Если ты полюбишь север: что делать в Мурманске
Полярная ночь, по-настоящему хрустящий снег (много снега), олени, хаски, Баренцево море, кинематографичные виды. Это мы еще не говорили о северном сиянии, шаманах и морских ежах. Если вам кажется, что за полярным кругом нет ничего, кроме мерзлоты, дайте Мурманску шанс.
Начать хотелось бы с предостережения всех теплолюбивых людей (редактор — в вашей лодке, точнее, в теплице): как бы вас ни вводил в заблуждение легкий минус в прогнозе погоды, отсутствие осадков и в целом довольно приятный климат, в объятия которого вы выпорхнете с трапа самолета, — ни в коем случае не стоит недооценивать Заполярье. Наша группа в первый вечер оказалась заложниками сладкого ощущения — «тут даже теплее, чем в Москве, зря термобелье надели». Не зря. И лучше запастись вторым комплектом и термоносками. И перечитатьнаш гид по правилам носки этой спасительной экипировки. Что еще взять в поездку? Все, что в первую очередь ассоциируется с Северным полюсом: пуховик (лучше два: куртку полярника и лыжный), валенки, дутики или ботинки на натуральном меху, действительно теплые перчатки (лучше две пары), шарф, шапку, охапку свитеров и флисок и теплую пижаму. Полярный круг стирает границу между желанием выглядеть модно и не замерзнуть (все равно главные модники в этих краях — саамские шаманы), и, если вы ничего зубодробительнее недавних -25 °С в Москве не испытывали, даже не задумывайтесь о том, как будете выглядеть в Мурманске.
Как добраться
Рекомендуем не трястись 35 часов в поезде, а максимально ускорить свидание с Заполярьем и провести легких два часа (что в наше время большая редкость) в полете. На том конце ваш ждет первый культурный шок — крохотный аэропорт, в котором расстояние от входа до стойки регистрации наверняка меньше, чем от вашего кухонного стола до плиты. Но размер не главное, а главное, что он в получасе езды от города и такси будет подано на раз-два.
Что смотреть
Второе предостережение — теперь для изнеженных туристов (и снова редактор в вашей лодке): в Мурманск летят не удобств и ол-инклюзива ради, а впечатлений для. Чтобы на корню пресечь завышенные ожидания, скажем, что город основан в 1916 году, поэтому пестрой архитектуры, внушительного исторического бэкграунда и каскада увеселительных заведений предложить не может в силу юного возраста и ограниченного опыта (из великих потрясений Мурманск пережил Великую Отечественную и гибель подлодки «Курск»).
Главным историко-культурным шрамом войны считается монумент «Алеша», гордо возвышающийся на 173 метра над Кольской бухтой, куда в 1941-м стремились немецкие летчики. Шрам гибели «Курска» — «Мемориал морякам-подводникам, погибшим в мирное время» с рубкой, поднятой со дна. Их, а еще памятник главной северной рыбе — треске, которую мурманчане отправляли в блокадный Ленинград, — можно посмотреть разом, если возьмете обзорную экскурсию. Нашу группу с городом знакомили замечательные гиды из Arctic Freedom Артем и Наталья. Если хотите получить инфотейнмент (а не сухую выжимку из «Википедии») и бонусом образцовые фотографии северного сияния, ловите искреннюю рекомендацию.
Задержаться советуем на Морвокзале — полноправной достопримечательности со свежими ежами и гребешками в меню: их тут предлагается выловить самостоятельно из аквариумов. По ходу пьесы станет ясно, что это не аттракцион, а обычная подача: аквариумы с морскими лакомствами стоят в каждом уважающем себя заведении. К слову, раньше прямо на Морвокзале было модно справлять свадьбы. Правда, недолго — даже местные жители озябли в ресторане с панорамными окнами, все-таки ветер с моря дул.
С Морвокзала поднимайтесь прямиком на ледокол «Ленин» — первое атомное надводное судно в мире, спущенное на воду в 1959 году и обретшее покой у берегов Мурманска в 1989-м. Тонкой струйкой туристы в группе по десять человек просачиваются по служебным помещениям, спускаются к реакторам (естественно, давно почившим), пытаются постичь многофункциональность приборных досок, выходят на капитанский мостик и переводят дух в просторной столовой. Тут же, к слову, был оборудован кинозал (новинки проката доходили до ледокола раньше кинотеатров), а неподалеку — медчасть, в которой обслуживались и гражданские, когда ледокол причаливал к портам. Не можем не заметить, что оставшиеся с 1960-х кушетки и медицинское оборудование выглядят впечатляюще — впору снимать триллер. Да и в целом ледокол уж очень кинематографичен. Чего стоит только раскидистая лестница красного дерева, по которой команда разбредалась — кто в каюты, а кто на вахту, комнаты отдыха и лабиринты коридоров (ориентиром как раз служила лестница).