стометровый гараж в гаражном кооперативе на окраине Нижнего Тагила: из коллективной мастерской он быстро превратился в галерею «Кубива», одну из важнейших художнических самоорганизаций на Урале. Сами себе кураторы, критики, импресарио и разнорабочие, они занимались всем: делали выставки, причем всякий раз перестраивали выставочное пространство — могли превратить его и в танцпол, и в рампу для скейтеров; издавали зин-журнал «ШарМирДобро»; устраивали перформансы и концерты — концертной программой занялся музыкант Аркадий Фридман.

Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы
Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Невозможность финала Невозможность финала

«Санта-Барбара», рязанская версия

Weekend
Химики разобрались в структуре метилалюмоксана Химики разобрались в структуре метилалюмоксана

Химики впервые успешно закристаллизовали коммерческий метилалюмоксан

N+1
Ушедшее в народ Ушедшее в народ

Как сон мастера картонажа прославил духов Мексики?

Вокруг света
5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество 5 пугающе реалистичных романов о технологиях будущего и их влиянии на человечество

Книги об экзоскелета, чипировании и не только

Maxim
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
На что влияет материнская плата и стоит ли на ней экономить На что влияет материнская плата и стоит ли на ней экономить

Чем дорогая материнская плата отличается от бюджетной?

CHIP
Дарья Павленко, Диана Вишнёва Дарья Павленко, Диана Вишнёва

Две суперзвезды современного танца сошлись на сцене БДТ в «Дуо»

Собака.ru
Стивен Кинг одобряет: как фильм ужасов «Полночь с дьяволом» стал сенсацией Стивен Кинг одобряет: как фильм ужасов «Полночь с дьяволом» стал сенсацией

«Полночь с дьяволом»: чем впечатляет эта жуткая сатира на ток-шоу 70-х

Forbes
Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе Вечерний бесогон. В прокате «Полночь с дьяволом» — самый необычный хоррор года, который оказался и не хоррором вовсе

«Полночь с дьяволом» — история про вечернее телешоу, которое пошло не по плану

Правила жизни
Песни, танцы и зрелища: 10 самых легендарных мюзиклов в истории кино Песни, танцы и зрелища: 10 самых легендарных мюзиклов в истории кино

10 самых интересных фильмов с лучшим музыкальным сопровождением

Forbes
Acta diurna populi Romani: первая публичная газета Acta diurna populi Romani: первая публичная газета

Первая газета: Acta diurna populi Romani – «Ежедневные дела римского народа»

Знание – сила
Hyperloop 19 века: как работало удивительное пневматическое метро Альфреда Бича Hyperloop 19 века: как работало удивительное пневматическое метро Альфреда Бича

Кто такой Альфред Бич? Что за пневматическое метро он придумал?

ТехИнсайдер
Приятные бонусы. Топ-5 полезных продуктов для стройной фигуры Приятные бонусы. Топ-5 полезных продуктов для стройной фигуры

Не хочешь отказывать себе в маленьких радостях? И не надо

Лиза
«Каких нам еще доказательств»: Надежда Тэффи о политических судебных процессах «Каких нам еще доказательств»: Надежда Тэффи о политических судебных процессах

Глава из сборника изящных и ироничных рассказов «Забытая Тэффи»

Forbes
Метры культуры и отдыха Метры культуры и отдыха

Почему в дорогих новостройках меньше магазинов и кафе

Деньги
NICA ускорит не только физику NICA ускорит не только физику

Коллайдер для разгона ионов обещает прорыв в радиоэлектронике и ядерной медицине

Монокль
Эксперимент! Современные солдаты проверили, как 3500-летняя броня защищала древних греков Эксперимент! Современные солдаты проверили, как 3500-летняя броня защищала древних греков

Действительно ли древние доспехи эффективно защищали своих владельцев?

ТехИнсайдер
Объект внимания. Как сказать мужчине, что он нравится: подсказки от психолога Объект внимания. Как сказать мужчине, что он нравится: подсказки от психолога

Как признаться в любви мужчине, рассказывает психолог

Лиза
«За права женщин в этом доме еще бороться и бороться»: роман о случайном путешествии «За права женщин в этом доме еще бороться и бороться»: роман о случайном путешествии

Глава из идеального пляжного чтения от Мейв Бинчи «Ночи дождей и звезд»

Forbes
Море внутри Море внутри

Как выглядеть красивой без отдыха на курорте: процедуры для домашнего SPA

Лиза
«Долгосрочные отношения, вне зависимости от масштаба бизнеса и сферы деятельности» «Долгосрочные отношения, вне зависимости от масштаба бизнеса и сферы деятельности»

Как работать с массовым сегментом и почему важно сохранять каналы коммуникации

Деньги
Из жизни отдыхающих Из жизни отдыхающих

7 лучших советских фильмов о курортных романах

Лиза
Просто добавь ИИ Просто добавь ИИ

Что происходит в маркетинге сейчас и чего ждать от внедрения ИИ завтра?

СНОБ
Москвич-полярник Москвич-полярник

По снежным просторам, когда зимой -50, можно путешествовать и на «Москвиче-412»

Отдых в России
Не так страшны, как кажутся: 10 фактов, которые необходимо знать о панических атаках Не так страшны, как кажутся: 10 фактов, которые необходимо знать о панических атаках

Что такое паническая атака? Как с ними бороться?

ТехИнсайдер
Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность Если у вас СДВГ: 10 способов повысить работоспособность

Как научиться работать лучше и эффективнее при СДВГ, рассказывает психолог

Psychologies
Научно доказано: смех — лучшее лекарство, особенно для врачей Научно доказано: смех — лучшее лекарство, особенно для врачей

Какое влияние оказывает смех на здоровье врачей?

ТехИнсайдер
Экономике Дальнего Востока нужны роботы Экономике Дальнего Востока нужны роботы

Новая роль Дальнего Востока в преобразовании цепей поставок

ФедералПресс
Как оставаться спокойным и не срываться? Как оставаться спокойным и не срываться?

Как не будить в себе чудовище и оставаться спокойными в разных обстоятельствах?

Psychologies
6 фраз, которые говорят себе психологически сильные люди 6 фраз, которые говорят себе психологически сильные люди

Проверьте, можно ли считать вас стойким оловянным солдатиком

Maxim
Открыть в приложении