Алексей Фех
Для своих 18 лет Алексей Фех чересчур спокоен и рассудителен. Он умеет работать руками, интересуется техникой, причем не «цифрой», а серьезными машинами, особенно транспортом – поездами, автобусами.
Алексей любит гулять подальше от цивилизации – в северном городе это не такой уж и редкий досуг. Во время одной из таких прогулок Алексей с друзьями приходят к заброшенному гаражу автоколонны, битком набитому остовами древних ЛиАЗов. На таком раньше работал его отец.
«Жалко, что здесь, в гараже, они стоят все битые, грязные, поломанные, я помню их совсем другими. Помню, мы с мамой выходили на остановку, садились к отцу и ехали по маршруту. А когда смена заканчивалась, вместе ехали в старый город, в гараж. Всю дорогу я сидел с отцом рядом, и для меня это было настоящим приключением». Сейчас его родители в разводе.
В детстве Алексей хотел работать водителем автобуса, как отец. Теперь он мечтает открыть свою автоколонну и разработать для города маршруты, которые не обслуживаются сейчас. «Например, – поясняет он, – норильчанам сложно добраться до горнолыжной базы. Это можно сделать только на такси или как-то затесавшись на заказной автобус. Есть и другие маршруты, которые пользовались бы спросом. Но я понимаю, что техника, водители, лицензия – на все это надо много денег. Ну, поживем – увидим».
У него не слишком популярный для этих мест жизненный план: большинство молодых людей мечтают свалить из города. Из 25 его бывших одноклассников здесь хотят остаться только пятеро. Строить планы отъезда из Норильска – местная традиция. Причины понятны: климат, полярная ночь и плохая экология.
Сначала вырваться отсюда мечтали заключенные Норильлага – первые строители города, – причем некоторые только этими надеждами и выживали. Затем комсомольцы, которые откликнулись на призыв партии, но не собирались провести на северных стройках всю жизнь. Часто сюда приезжали года на три – заработать на квартиру или машину, – а оставались на тридцать три. Север держит – так говорят.
В Норильск приехали еще дедушка и бабушка Алексея: дед служил в воинской части ПВО в Заполярье – сейчас она заброшена. Бабушка 35 лет отработала на вредном производстве одного из заводов Норильского горно-металлургического комбината, который с недавних пор стал Заполярным филиалом «Норникеля». Мать начальник штаба ГО и ЧС на одном из заводов комбината. Отец работает там же, на комбинате, водителем.
И у тех немногих молодых, кто хочет здесь остаться, перспектива – работа на комбинате. «Все, конечно, мечтают пробиться в менеджеры, в кабинеты сесть. Но потом в основном идут или под землю, или на завод. Кстати, в «Норникель» еще не так-то просто попасть. В прошлом году на каникулах я подрабатывал разнорабочим. Мне в напарники достался мужик, который несколько месяцев ждал, чтобы его приняли. Я встретил его осенью – взяли, работает», – говорит Алексей.
«У нас достаточно высокие зарплаты, если судить в целом по стране. Не зря же сюда едут зарабатывать. Но если посмотреть, как работает горняк на руднике или металлург в цеху за свои 80–100 тысяч в месяц, то плата за такой тяжелый труд покажется невысокой. Столько же зарабатывают менеджеры среднего звена в столичном городе. С другой стороны, я слышал, что в Белгороде, куда переезжают многие норильчане, зарплата бывает 15 тысяч. У нас в такую сумму может одна квартплата обойтись. Вот и думай – ехать или не ехать. Не все же в столице будут жить». Один из бывших одноклассников идет в военное училище, другой – сразу в армию. Алексей в армию не хочет: «Я интроверт, мне сложно на людях. Жить по строгому распорядку – это вообще не про меня».