Южная Африка между тремя полюсами
Если Претория сможет отстоять свой независимый внешнеполитический курс, развивая отношения одновременно с США, Россией, Китаем, а также с другими государствами БРИКС, она покажет хороший пример остальным странам многополярного мира
Судьбоносный, как ожидается, саммит БРИКС пройдет 22–24 августа в Йоханнесбурге, и во многом поэтому Южная Африка оказалась в центре мировой повестки.
На пороге БРИКС — организации, в которую, напомним, входят Бразилия, Россия, Индия, КНР и ЮАР, — сейчас стоят свыше десятка государств и, возможно, именно на африканском континенте будет принято решение о принципиальном расширении альтернативного Западу международного клуба.
Пока же президент ЮАР Сирил Рамапоса озабочен множеством попутных вопросов. Например, как сделать так, чтобы российский коллега не ощутил дискомфорта из-за решения Международного уголовного суда (МУС). Или что ответить французскому лидеру Эммануэлю Макрону, который не дозвонился Владимиру Путину напрямую и поэтому решил лично посетить саммит БРИКС. Кроме того, приходится отбиваться от нападок американских политиков, которые обнаружили южноафриканские суда с оружием, якобы следующие в Россию.
И это только внешний фон. Внутри у президента ЮАР тоже не все гладко: есть сильная оппозиция, готовая сменить нейтральный и прагматичный курс страны на прозападный, а также экономические и энергетические проблемы, которые без сотрудничества с БРИКС не решишь.
Если Претория сможет отстоять свой независимый внешнеполитический курс, это станет еще одним признаком зарождения многополярного мира.
Африканская твердость
На фоне стремления Запада изолировать Россию Южно-Африканская Республика продолжает выстраивать партнерские отношения с Москвой. Как и многие другие государства континента, ЮАР не осудила нашу страну и воздержалась от голосования за антироссийские резолюции в Генассамблее ООН. Кроме того, Претория отказалась соблюдать американские санкции и по-прежнему допускает на свою территорию суда и самолеты, против которых введены западные ограничения. Развиваются и контакты в сфере обороны. Так, зимой прошли совместные военно-морские учения России, ЮАР и КНР, а в мае Москву посетил командующей армией ЮАР Лоуренс Мбата.
История с ордером МУС на арест Владимира Путина — таким образом Запад хотел помешать проведению саммита БРИКС — особенно интересна. Дело в том, что Африканский союз принял решение о коллективном выходе из МУС еще в 2016 году, но осмелились довести этот процесс практически до конца только ЮАР, Гамбия и Бурунди. Однако Высокий суд Южной Африки заключил, что выход в той форме, в какой он был реализован правительством, не соответствует конституции страны. А на конференции правящей партии «Африканский национальный конгресс» (АНК) в декабре 2022 года было решено и вовсе остаться в юрисдикции Международного уголовного суда.
Вся соль здесь в борьбе национально ориентированных и прозападных фракций внутри партии. Пока власти ЮАР просто ищут законный способ выйти из ситуации без ущерба для себя и партнеров. Тем более что был прецедент: еще в 2015 году страна отказалась исполнять ордер МУС в отношении президента Судана Омара аль-Башира, прибывшего на саммит Африканского союза.
Доктор юридических наук, заведующий кафедрой международного права Университета управления ТИСБИ, приглашенный профессор Йоханнесбургского университета Александр Мезяев подчеркивает, что «государства-участники обязаны сотрудничать с Международным судом: они должны рассмотреть полученный ордер, но вправе не исполнять его автоматически. Утверждение о том, что Южно-Африканская Республика оказалась между двумя противоречащими друг другу обязательствами, не соответствует действительности, это искусственно созданная проблема».
А еще, несмотря на оказываемое с Запада давление, президент ЮАР Сирил Рамапоса в мае 2023 года анонсировал мирную инициативу по Украине группы африканских стран (вместе с Замбией, Сенегалом, Конго, Угандой и Египтом). Показательно, что делегацию из Африки по этому вопросу согласились принять и в Киеве, и в Москве – ранее так далеко продвинулся только китайский мирный план.
В целом мы наблюдаем стремление Претории проводить независимую политику глобального политического игрока. Это во многом обусловлено положением страны на континенте. Кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории МГИМО, научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Иван Лошкарев напоминает: «ЮАР является крупнейшим государством и экономическим локомотивом всей южной части Африки. В частности, Претория возглавляет Южноафриканский таможенный союз — старейшее из действующих на сегодня интеграционных объединений. В рамках этого союза обеспечено свободное перемещение южноафриканской валюты — рэнда».
«Политически это очень важная страна: она во многом задает идеологический тон для всей Африки. Еще в 1990-е годы Табо Мбеки, вице-президент, а затем президент ЮАР, выдвинул идею “африканского ренессанса” — поиска собственных путей развития на основе внутренних ресурсов. Во многом благодаря этой идее возникли Африканский союз и Африканская континентальная зона свободной торговли, запущенная в 2019 году», — считает эксперт.
Важную роль играет Претория и на глобальной политической арене: эта страна — единственная из всего африканского континента — входит в G20 и БРИКС. Ее позиции в экономике также остаются сильными: Южно-Африканская Республика входит в тройку ведущих стран Африки по ВВП наряду с Нигерией и Египтом.
Но за африканским фасадом традиционно скрывается множество внутренних проблем.
Перипетии южноафриканской политики
Первая из них — политическая. ЮАР является президентской республикой, однако глава государства избирается Национальной ассамблеей — нижней палатой парламента. После окончания режима апартеида и введения всеобщего избирательного права большинство голосов в парламенте удерживает «Африканский национальный конгресс», лидер которого автоматически становится президентом. Поэтому главе государства, чтобы оставаться у власти, необходимо пользоваться поддержкой своих однопартийцев.
График 1. ВВП ЮАР растет неравномерно
График 2. Безработица в ЮАР одна из самых больших в Африке
Преемники Нельсона Манделы Табо Мбеки (1999–2008) и Джейкоб Зума (2009–2018), утратив доверие своей партии после серии скандалов, были вынуждены уйти в отставку. Причем второго в 2021 году даже приговорили к тюремному сроку за неуважение к суду из-за отказа дать показания комиссии, расследующей обвинения в коррупции.
Действующий президент Сирил Рамапоса столкнулся с похожими вызовами. Летом 2022 года бывший глава разведки ЮАР Артур Фрейзер обвинил лидера страны в том, что тот скрыл обстоятельства хищения крупной суммы денег с его личной фермы. Оппозиция потребовала объявить президенту импичмент, однако для этого было необходимо решение правящей партии — АНК. Парламент отклонил импичмент, и Рамапосе удалось сохранить пост. Очередные парламентские выборы в ЮАР состоятся в 2024 году, и если «Африканский национальный конгресс» вновь получит большинство мест, то действующий президент, вполне вероятно, останется на второй срок.
В то же время положение доминирующей политической силы подразумевает, что внутри АНК существует множество групп и фракций. Фактор внутрипартийной борьбы важен, поскольку расстановка сил в правящей партии определяет политический курс Претории.
Главными противниками действующего президента выступают сторонники бывшего главы государства Джейкоба Зумы. Они представляют левое крыло партии и предлагают программу радикальной экономической трансформации, призванной разрушить монополию капитала белых. В частности, настаивают на конфискации земли — в Зимбабве такое решение вызвало экономический крах государства и гигантский уровень инфляции.
Президент Сирил Рамапоса является более умеренным политиком и ратует за постепенные экономические реформы на основе государственно-частного партнерства. Лидер ЮАР также начал масштабную борьбу с коррупцией, пытаясь разделить партию и систему государственного управления. Однако этому процессу сильно мешают межфракционные распри.
На этом конфронтационном фоне, по опросам социологов, «Африканский национальный конгресс» теряет поддержку. После муниципальных выборов 2021 года от партии отвернулись почти 10% избирателей. Электоральная статистика также показывает, что результат АНК на парламентских выборах и количество полученных мест сокращается с каждой новой избирательной кампанией: с 69,7% и 279 мест в 2004 году до 57,5% и 230 мест в 2019-м.
Программный координатор РСМД Никита Панин отмечает: «Совершенно не факт, что с учетом всех внутренних вызовов как внутри партии, так и в стране АНК сможет обеспечить себе на выборах прежний уровень поддержки. Поэтому вполне возможно, что новое правительство будет коалиционным, а значит, пост министра иностранных дел может оказаться, хоть это и маловероятно, у представителя другой партии».
В данном контексте важно отметить, что укреплять отношения с Россией хотят далеко не все партии. Крупнейшее оппозиционное движение «Демократический альянс» считает приоритетом взаимодействие с США и ЕС. Эта партия также поддерживает Киев: в мае 2022 года лидер «Демократического альянса» совершил поездку на Украину.
Третья по количеству депутатов Партия борцов за экономическую свободу выступила с одобрением действий России. Примечательно, что в 2021 году ее лидер Джулиус Малема требовал закупить российскую вакцину «Спутник V», однако в правительстве к его голосу не прислушались. Эти политики также поддерживают законопроект о выходе из МУС.
Если АНК не сможет получить абсолютное большинство в парламенте, он будет вынужден искать партнера по коалиции. И сделанный выбор повлияет не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику страны.
Экономические проблемы
За политическим кризисом как всегда стоят сложные экономические проблемы. После краха режима апартеида в 1994 году экономика страны динамично развивалась, сохранялась макроэкономическая стабильность. ЮАР даже относили к числу развитых стран, поскольку ВВП на душу населения тогда составлял около 85% от мирового показателя.
Однако после кризиса 2008 года темпы роста замедлились. Еще в 2010-м ВВП Южной Африки увеличился на 3%, а спустя девять лет лишь на 0,3%. Затем последовал «идеальный шторм», вызванный пандемией COVID-19: ВВП сократился на 6,3% (а его объем на душу населения откатился к показателям 2005 года), значительно вырос государственный долг.
Несмотря на улучшение ситуации в 2021 году, в стране резко обострилась проблема безработицы: в 2022 году около трети граждан Южно-Африканской Республики оказались нетрудоустроенными. Труднее всего пришлось молодежи: больше половины юношей и девушек в возрасте от 15 до 25 лет испытывают проблемы с поиском работы. Наблюдается серьезный отток квалифицированных кадров. Как показал опыт «арабской весны», все эти факторы могут стать причиной социальных беспорядков: летом 2021 года по стране уже прошла волна демонстраций и акций протеста.
Но главная угроза политической стабильности в Южной Африке — социальное неравенство. По показателю коэффициента Джини (0,6) ЮАР входит в число антилидеров мирового рейтинга. В 2022 году уровень бедности в стране превысил 63%, во многом по причине роста цен. Есть и расовое неравенство: так, среди белых за чертой бедности живет всего 2%.
Тяжелые социальные условия подогревают преступность и порождают проблемы в сфере здравоохранения. По данным ООН за 2021 год, эпидемия ВИЧ затронула примерно каждого десятого жителя ЮАР.
Первопричиной многих экономических трудностей является масштабный энергетический кризис, начавшийся в 2007 году. Постоянные перебои в энергоснабжении подрывают конкурентоспособность наиболее развитых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Считается, что проблема вызвана главным образом неэффективностью корпорации Escom, государственного монополиста на рынке электроэнергии, уже накопившего огромные долги.
Предложение президента реструктурировать госкорпорацию вызывает критику не только левого крыла правящей партии, но и, что более важно, профсоюзов, которые опасаются снижения зарплат в случае допуска частных компаний на рынок. Объединения рабочих являются значимой частью электората АНК — рыночные реформы могут снизить поддержку партии на следующих выборах.
График 3. Крупнейшие торговые партнеры ЮАР: экспорт (2021)
График 4 Крупнейшие торговые партнеры ЮАР: импорт (2021)
ЮАР и БРИКС: синергия
Справиться с экономическими проблемами стране помогают внешние партнеры. Еще в конце 2000-х руководство Южно-Африканской Республики пришло к выводу, что благосостояние государства в будущем в значительной степени зависит от взаимодействия с динамично развивающимися соседями с глобального Юга, но не только.
Так, доля стран БРИКС в общем объеме торговли ЮАР выросла с 10% в 2005 году до 20% в 2012-м. Китай и Индия вошли в число крупнейших торговых партнеров Претории, а с 2009 года КНР стала безусловным лидером в этой области.
По данным МВФ, в 2023 году государства БРИКС совокупно обеспечат 32% мирового экономического роста, на этом фоне вклад G7 снизится до 29%. Причем потенциал расширения объединения далеко не исчерпан: 13 государств подали официальные заявки на вступление в БРИКС.
На первый взгляд масштабы экономики и численность населения ЮАР не соответствуют членству в клубе экономических гигантов. К примеру, номинальный ВВП Южно-Африканской Республики на 2022 год более чем в четыре раза уступает ВВП Бразилии, а население страны составляет около 60 млн человек.
Однако для БРИКС такое сотрудничество важно по другим соображениям. Как считает Иван Лошкарев, «первая причина заключается в том, что Южно-Африканская Республика — это своеобразный символ борьбы континента с наследием колониализма. Кроме того, ЮАР за годы независимости научилась играть в глобальную и региональную дипломатию. У Претории есть очень хороший портфель инициатив по миротворчеству, региональной интеграции, посредничеству в урегулировании конфликтов. Этот опыт востребован БРИКС, поскольку через ЮАР участники форума могут устанавливать контакты с другими африканскими государствами и продвигать свои проекты».
Впрочем, Претории есть что предложить партнерам по БРИКС и в экономике. Директор Института экономических стратегий РАН, доктор экономических наук Александр Агеев указывает на «ключевую роль ЮАР в Африке, равно как и самой Африки в XXI веке — по темпам роста населения и экономики и их долям в мировой экономике. Важна здесь и геометрия геополитики: без ЮАР БРИКС — при всей важности авиасообщения — разрывается по морским коммуникациям. Наконец, существует необходимость синергии по наличию и доступу к ключевым минерально-сырьевым ресурсам».
На фоне обострения продовольственной проблемы в мире ЮАР имеет конкурентное преимущество в виде развитого сельскохозяйственного сектора. Кроме того, страна входит в число лидеров по добыче платины, хрома, ванадия и марганца, имеются запасы угля. Южно-Африканская Республика обладает диверсифицированной экономикой c развитым сектором услуг. А финансовый рынок входит в число 20 самых развитых в мире, по данным Глобального рейтинга конкурентоспособности 2019 года.
Но какие преимущества получила сама ЮАР после присоединения к БРИКС в 2011 году? Во-первых, участие в этом союзе повышает роль республики как в Африке, так и на мировой арене. Реформа международных институтов, прежде всего ООН и МВФ, требует скоординированной позиции развивающихся стран. В частности, Южно-Африканская Республика стремится стать постоянным членом Совета Безопасности ООН. И тут ей могут помочь партнеры по формату: в Пекинской декларации XIV саммита БРИКС Россия и Китай подтвердили необходимость расширения СБ ООН за счет развивающихся стран.
Во-вторых, растет вклад БРИКС в развитие ЮАР. Например, больше 65% туристов приезжают в страну как раз из государств — членов группы. Кроме того, Новый банк развития БРИКС профинансировал 12 инфраструктурных проектов в ЮАР на общую сумму более 5 млрд долларов, лишь немного отстав по объему инвестиций от США.
График 5. Структура экспорта ЮАР (2020)
График 6. Структура импорта ЮАР (2020)
ЮАР и США: отношения без доверия
По словам Ивана Лошкарева, отношения двух стран «ровные и достаточно сбалансированные, между ними нет глубоких противоречий. Проблемы носят скорее риторический характер: Южно-Африканская Республика последовательно критикует американский империализм, который проявляется в виде гуманитарных интервенций и давления на суверенные государства. Поэтому отсутствует доверительная составляющая, а следовательно, нет перспектив перехода двусторонних отношений в какой-то более глубокий, партнерский формат».
В период холодной войны Южная Африка рассматривалась Соединенными Штатами как союзник в борьбе с коммунизмом. Например, южноафриканские ВВС участвовали в Корейской войне в составе войск ООН. Именно поэтому США смотрели на режим апартеида сквозь пальцы и только во второй половине 1980-х присоединились к санкционному давлению. Этим и объясняется сегодняшнее недоверие к Америке со стороны АНК и южноафриканского общества в целом.
Конечно, Вашингтон остается важным экономическим партнером Претории: их общий объем торговли в 2021 году составил более 19 млрд долларов, причем американский импорт из ЮАР на 9 млрд превысил экспорт. Половину экспорта Южно-Африканской Республики в США составляет платина (7 млрд долларов), далее идут автомобили и золото. Так что связи Соединенных Штатов и других западных стран с ЮАР остаются крепкими, и маловероятно, что в краткосрочной перспективе ситуация резко изменится.
Используя этот фактор, Вашингтон всячески пытается помешать сближению Претории с Москвой и Пекином. С одной стороны, администрация Джо Байдена подчеркивает выгоды сотрудничества с Америкой: в декабре 2022 года был проведен второй за восемь лет саммит «США — Африка», на котором президент Соединенных Штатов пообещал выделить африканским странам 55 млрд долларов на развитие инфраструктуры, здравоохранения и «зеленый переход». С другой стороны, не забывает Вашингтон и про кнут. Примечательно, что в прошлом году именно в ЮАР госсекретарь США Энтони Блинкен представил «Стратегию администрации Байдена для стран Африки к югу от Сахары», где четко обозначил роль России и Китая в Африке как негативную.
Белый дом подчеркивает, что не заставляет южноафриканцев делать выбор, но реальность говорит об обратном. Весной 2022 года палата представителей Конгресса США утвердила законопроект «О противодействии злонамеренной деятельности России в Африке», вызвавший критику многих африканских стран. Документ подразумевает среди прочего меры санкционного характера против третьих стран. Вероятны и другие ограничения: например, Вашингтон может исключить ЮАР из действия Закона о росте и возможностях Африки или даже ввести прямые санкции.
Тем не менее развитие партнерства с Китаем и Россией позволяет для ЮАР во многом уравновесить американское влияние.
ЮАР и Китай: опасения мезальянса
КНР выступает главным торговым партнером ЮАР. Официальные дипломатические отношения между двумя странами установились лишь в 1998 году. Этому предшествовало длительное сотрудничество Тайваня и Южно-Африканской Республики, которых объединял общий враг — коммунизм. Например, Тайбэй помогал режиму апартеида обходить международные санкции.
Впрочем, заметив усиление позиций АНК, руководство Тайваня решило наладить контакт с новой властью. Несмотря на потраченные ресурсы, дипломатическую поддержку Претории сохранить не удалось: перспективы сотрудничества с материковым «азиатским гигантом» для ЮАР оказались привлекательнее.
Ожидания оправдались с лихвой: товарооборот между африканским государством и Поднебесной увеличился с 1 млрд долларов в 1995 году до 41 млрд в 2021-м, причем без дисбаланса в чью-то пользу в количественном отношении. Разрыв проявляется главным образом в номенклатуре поставок.
Китай экспортирует в ЮАР телекоммуникационное оборудование, компьютеры и прочую технику, а импортирует сырье: золото (5 млрд долларов), алмазы, железную руду и сельскохозяйственную продукцию. Кратко модель отношений между двумя странами можно описать следующим образом: ресурсы в обмен на инвестиции и промышленные товары. Руководство ЮАР опасается сохранения текущей модели торговли, потому что она не позволит укрепить экономику и решить социальные проблемы. Поэтому Претория не полагается на одного партнера, стремясь развивать экономическое сотрудничество и с другими странами БРИКС.
Еще одним слабым местом отношений Китая и ЮАР является публичный имидж Поднебесной: многие жители Африки обеспокоены экологическими последствиями китайских проектов. По данным социологов, среди населения континента есть опасения и по поводу растущей военной мощи Пекина.
Для коррекции своего имиджа Китай делает ставку на средства массовой информации. В частности, в 2013 году инвесторы из КНР участвовали в покупке одной из крупнейших медиакомпаний ЮАР Independent Media, а китайские СМИ активно представлены в информационном пространстве Южной Африки.
Россия и ЮАР: политика опережает экономику
Отношения России и Южно-Африканской Республики отличаются от взаимодействия ЮАР и КНР. Главной движущей силой российско-южноафриканских отношений стал политический диалог, а не экономика.
Нормальные отношения между Москвой и Преторией установились только в начале 1990-х на фоне краха СССР и окончания режима апартеида. В 2006 году состоялся первый визит российского лидера на территории южнее Сахары — в ЮАР. Тогда же был подписан Договор о дружбе и партнерстве, а в 2013 году отношения приобрели характер всеобъемлющего стратегического сотрудничества.
Однако экономические отношения и гуманитарные связи не поспевают за политическими договоренностями России и Южной Африки. «Смещение внешнеполитического фокуса ЮАР на поиск партнеров для решения внутренних проблем и пассивность со стороны России могут привести к маргинализации отношений двух стран. Москва и Претория имеют одну из самых обширных договорных баз, но она не подкреплена необходимой экономической основой и присутствием российского бизнеса. В итоге Южно-Африканская Республика может начать рассматривать отношения с нами не как привилегированные двусторонние, а только в контексте сотрудничества со странами БРИКС», — подчеркивает Никита Панин.
Предстоит большая работа по «заземлению» партнерства. Например, товарооборот России и ЮАР в 2021 году составил 1,1 млрд долларов, серьезно уступая показателям Китая, США и ЕС.
В то же время сохраняется положительная динамика торговли. Все больше отечественных компаний приходят на африканский рынок. Например, с 2009 года там работает представительство «Лаборатории Касперского». Разведкой и добычей марганцевой руды занимается «Ренова». Создаются новые механизмы и инструменты в сфере финансового обслуживания в обход санкционных ограничений.
Мешает развитию отношений и политика. Еще в 2014 году Россия и ЮАР заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере атомной энергетики. Документ предусматривал строительство «Росатомом» АЭС на восемь блоков в провинции Западный Кейп — это был бы большой шаг на пути к преодолению энергетического кризиса в ЮАР. Однако прозападная партия «Демократический альянс» вместе с местными экологами выступила против новой атомной станции. В итоге в 2017 году суд ЮАР заблокировал соглашение с Москвой. Впрочем, надежда на реализацию этого проекта остается.
Южно-Африканская Республика также стремится к расширению взаимодействия в сферах развития инфраструктуры, мирного освоения космоса и строительства умных городов. Второй саммит «Россия — Африка», который пройдет в этом году, как ожидается, выведет сотрудничество двух стран на более высокий уровень.
Наконец, не стоит забывать о гуманитарной стороне. В ЮАР открываются культурные центры, проводятся двусторонние мероприятия, налаживается студенческий обмен и туризм. Положительное влияние на все эти процессы оказывает установленный с 2017 года между ЮАР и Россией безвизовый режим.
В конечном счете Южно-Африканская Республика получила дружественную сверхдержаву, способную не только помочь в решении внутренних экономических проблем, но и уравновесить влияние других мировых игроков.
Россия, в свою очередь, нашла в ЮАР важного партнера в Африке и новый канал экономического сотрудничества, который позволит обойти западные санкции.
Другие страны пристально наблюдают за тем, как держава среднего уровня ведет тонкую дипломатическую игру, сохраняя отношения с тремя полюсами силы.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl