В Театре имени А. С. Пушкина — премьера спектакля «Зойкина квартира»

ЭкспертКультура

«Зойкина квартира»: мрачная история с несчастливым концом

В Театре имени А. С. Пушкина — премьера спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» в постановке Евгения Писарева

Вячеслав Суриков

В роли Зои Пельц — Александра Урсуляк. Копирайт: Илья Варданян / Пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

В «Зойкиной квартире» ни один из персонажей не наделен автором, а вслед за ним и режиссером хоть какой-то притягательностью. И даже главная героиня Зоя Пельц всего лишь хищница, пытающаяся выжить в окружении тех, кто превосходит ее в силе и влиянии. Михаил Булгаков воссоздает социальную среду в момент, когда в ней происходит самый безжалостный отбор. Изнеженным аристократам в ней не место. У них есть шанс выжить, только если примкнут к кому-то приспособившемуся к новым условиям и этот кто-то найдет применение их навыкам. Единственным востребованным в новой реальности умением графа Петра Обольянинова оказывается игра на фортепиано. Но чтобы проявить его, ему приходится пренебречь аристократическими привычками и согласиться на подачки. Он не может с этим смириться даже в момент, когда падение уже произошло, и оттого выглядит еще более нелепо.

Пьеса была хитом Театра имени Евг. Вахтангова почти столетней давности. Благодаря востребованности у публики она продержалась чуть дольше, чем можно было рассчитывать. Но прежде Булгакову пришлось ее основательно переработать. Мытарства театра, пытающегося приспособиться к требованиям цензуры, драматург воссоздает в пьесе «Багровый остров» — с нее и начал театральную дилогию по пьесам Михаила Булгакова Евгений Писарев в сезоне 2022/23 года. И в этом спектакле нет ни одного персонажа, вызывающего хотя бы сочувствие. Драматург и режиссер, кажется, готовы пойти на что угодно, лишь бы угодить цензору, а тем более на такую малость, как на ходу переделанный сюжет. Режиссер одержим тем, чтобы добиться выхода спектакля. Актеры играют плохую пьесу. Автор пытается втиснуть свое сочинение в прокрустово ложе цензуры. Цензор пользуется данной ему властью, чтобы превратить спектакль в лишенное смысла действие. В этом и заключается его работа: плохой спектакль идеологически безопасен.

Режиссер спектакля «Зойкина квартира» — Евгений Писарев. Копирайт: Илья Варданян / пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

В «Зойкиной квартире» угадываются детали «Мастера и Маргариты». Квартира, где Зоя Пельц устраивает вечеринки, похожа на ту, где Михаил Булгаков затем устроит бал Воланда. Граф Обольянинов так же беспомощен, как Мастер. Его судьба полностью зависит от Зои Пельц. Та испытывает к нему нежные чувства и эксплуатирует его в унизительном амплуа концертмейстера на тайных вечерниках для советской знати. Для графа квартира Зои Пельц — противоестественная среда обитания. Чтобы привязать к ней Петра Обольянинова, автор делает его наркозависимым. Хозяйка квартиры, покупая ему очередную дозу морфия, еще крепче привязывает его к себе. Она волевая ипостась Маргариты. Притягательностью этого персонажа Михаил Булгаков в большей степени наделяет аристократку Аллу Вадимовну. Но в этом сюжете она обольщает советского нувориша Гуся-Ремонтного. И все ради того, чтобы покинуть Советскую Россию и оказаться в Париже — городе мечты российской аристократии начала XX века.

Исполнительница главной роли Александра Урсуляк — актриса, с ослепительной яркостью раскрывающаяся в музыкальных драмах. В этом году она получила свою вторую «Золотую маску» за исполнение лучшей женской роли — Салли Боулз в мюзикле «Кабаре» в постановке Евгения Писарева (первая досталась ей за роль в спектакле Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана»). «Кабаре» в общей сложности получило пять «Золотых масок». Жюри не обошло вниманием и Евгения Писарева: он был признан лучшим режиссером в категории «Оперетта/мюзикл». Не исключено, что именно «Кабаре» стало магнитом для «Зойкиной квартиры»: по словам самого Евгения Писарева, популярная пьеса до недавних пор по необъяснимым причинам ускользала из поля его интересов. И там и там действие происходит между двумя политическими катастрофами — в опрокинутой социальной реальности, где человеку невозможно занять хоть сколько-нибудь устойчивое положение. Герои пытаются это сделать и в результате прилагаемых усилий скатываются в пропасть. К тому же Евгений Писарев — признанный мастер работы с музыкальным материалом, органично вписывающимся в «Зойкину квартиру».

Еще один персонаж, на который в спектакле делается акцент, — коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный. Оба исполнителя этой роли, Александр Матросов и Владимир Майзингер, изображают его механическим человеком, волею случая наделенным деньгами и властью. Его жизнь поглощена совещаниями. Даже самому себе он боится признаться в том, что влюблен в красивую женщину. Но деньги подогревают его эмоции, и квартира опекаемой им Зои Пельц по ночам превращается в место, где он отпускает чувства на волю. Чем более официозной становится публичная жизнь советских людей, тем более безобразными оказываются ее скрытые от посторонних глаз проявления. Музыкальные номера в «Зойкиной квартире» — эмоциональные удары наотмашь. Аналогичный прием Евгений Писарев использовал и в «Кабаре», где едва ли не в каждой песне слышится внутренняя боль и отчаяние персонажей.

В роли Павла Обольянинова — Александр Дмитриев. Копирайт: Илья Варданян / пресс-служба театра имени А. С. Пушкина

Выписанный Михаилом Булгаковым авантюрист Аметистов — узнаваемый герой эпохи. Всего год спустя после премьеры спектакля на сцене Театра имени Евг. Вахтангова Ильф и Петров напишут «Двенадцать стульев», где уже на литературной сцене появится другой авантюрист — Остап Бендер. В отличие от булгаковского героя, забытого на долгие годы сразу после запрета спектакля, ему удалось легализоваться в советской литературе. Сходство их типажей — еще один повод для литературоведческих домыслов о причастности Михаила Булгакова к созданию дилогии про Остапа Бендера. Внутри литературной вселенной самого Булгакова он, скорее, прообраз ловкача Коровьева из «Мастера и Маргариты». Его сверхспособность — умение обаятельно лгать и с помощью лжи оборачивать самые неблагоприятные обстоятельства в свою пользу. Он наиболее приспособлен к выживанию в новой социальной реальности. Не питает иллюзий по поводу того, чем все закончится: все закончится плохо — и готов к бегству в любой момент.

Для советского промышленника Гуся-Ремонтного любовь к аристократке оказывается гибельной. Скидывая в квартире Зои Пельц официозную броню, он превращается в чудовище, отвратительное во всех проявлениях. Настолько, что, узнав о его смерти от удара ножом, никто о нем не сожалеет. Автор умерщвляет промышленника не за кулисами, а напоказ. Он подсылает к нему в качестве убийцы китайца по прозвищу Херувим. С точки зрения драматургической логики это странная смерть. Ничто не мешало автору завершить пьесу пришествием сотрудников уголовного розыска, оставив всех в живых. И промышленник вместе со всеми отправился бы под арест во имя торжества советского правосудия. Но Михаил Булгаков предпочитает его умертвить, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Он выставляет его с самой отталкивающей стороны, а затем превращает в «гуся отпущения». Персонаж сначала порождает отрицательные эмоции, а затем его приносят в жертву, тем самым превращая спектакль в сеанс коллективной психотерапии.

Зойкина квартира становится местом, где разбиваются мечты, а спектакль Евгения Писарева — еще одной мрачной музыкальной драмой на отечественной сцене, едва ли не «танцем со смертью», который только кажется развлечением. Михаил Булгаков оснастил пьесу мастерски написанными диалогами и притягательным сюжетом, а Евгений Писарев создал сценическое действие, в котором угадывается предопределенность происходящих событий. Он даже вводит в действие нового персонажа, олицетворяющего собой квартиру и безмолвно усиливающего мистичность происходящего на сцене. Мистика и без того присутствует в тексте пьесы, но автор лишь намекает на нее, пытаясь, подобно драматургу из «Багрового острова», втиснуться в стереотипы советского театра 1920-х годов. То, что «Зойкина квартира» по-прежнему вызывает эмоциональную реакцию, подсказывает: в каждый исторический период есть что-нибудь, что остается узнаваемым и много лет спустя после того, как он закончится. Формула человеческого бытия неизменна, и мастерство драматурга заключается в том, чтобы вычислить ее и поместить в текст пьесы, тогда у нее появится шанс по меньшей мере пережить его самого.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Дональд освобожденный Дональд освобожденный

Покушение на Дональда Трампа было обречено повлиять на американскую историю

Монокль
Трудности переводов Трудности переводов

Как россиянам за границей получить доступ к своим средствам

Деньги
Психолог Юлия Дердо: Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые бы не столкнулись с изменой Психолог Юлия Дердо: Я по пальцам одной руки могу пересчитать семьи, которые бы не столкнулись с изменой

Психолог Юлия Дердо — о семейных отношениях и изменах

СНОБ
Автопром доехал до пропасти Автопром доехал до пропасти

Российская автоиндустрия переживает самый лютый кризис с осени 1941 года

Эксперт
Маргарита Терехова лишилась роли в Голливуде за то, что ударила чиновника Маргарита Терехова лишилась роли в Голливуде за то, что ударила чиновника

«Она — королева, а разве королевы другими бывают?..»

Караван историй
Едем со спокойной душой Едем со спокойной душой

Что обязательно нужно сделать перед отпуском?

Лиза
Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах

На отдыхе в вашем бокале может оказаться много интересного помимо заказанного

Maxim
Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция Как прокачать тормоза правильно и когда это нужно: инструкция

Подробная инструкция замены тормозной жидкости и ее нюансы

РБК
Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме

Зоологи зафиксировали попытку золотистой литории съесть потенциального партнера

N+1
Что такое True Tone на iPhone и как правильно настроить эту функцию Что такое True Tone на iPhone и как правильно настроить эту функцию

Собрали все факты о True Tone: как настроить и что это вообще такое

CHIP
Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама Техника множественного оргазма для мужчин: как сделать ему массаж лингама

Никогда не слышала о массаже лингама? Это техника, о которой стоит узнать!

VOICE
Красненькая пошла Красненькая пошла

Как отвращение к насилию превратило Сэма Пекинпа в «кровавого Сэма»

Weekend
83% компаний могут пропустить кибератаку из-за недостатков мониторинга инфраструктуры 83% компаний могут пропустить кибератаку из-за недостатков мониторинга инфраструктуры

83% организаций в ходе мониторинга кибербезопасности сталкиваются с проблемами

Forbes
Фрагментация глобальной экономики Фрагментация глобальной экономики

О процессах фрагментации глобальной экономики

Деньги
Чебуреки Чебуреки

Они должны быть настолько сочными, чтобы, когда ешь их, аж по локтям текло

КАНТРИ Русская азбука
Будет мальчик! Будет мальчик!

11 примет, которые предсказывают беременность и пол ребенка

Лиза
Рационализаторская и изобретательская деятельность: влияние на инновации и производство Рационализаторская и изобретательская деятельность: влияние на инновации и производство

Особенности и отличия рационализаторской и изобретательской деятельности

Наука и Техника
Ветвистоусые летописцы водоёмов Ветвистоусые летописцы водоёмов

Кандидат биологических наук Антон Жаров — о кладоцерной палеореконструкции

Наука и жизнь
Жить будут Жить будут

Как восстановить поврежденные в отпуске волосы – рассказывает эксперт

Лиза
Приехали: почему космические спутники — новая головная боль для кибербеза Приехали: почему космические спутники — новая головная боль для кибербеза

С точки зрения кибербезопасности космические технологии вовсе не так надежны

Forbes
На языке природы На языке природы

Говорящие камни проекта SPLACES.STUDIO

Цифровой океан
Людмила Иванова: «Нет, мне не плохо... Я так живу» Людмила Иванова: «Нет, мне не плохо... Я так живу»

О Людмиле Ивановой рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова

Коллекция. Караван историй
Город большого мифа и большой обиды Город большого мифа и большой обиды

Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой

Weekend
Лифт в космос: бред или возможное будущее, которое нам устроят японцы? Лифт в космос: бред или возможное будущее, которое нам устроят японцы?

Можно ли построить лифт в космос? Зачем он нужен?

ТехИнсайдер
Всё ради искусства Всё ради искусства

Связь этой яхты с миром искусства не ограничивается одним лишь именем

Y Magazine
На чём растут «сумки» и «денежки»? На чём растут «сумки» и «денежки»?

Чем примечательны пастушья сумка и ярутка?

Наука и жизнь
Как стеклышко Как стеклышко

Заготовки летом. Как стерилизовать стеклянную тару в микроволновке?

Лиза
Точь-в-точь Точь-в-точь

Достопримечательности России, удивительно похожие на уголки других государств

2Xplore
«Севморпуть — это пока не бизнес. Это государственная задача» «Севморпуть — это пока не бизнес. Это государственная задача»

Сергей Чемко о буднях арктической морской логистики

Монокль
Открыть в приложении