Китайская Xiaomi вышла на IPO

ЭкспертБизнес

Xiaomi прикинулась экосистемой

Один из крупнейших в мире производителей мобильных телефонов китайская Xiaomi вышла на IPO. Инвесторам компания представляется поставщиком интернет-сервисов, хотя это лишь малая часть бизнеса Xiaomi. К тому же компания несет хронические убытки из-за агрессивного роста

Константин Пахунов

Производитель смартфонов и прочих гаджетов Xiaomi разместил свои бумаги на Гонконгской фондовой бирже, торги акциями начнутся 9 июля. Из ожидаемых 6,1 млрд долларов привлечь удалось только 4,7 млрд. Исходя из этого рынок сейчас оценивает компанию на уровне 54 млн долларов (Xiaomi надеялась на 65–75 млрд). Таким образом, мультипликатор P/S (Price/Sales; это частное от деления капитализации компании на ее выручку) находится в районе 3,1 (для сравнения: у Apple, производителя популярнейших iPhone, этот показатель в 2017 году составлял 3,9, в текущем — 3,74). А вот по показателю P/E (Price/Earnings; отношение рыночной стоимости акции к годовой прибыли на эту бумагу) сравнить Xiaomi с аналогами не получится, он у компании отрицательный: холдинг все еще убыточен.

Недобрали

Xiaomi вообще пришлось скорректировать свои ожидания в ходе IPO. Например, изначально предполагалось выпустить ценные бумаги на десять миллиардов долларов в рамках режима двойного листинга: примерно половину продать на Гонконгской бирже в виде собственно акций, а остальное — в виде CDR (китайских депозитарных расписок). Но со вторым пунктом не получилось. Производитель смартфонов не смог вписаться в жесткие правила листинга на Шанхайской бирже. «Мы сначала осуществим листинг в Гонконге, а затем рассмотрим перспективы эмиссии китайских депозитарных расписок на материке», — заявляли в компании.

Интересно, что к IPO Xiaomi подтянулись желающие «поучаствовать». Российская компания Blackmoon выпустила токены для тех, кто хочет принять участие в IPO Xiaomi. Цена такого токена определяется ценой акции Xiaomi на IPO. В качестве платы принимаются самые популярные криптовалюты биткойн, эфир и лайткойн. Пресс-служба Xiaomi заявила, что производитель смартфонов не разрешал токенизировать свои акции и не в курсе инициативы российской компании.

Тем не менее размещение вызвало живой интерес среди институциональных инвесторов (якорными инвесторами выступили производитель процессоров Qualcomm, китайский фонд CICFH Entertainment и китайский же телекоммуникационный оператор China Mobile). А вот розничные инвесторы Xiaomi раскупать акции не торопились, хотя ряд известных игроков все-таки засветился. В частности, по данным Bloomberg, в компанию вложились Джордж Сорос, китайский миллиардер Ли Кашин (ранее возглавлял правление гонконгского конгломерата CK Hutchison Holdings), основатель Alibaba Джек Ма и председатель совета директоров ИТ-компании Tencent Пони Ма.

Привлеченные средства Xiaomi планирует распределить следующим образом: десять процентов пойдет на вознаграждение сотрудников; остальное — поровну на разработку новых гаджетов (от смартфонов до гироскутеров и рисоварок), создание продуктов IoT (интернета вещей) и глобальную экспансию.

Причина существенной разницы между изначальными планами IPO и более чем скромным результатом — существенное несовпадение взглядов на компанию ее топ-менеджмента и участников рынка. Лэй Цзюнь, основатель и генеральный директор Xiaomi, анонсируя IPO компании, отметил, что Xiaomi — интернет-компания. Более того, в проспекте эмиссии прямо сказано, что Xiaomi — инновационная компания, которая планирует построение глобальной экосистемы на базе своих гаджетов и сервисов.

Действительно, Xiaomi сегодня имеет видео- и микрокредитный сервис в Китае и сервис потокового видео в Индии.

Однако, если посмотреть структуру бизнеса компании, становится очевидно, что пока, несмотря на все усилия по диверсификации, основной бизнес Xiaomi (более 70%) — это как раз смарфоны, которые компания пытается крайне агрессивно продавать, и у нее это получается.

Инвесторам так нравится быстрый рост бизнеса Xiaomi, что они закрывают глаза на убытки

Источник: Bloomberg, данные компании

Яблоко по-китайски

Похоже, за действительно быстрый рост инвесторы готовы простить Xiaomi такую подмену понятий. Так, из данных международной исследовательской и консалтинговой компании IDC следует, что в первом квартале текущего года Xiaomi заняла 8,4% мирового рынка смартфонов против 4,3% годом ранее. Цифра прироста доли впечатляет. Для сравнения: доли Samsung, Apple и Huawei составили 22, 15, и 11% в этом году против 20,9, 14, и 9,8% в 2017-м. Кроме того, Xiaomi умудрилась нарастить долю на фоне общего замедления мирового рынка смартфонов (аналитики IDC в 2017 году заметили первое в истории снижение поставок на 0,1%). Получается, Xiaomi ухитряется плыть против течения. Компанию часто сравнивают с Apple. Оно и неудивительно: у китайских смартфонов уже есть своя аудитория «mi-фанов». При этом «объектом обожания» становятся не столько сами гаджеты, сколько платформа MIUI, на которой, судя по всему, в дальнейшем и будет строиться вся экосистема Xiaomi; глава компании Лэй Цзюнь имеет репутацию китайского Стива Джобса, а сама компания растет ударными темпами, находясь на четвертом месте по доле рынка после Samsung, Apple и Huawei.

Основное отличие от Apple (кроме цены на гаджеты, поскольку Xiaomi делает упор именно на бюджетные модели) в том, что если выручку компания имеет вполне приличную, то вот с прибылью все заметно хуже. В первом квартале 2018-го, прямо накануне IPO, Xiaomi отчиталась об убытках за квартал в размере 1,09 млрд долларов. В заявке на IPO причиной убытков называется выпуск преференциальных акций инвесторам и сотрудникам (что для IPO вполне обычное дело). Следующими пунктами расходов стали маркетинг и разработки. Кроме того, компания активно вкладывается в скупку стартапов. Задача-максимум — построение собственной экосистемы. Xiaomi пытается перестроить и диверсифицировать свой бизнес после проблем 2016 года, когда компания отказалась от традиции раскрывать данные о продажах смартфонов. По оценкам некоторых аналитиков, в тот год продажи упали до 41 млн смартфонов (по другим данным, до 53 млн), хотя объем продаж за 2015 год сама компания оценила в 70 млн штук.

Маржинальность продажи смартфонов при этом у Xiaomi очень низкая — всего 8,8%. Чтобы наращивать долю рынка, Xiaomi поступается рентабельностью; вопрос в том, на сколько еще ее хватит.

«Первые несколько лет мы рвались вперед слишком быстро. Мы создали чудо… Поэтому теперь нам нужно затормозить, чтобы заняться улучшениями и обеспечить долгосрочный рост в будущем», — отметил тогда в письме своим сотрудникам Лэй Цзюнь.

Xiaomi развивается, продолжая оставаться убыточной

Источник: данные компании

Основной бизнес Xiaomi - продажа смартфонов

Источник: данные компании

Рисоварка выходит в интернет

Попытки производителя смартфонов перейти на более высокую ступень интернет-системы и продуктов для IoT вполне логичны с точки зрения бизнеса. Правда, интернет вещей в Xiaomi представляют себе несколько своеобразно. Вот как старший вице-президент Xiaomi Ван Сян в одном из интервью обозначил планы компании по развитию экосистемы: «Покупка телефона или телевизора — редкое событие. Как часто вы за этим ходите в магазин? Но что если вам еще нужны Bluetooth-колонки, подключенная к интернету рисоварка или бюджетный воздухоочиститель в Китае? И каждый из этих продуктов не только лучший в своем классе, но и стоит дешевле существующих аналогов? Наша экосистема дает клиентам новые необычные продукты, ранее не существовавшие, чтобы они возвращались в наши магазины, чтобы посмотреть, что еще у нас есть».

Стоит подчеркнуть разницу между продавцом смартфонов и инновационной компанией. Лучше всего она видна на мультипликаторах P/E: интернет-компании стоят намного дороже производителей смартфонов. У Apple этот показатель составляет 18. У «чистых» интернет-компаний Alibaba или Tencent P/E превышает 40. У Xiaomi этот показатель пока и вовсе отрицательный из-за убытков.

Зарубежные эксперты в оценках будущего Xiaomi ожидаемо расходятся. Связано это еще и с тем, что компания информацию о себе раскрывает крайне неохотно, да и на вопросы отвечать не любит. Так, когда Xiaomi собралась на Шанхайскую биржу, Китайская регуляторная комиссия по ценным бумагам послала список из 84 вопросов, включая вопрос, действительно ли Xiaomi является интернет-компанией. В качестве ответа компания решила подождать с CDR неопределенное время. Видимо, их выпуск произойдет, когда на вопрос китайского регулятора о статусе интернет-компании Xiaomi сможет ответить утвердительно. Как итог, оценки справедливой капитализации Xiaomi колеблются от 100 млрд долларов (столько компания надеялась получить в самом начале, когда еще лелеяла планы разместиться и в Шанхае) до 3,1 млрд долларов. Например, аналитик азиатской финтех-компании Smartkarma То Жень Жу считает, что кредо Xiaomi «Удивительные товары по честным ценам» не касается IPO и желание привлечь шесть миллиардов долларов сильно завышено. Динамика акций на Гонконгской бирже покажет, что же рынок думает о планах эмитента и, главное, о том, по силам ли они Xiaomi.

Фото: ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обманные пункты Обманные пункты

Как в России зарабатывают по-черному

Esquire
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Психологический глянец, или путь познания Психологический глянец, или путь познания

В модной фотографии ей удалось сделать имя в рекордно короткие сроки

СНОБ
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Стать автором семейного проекта Стать автором семейного проекта

Как стать менеджером своего семейного проекта и настроить связи с родственниками

Psychologies
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Пойти по следу Пойти по следу

Как избавиться от пигментации и последствий акне

Лиза
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
5 недооцененных мест, куда стоит съездить 5 недооцененных мест, куда стоит съездить

Пять нераспространенных направлениях, которые удивят даже опытного туриста

Inc.
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Открыть в приложении