Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?
Согласно словарю Ожегова, семьей принято называть группу живущих вместе близких родственников. В реальности же, значительно удаленной от учебных пособий и толковых словарей, все несколько сложнее. Уже давно, вопреки словам Толстого, и счастливые семьи не похожи друг на друга: количество разнообразных форм брака давно превосходит число представлений социума о нем. Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром? Сохраняют ли свои позиции консервативные модели семьи и брака? Или, может, был уже придуман универсальный рецепт, как создать семью и поддерживать отношения внутри нее? «Правила жизни» пробуют разобраться в хитросплетениях брачных уз вместе с экспертами — профессором кафедры социологии семьи и демографии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктором социологических наук Александром Синельниковым и психоаналитически ориентированным психологом Ольгой Бушуевой.
Согласно недавнему опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), приуроченному ко Дню семьи, любви и верности, больше половины респондентов (51%) считают, что идеальная семья — полная, обязательно с детьми, и лучше, если детей много (больше трех). Второй важной характеристикой стали отношения, основанные на любви, доверии и поддержке, — о таком понимании семейной гармонии мечтают 40% опрошенных. За последние 12 лет представления об идеальной семье изменились: если в 2012 году россияне больше задумывались о материальном достатке, пусть и в ущерб семейным отношениям, то сейчас все чаще говорят о поддержке и взаимном уважении. Эксперты считают, что подобные цифры свидетельствуют «о трансформации ценностных ориентиров в сторону нематериальных аспектов семейной жизни».
Еще один наметившийся тренд — увеличение запроса на индивидуализм внутри семьи, то есть «право каждого поступать так, как он хочет, даже если это противоречит интересам других». Если в 2016 году между коллективизмом и индивидуализмом в пользу последнего сделали выбор 15% респондентов, то в 2024 году — уже 22%. Пока рано говорить, что коллективистская модель семьи сдает позиции, но все же тенденция очевидна.
Социологи настроены менее оптимистично: профессор кафедры социологии семьи и демографии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор социологических наук Александр Синельников полагает, что давно наметившийся кризис института брака выражается как раз в том, что все больше становится людей, которые делают выбор в пользу индивидуализма, пренебрегая при этом семьей: «Несомненно, институт брака в течение всей своей долгой истории претерпевал существенную трансформацию, однако есть главный закон, который невозможно отменить: вступление в брак — это добровольный переход от личной свободы к постоянным самоограничениям ради мужа или жены и детей. Самая главная причина кризиса семьи в том, что люди становятся все более эгоистичны. Проявляется это и в том, что многие отказываются вступать в законный брак. Что они делают вместо этого? Одни предпочитают отношения, которые называют у нас в обществе гражданским браком. Зачем вообще люди вступают в брак? Программа-максимум — чтобы стать счастливыми, программа-минимум — чтобы избежать одиночества. С обеими программами сочетается и желание иметь детей, но так бывает не у всех, особенно если есть хотя бы один ребенок от предыдущего брака. Люди, которые живут в гражданском браке, по всем позициям занимают промежуточное положение — между одинокими людьми, без постоянных партнеров, и состоящими в традиционном законном браке. Да, они более счастливы, чем одинокие, но менее счастливы, чем живущие в законном браке. По основным параметрам это промежуточная форма отношений, а не какая-то особая современная форма брака, как об этом пишут многие нынешние демографы. Эта промежуточная форма у многих пар становится растянутым во времени процессом вступления в брак. Сперва он и она встречаются время от времени, потом живут вместе без регистрации несколько месяцев или даже несколько лет, а в итоге расписываются в загсе. Но многие люди, особенно пережившие в прошлом развод и его пренеприятные последствия (например, потерю квартиры при разделе имущества), категорически отказываются регистрировать брак с гражданскими супругами, даже если у них рождаются общие дети».
Число гражданских браков растет, и чаще всего такой формат отношений предпочитают молодые люди до 25 лет. Причины такого поведения разные, но главная — сомнения в прочности отношений, подчеркивает Александр Синельников: «Брак — основа семьи, но не единственная возможная основа. Семья может быть создана на основе сожительства, которое в наше время принято называть гражданским браком. Но это еще менее надежная основа, чем законный брак. Гражданские пары — что с детьми, что без детей — распадаются гораздо чаще, чем законные браки. Очень многие предпочитают жить без штампа в паспорте не только потому, что сомневаются в прочности союза, но и потому, что считают такую связь менее обязывающей по отношению к партнеру. Вот, например, интересный момент: мы говорим про гражданского мужа и гражданскую жену, а вы что-то слышали по гражданскую тещу? Или гражданскую свекровь? Родители партнера не воспринимаются так, как родители супруга, — это тоже довольно важное различие между законным и так называемым гражданским браком».