Кабинеты редкостей
Двойная премьера! После длительной реставрации открылись Большой Китайский кабинет в Китайском дворце и Павильон Катальной горки с его уникальным Фарфоровым кабинетом. Процесс восстановительных работ в Ораниенбауме занял 15 лет: теперь мы видим исторические объекты такими, какими их задумывал в XVIII веке для Екатерины II придворный архитектор Антонио Ринальди.
Китайский кабинет
Любимая «шкатулка» Екатерины II, Китайский дворец скрыт в глубине Верхнего парка Ораниенбаума и принимает гостей строго с конца мая по сентябрь: зима, холода губительны для уникальных интерьеров. Несмотря на свою «хрупкость», дворец проявил и антихрупкость — это единственный сохранившийся в России объект XVIII века в стиле рококо. В отличие от резиденций Петергофа и Царского Села, например, он пережил ВОВ. Реставрация шедевра Ринальди из-за высокого уровня сложности длится уже 15 лет. Постепенно для посетителей становятся доступны все новые восстановленные пространства. В мае 2022 года при поддержке ПАО «Газпром» открылся один из самых красивых и сложных с точки зрения реставрации залов — Большой Китайский кабинет.
Обнаружены птица и уникальная позолота!
До последней реставрации считалось, что художественная отделка Большого Китайского кабинета относится к XVIII веку, и «обновлений» XIX века нет. Однако сразу в двух местах — там, где живопись плохо сохранилась, под верхним красочным слоем реставраторы обнаружили птицу на голубом фоне и фрагменты трельяжной решетки. Оказалось, по замыслу Антонио Ринальди и Серафино Бароцци кабинет должен был напоминать беседку под открытым небом. Кроме того, под золочением XIX века обнаружили полностью сохранившуюся позолоту XVIII столетия. Для загородных дворцов, сильно пострадавших во время Великой Отечественной войны, эта находка имеет большое значение: в таком объеме и качестве позолота XVIII века не сохранилась больше нигде.
Паркет Ринальди
Пол в Большом Китайском кабинете выполнен по эскизам Ринальди и набран в технике маркетри из ценных пород дерева: эбена, индийского палисандра, оливы, розового дерева и прочих. «С паркетом было сложно. Кое-где слой древесины истончился до 1–2 сантиметров. По углам были крупные утраты», — объясняет заведующая сектором «Собственная дача» отдела «Хранение и изучение памятников Ораниенбаума» ГМЗ «Петергоф» Татьяна Сясина.
В ходе реставрации сначала демонтировали щиты с последующей переклейкой элементов деревянного набора. Это было сделано не только для того, чтобы провести микологическую обработку щита от плесени, но и заменить прогнившие, и восполнить утраченные фрагменты древесины. Если нарушить технологию, то любой обладатель обуви с каблуком может случайно наступить на место, где под мозаикой есть пустоты, и тогда тонкий слой мозаичного набора будет разрушен, а в ценном паркете появится дыра.
Английский бильярдный стол
Это самый старый сохранившийся бильярдный стол в России. Его заказал в Англии заядлый игрок на бильярде Петр III: ему удалось пристрастить к игре супругу Екатерину Алексеевну, будущую императрицу Екатерину II, даже несмотря на их непростые взаимоотношения.
Во время реставрации стола специалисты с удивлением обнаружили, что под сукном у него находится не мрамор, как у других бильярдных столов (для того, чтобы хорошо катались шары), а идеально выструганная гладкая деревянная доска.
Все элементы стола аутентичны, в том числе и удивительная резьба, выполненная в стиле шинуазри (в переводе с французского — «китайщина»). Единственное, что воссоздали — сукно, которое в первую очередь повреждается во время игры.
Благодаря проведенному микрохимическому анализу нитей было установлено, что плетеные лузы сохранились с XVIII столетия. В XIX веке они также подверглись реставрации — их покрасили в темно-изумрудный цвет. Для того чтобы уберечь лузы от возможных повреждений, реставраторами и музейщиками было принято решение их закапсулировать — зашить в защитную прозрачную ткань.
Фонарики из Китая
По углам кабинета — четыре аутентичных фонаря. Прежде чем отправить их на реставрацию, выполнили анализ пигментов краски на стеклах и установили даже такие детали, как родной цвет кисточек. Сами фонарики привезли из Китая, но когда это случилось — в XVIII или XIX веке — пока непонятно. А вот изящные кронштейны в виде драконов, на которых фонарики подвешены, — абсолютно точно наследие века XVIII.