Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механикаHi-Tech

Самолет комсомольцев

Текст: Александр Грек

Вертикально взлетающими и приземляющимися ракетами сейчас никого не удивить. А вот авиации решить эту проблему так и не удалось, хотя в конце 1950-х – начале 1960-х такие попытки в мире предпринимались. Самая главная задача к тому времени была решена: появились авиадвигатели с тягой, превышающей массу летательного аппарата. Казалось бы, осталось совсем немного – построить такой самолет.

И его построили! В 1950 году Главное авиационно-техническое управление ВМС США провело конкурс на проект самолета-истребителя, способного действовать с таких неприспособленных кораблей, как грузовые суда, танкеры, эскадренные миноносцы и крейсеры. В финал вышли две компании – Convair с XFY-1 Pogo и Lockheed с XFV-1 Salmon. Оба самолета были построены на базе турбовинтовых двигателей YT-40-A-14 фирмы Allison мощностью 5500 л. с. с двумя соосными трехлопастными винтами противоположного вращения. XFV-1 Salmon оборудовали временным четырех опорным шасси, благодаря которому самолет мог взлетать и садиться горизонтально. Однако за 22 полета пилоту ни разу не удалось ни взлететь вертикально, ни тем более сесть.

Convair XFY-1 Pogo
Lockheed XFV-1 Salmon

А вот XFY-1 Pogo 4 июня 1954 года это сумел – правда, он взлетал и садился, будучи подвешен на тросе к крану, который его страховал. 1 августа самолет уже вертикально двигался самостоятельно, но высота полета составила всего 12 м. В ноябре XFY-1 Pogo совершил первый полет с переходом в горизонтальное положение и потом вертикально приземлился. Успешные летные испытания продолжались до осени 1956 года, однако военные пришли к выводу, что пилотирование такого самолета рядовому летчику не под силу, и проект свернули.

А в апреле следующего года вертикально взлетел и сел еще один американский самолет – Ryan X-13 Vertijet. Он напоминал толстенькую бочку с небольшими треугольными крыльями, но оснащался уже турбореактивным двигателем Rolls-Royce с тягой 4540 кг (вес самого самолета составлял 3630 кг). В вертикальном режиме самолет управлялся отклонением вектора тяги основного двигателя специальными заслонками, им помогали сопла на концах крыльев, куда подавался сжатый воздух от компрессора двигателя. Испытания продолжались до 1959 года, и X-13 показал полное превосходство над винтовыми конкурентами: он лучше управлялся, был проще и безопаснее. Однако не настолько проще, чтобы на нем

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
42 месяца, чтобы научить ребенка общаться 42 месяца, чтобы научить ребенка общаться

Родителей беспокоит, как развивается их ребенок. Попробуем в этом разобраться

Psychologies
Солнечная петербурженка Солнечная петербурженка

Кристина Горбунова — официально Playmate 2020!

Playboy
Как Аль Капоне во время Великой депрессии заправлял бесплатной столовой Как Аль Капоне во время Великой депрессии заправлял бесплатной столовой

Почему гангстер Аль Капоне открыл бесплатную столовую?

Популярная механика
Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
10 простых советов, как привести себя в форму к лету 10 простых советов, как привести себя в форму к лету

Перефразируя пословицу, готовь сани летом, а фигуру – зимой. Или хотя бы весной

Лиза
Электрический сноуборд Электрический сноуборд

Настало время познакомиться с модным зеленым сноубордом ELIQ на электротяге

Популярная механика
История сахара, сладкая и горькая: откуда взялась привычная нам сладость и как она изменила мир История сахара, сладкая и горькая: откуда взялась привычная нам сладость и как она изменила мир

Книга Питера Макинниса «История сахара: сладкая и горькая»

Esquire
Автомобиль для метавселенной Автомобиль для метавселенной

Первый в мире автомобиль с голографическим AR-остеклением для игр

Популярная механика
Веселые и грустные фильмы о зомбирующей силе телевидения Веселые и грустные фильмы о зомбирующей силе телевидения

Фильмы о том, что человек может стать рабом телеящика

Maxim
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Сколько отверстий в соломинке для питья? Сколько отверстий в соломинке для питья?

Есть определённые вопросы, на которые, кажется, есть ответы у всех спорщиков

Популярная механика
Лучше, чем жизнь Лучше, чем жизнь

Традиционно самыми ресурсоемкими считались спецэффекты для кино

Популярная механика
От юриста до аукциониста: как Аурель Бакс стал легендой часовой индустрии От юриста до аукциониста: как Аурель Бакс стал легендой часовой индустрии

Аурель Бакс — о том, почему он бросил юриспруденцию ради часовой индустрии

Forbes
Противолодочная война Противолодочная война

Подводная охота вернулась

Популярная механика
Как работали таксисты в СССР Как работали таксисты в СССР

Как жили и работали таксисты в Советском Союзе?

Maxim
Магомет идет к горе Магомет идет к горе

Мобильная станция, в которой содержится около 7–8 т различных видов масел

Популярная механика
Лимонов и женщины Лимонов и женщины

Любовные успехи Лимонова легендарны. В любви он преуспел

Esquire
Новая дисциплина Новая дисциплина

Чемпионка мира, чемпионка Европы, призер Олимпийских игр – Евгения Медведева

Maxim
Самые большие клетки на Земле: таких крупных одноклеточных вы точно еще не видели! Самые большие клетки на Земле: таких крупных одноклеточных вы точно еще не видели!

Рассказываем о рекордсменах среди одноклеточных

Популярная механика
Эволюция экскаваторов Эволюция экскаваторов

Строитель будущего будет управлять экскаватором не выходя из дома

Популярная механика
Химики проследили за диффузией изотопов углерода Химики проследили за диффузией изотопов углерода

Удалось наглядно показать процесс диффузии с помощью микроскопии

N+1
Немирное «земледелие» Немирное «земледелие»

Как работает система залпового минирования

Популярная механика
Легенда о «Стерегущем» Легенда о «Стерегущем»

Памятник «Стерегущему» — миноносцу, погибшему во время Русско-японской войны

Дилетант
Добро пожаловать в черную дыру Добро пожаловать в черную дыру

Как насчет визита к одной из черных дыр?

Популярная механика
Египетские мумии с луком, Франкенштейн вегетарианец и кабаны, моющие еду: 50 сумасшедших фактов, поражающих воображение Египетские мумии с луком, Франкенштейн вегетарианец и кабаны, моющие еду: 50 сумасшедших фактов, поражающих воображение

Эти 50 фактов вы точно не знали!

Популярная механика
«Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку «Адская молотилка». Десять выстрелов в минуту в одну точку

Российская армия приняла на вооружение артиллерийского монстра

Популярная механика
Как великий автомобиль стал жертвой времени: необычные факты о гениальном «Трабанте» Как великий автомобиль стал жертвой времени: необычные факты о гениальном «Трабанте»

«Трабант» никогда не был идеальным, но мало кто знает, что он настоящий уникум

ТехИнсайдер
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Добавка оксида бария в катализатор увеличила эффективность получения этиленоксида Добавка оксида бария в катализатор увеличила эффективность получения этиленоксида

Химики разработали эффективный метод получения этиленоксида из углекислого газа

N+1
Открыть в приложении