О совместном проекте ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала

ЭкспертБизнес

ВТБ и «Эфко» укрепятся в экспорте

Совместный проект ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала в порту Тамани позволит им усилить доминирование в глубоководной перевалке зерна и масла. Но только если государство проложит туда железную дорогу и достроит порт

Александр Лабыкин

Один из крупнейших производителей и экспортеров масла в России группа компаний «Эфко» и наращивающий активы в аграрном бизнесе банк ВТБ договорились совместно построить в порту Тамани терминал по перевалке зерна и шротов мощностью 12,5 млн тонн и растительных масел мощностью три миллиона тонн. Это с избытком обеспечит мощностями растущий экспорт зерна и масла на ближайшие годы. Прежде всего это важно для экспортеров масла, которым уже в следующем сезоне может не хватить существующих мощностей по перевалке в глубоководных портах Новороссийска и Тамани.

Впрочем, новые мощности будут широко использоваться экспортерами лишь в том случае, если к терминалам в Тамани проведут железнодорожную ветку, а в самом порту построят волнорезы для безопасной погрузки. Поскольку на это государство пока денег не выделяет, проект ВТБ и «Эфко» может оказаться «дорогой в никуда». Если все же общую инфраструктуру достроят, то новые терминалы в Тамани будут очень востребованы.

Пока неизвестно, как будут действовать обе компании после укрепления позиций в части перевалки зерна и масла в отношении клиентов-конкурентов, которые уже жалуются на их доминирование в перевалке на глубокой воде.

Маслом скоро захлебнемся

Расширение посевов подсолнечника и рапса, улучшение агротехнологий и, как следствие, повышение урожайности уже пятый год позволяют увеличивать сборы масличных культур на 10–15% ежегодно. По прогнозу аналитиков, в этом году только урожай подсолнечника составит 14 млн тонн против 12,8 млн тонн в прошлом году, ставшем рекордным за всю историю подотрасли. Поскольку Россия давно потребляет масла меньше, чем производит, растет и его экспорт: с 2014 по 2018 год вывоз масложировой (включая маргарины и добавки) продукции удвоился, достигнув пяти миллионов тонн. С ростом урожая ожидаемо увеличится и экспорт. Если в прошлом аграрном сезоне мы вывезли более чем в 70 стран мира 3,7 млн тонн основных видов масел (из них 2,6 млн тонн подсолнечного), то в этом ожидается экспорт свыше четырех миллионов тонн. Экспорт масла будет подстегивать и снижение вывоза семечки, на которую в прошлом году резко выросла стоимость фрахта, и многие производители отправили ее на переработку. Благодаря этому увеличилась загрузка пустовавших производственных мощностей, а на экспорт было поставлено больше продукции высокого передела (в том числе бутилированное масло). Согласно нацпроекту «Экспорт продукции АПК» вывоз масла должен увеличиться с 3 млн тонн в 2018 году до 9 млн тонн в 2024-м. Пока что все складывается в нашу пользу, в том числе благодаря открывшемуся для нас в прошлом сезоне Ирану, который сразу закупил свыше 600 тыс. тонн российского масла. Сильно растут аппетиты Китая, Индии и ближневосточных стран, которые станут в ближайшие пять лет основными драйверами роста экспорта.

Но до них надо еще доплыть — две трети российского масла везут за рубеж по морю. «В этом сезоне российские перевалочные мощности еще справились, — говорит исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. — Но производители и трейдеры готовы кратно наращивать поставки в ближайшие годы, поэтому уже в следующем аграрном сезоне ситуация может оказаться критической, и без новых мощностей мы не сможем выполнить задачу по увеличению втрое экспорта масла к 2024 году».

Детали совместного проекта по строительству терминала в Тамани «Эфко» (бенефициары Валерий Кустов, Евгений Ляшенко и Владислав Романцев) и госбанк ВТБ не раскрывают, как и его стоимость. В «Эфко» на запрос «Эксперта» не ответили. Разные эксперты уже оценили стоимость строительства новых терминалов в 35–40 млрд рублей. Весной этого года Евгений Ляшенко анонсировал самостоятельный проект по возведению в Тамани зерновых терминалов мощностью 20 млн тонн за десять миллиардов рублей, но потом компания снизила планку до шести миллионов тонн зерна и трех миллионов тонн масла. Теперь ему на смену пришел совместный проект с ВТБ. Пока известно, что речь идет о строительстве мощностей по хранению и перевалке на 12,5 млн тонн зерна (четверть нынешних объемов экспорта зерна страны) и три миллиона тонн масла (почти сто процентов нынешнего экспорта).

Сейчас в России как такового дефицита мощностей по перевалке масла нет. Его грузят в мелководных портах Ростова-наДону, Астрахани, Владивостока и Ейска. Но дело в том, что в такие страны, как Индия, Китай, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, выгодно продавать масло крупным оптом, от 40 тыс. до 55 тыс. тонн, для чего используют большегрузные корабли, которые могут заходить лишь в глубоководные порты. Поэтому, например, таким лидерам экспорта масла, как «Астон», «Юг Руси» и другим, приходится перегружать продукцию со своих малотоннажных кораблей в большегрузы в море на глубокой воде. Это удорожает перевалку, а погода часто затрудняет погрузку.

Глубоководные маслоналивные терминалы сейчас есть лишь у «Эфко» в Тамани и у лидера рынка соевого масла и шрота — ГК «Содружество» на Балтийском море. Через них идет до 60% российского экспорта. Но «Содружество» в основном использует погрузочные мощности для своей продукции. С прошлого года два причала были выделены под погрузку масла в принадлежащем теперь ВТБ Новороссийском морском торговом порту (НМТП). «Но там погрузка идет в основном с колес, железнодорожные пути перегружены из-за множества вывозимых из порта видов грузов, экспортеры часто попросту не успевают загрузить крупнотоннажные суда в 40–50 тысяч тонн, — говорит ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько. — Они нарастили мощности в этом году, выделив под единовременное хранение, как я понял, бывшие нефтеналивные емкости». Ведущий поставщик масла в Китай, Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК), признает, что отгрузку в Новороссийске вести непросто: «В прошлом году НМЖК начал грузить танкеры дедвейтом свыше 30 тысяч тонн с прямой загрузкой в одном порту (Новороссийск). Этот способ требует ювелирной координации логистики: для того чтобы загрузить судно такого объема, необходимо заполнить подсолнечным маслом более 500 цистерн, обеспечить их быструю доставку в порт и бесперебойную подачу на причал».

Как пояснили «Эксперту» в компании ИПП, управляющей погрузкой масла в НМТП, через них проходит больше всего масла в Китай, поэтому мощности будут наращивать. «В этом году мы отгрузим около 700 тысяч тонн масел, при увеличении потребностей рынка мощность перевалки уже в 2020 году может быть увеличена до 1–1,5 миллиона тонн с возможностью дальнейшего роста без значимых вложений», — сообщили в ИПП. В следующем году в Новороссийском порту достроят еще ряд емкостей единовременного хранения для приемки масла с автотранспорта. «И все же возить через Новороссийск неудобно, поскольку тебе дают час на погрузку из-за длинной очереди нефтеналивных грузов, а если не успел — состав потом стоит в тупике, — поделился с “Экспертом” один из экспортеров масла. — Потери бывают в пиковый сезон значительные, суда уходят недогруженные наполовину и догружаются в Украине их маслом». Так что действующие и будущие мощности «Эфко» могут стать наиболее адекватным способом перевалки. «Но это будет только в том случае, если построят железнодорожную ветку от ближайшей станции до морского терминала “Тамань”, — говорит Даниил Хотько. — Сейчас масло и зерно довозят автотранспортом, что увеличивает расходы на перевалку до десяти долларов за тонну».

Клиентам пока некомфортно

Порт Тамани расположен в Темрюкском районе на Таманском полуострове, в югозападной части Краснодарского края и, согласно данным государственной управляющей компании «РМП-Тамань», доступен для захода судов грузоподъемностью свыше 60 тыс. тонн (хотя участники рынка говорят, что больше 30 тыс. тонн пока грузить не решались). Он был открыт в 2006 году, строится за счет государства и пула инвесторов. Здесь есть девять освидетельствованных и действующих причалов, из них пять использует созданная «Эфко» стивидорная компания «Морской терминал “Тамань”». Терминал по перевалке жидких наливных грузов (патоки, мелассы и масел) «Эфко» построила здесь еще в 2008 году (это был первый частный объект порта) для импорта пальмового масла. Тремя годами позднее «Эфко» построила и зерновой терминал, который потом продала зернотрейдерам — швейцарской Glencore и украинской Kernel (сейчас долю последней выкупает ВТБ). Впоследствии «Эфко» нарастила мощности по перевалке масел до 2,9 млн тонн, из которых на импорт пальмового масла приходится около миллиона тонн и свыше 715 тыс. на экспорт масел. То есть загружен он не полностью. «Туда пока не едут из-за отсутствия железнодорожного подхода, без которого само по себе удвоение мощностей перевалки масла не позволит переориентировать экспортеров с рейдовой перевалки на Черном море на глубокий берег в Тамани», — уверен Михаил Мальцев. Длина ветки до ближайшей станции Тамань всего семь километров. Руководство «Эфко» уже несколько лет обращается в Минтранс и РЖД, уговаривая проложить железную дорогу. Но РЖД была занята строительством подходов к Керченскому мосту, от которых теперь осталось дотянуть ветку до порта. В прошлом году «РМП-Тамань» заявила, что в капитал порта войдет РЖД, чтобы вложиться в строительство подъездного к терминалам пути. Но РЖД с тех пор упорно отмалчивается на эту тему. Впрочем, весной по просьбе Масложирового союза президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить железнодорожные подходы к портам, через которые идет аграрный экспорт, но с тех пор новостей на эту тему не было. Пока не будет дороги, будущее совместного проекта по строительству новых терминалов в Тамани остается туманным. Впрочем, участники рынка ожидают, что если к делу подключился ВТБ, то его лобби поможет сделать РЖД более сговорчивой.

Но если ее проведут, расклад существенно изменится, поскольку перевалка в Тамани может стать выгоднее, чем в Новороссийске. Ключевые глубоководные мощности по перевалке зерна и масла окажутся в руках двух компаний. ВТБ с прошлого года уже консолидировал глубоководные терминалы, через которые проходит большая часть зернового экспорта. «Эксперт» ранее писал, что в этом году некоторые участники рынка понесли убытки от новых условий перевалки от новоявленного монополиста.

На терминале МТТ доминирует «Эфко», переваливая с трех причалов импортное пальмовое масло, шрот, патоку и мелассу и само масло. Небольшую часть, около 300–400 тыс. тонн, переваливают входящий в пятерку крупнейших экспортеров масла «Артис-агро экспорт» и с прошлого года — Липецкий маслоэкстракционный завод. «Нам здесь некомфортно, потому что стоимость перевалки выше, чем в Новороссийске, — 20 долларов за тонну вместо 15. Кроме того, “Эфко” навязывает нам своих дорогих агентов для оформления экспортной документации, — рассказала “Эксперту” руководитель департамента масличных культур компании “Артис-агро экспорт” Ольга Михайленко. — Емкости единовременного хранения по маслу они увеличили до 140 тысяч тонн, но все равно они заняты в основном их сырьем, а нам периодически отказывали в погрузке, и танкеры простаивали. Поэтому мы в мае следующего года, наверное, уйдем снова в Новороссийск, где появится возможность наполнять новые емкости хранения из автотранспорта».

Но чтобы было над кем доминировать и переманить клиентов с малой воды и из Новороссийска, «Эфко» помимо железной дороги предстоит решить еще одну задачу — построить волнорезы, как в НМТП, которые снижают давление воды на судно в шторм. «Без этого сейчас порт очень опасен, у нас в холодное время часто простаивают суда из-за частых штормов. Сейчас крупнотоннажное судно стоит из-за большой волны, на чем мы потеряем почти всю прибыль, ожидаемую от этой партии», — говорит Ольга Михайленко. Волнорезы должен построить порт, но в «РМП-Тамань» говорят, что средства на это государство тоже пока не выделило.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Блаженное чрево» «Блаженное чрево»

«Блаженное чрево» в невьянской иконе — большая редкость

Дилетант
5 фильмов уходящего десятилетия с шокирующими альтернативными концовками 5 фильмов уходящего десятилетия с шокирующими альтернативными концовками

Самые неожиданные альтернативные концовки фильмов уходящего десятилетия

Playboy
Саша Бортич: «Я не из тех, кто любит нахваливать себя!» Саша Бортич: «Я не из тех, кто любит нахваливать себя!»

Саша Бортич о работе официанткой, нелюбви к светской жизни и фильме «Холоп»

Grazia
Вячеслав Караваев: «Если у футболиста не получается в России, советую ехать в Европу» Вячеслав Караваев: «Если у футболиста не получается в России, советую ехать в Европу»

Футболист «Зенита» рассказал нам о работе с Леонидом Слуцким и целях на 2020 год

GQ
Как нелегальный мигрант стал рэпером, который зарабатывает $100 000 за выступление Как нелегальный мигрант стал рэпером, который зарабатывает $100 000 за выступление

Рэпер 21 Savage — один из тех, кто попал в США ребенком и рос без документов

Forbes
«Несколько краснодарских вин мне очень понравились»: винный патриарх Мигель Торрес о будущем, экспериментах олигархов и России «Несколько краснодарских вин мне очень понравились»: винный патриарх Мигель Торрес о будущем, экспериментах олигархов и России

Мигель Торрес – винный патриарх, гуру и "отец" культовых вин Каталонии

Forbes
6 новых туристических трендов, которые должны появиться в 2020 году 6 новых туристических трендов, которые должны появиться в 2020 году

Семь туристических трендов, которые мы должны застать в следующем году

Playboy
«Возьмемся за руки, друзья»: почему это облегчает боль «Возьмемся за руки, друзья»: почему это облегчает боль

Попросите партнера быть рядом и держать вас за руку для облегчения боли

Psychologies
Виктория Лопырева: «Если завтра Игорь полюбит другую, отпущу, не раздумывая» Виктория Лопырева: «Если завтра Игорь полюбит другую, отпущу, не раздумывая»

Виктория развеяла все слухи вокруг их отношений с Игорем Булатовым

Cosmopolitan
За что боролись, мадам?.. За что боролись, мадам?..

Чего не хватает европейским дамам для счастья

Огонёк
Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь

Отрывок из книги «Nordic Dads»

Psychologies
Теннисист Карен Хачанов — о джетлаге, питании и шопинге Теннисист Карен Хачанов — о джетлаге, питании и шопинге

Как член сборной Карен Хачанов переносит перелеты и в чем ограничивает питание

РБК
Главные герои света Главные герои света

«Татлер» обновляет а-лист каждый год: часть 1

Tatler
Маги без времени. Отрывок из книги Маги без времени. Отрывок из книги

Новый роман Сергея Лукьяненко — результат литературного эксперимента

СНОБ
На телах египетских мумий обнаружены десятки загадочных татуировок На телах египетских мумий обнаружены десятки загадочных татуировок

Возведение гробниц было не единственным творческим занятием мастеров прошлого

Популярная механика
Секреты бодрого утра: как пользоваться кофеваркой в домашних условиях Секреты бодрого утра: как пользоваться кофеваркой в домашних условиях

Приятно начать день с чашечки ароматного кофе!

Cosmopolitan
В копилку Греты: углекислота не только греет, но и отупляет В копилку Греты: углекислота не только греет, но и отупляет

Повышение уровня CO2 в земном воздухе беспокоит экологов уже давно

Популярная механика
1994 год 1994 год

В стране появились большие деньги и люди, намеренные их поделить

Esquire
Как Владимир Зеленский стал президентом, не переставая быть артистом Как Владимир Зеленский стал президентом, не переставая быть артистом

Кинокритик поразмышлял над тем, как сюжет «Слуга народа» воплотился в жизни

РБК
Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram, унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале

Как понять современное искусство: 9 главных событий 2010-х

Esquire
Глюк’oZa: «Миримся с мужем всегда быстро и приятно» Глюк’oZa: «Миримся с мужем всегда быстро и приятно»

После длительного перерыва певица снова влилась в шоу-бизнес

StarHit
Линор Горалик — о «Лолите» как книге про любовь, русской классике и поэтах, навсегда изменивших ее жизнь Линор Горалик — о «Лолите» как книге про любовь, русской классике и поэтах, навсегда изменивших ее жизнь

Книжная полка: Любимые книги поэтессы и писательницы Линор Горалик

Esquire
Удачный момент Удачный момент

Люпита Нионго — о выборе стиля, покорении Голливуда и новых проектах

Glamour
К сексу нужно относиться с юмором К сексу нужно относиться с юмором

Богатый жизненный опыт «how to be playboy» Тимура Батрутдинова

Playboy
Независимость и инновации. Как соединить медиабизнес и венчурную экономику? Независимость и инновации. Как соединить медиабизнес и венчурную экономику?

Будущее сильнейших в мире медиабрендов зависит от темпа их трансформации

Forbes
Мария Скокова Мария Скокова

Ее не называют иначе, чем музой Николя Жескьера

Собака.ru
7 ошибок по уходу за собой у мужчин, которые втайне ненавидят все женщины 7 ошибок по уходу за собой у мужчин, которые втайне ненавидят все женщины

Быть ухоженным мужчиной — не стыдно, а абсолютно нормально

Playboy
На чем заработать и как сохранить заработанное в 2020 году: гид для инвестора На чем заработать и как сохранить заработанное в 2020 году: гид для инвестора

Какие стратегии выбрать в этих условиях рынка?

Forbes
Ужасы в вашей тарелке: пищевые фобии, которые вредят здоровью Ужасы в вашей тарелке: пищевые фобии, которые вредят здоровью

Пищевые фобии могут сильно навредить нашему здоровью

Psychologies
Свежий сон: как правильно стирать подушки Свежий сон: как правильно стирать подушки

Как стирать подушку в стиральной машинке и на руках

Cosmopolitan
Открыть в приложении