Анна и Виталий Черепановы: искусство как игра

WeekendКультура

Случаи из уличной жизни

Анна и Виталий Черепановы: искусство как игра

Текст: Анна Толстова

«Набор Черепановых» №3, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Художники из Нижнего Тагила Анна и Виталий Черепановы (род. 1989 и 1990 соответственно) работают в самых разных медиа, от живописи до перформансов под уличными камерами видеонаблюдения. Однако их главный труд — создание горизонтальных творческих сообществ и непредсказуемых творческих ситуаций, игра в ситуационистском духе.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Нет, это совсем другие Черепановы, и с легендарной нижнетагильской династией механиков, изобретателей паровоза, родственных связей у них нет. Однако они, игроки и мифотворцы, с большим энтузиазмом относятся к знаменитым однофамильцам — культурным героям городского мифа, благодаря которым ощущали себя «супертагильскими художниками», шутили, что в центре города уже поставили памятник Черепановым, и мечтали сделать выставку в «Доме Черепановых», филиале Нижнетагильского музея-заповедника. В конце концов Анна и Виталий Черепановы тоже изобретатели: они изобретают оригинальные художнические стратегии, и даже если потом оказывается, что нечто подобное уже было кем-то придумано, то это не плагиат, а синхронность того же рода, что и в истории изобретения радио.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы
Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

К тому же эти «другие Черепановы» тоже относятся к славной династии: дед Виталия, самодеятельный художник Виталий Николаевич Черепанов, всю жизнь проработал на Нижнетагильском металлургическом комбинате, а выйдя на пенсию, уехал из города в поселок Висим — со временем усадьба Черепановых с расписной крышей и садом деревянной скульптуры стала такой же важной висимской достопримечательностью, что и Дом-музей Мамина-Сибиряка, а работы Черепанова-старшего можно увидеть на выставках современного искусства, которые делает художник-куратор Владимир Селезнев. Так, дед и внук встретились в 2017 году на селезневском «Миростроении», лучшем спецпроекте 4-й Уральской индустриальной биеннале.

«Набор Черепановых» №3, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Анна и Виталий познакомились на подготовительных курсах Нижнетагильского пединститута: оба собирались поступать на худграф, который славился свободомыслием: на встрече с первокурсниками декан говорил, что защищать диплом можно коллективно в форме тотальной инсталляции, как группа «Зер Гут» (Владимир Селезнев из «зергутов» был первым именем в современном искусстве, какое они узнали, и было важно, что имя это — нижнетагильское). Она закончила институт, он не закончил учебу — уехал в Петербург, где изучал основы «богословия в красках» на манер Эль Греко в «Академии Сверхкартины» Вячеслава Чеботаря, но вскоре бросил эту странную арт-секту и вернулся на родину. Черепановы начали работать вместе как стрит-артисты, авторы проекта «Смайл смайл»: разъезжая автостопом по Уралу, они улучшали рекламу наклейками с жутковатыми улыбками или оставляли композиции из зубастых смеющихся ртов на стенах как тотемные знаки, чтобы символически обживать пространство разных уральских городов (позднее они продолжат свои улыбчатые интервенции в Европе, и теперь черепановские «смайлы» можно обнаружить повсюду, от Венгрии до Испании). Однако институционального пространства в Нижнем Тагиле — музеев, выставок, культурных центров — для них не находилось, и они быстро поняли, что над устройством своей художественной жизни придется работать самостоятельно.

Проект «Парк Вольный», 2016 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

О том, что работают, они заявляли во весь голос: с осени 2013 года в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, Челябинске стали появляться огромные красные конструктивистско-лефовские слова-объекты «Работа» и «Дело», где буквы составлялись из всевозможного строительного мусора, оконных рам, дверей, наличников, стремянок (несколько лет спустя одна из таких «Работ» будет открывать основной проект 4-й Уральской индустриальной биеннале куратора Жоана Рибаса). «Работы» были работами группы ЖКП («Жизнь как перформанс»), основанной в Нижнем Тагиле в 2012-м Анной и Виталием Черепановыми вместе с их чуть более старшими товарищами, недавними выпускниками худграфа Ксенией Кошурниковой и Алексеем Токмаковым (Кошурникова преподавала у Черепановой историю искусства, и они подружились).

«Набор Черепановых» №2, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы
«Набор Черепановых» №2, 2020. Фото: Анна и Виталий Черепановы

Брутальным строительно-мусорным паблик-артом, сообщавшим рабочему городу, что быть художником — это тоже тяжелый труд, ЖКП не ограничилась. Их первая выставка «Не возьмешь» прошла в том самом заброшенном доме возле художественного музея, где сделала свою дипломную инсталляцию группа «Зер Гут», и это была заявка на выход в городское пространство — к широкой публике. Они внедрялись в городскую среду не только партизански, но и пытались работать легально, засыпая муниципальное начальство эскизами парковых скульптур и росписей фасадов, а на одной «Ночи музеев» устроили перформанс в духе эстетики взаимодействия, пригласив горожан стать соавторами «Самой большой картины», которая должна была попасть в «Книгу рекордов Гиннесса».

Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Весной 2014 года ЖКП в складчину с друзьями арендовали стометровый гараж в гаражном кооперативе на окраине Нижнего Тагила: из коллективной мастерской он быстро превратился в галерею «Кубива», одну из важнейших художнических самоорганизаций на Урале. Сами себе кураторы, критики, импресарио и разнорабочие, они занимались всем: делали выставки, причем всякий раз перестраивали выставочное пространство — могли превратить его и в танцпол, и в рампу для скейтеров; издавали зин-журнал «ШарМирДобро»; устраивали перформансы и концерты — концертной программой занялся музыкант Аркадий Фридман.

Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы
Проект «Смайл смайл», 2010 — Фото: Анна и Виталий Черепановы

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Это не джентльмены Это не джентльмены

Выходит сериал «Гангстерленд», где первые эпизоды снял Гай Ритчи

Weekend
Арсенал для петард Арсенал для петард

Экономическая наука сегодня скандально слаба

Монокль
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
5 книг, которые помогут развить критическое мышление, креативность и другие навыки 5 книг, которые помогут развить критическое мышление, креативность и другие навыки

Книги, которые помогут узнать что-то новое или прокачать свои старые знания

Maxim
Болотинг Болотинг

Зачем люди ходят по болотам и какие красоты там можно увидеть?

Новый очаг
Мир разными глазами Мир разными глазами

Глаза по устройству сродни фотоаппарату, но техника за природой не угнаться

Наука и жизнь
Карьеры «Джимни» Карьеры «Джимни»

Меловой период и эволюция «Джимни»

Автопилот
Солнечный ожог Солнечный ожог

Как защитить кожу от солнечных ожогов?

Здоровье
Ледники и тайфуны: где в России можно заняться климатическим туризмом Ледники и тайфуны: где в России можно заняться климатическим туризмом

В каких природных уголках России можно наблюдать последствия изменения климата

Forbes
11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино 11 Telegram-каналов, которые помогут лучше разбираться в кино

Где почитать о фильмах, чтобы было нескучно, актуально и не так, как у всех?

Правила жизни
6 практик для здоровья ума и тела 6 практик для здоровья ума и тела

Практики, которые помогут взять паузу и вернуться в настоящий момент

Psychologies
Чем опасны белые точки на ногтях Чем опасны белые точки на ногтях

На самом деле белые пятна на ногтях — повод не для радостного ожидания

ТехИнсайдер
Pro верить Pro верить

Дизайнер Haval H3 не любил овал

Автопилот
За озарением в Петербург За озарением в Петербург

Современная однокомнатная квартира с необычным интерьером

Идеи Вашего Дома
5 гибридных кроссоверов с наибольшим пробегом на электричестве 5 гибридных кроссоверов с наибольшим пробегом на электричестве

Лучшие гибридные кроссоверы и внедорожники на электричестве

4x4 Club
«Мы до всего доходили опытным путем» «Мы до всего доходили опытным путем»

Алексеей Карахан о принципиальных отличиях туризма от путешествий

Правила жизни
«Не такая уж кошмарная машина»: как Cadillac мерялся с Mercedes, кто из них меньше, и проиграл «Не такая уж кошмарная машина»: как Cadillac мерялся с Mercedes, кто из них меньше, и проиграл

Почему про Cadillac Cimarron не любят вспоминать?

ТехИнсайдер
Потерянная любовь: как жить, если лучшие отношения остались в прошлом Потерянная любовь: как жить, если лучшие отношения остались в прошлом

Что делать, если любовь, которую мы потеряли, была важнее всего в жизни?

Psychologies
Упоительный аромат настоящих ромашек Упоительный аромат настоящих ромашек

Настоящих ромашек всего две — аптечная и зелёная

Наука и жизнь
Грандиозные каньоны и озеро Каинды: что манит в Казахстан Грандиозные каньоны и озеро Каинды: что манит в Казахстан

Пропустить эти места — значит не побывать в Казахстане

РБК
Владимир Кошевой: «У меня возникает эмоциональная зависимость от моих персонажей» Владимир Кошевой: «У меня возникает эмоциональная зависимость от моих персонажей»

Владимир Кошевой — о том, как он перевоплощается в Сталина и Мейерхольда

Монокль
Неприкаянные скитальцы океанов Неприкаянные скитальцы океанов

Айсберги: почему они не тонут, какие метаморфозы испытывают в своих скитаниях?

Наука и техника
Чем мне помогла терапия принятия и ответственности: личный опыт и немного теории Чем мне помогла терапия принятия и ответственности: личный опыт и немного теории

Как подружиться со своими эмоциями и перестать их подавлять?

Psychologies
«Игра королевы»: как Екатерина Парр отстаивала свои убеждения, живя в браке с тираном «Игра королевы»: как Екатерина Парр отстаивала свои убеждения, живя в браке с тираном

«Игра королевы» создает портрет женщины, которая боролась за свои убеждения

Forbes
6 книжных новинок для тех, кто любит пощекотать себе нервы 6 книжных новинок для тех, кто любит пощекотать себе нервы

Книги-триллеры, которые точно не оставят вас равнодушными

Maxim
«Крокодиловы слезы»: миф или реальность? «Крокодиловы слезы»: миф или реальность?

Как плачут крокодилы и плачут ли?

ТехИнсайдер
Играл с Карлсеном и опередил Гейтса: в сборной Англии выступает фанат шахмат Играл с Карлсеном и опередил Гейтса: в сборной Англии выступает фанат шахмат

Рассказываем о необычном увлечении игрока Сборной Англии по футболу

Forbes
6 убеждений, которые лишь усугубят вашу травму 6 убеждений, которые лишь усугубят вашу травму

Шесть распространенных неверных убеждений о психологической травме

Psychologies
Страшные эпизоды из мультсериалов Страшные эпизоды из мультсериалов

Скажем этим мультфильмам спасибо за нашу поломанную психику

Maxim
Биография автогонщика Поля Бельмондо: как он пошел по стопам актера Биография автогонщика Поля Бельмондо: как он пошел по стопам актера

Все о гонщике Поле Бельмондо: биография, карьера, отношения с отцом

РБК
Открыть в приложении