Виноград и закон
У российских виноделов появится отдельный закон, который стимулирует развитие отрасли и обеспечит импортозамещение. Но способен ли отечественный производитель дать стране достаточное количество качественного вина?
«Россия — винодельческая держава, и по количеству потребляемого вина, и по количеству выращиваемого винограда. И мы единственная винодельческая держава, у которой нет закона о винограде и вине», — говорит президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Депутаты исправляют ситуацию: уже ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект «О развитии виноградарства и виноделия», а также вносятся изменения в действующее законодательство. Главные цели — выделить вино из всех алкогольных напитков в отдельную категорию, провести импортозамещение и поддержать развитие виноградников. «Наш законопроект направлен на либерализацию государственного регулирования отрасли: расширение мер государственной поддержки, упрощение лицензионных требований, расширение полномочий саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов, снятие запрета на розничную продажу винодельческой продукции, произведенной из собственного винограда, на тематических фестивалях и выставках», — пояснил нам один из инициаторов проекта, депутат от Крыма Константин Бахарев.
Однако некоторые участники рынка мечтают о комплексной стратегии. «Закон, как я вижу на сегодняшний день ситуацию, сырой. Я не вижу конечной цели, для чего он сделан. Мне кажется, что было бы правильно, с точки зрения государства, разработать государственную программу по развитию виноградарства и виноделия минимум на десять лет», — рассказал «Эксперту» управляющий крымским виноградарским предприятием Андрей Стоянов.
Сейчас вино, как и другая алкогольная продукция, находится в юрисдикции Федерального закона № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», принятого еще в 1995 году. Из названия очевидно, что цель закона — обезопасить население от алкоголя в целом. Виноделы же не считают свою продукцию опасной для здоровья и требуют выделить отрасль в отдельный закон, который поможет увеличить объемы производства. ФЗ-171 построен таким образом, чтобы мелких заводов не было, а были только крупные. В 2005 году в его текст были внесены поправки, появилась система ЕГАИС. Направленность этих изменений была такой, чтобы выполнять требования закона становилось сложнее и дороже, — все для того, чтобы мелкие предприятия с рынка уходили или укрупнялись. «Но это можно делать для промышленных продуктов, каким является водка. А для того, чтобы получить бутылку вина, надо виноград пять лет выращивать, то есть циклы совсем другие», — объясняет Леонид Попович.
Еще одно предложение, содержащееся в законопроекте: требование прописать на этикетке все географические точки, которые были пройдены продуктом. «У нас сегодня на бутылке может быть написано “Крым”, а в бутылке чилийский виноматериал. Именно с этой целью мы предусмотрели категории ЗГУ (защищенное географическое указание) и ЗНМП (защищенное наименование места происхождения), потому что это единственная гарантия привязки к региону и винограднику», — говорит Константин Бахарев. Ему возражают: «Иногда предприятие вырастило виноград свой, купило немного вина в Испании, Италии, купило в Аргентине. А потом все это смешало, чтоб получилось вкусное вино. Что там писать?»
Ведущие страны - производители вина, 2018 г.
При этом у России пока недостаточно мощностей для покрытия собственных потребностей. «Нам своего виноматериала не хватает, мы его закупаем за рубежом», — говорит вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев. По данным Международной организации виноградарства и виноделия за 2017 год, в России 85 тыс. гектаров виноградников, в то время как, например, в Испании 967 тыс. Похожая ситуация и в производстве вина. Италия за 2017 год произвела порядка 42,5 млн гектолитров, Россия же всего 4,7 млн. «В Европе колоссальное перепроизводство винограда. Еврокомиссия платит субсидию 15 тысяч евро за каждый гектар вырубленного винограда. Поэтому возникает низкая цена виноматериала», — говорит Константин Бахарев. Исходя из этого получается, что импортировать выгодно, а производить свой продукт затратно. Например, в прошлом году из Европы было завезено 30% всего бутилированного вина и около 30% всего виноматериала.
По словам Леонида Поповича, в прошлом году россияне «выпили один миллиард двести миллионов литров того, что сделано из винограда: завезенное бутилированное, игристое вино, ликерное вино, коньяк, винные напитки. Из этой винодельческой продукции в лучшем случае одна треть произведена из того, что выросло в России». Специалисты убеждены, что мы в состоянии вырастить столько винограда, сколько нужно, чтобы закрыть весь объем потребления. Игроки рынка и законодатели поддерживают идею импортозамещения, но вопрос в деталях. Критики обвиняют новый закон в том, что он борется с качественным зарубежным виноматериалом, в то время как отечественный рынок еще не готов поставить замещающий объем качественной продукции.
Практика показала, что продавать чужое вино под российским брендом выгодно. Большинству производителей нет никакого резона самим производить виноматериал. Как рассказал «Эксперту» член Общественной палаты Крыма Иван Абажер, «крупные производители начинают лениться, им становится неинтересно производить виноград. Производитель завез себе виноматериал без обработки виноградников, без физических и моральных затрат, танкер подогнал к пристани, слил виноматериал в свою емкость и разлил в бутылки. Вот и вся работа». Для того чтобы бизнес вкладывался в отрасль и был готов к инвестиционному циклу в пять–десять лет, государство должно послать правильные сигналы. Текущее законодательство таких условий создать пока не может. Согласен с ним и Андрей Стоянов: «Закон угоден самым крупным производителям вина, они, как правило, и являются самыми крупными импортерами виноматериалов. Он дает преференции самым крупным, а для развития новых предприятий нет никакой экономической мотивации».
Ведущие страны - потребители вина, 2017 г.
Тем не менее инициаторы законопроекта говорят о поддержке мелкого производителя, который видится основным резервом для роста винодельческой отрасли в России. Проблема в том, говорит Константин Бахарев, что «вход на рынок сегодня очень дорогой и сложный: сертифицировать оборудование, купить акцизные марки, лицензию». Инициаторы путем внесения изменений в ФЗ-171 собираются разрешить производство вин категорий ЗГУ и ЗНМП для крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, упростить порядок лицензирования, увеличить объем реализации фермерской продукции в три раза, а срок действия лицензии — с пяти до пятнадцати лет. Потенциал у отрасли есть. Например, в 1959 году площадь виноградников в одном только Крыму составляла 150 тыс. гектаров, а сейчас лишь 18 тыс.
«Без комплексной государственной программы развития отрасли я как производственник не вижу перспективы, учитывая такие факторы, как трудовые ресурсы и состояние виноградников. В Крыму больше половины виноградников старше двадцати лет, в промышленном использовании они уже подлежат раскорчевке», — рассказал нам Андрей Стоянов. Однако эксперты признают, что этот законопроект чрезвычайно важен, и ссылаются на международный опыт: «В Молдавии он есть, на Украине. Виноделие достаточно важная отрасль и с точки зрения туризма, и с точки зрения инфраструктуры».
Проблемой некоторые эксперты считают и то, что вино по всем законам приравнено к винным напиткам, что не совсем правильно. «С точки зрения государства я бы предложил обложить винные напитки дополнительными налогами, они по сравнению с продукцией честных производителей вина высокомаржинальные, у них хорошая оборачиваемость, за пять дней можно произвести этот продукт. А честное вино только на шестой-седьмой год идет в бутылку», — говорит Андрей Стоянов.
Есть еще бюрократические издержки. Сейчас производство вина регулирует Росалкогольрегулирование, а выращивание винограда — Министерство сельского хозяйства. «Все циклы производства (выращивание, уход) должны быть неразрывны в одном законе и ведомстве», — говорит Леонид Попович.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl