В Театре имени А. С. Пушкина — премьера спектакля «Зойкина квартира»

ЭкспертКультура

«Зойкина квартира»: мрачная история с несчастливым концом

В Театре имени А. С. Пушкина — премьера спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» в постановке Евгения Писарева

Вячеслав Суриков

В роли Зои Пельц — Александра Урсуляк. Копирайт: Илья Варданян / Пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

В «Зойкиной квартире» ни один из персонажей не наделен автором, а вслед за ним и режиссером хоть какой-то притягательностью. И даже главная героиня Зоя Пельц всего лишь хищница, пытающаяся выжить в окружении тех, кто превосходит ее в силе и влиянии. Михаил Булгаков воссоздает социальную среду в момент, когда в ней происходит самый безжалостный отбор. Изнеженным аристократам в ней не место. У них есть шанс выжить, только если примкнут к кому-то приспособившемуся к новым условиям и этот кто-то найдет применение их навыкам. Единственным востребованным в новой реальности умением графа Петра Обольянинова оказывается игра на фортепиано. Но чтобы проявить его, ему приходится пренебречь аристократическими привычками и согласиться на подачки. Он не может с этим смириться даже в момент, когда падение уже произошло, и оттого выглядит еще более нелепо.

Пьеса была хитом Театра имени Евг. Вахтангова почти столетней давности. Благодаря востребованности у публики она продержалась чуть дольше, чем можно было рассчитывать. Но прежде Булгакову пришлось ее основательно переработать. Мытарства театра, пытающегося приспособиться к требованиям цензуры, драматург воссоздает в пьесе «Багровый остров» — с нее и начал театральную дилогию по пьесам Михаила Булгакова Евгений Писарев в сезоне 2022/23 года. И в этом спектакле нет ни одного персонажа, вызывающего хотя бы сочувствие. Драматург и режиссер, кажется, готовы пойти на что угодно, лишь бы угодить цензору, а тем более на такую малость, как на ходу переделанный сюжет. Режиссер одержим тем, чтобы добиться выхода спектакля. Актеры играют плохую пьесу. Автор пытается втиснуть свое сочинение в прокрустово ложе цензуры. Цензор пользуется данной ему властью, чтобы превратить спектакль в лишенное смысла действие. В этом и заключается его работа: плохой спектакль идеологически безопасен.

Режиссер спектакля «Зойкина квартира» — Евгений Писарев. Копирайт: Илья Варданян / пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

В «Зойкиной квартире» угадываются детали «Мастера и Маргариты». Квартира, где Зоя Пельц устраивает вечеринки, похожа на ту, где Михаил Булгаков затем устроит бал Воланда. Граф Обольянинов так же беспомощен, как Мастер. Его судьба полностью зависит от Зои Пельц. Та испытывает к нему нежные чувства и эксплуатирует его в унизительном амплуа концертмейстера на тайных вечерниках для советской знати. Для графа квартира Зои Пельц — противоестественная среда обитания. Чтобы привязать к ней Петра Обольянинова, автор делает его наркозависимым. Хозяйка квартиры, покупая ему очередную дозу морфия, еще крепче привязывает его к себе. Она волевая ипостась Маргариты. Притягательностью этого персонажа Михаил Булгаков в большей степени наделяет аристократку Аллу Вадимовну. Но в этом сюжете она обольщает советского нувориша Гуся-Ремонтного. И все ради того, чтобы покинуть Советскую Россию и оказаться в Париже — городе мечты российской аристократии начала XX века.

Исполнительница главной роли Александра Урсуляк — актриса, с ослепительной яркостью раскрывающаяся в музыкальных драмах. В этом году она получила свою вторую «Золотую маску» за исполнение лучшей женской роли — Салли Боулз в мюзикле «Кабаре» в постановке Евгения Писарева (первая досталась ей за роль в спектакле Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана»). «Кабаре» в общей сложности получило пять «Золотых масок». Жюри не обошло вниманием и Евгения Писарева: он был признан лучшим режиссером в категории «Оперетта/мюзикл». Не исключено, что именно «Кабаре» стало магнитом для «Зойкиной квартиры»: по словам самого Евгения Писарева, популярная пьеса до недавних пор по необъяснимым причинам ускользала из поля его интересов. И там и там действие происходит между двумя политическими катастрофами — в опрокинутой социальной реальности, где человеку невозможно занять хоть сколько-нибудь устойчивое положение. Герои пытаются это сделать и в результате прилагаемых усилий скатываются в пропасть. К тому же Евгений Писарев — признанный мастер работы с музыкальным материалом, органично вписывающимся в «Зойкину квартиру».

Еще один персонаж, на который в спектакле делается акцент, — коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный. Оба исполнителя этой роли, Александр Матросов и Владимир Майзингер, изображают его механическим человеком, волею случая наделенным деньгами и властью. Его жизнь поглощена совещаниями. Даже самому себе он боится признаться в том, что влюблен в красивую женщину. Но деньги подогревают его эмоции, и квартира опекаемой им Зои Пельц по ночам превращается в место, где он отпускает чувства на волю. Чем более официозной становится публичная жизнь советских людей, тем более безобразными оказываются ее скрытые от посторонних глаз проявления. Музыкальные номера в «Зойкиной квартире» — эмоциональные удары наотмашь. Аналогичный прием Евгений Писарев использовал и в «Кабаре», где едва ли не в каждой песне слышится внутренняя боль и отчаяние персонажей.

В роли Павла Обольянинова — Александр Дмитриев. Копирайт: Илья Варданян / пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

Выписанный Михаилом Булгаковым авантюрист Аметистов — узнаваемый герой эпохи. Всего год спустя после премьеры спектакля на сцене Театра имени Евг. Вахтангова Ильф и Петров напишут «Двенадцать стульев», где уже на литературной сцене появится другой авантюрист — Остап Бендер. В отличие от булгаковского героя, забытого на долгие годы сразу после запрета спектакля, ему удалось легализоваться в советской литературе. Сходство их типажей — еще один повод для литературоведческих домыслов о причастности Михаила Булгакова к созданию дилогии про Остапа Бендера. Внутри литературной вселенной самого Булгакова он, скорее, прообраз ловкача Коровьева из «Мастера и Маргариты». Его сверхспособность — умение обаятельно лгать и с помощью лжи оборачивать самые неблагоприятные обстоятельства в свою пользу. Он наиболее приспособлен к выживанию в новой социальной реальности. Не питает иллюзий по поводу того, чем все закончится: все закончится плохо — и готов к бегству в любой момент.

Для советского промышленника Гуся-Ремонтного любовь к аристократке оказывается гибельной. Скидывая в квартире Зои Пельц официозную броню, он превращается в чудовище, отвратительное во всех проявлениях. Настолько, что, узнав о его смерти от удара ножом, никто о нем не сожалеет. Автор умерщвляет промышленника не за кулисами, а напоказ. Он подсылает к нему в качестве убийцы китайца по прозвищу Херувим. С точки зрения драматургической логики это странная смерть. Ничто не мешало автору завершить пьесу пришествием сотрудников уголовного розыска, оставив всех в живых. И промышленник вместе со всеми отправился бы под арест во имя торжества советского правосудия. Но Михаил Булгаков предпочитает его умертвить, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Он выставляет его с самой отталкивающей стороны, а затем превращает в «гуся отпущения». Персонаж сначала порождает отрицательные эмоции, а затем его приносят в жертву, тем самым превращая спектакль в сеанс коллективной психотерапии.

Зойкина квартира становится местом, где разбиваются мечты, а спектакль Евгения Писарева — еще одной мрачной музыкальной драмой на отечественной сцене, едва ли не «танцем со смертью», который только кажется развлечением. Михаил Булгаков оснастил пьесу мастерски написанными диалогами и притягательным сюжетом, а Евгений Писарев создал сценическое действие, в котором угадывается предопределенность происходящих событий. Он даже вводит в действие нового персонажа, олицетворяющего собой квартиру и безмолвно усиливающего мистичность происходящего на сцене. Мистика и без того присутствует в тексте пьесы, но автор лишь намекает на нее, пытаясь, подобно драматургу из «Багрового острова», втиснуться в стереотипы советского театра 1920-х годов. То, что «Зойкина квартира» по-прежнему вызывает эмоциональную реакцию, подсказывает: в каждый исторический период есть что-нибудь, что остается узнаваемым и много лет спустя после того, как он закончится. Формула человеческого бытия неизменна, и мастерство драматурга заключается в том, чтобы вычислить ее и поместить в текст пьесы, тогда у нее появится шанс по меньшей мере пережить его самого.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
Приоритет — у русской моды Приоритет — у русской моды

Сегодня сложился уникальный момент для подъема отечественного легпрома

Эксперт
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Мобилизация по-екатеринински Мобилизация по-екатеринински

Как беспрецедентный рекрутский набор помог России в войне с Турцией

Дилетант
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Китайский закон о сидячем образе жизни повысил физическую активность детей Китайский закон о сидячем образе жизни повысил физическую активность детей

Ученые оценили влияние закона, регулирующего время доступа детей к онлайн-играм

N+1
Загадка «ангарского цветка» Загадка «ангарского цветка»

Ученые находят растения, которые относят к цветковым, в слоях юрского периода

Наука и Техника
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе Скоро потеплеет: 10-минутный лайфхак, как почистить вентилятор и подготовить его к работе

Как быстро и качественно почистить внтилятор, не разбирая его

ТехИнсайдер
«Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино «Министерство неджентльменских дел»: почему фильм Гая Ричи проигрывает Тарантино

Как долгожданный экшен британского режиссера пытается развлекать зрителя

Forbes
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Интегратор и предвосхищатель: как Эль Лисицкий предопределил архитектуру Интегратор и предвосхищатель: как Эль Лисицкий предопределил архитектуру

Как художнику Элю Лисицкому удалось заложить основы современного искусства

РБК
Спиной к еде Спиной к еде

Чтобы привести себя в форму, зачастую не нужны жесткие диеты

Лиза
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
«Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса «Симпатия»: как построить приют для собак на фоне политического кризиса

Отрывок из книги Родриго Бланко Кальдерона «Симпатия»

Forbes
Что делать, если укусил клещ? Что делать, если укусил клещ?

Как вытащить клеща? Какие болезни переносят клещи?

Psychologies
Типология энергетических вампиров: как не стать жертвой Типология энергетических вампиров: как не стать жертвой

Энергетические вампиры — кто они и что задумали?

Psychologies
Восемь простых способов улучшить сон Восемь простых способов улучшить сон

Эти несложные действия помогут справиться с бессонницей и начать высыпаться

РБК
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми Женская манипуляция. Всегда ли это нужно и как не увлечься психологическими играми

Где та тонкая грань между неэкологичными манипуляциями и женской мудростью?

Лиза
Собак из скандинавского погребения в лодке приписали к элитной породе Собак из скандинавского погребения в лодке приписали к элитной породе

Ученые исследовали останки пяти собак, которых нашли на шведском острове Эланд

N+1
Бесит коллега Бесит коллега

Как вернуть мир на рабочем месте, рассказывает психолог

Лиза
Ехать ли в Магадан Ехать ли в Магадан

Несколько очень красивых и интересных маршрутов по акватории Магадана

Y Magazine
Братья «Не-Пушкины» Братья «Не-Пушкины»

Почему Александр Пушкин не писал о своих троюродных дедах — Сергее и Михаиле?

Знание – сила
Лучшие роли Бернарда Хилла, сыгравшего Теодена из «Властелина колец» Лучшие роли Бернарда Хилла, сыгравшего Теодена из «Властелина колец»

Вспоминаем лучшие роли известного британского актера Бернарда Хилла

Maxim
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Артемов Андрей Артемов Андрей

Стилист Андрей Артемов — о концептуальном ремесле и вычеркнутых надеждах

Собака.ru
Открыть в приложении