Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механикаHi-Tech

Самолет комсомольцев

Текст: Александр Грек

Вертикально взлетающими и приземляющимися ракетами сейчас никого не удивить. А вот авиации решить эту проблему так и не удалось, хотя в конце 1950-х – начале 1960-х такие попытки в мире предпринимались. Самая главная задача к тому времени была решена: появились авиадвигатели с тягой, превышающей массу летательного аппарата. Казалось бы, осталось совсем немного – построить такой самолет.

И его построили! В 1950 году Главное авиационно-техническое управление ВМС США провело конкурс на проект самолета-истребителя, способного действовать с таких неприспособленных кораблей, как грузовые суда, танкеры, эскадренные миноносцы и крейсеры. В финал вышли две компании – Convair с XFY-1 Pogo и Lockheed с XFV-1 Salmon. Оба самолета были построены на базе турбовинтовых двигателей YT-40-A-14 фирмы Allison мощностью 5500 л. с. с двумя соосными трехлопастными винтами противоположного вращения. XFV-1 Salmon оборудовали временным четырех опорным шасси, благодаря которому самолет мог взлетать и садиться горизонтально. Однако за 22 полета пилоту ни разу не удалось ни взлететь вертикально, ни тем более сесть.

Convair XFY-1 Pogo
Lockheed XFV-1 Salmon

А вот XFY-1 Pogo 4 июня 1954 года это сумел – правда, он взлетал и садился, будучи подвешен на тросе к крану, который его страховал. 1 августа самолет уже вертикально двигался самостоятельно, но высота полета составила всего 12 м. В ноябре XFY-1 Pogo совершил первый полет с переходом в горизонтальное положение и потом вертикально приземлился. Успешные летные испытания продолжались до осени 1956 года, однако военные пришли к выводу, что пилотирование такого самолета рядовому летчику не под силу, и проект свернули.

А в апреле следующего года вертикально взлетел и сел еще один американский самолет – Ryan X-13 Vertijet. Он напоминал толстенькую бочку с небольшими треугольными крыльями, но оснащался уже турбореактивным двигателем Rolls-Royce с тягой 4540 кг (вес самого самолета составлял 3630 кг). В вертикальном режиме самолет управлялся отклонением вектора тяги основного двигателя специальными заслонками, им помогали сопла на концах крыльев, куда подавался сжатый воздух от компрессора двигателя. Испытания продолжались до 1959 года, и X-13 показал полное превосходство над винтовыми конкурентами: он лучше управлялся, был проще и безопаснее. Однако не настолько проще, чтобы на нем

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Частоту магнонов увеличили в 60 раз Частоту магнонов увеличили в 60 раз

Ученые продемонстрировали генерацию высших гармоник для спиновых волн

N+1
Противолодочная война Противолодочная война

Подводная охота вернулась

Популярная механика
7 высказываний, которые приносят душевный покой 7 высказываний, которые приносят душевный покой

Психолог комментирует фразы, которые нелишне будет вспомнить в трудную минуту

Psychologies
Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

В России и США разрабатываются новые модели стратегических бомбардировщиков

Популярная механика
Почему мужчины не просят о помощи и чем это оборачивается Почему мужчины не просят о помощи и чем это оборачивается

Мужчины предпочитают оставаться в одиночестве и делать вид, что проблем нет

Psychologies
Выживут только инфорги Выживут только инфорги

«Инфорги» — люди, которые придут на смену Homo Sapiens

Популярная механика
Как приготовить сбалансированный кошачий корм самому? Как приготовить сбалансированный кошачий корм самому?

Как запросто сварить питомцу здоровую и полезную пищу?

Maxim
От бумеров до альфа От бумеров до альфа

Теория поколений распространилась в виде мемов и героев. Кто из них вы?

Популярная механика
Психология зла: почему так легко быть троллем и заниматься кибербуллингом Психология зла: почему так легко быть троллем и заниматься кибербуллингом

Отрывок из книги «Психология зла. Почему человек выбирает темную сторону»

Forbes
Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
Как Земля создала нас. Отрывок из книги Льюиса Дартнелла «Происхождение» Как Земля создала нас. Отрывок из книги Льюиса Дартнелла «Происхождение»

Отрывок из книги «Происхождение» — о том, как Земля повлияла на цивилизации

СНОБ
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
«Дядя Ваня» по-японски: зачем смотреть фильм «Сядь за руль моей машины» «Дядя Ваня» по-японски: зачем смотреть фильм «Сядь за руль моей машины»

«Сядь за руль моей машины» — история о молчании, словах и всем, что между

РБК
Собираясь к Ганимеду Собираясь к Ганимеду

Европейское космическое агентство готовится к запуску зонда в систему Юпитера

Популярная механика
Умные устройства следят за вами повсюду. Что с этим делать? Умные устройства следят за вами повсюду. Что с этим делать?

Вы когда-нибудь чувствовали тянущее ощущение, что кто-то наблюдает за вами?

Популярная механика
Метавселенные Метавселенные

Главная технология и тренд этого года – виртуальные вселенные, или метавселенные

Популярная механика
Четкий план на завтра: как помочь людям с ментальными нарушениями преодолеть тревогу Четкий план на завтра: как помочь людям с ментальными нарушениями преодолеть тревогу

Как помочь своим родным и подопечным пережить трудный период

Forbes
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Лимонов и Париж. 1980–1991 Лимонов и Париж. 1980–1991

Лимонов переезжает в Париж. Здесь он быстро становится знаменитостью

Esquire
Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
Распознавание речи в медицине: зачем нам это нужно Распознавание речи в медицине: зачем нам это нужно

Эта технология поможет диагностировать шизофрению на ранних стадиях

Популярная механика
Тяжелый легкий бег Тяжелый легкий бег

Как работает организм на марафонских дистанциях

Популярная механика
Что будет, если вы не сможете оплатить счет в ресторане? Придется ли мыть посуду? Что будет, если вы не сможете оплатить счет в ресторане? Придется ли мыть посуду?

Можно ли оплатить свой счет в ресторане мытьем посуды?

Популярная механика
«Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку «Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку

Российская армия приняла на вооружение артиллерийского монстра

Популярная механика
Шерстяной покров Шерстяной покров

Астхильдур Магнусдоттир рассказала, почему она выбрала жить в мире с природой

Вокруг света
Автомобиль для метавселенной Автомобиль для метавселенной

Первый в мире автомобиль с голографическим AR-остеклением для игр

Популярная механика
Как решать конфликт с партнером по бизнесу: разбираем случай из практики Как решать конфликт с партнером по бизнесу: разбираем случай из практики

У Анастасии и Елены общий бизнес. Они обе хотят его развивать, но ссорятся

Psychologies
Эволюция экскаваторов Эволюция экскаваторов

Строитель будущего будет управлять экскаватором не выходя из дома

Популярная механика
Время Дракона. Весеннее небо Время Дракона. Весеннее небо

Созвездие Дракона — приполярное созвездие северного полушария

Наука и жизнь
Открыть в приложении