Возрождение советских автобрендов может дать преимущество российскому автопрому

ЭкспертАвто

«Волга». «Волга»? Мать родная!..

Возрождение советских автобрендов может дать серьезное конкурентное преимущество российскому автопрому перед безликими китайскими машинами. А может, наоборот, выставить его на посмешище

Александр Астапов

Превращая Chrysler Sebring в Volga Siber, поменяли и «лицо», и филейную часть вместе с оптикой. Не помогло

Это началось не вчера. Еще в 2021 году ГАЗ анонсировал возрождение марок «Волга» (тогда для особых версий коммерческого транспорта) и «Победа» — для некоего будущего «инновационного продукта». Менее чем год спустя, в мае 2022-го, московское правительство объявило не только о переходе в его собственность бывших площадей Автозавода имени Ленинского Комсомола, но и о переименовании предприятия в «Москвич» и скором возрождении марки. Через несколько месяцев, правда, общественность не смогла удержаться от скептических ухмылок: под новым старым именем начали собирать китайские JAC. Как результат, продажи новых «Москвичей» сильно далеки от ожидаемых, несмотря на оперативное строительство дилерской сети и активность представителей завода в публичном поле.

А в этом году новость за новостью. Автомобили марки «Волга» (теперь заявлено, что все же легковые, — но больше никаких подробностей) будут собираться на площадях в Нижнем Новгороде, покинутых «Фольксвагеном». Московское правительство поняло, что смешить людей даже не бэйдж-инжинирингом (то, что американские острословы так прозвали, все же означало не только наклеивание шильдиков Cadillac и Pontiac на европейский Opel, но и рестайлинг, и иное оснащение, и настройки шасси), а скорее люмпен-маркетингом, не к лицу — и начало разработку собственной машины. По словам недавнего гендиректора завода, а с недавних пор председателя совета директоров «Москвича» Дмитрия Пронина, рассматриваются варианты как покупки сторонней платформы, так и создания электромобиля с чистого листа. И правда: сразу несколько источников подтверждают, что работа ведется в стенах «Мостранспроекта», подчиняющегося Дептрансу.

А вот «Жигулей» не будет: тратить деньги на бренд, ныне больше ассоциирующийся с пивом, в Тольятти отказались и по-прежнему сосредоточены на устойчивом и известном (хоть и начавшем размываться сборкой «китайцев» на манер «Москвича») бренде «Лада». Точнее, Lada: переводить на кириллицу вывески у дилеров и шильды на машинах автовазовцы не намерены. Но суббренд Niva будут развивать, и не только малыми и большими модернизациями ветеранов, но и новой моделью. Концепция которой пока на рассмотрении — зато технический задел по будущей «Ниве-3» имеется немалый.

Есть что повторить

Решения логичные, и как раз для импортозамещения в буквальном смысле: западные бренды покинули наш рынок, а пришедшие на их место китайские марки назвать брендами язык не повернется. Даже не потому, что большинству производителей из Поднебесной без году неделя по меркам автопрома. Дело в том, что у китайцев отсутствует как класс культура вещи, а подавно культура автомобиля как чего-то большего, нежели самобеглая коляска. Отсюда и хаотичность в «брендостроительстве», и микроскопические бюджеты на продвижение.

А значит, у воды да не напиться! Тем более учитывая нацеленность наших производителей на возрастную аудиторию; как показывает практика, после 30 лет происходит переход потребительского сознания от трендо- к брендозависимости. Иными словами, социализация «через вещи», в молодом возрасте происходящая путем доказательства окружающим, что ты «в теме», а значит, свой, со временем уступает таковой через систему ценностей бренда, внедряемую в массовое сознание маркетологами. А потому даже слабый бренд лучше, чем неизвестная бляха на капоте.

Нетрудно также предположить, что «Волга» будет как минимум во вторую очередь чиновной и корпоративной машиной (а нацеленность «Москвича» на госслужбу известна доподлинно). Сам по себе рынок не такой большой — суммарно с полсотни тысяч машин, включая и «разгонные», и персональные, — но стабильный и в силу политических причин имеющий запрос на патриотичность как минимум в названии.

Вряд ли дело дойдет до оригинальной платформы — не по Хуану сомбреро. Набрать команду разработчиков в России пока еще есть из кого, но мизерный по современным меркам тираж грядущих «реинкарнаций» (сотня тысяч в год на бренд от силы) делает не просто неоправданным, а экономически неадекватным такой вариант. Другое дело скооперироваться с другими разработчиками (тем же «Атомом»), дополнив их компетенции своими. Да хоть бы и с китайцами, их платформы — неплохая основа при условии обширных работ по доводке и управляемости, и надежности (это у нас еще не разучились делать). И дизайнеры в стране не перевелись, даже накопили изрядный задел по переосмыслению облика советских машин минувших времен.

Вот только не все то золото, что плохо лежит. «Волгу» на ГАЗе уже пытались возродить в «сытые нулевые». Купили лицензию на крайслеровскую платформу, а заодно и сборочную линию — благо отдавали незадорого. Перелицевали машину (бамперы, оптика). В дальнейшем намеревались довести локализацию машины, названной Volga Siber, до 50 процентов и делать до 65 тыс. штук в год не только с четырехцилиндровым мотором объемом 2,4, но и с «шестеркой» в 2,7 литра.

Увы, проект постиг оглушительный провал. За 2008–2010 годы было выпущено 8933 «Сайбера», и почти все проданы госструктурам и в корпоративные парки. «Частник» же машиной не заинтересовался. «Волговоды» не признали в Siber «Волгу» — уж больно сложная и дорогая, при этом маленькая и нехаризматичная. Записные патриоты не готовы были выложить за машину цену иномарки: как многажды показывала практика, у таких граждан есть четкое убеждение, что за покупку «нашемарки» им обязаны как минимум дисконтом. Космополиты же не видели резона покупать «Крайслер на минималках», да еще и давно приевшийся.

Это не «Победа». Это Wey Dream, 4,8-метровый «подключаемый гибрид» производства Great Wall. Но исключать его промсборку и новое имя было бы опрометчиво. Фото: Great Wall Motors

Быть достойным своего имени

Были ли неудачи подобного рода на Западе? В случае с «ност альгическими» моделями сколько угодно, в случае с брендами или суббрендами — разве что у Nissan, реинкарнировавшего марку Datsun в качестве лоукост-бренда, да у Mercedes в нулевые провалилась попытка влезть в люкс с маркой Maybach. Остальные случаи сплошь «в плюсе». Mini, Hummer, фиатовские суббренды 500 и Abarth, фордовский Bronco… А Renault, окрыленный успешным возрождением спорткаров марки Alpine, увлекся настолько, что решил возродить «ностальгические» модели 4 и 5 в качестве отдельных суббрендов. И наоборот: китайцы так и не смогли «перезапустить» ни MG, ни Borgward.

А все потому, что китайцы (да, в общем, и нижегородцы) пренебрегли правилами таких реинкарнаций, которые не только обоснованы маркетологами, но и многократно проверены практикой. Во-первых, воссоздавать надо не только форму, но и дошедший до наших времен образ. Никому нет дела, что изначальный Mini задумывался как народный автомобиль, но многие в курсе, что машина во все времена имела налет буржуазности и одновременно богемности (спасибо «Битлам», причем всем четверым) и рулилась не хуже гоночной, при этом всегда стоила дороже «одноклассников». И что Renault 5 во времена своей конвейерной жизни, а подавно после нее был во всех смыслах молодежной машиной — европейцы помнят хорошо. Но не всегда так однозначно. Как быть, например, с образом «Волги», которая для одних символ роскоши времен детства, а для других — грубая и несуразная, зато простая и неприхотливая «баржа»?

Второе: машина обязана претендовать на «премиальность». И только претендовать — статус представителя премиум-сегмента иначе как многолетним кандидатством не заработать. А потому — стиль в каждой мелочи. Покупатели возрождавшегося в конце 1990-х VW Beetle готовы были простить машине и завышенную цену, и «дубовую» подвеску, но не унылый салон и отсутствие фирменных аксессуаров. А за прошедшие четверть века стандарты премиума по этой части выросли неимоверно. Неспроста Renault начала возрождение суббренда Renault 5 с выпуска кассетного плеера в стиле 1980-х, а каталог аксессуаров Fiat 500 потолще мерседесовского будет.

И наконец, третье и четвертое. Ретростилистика в таких «возрожденных» брендах и суббрендах эксплуатирует не ностальгию по «старым добрым временам», а усталость от современного дизайнмейнстрима и, как следствие, потребность аудитории в простых и лаконичных формах и решениях. А возвращение из прошлого имени (нет, так: Имени) всего лишь способ сэкономить на продвижении, опершись на отнюдь не забытые усилия маркетологов и рекламных служб по выводу на рынок «тех еще», оригинальных, моделей. Включая классику кинематографа, кадры успешных выступлений в автоспорте и золотой фонд шедевров рекламы.

Ведомо ли это нашим топ-менеджерам? Несомненно. Пойдет ли впрок это знание — сомнительно. Есть немало оснований полагать, что не только «Москвич» останется с характерным прищуром, но китайской будет и «Волга». После чего останется лишь дождаться промсборки Wey Dream, гламурной карикатуры на «американцев» 1930-х, с лого «Победа», прописанным иероглифами.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
«Кризис не придет из экономики»: главное из интервью экономиста Олега Ицхоки «Кризис не придет из экономики»: главное из интервью экономиста Олега Ицхоки

В России сложилась уникальная ситуация, считает Олег Ицхоки

Forbes
Сто цветов китайского автопрома Сто цветов китайского автопрома

Автомобильная промышленность КНР готова преподать урок конкурентам

Эксперт
Данные GPS указали на ускоренный сдвиг геодезических станций перед сильными землетрясениями Данные GPS указали на ускоренный сдвиг геодезических станций перед сильными землетрясениями

Ученые продвинулись в прогнозировании землетрясений

N+1
Будущее батарей близко Будущее батарей близко

Литий-ионные батареи вполне заслужили почетную пенсию

Популярная механика
Мать всех страхов: как избавиться от танатофобии — и надо ли? Мать всех страхов: как избавиться от танатофобии — и надо ли?

Как танатофобия связана с остальными страхами? Что (не) поможет в борьбе с ней?

Psychologies
Русский клуб vs Римский клуб Русский клуб vs Римский клуб

Что может предложить Россия на пути созидательного устойчивого развития

Эксперт
После секса: как на самом деле ведут себя мужчины и женщины — объяснение ученых После секса: как на самом деле ведут себя мужчины и женщины — объяснение ученых

Близость после секса необходима для обоих партнеров

Psychologies
Близость, страсть, привязанность: какой ваш тип любви — определите чувства Близость, страсть, привязанность: какой ваш тип любви — определите чувства

В любых отношениях есть важные составляющие

Psychologies
Ученые пощекотали крыс и нашли регулятор игривости в стволе мозга Ученые пощекотали крыс и нашли регулятор игривости в стволе мозга

Чувством щекотки и игривостью управляют латеральные части серого вещества

N+1
Рейдер, активист, лифтер Рейдер, активист, лифтер

Как инвестирует Карл Айкан

Деньги
Дочь великой королевы: как Екатерина Арагонская правила Англией Дочь великой королевы: как Екатерина Арагонская правила Англией

Екатерина Арагонская была выиграла войну и правила страной наравне с мужем

Forbes
Дрон проехался по земле внутри вращающейся сферической клетки Дрон проехался по земле внутри вращающейся сферической клетки

Гибридный робот, который способен как летать, так и ездить по поверхности

N+1
Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера

Посмотрите на сыновей Мика Джаггера — похожи на своего знаменитого отца?

VOICE
«У снобов имеется некий душевный надрыв». Отрывок из книги о Марселе Прусте и его главном романе «У снобов имеется некий душевный надрыв». Отрывок из книги о Марселе Прусте и его главном романе

Как Марсель Пруст критиковал светское общество

СНОБ
Что такое нависшее веко и как его убрать с помощью косметолога и хирурга Что такое нависшее веко и как его убрать с помощью косметолога и хирурга

Причины появления нависшего века, способы его убрать и скрыть под макияжем

РБК
8 идей, как повторно использовать старые контейнеры для контактных линз – всем путешественникам на заметку! 8 идей, как повторно использовать старые контейнеры для контактных линз – всем путешественникам на заметку!

Контейнеры для линз — незаменимая вещь для путешественника

ТехИнсайдер
9 проверенных способов преодолеть страх 9 проверенных способов преодолеть страх

Уловки, которые помогут перепрограммировать мозг и стать смелее

РБК
Маленький экран, большие амбиции Маленький экран, большие амбиции

История отношений независимых кинорежиссеров и сериальной индустрии

Weekend
«Основано на реальных событиях»: сатира на болезненный интерес к серийным убийствам «Основано на реальных событиях»: сатира на болезненный интерес к серийным убийствам

«Основано на реальных событиях» — история о браке, который спасает подкаст

Forbes
Как стать королем пикника: топ-5 девайсов для идеального шашлыка Как стать королем пикника: топ-5 девайсов для идеального шашлыка

Учимся готовить шашлык с помощью высоких технологий

Maxim
Что посадить на даче: 8 продуктов, которые советуют нутрициологи Что посадить на даче: 8 продуктов, которые советуют нутрициологи

Дачный огород может стать источником настоящих суперфудов

РБК
Символ империи: как чай стал причиной войн и самым важным напитком в мире Символ империи: как чай стал причиной войн и самым важным напитком в мире

Как чай влиял на судьбу империй и одновременно становился символом уюта

Forbes
Почему свадьбы — белая чума XXI века Почему свадьбы — белая чума XXI века

Глава из книги «Женщина на пике мозга», в которой вся правда о девушках

VOICE
Связанные одной нитью: как женщина за ткацким станком помогла построить цивилизацию Связанные одной нитью: как женщина за ткацким станком помогла построить цивилизацию

Отрывок из книги «Нить истории» о том, как прялка и веретено повлияли на людей

Forbes
Футбольный сезон окончен. Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику Футбольный сезон окончен. Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику

Гонзо-журналистика: как писал Хантер Томпсон

СНОБ
Находитесь в позиции жертвы? Задайте себе всего 2 вопроса Находитесь в позиции жертвы? Задайте себе всего 2 вопроса

Все мы порой оказываемся жертвой. Но это не значит, что мы обречены на несчастья

Psychologies
Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники

Что сподвигло некоторые виды растений перейти на диету из живых существ?

ТехИнсайдер
Ответ на глобальные вызовы, или почему будущее за инвестициями в импакт-проекты | The Answer to Global Challenges: Why Investing in Impact Projects is the Future Ответ на глобальные вызовы, или почему будущее за инвестициями в импакт-проекты | The Answer to Global Challenges: Why Investing in Impact Projects is the Future

Глобальные вызовы требуют пересмотра стандартных практик и моделей в инвестициях

Позитивные изменения
Вернуть связь. 7 шагов навстречу друг другу Вернуть связь. 7 шагов навстречу друг другу

Каникулы – отличное время, чтобы восстановить связь с ребенком

Новый очаг
Открыть в приложении