«Если бы УК позволял такие методы, у нас бы вся страна говорила по-английски»

ЭкспертБизнес

Уроки английского. Морковка сзади действует лучше, чем морковка спереди

Александр Ларьяновский: «Если бы Уголовный кодекс позволял нам такие методы, у нас бы вся страна уже говорила по-английски»

Берт Корк

Александр Ларьяновский

Онлайн-школа английского языка Skyeng, созданная в 2012 году, за восемь лет работы не только стала лидером образовательных услуг в виртуальном пространстве страны. Она оказалась редким, если не уникальным случаем, когда российский стартап онлайн-платформы «выстрелил», уже в июле 2014 года выйдя на break event point, точку операционной безубыточности, когда школа сама себя окупала и инвестиции вкладывались только в развитие, а уже к октябрю 2015-го стала приносить владельцам чистую прибыль. За этот год (с середины 2014-го по конец 2015-го) выручка компании выросла в два раза, с 39,5 до 80 млн рублей. «Эксперт» поговорил с управляющим партнером Skyeng Александром Ларьяновским о том, как построить успешную онлайн-платформу, как заставить людей учить английский язык и почему значительная часть преподавателей иностранных языков профессионально непригодны для этой работы.

Языковую онлайн-школу Skyeng в 2012 году создали вчерашние студенты МФТИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана Харитон Матвеев, Денис Сметнев, Георгий Соловьев и Андрей Яунзем. В октябре 2013-го соинвестором стартапа стал бывший директор по международному развитию «Яндекса» Александр Ларьяновский, вложив в него 300 тысяч долларов, а годом позже он окончательно перешел работать в Skyeng, став управляющим партнером проекта.

— Почему? Какие причины могут заставить топменеджера уйти из транснациональной компании в начинающий проект с неочевидными перспективами?

— Три фильтра. Первый — размер рынка. Если рынок большой, то есть шанс от него что-нибудь откусить. Второй — динамика этого рынка. Он растет или падает. На тот момент рынок английского языка был больше, чем рынок такси или, простите, чем рынок взрослого видео. И в России, и в мире он рос. Он и сейчас не падает.

— Откуда это известно? Как оценивается емкость рынка?

— По исследованиям. Если нет исследования какого-то рынка, его вообще не существует. Если рынок существует, кто-то на него смотрит. Рынок России оценивался тогда от полумиллиарда до миллиарда долларов — столько на тот момент люди тратили в год на изучение языков. Мировой рынок оценивался ближе к 80 миллиардам долларов.

— А третий фильтр?

— Люди. Те, кто двигает этот рынок. Есть расхожая фраза, с которой я полностью согласен: «Сильные люди со слабой идеей сделают больше, чем слабые люди с сильной идеей». Вот и качество ребят, основателей школы, было такое, что у меня было ноль сомнений. До того как войти в проект, я уже год был с ними знаком: кто-то попросил меня проконсультировать их по бизнесу. И чем больше я с этими людьми разговаривал, тем больше убеждался, что одного из них было достаточно, чтобы поверить в стартап. А там было четыре отборных экземпляра. У них были огромные светлые головы — победители международных олимпиад по физике вообще дорогого стоят. А они еще и точно знали, зачем они это делают. И это были очень четко артикулируемые цели.

— Например?

— Например, у одного из них с детства есть мечта войти в обойму людей, которые заняты борьбой за бессмертие человека. Деньги ему нужны, чтобы те, от кого это зависит, захотели с ним разговаривать. Второй, поработав в науке в качестве студента, понял, что в науке офигенно плохой менеджмент. Ему нужны деньги, чтобы построить ту науку, которая будет работать эффективно. На уровне организации труда. И Skyeng для них — способ заработать эти деньги: «Мы хотим построить компанию-единорога, выйти на биржу, заработать деньги. Войти в клуб людей, от которых что-то зависит. И иметь ресурсы, чтобы дальше это делать». И так они рассуждали на тот момент, когда еще учились. Взрослые состоявшиеся люди. И я решил: это судьба, лотерейный билет, уже помеченный выигрышем.

— И вы купили этот билет за триста тысяч. А как вы оценили в долларах этот потенциал? Почему не больше и почему не меньше?

— Это как раз просто. Мы нарисовали себе модель роста и просчитали, столько на этот рост нужно денег. Я считаю, что это чудо, сравнимое с библейскими, — что мы угадали сумму выхода на прибыльность и не потратили сильно больше. Эти инвестиции пошли на разработку ИТ. В офлайн-обучении языкам в тот момент не существовало ярких крупных лидеров. Бренды есть, а лидера рынка нет. Лидер определяется по его доле присутствия на рынке, в процентах. Скажем, Google или «Мираторг»: мы смотрим и понимаем, что это не просто бренд, а 70 процентов рынка. А в сфере изучения языков такого нет. Мы берем любое общеизвестное имя: Йель, Гарвард — и понимаем, что его рыночная доля стремится к нулю. Незаметно даже под микроскопом. Крупнейший игрок английского языка в мире, English First, — это три процента рынка.

— Почему?

— Потому что с увеличением роста системы она прогибается под сложность операционки. И для нас эта ИТ-система была не только LMS (Learning Management System, программное приложение для администрирования учебных курсов при дистанционной форме обучения. — “Эксперт”). Это то сердце компании, которое позволяло нам масштабироваться, расти, контролировать качество. Понимать, что происходит. Что у нас было вначале? Скайп. Преподаватель и ученик разговаривают по скайпу. Мы даже не знаем, разговаривают они или нет. Как урок прошел? То есть мы вообще ничего не знаем. Мы не можем контролировать. И понятно, что с ростом бизнеса у тебя количество операционки и ошибок будет возрастать. Потому что те ИТ-системы, платформы, которые существовали, — это не система отображения результатов. Вся эта махина стоит под водой. И именно на нее и нужны были деньги.

— Физически это как выглядит?

— Смотря с чьей точки зрения вы смотрите. С точки зрения ученика это интерактивный учебник: он с экрана открывает какую-то ссылку и начинает учиться с учителем. С точки зрения учителя это его гайд, который его ведет по минутам, что ему надо делать на уроке. А с точки зрения компании это ERB-система (система управления производством, финансами, коллективом, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия), то есть система, которая понимает, что, где и когда происходит. Классические LMS-системы несовершенны потому, что нечувствительны к содержанию. Что туда преподаватель положил, то и есть. Им пофиг, что на слайде. Им не важно, какое домашнее задание. А мы как раз всю экспертизу полностью собираем, и система знает, почему ученику важно дать именно это задание, что должен сказать учитель.

Система путей сообщения

— «Система знает»! А как же учитель? Ведь это учитель сам себе определяет…

— Учитель не определяет себе ничего. Смотрите. Есть раздел биологии, изучающий, как устроена наша память. И всю эту историю можно декомпозировать достаточно глубоко. Чтобы вы поняли, о чем я говорю: за каждым сериалом Netflix стоит огромное количество ученых, которые думают, как правильно увеличить у зрителя количество дофамина, чтобы он захотел смотреть следующую серию. Теперь берем идеального, эталонного педагога. Вопрос: какое количество статей он может прочитать за год?

— Ну… ограниченное.

— Все правильно. Как можно ему на откуп отдавать, что делать? Нужна направляющая и контролирующая его система, потому что иначе получается классическое шаманство: «Я художник, я так вижу». Вот это мы и хотели сделать: систему, которая, исключая человеческий фактор, гарантированно приведет вас туда, куда вы хотели попасть. Моя любимая аналогия такая. Сто лет назад пилигримы шли в Святую землю. Если их спросить, когда они дойдут, они бы ответили: «Фиг знает, как повезет». Потом был челлендж «Вокруг света за 80 дней». Нужно было успеть, хотя уже были поезда и пароходы. Проблема в том, что не было регулярных путей сообщения. А сегодня вы можете с телефона запланировать поездку в любую точку мира с точностью до минуты. Вот это мы и хотели сделать в образовании.

— Хорошо, каким образом вы систематизировали эту систему путей сообщения, доставки знаний поэтапно?

— Надо понимать, что мы не дошли до финала. На финише должна получиться услуга, предсказуемая по качеству и результату. То есть наша задача сделать так, чтобы было все понятно, и чтобы было понятно, что для этого нужно сделать. Первые вещи достаточно формальные. Не легкие, а формальные. Нужно построить траекторию из точки А в точку Б. Точку Б довольно легко прописать — это то, куда человек хочет прийти: «Мне нужен английский для путешествий». В какие страны? В англоговорящие страны несложно выстроить облако слов. В лучшем случае скажешь неизвестное слово через пять других. Очень сложно понять текущий уровень, точку А. Как узнать, что человек знает? Он может уже знать что-то, и ты зря тратишь его время и деньги. Он может не знать, а ты думаешь, что он это знает, и кладешь кирпичи на пустоту.

— Тестирование?

— Тесты с этой задачей не справляются. Тесты вообще не справляются с задачей понимания. Они могут с некоторой точностью сказать: ну, скорее всего, вот так. Нужно было научиться всю эту историю собирать и правильно строить. Каждый язык состоит из пяти механик: читать, говорить, слушать, писать — и грамматика. Каждая легко градуируется по аналогам. Говорить, нулевой аналог: я могу назвать свое имя, благо оно на любом языке звучит одинаково. Я могу назвать мое имя на любом языке. Отлично. Сложнее сказать «Меня зовут…», и вершина искусства — умение поддерживать разговор на неизвестную тебе тему. То же самое с чтением. Я понимаю букву. Я знаю алфавит. В завершение: я могу краем глаза увидеть текст и понять, что там написано. Что мы сейчас и делаем.

— Если не тесты, то как определять начальный уровень обучения?

— В итоге мы научились собирать данные во время урока. Понимать на реальных ошибках, что человек знает и чего не знает. Мы провели порядка 17 миллионов уроков и разметили эту шкалу с помощью big data. Таким образом, мы сокращаем количество уроков, за которые это понимаем. Это технологические задачи. Они достаточно трудоемкие и тяжелые. Они до сих пор являются вызовом не только для нас, а вообще для всего мира. Как это сделать так, чтобы не потерять человека. Потому что образовательный бизнес — это работа с мотивацией. Удержать человека — главная задача. Потому что какая разница, какой урок ты придумал, какого учителя ты подобрал, какие технологии, если человек не пришел на урок. Это проблема потери мотивации. И образовательный бизнес — это дотаскивать людей до их целей. Когда мы начинали, у нас средний лайфтайм, сколько человек у нас учится, был три месяца. Сейчас одиннадцать.

Мотивируй это!

— И за счет чего?

— За счет того, что мы работаем с мотивацией. Если бы у нас была одна волшебная таблетка, мы бы уже получили Нобелевскую премию за борьбу с прокрастинацией. У нас сейчас есть огромное количество «крючков», которыми мы удерживаем ученика. Главный стержень этой системы — учитель. То есть учитель — главный инструмент мотивации. И это его единственная по-настоящему важная роль. Другой у него нет. Ошибочно считается, что учитель — это биологическая аудиокнижка. А это вообще не важно. Важно только одно: если вы просыпаетесь в семь утра и, несмотря на слякоть, недосып и ненависть ко всему миру, встаете и идете на тренировку, потому что вас там ждет тренер. Вы ненавидите его, себя, погоду и весь мир, но встаете и идете.

— Это как-то слишком просто. Про мотивацию рассказывают на любом тренинге личностного роста…

— Отягощающим обстоятельством этой истории служит то, что мотивации у нас не учат будущих педагогов в вузах. То есть в пединституте за четыре–шесть лет их в сумме учат мотивации ноль секунд. Ноль. Хуже этого только то, что и с мотивацией самого будущего педагога никто не работает. Поэтому все наши учителя в этом смысле профнепригодны. И мало того, что их тоже нужно учить этому с нуля, — мы наталкивается на их реальное сопротивление.

— Учителя не хотят учиться?

— Учителя не хотят учиться работать с мотивацией. Они не понимают: а зачем? «Это же иностранный язык! Крутая штука! Студентам и так должно быть интересно. И вообще, я их учитель, а не клоун, я не должен их развлекать. Я буду рассказывать. Учиться — это их дело». В общем, как говорилось в одном хорошем фильме, мы перепортили пяток Адамов, прежде чем поняли, в чем дело. То есть мы реально долго пытались научить их мотивации. Потом поняли, что это не так работает. И перестали говорить, что мы их учим работать с мотивацией. Начали их учить другим вещам, которые им очень понятны. Простите за метафору, но, если ты хочешь, чтобы собака съела таблетку, нужно завернуть ее во вкусняшку.

— Как это сделать на практике?

— Продолжаем искать. Что же нам еще нужно сделать, чтобы еще чуть-чуть, на полпроцента, повысить мотивацию. Как нужно сделать так, чтобы нейромедиаторы сработали и человек хотел продолжать учиться. По большому счету мы знаем три основных компонента — учитель, вовлеченность в материал и наглядность результата. Но, еще раз говорю, недостаточно сделать техническую часть: вот точка А, точка Б, побежали. У Стивена Кинга есть рассказик маленький. Называется «Корпорация “Бросайте курить”». Про то, что, если снова закуришь, отрубают пальцы по одному. Если бы нам Уголовный кодекс разрешал подобные методы обучения, у нас бы вся страна бы уже английский знала. Морковка сзади всегда лучше работает, чем морковка спереди.

— Вы можете привести пример, как работает мотивация?

— Учитель перед каждым уроком должен правильно прочитать цель ученика и вести урок на примере этой цели. Мы прошли, не знаю, future in the past. И показываем, как вы воспользуетесь им, в какой ситуации. Классика, когда сто процентов студентов на четвертом курсе говорят: а почему нам не сказали на первом курсе, нафига нужна какая-то линейная алгебра? Оказывается, вот зачем… Ну, в смысле, что ты должен приземлять все время полученные знания. Просто все время приземлять их на опыт ученика и на его цель. Для учителя это выглядит как методические указания к уроку. Для ученика выглядит как его работа с результатом. Для нас выглядит как работа с мотивацией.

Три стадии развития бизнеса

— Школа работает уже восемь лет. Можете выделить какие-то этапы развития и факторы успеха на каждом этапе?

— О распределении этапов бизнеса мне рассказал в свое время один знакомый. Что так же, как по Фрейду ребенок, бизнес проходит три стадии. Первая стадия — оральная. Мы пробуем окружающий мир. И взаимодействуем с ним только голосом. Задача компании на этом этапе — максимально громко заявить о себе и попробовать весь окружающий мир доступным тебе способом. На умном языке называется «сделать пилот». То есть найти ту конфигурацию, которая на рынке востребована. Громко шумим. Все время тянем к себе, что плохо лежит. Пробуем, смотрим: съедобное — несъедобное. Нравится — не нравится, получилось — не получилось.

Первая стадия для нас ознаменовалась достаточно большой пиар-активностью. Мы научились правильно рассказывать о себе. Когда я говорю «пиар», я подразумеваю в классическом значении формирование общественного мнения и управление им. Это никогда не платное размещение. Это то, как мы пытались быть интересными для журналистов, чтобы они хотели о нас рассказывать.

— Как вы на ранней стадии себя позиционировали? Как вы выходили на рынок? Как вы кричали о себе?

— С точки зрения рекламы это была классическая стратегия. Как сейчас называется, performance marketing, надо было просто привлекать клиентов. То есть реклама отвечала и отвечает единственной цели — обеспечить рост школ и новых клиентов. Вот на этом уровне мы делали так же, как и все. Просто чуть лучше. Чуть эффективнее. Когда мы начинали, у нас было два канала продвижения: контекстная реклама и поисковая оптимизация. Но в 2014 году, как известно, случился Крым. Мы испугались, что у людей закончатся деньги, и со страху побежали диверсифицировать все каналы маркетинга. Поэтому на конец 2014 года была уже дюжина каналов, которые могли сгенерировать продажи. Вот это нас и спасло. Потому что мы стали расти быстрее. И второе, что мы делали: мы четко знали, что нам нужно находить вообще самых лучших в стране людей по перформансу, по маркетингу и выдаивать из них все. Мы находили всех: «Тинькофф» был очень силен, ребята из «Бизнес молодости», — то есть все специалисты, которые хорошо умели превращать слова и картинки в клиентов. Мы все время с ними общались. У нас не было денег, чтобы их нанять. Но можно было использовать бесплатно. Позвать на обед и поговорить.

— Сколько составляет ваш годовой бюджет на рекламу?

— Давайте средний возьмем. Мы же растем, поэтому наш бюджет в начале года и в конце года немножко отличается. Средневзвешенное — 500–600 миллионов рублей.

— На сколько это больше, чем когда вы запускали вашу платформу?

— На бесконечность. Мы же с нуля начинали. Первый бюджет рекламный был десять тысяч в месяц.

— Следующая стадия…

— Вторая стадия — анальная, или фиксация границ. Вот в этот момент мы понимаем, кто мы есть и докуда дотягиваемся. Кстати, внутри компании точно так же все происходит. Новые подразделения сделали. Стараемся со смежниками бодаться — где у них там границы. Все границы зафиксировали. Поняли, кто мы вообще на этом рынке. Ну и, соответственно, третья стадия — фаллическая, когда ты начинаешь заниматься интеграцией себя во всем. Ты начинаешь взаимодействовать с окружающим миром, стараясь проникнуть глубоко за пределы себя. Для нас, например, это когда мы свои решения ставим в школы и в вузы, делая себя частью формальной системы.

Образование в кризис — это фильм ужасов

— Сколько стоит привлечь одного клиента и сколько он должен принести в компанию, чтобы она была безубыточной?

— Порядка 12 тысяч полный цикл, все расходы на одного человека. Чтобы отбить эти затраты, он должен проучиться у нас минимум пять недель и принести порядка 20 тысяч рублей. Если меньше — мы в убытке. Я уже говорил, что в среднем у нас сейчас срок удержания составляет 11 месяцев. Иначе говоря, из тысячи пришедших 1 января к концу года остается 920–930 учащихся. Это крутой показатель. Для сравнения: в первый год работы к концу года оставалось 300–500 человек.

— За счет чего вы удерживаете высокую выручку?

— Это ключевая история для всех маркетплейсов. Например, у Amazon затраты на привлечение клиентов окупаются с третьей, четвертой, пятой покупки. У них это главная беда, что все время рост сопровождает кассовый разрыв, это истории про гонки бюджетов. У нас затраты на маркетинг возвращаются с первого чека. Первая оплата клиента вернула все расходы на него на маркетинг. И поэтому в течение месяца деньги возвращаются. В этом смысле мы очень быстро вышли на операционную рентабельность.

— Из чего складываются ваши операционные расходы?

— Тот же самый наем и обучение учителей, контент, ИТ. Но операционная безубыточность — это когда ты останавливаешь развитие полностью. Все оставляешь как есть. И деньги либо тают, либо растут. Мы достигли этой точки к июлю 2014 года. Тогда мы еще тратили на развитие ИТ мои инвестиции, но школа уже сама себя окупала. А полностью мы вышли на break event, когда начали зарабатывать больше, чем тратим, в ноябре 2015 года. С тех пор рост по итогам года стабильно составлял 200–300 процентов. В этом году думали, что просядем до 100 процентов. Но ковид нам помог.

— Все сидят дома и учатся?

— Все сидят дома и учатся. И паралич государственной формальной системы. И в кризис образование вообще всегда растет. Это биология. Я помню все кризисы, начиная с павловской реформы, и всегда был приток людей в образование.

— Как это связано?

— Легко объяснимо. Пример странный, но популярно объясняет суть явления: в фильмах ужасов половина страшилок построена на том, что, если в темноте под страшную музыку раздается непонятный звук, нужно сходить и посмотреть. Казалось бы, инстинкт самосохранения должен приказывать убегать. Но мозг толкает к опасности, потому что для мозга неведение — это просто ад. Неизвестность хуже, чем опасность. Почему эволюция заложила этот механизм? Единственная и главная функция нашего мозга, кроме поддержания физиологии, — это предиктика. Мозг предсказывает будущее. Ну не в смысле кто победит — Трамп или Байден. Если стул стоит ровно, я не упаду с него, мозг это фиксирует, и он спокоен. Плохое предсказание, например, когда ребенок учится есть. У него нейросетки фигово подсказывают, где ложка встретится со ртом. Мозг очень любит, когда его предсказания оправдываются. И ужасно не любит ошибаться.

— То есть прогнозирование поведения окружающего пространства?

— Приблизительно. Эволюция нас на эту штуку сподвигла, несмотря на инстинкт самосохранения, потому что единицей эволюции является популяция, а не отдельная особь. А для популяции выгодно, чтобы особь выяснила, что происходит, и рассказала всем. И когда предикативные модели не работают, то это супертревожное состояние.

— Как это относится к интересу к образованию в кризисные времена?

— Происходит то же самое. Предикативные модели перестают работать. Мы перестаем быть уверенными в завтрашнем дне. И то, что мы ошибочно называем стабильностью, на самом деле называется предсказуемостью. В кризис мозг говорит: нужна какая-то точка опоры, якорь. Дальше два варианта. Либо человек идет в религию, психотренинги, медитацию. Либо идет учить что-то новое. Чтобы снизить тревожность.

— Существует портрет среднестатистического клиента Skyeng?

— Нет. Мы начинали работать только со взрослыми — они сами ищут новые знания, готовы к обучению и готовы платить. Горячий клиент. Потом у нас появился корпоратор, корпоративные курсы. И только потом мы сделали детскую школу. Сегодня у нас учатся дети, потом идет возрастной провал до 24 лет. Потому что студенты самые немотивированные к обучению люди — первые удовольствия взрослой жизни, свобода. Уже после вуза приходит впервые в жизни осознание, зачем нужно учиться. Потребность в обучении сохраняется лет до сорока и потом начинает снижаться.

«Мы задали планку онлайн-образования»

— Хорошо, теперь поговорим немножко о ваших преподавателях. Каким образом вы их привлекаете, чем вы их привлекаете? Есть ли какие-то особые требования?

— Бесконечное количество. Они не «наши» в чистом смысле, это работа для самозанятых. Но при этом уникальная система отбора и контроля обучения, безусловно, существует. Это многоступенчатый процесс. Есть фильтр по уровню языка. Есть фильтр по критериям эмоционального интеллекта.

— Это что такое?

— Это способность человека распознавать эмоции и самому не выражать эмоции. Начав проводить новых педагогов через этот фильтр, мы с ужасом обнаружили, что примерно 20 процентов учеников инязов профнепригодны. Их нельзя вообще допускать к людям. Они не умеют работать с эмоциями, ни со своими, ни с чужими. Нормальный человек довольно легко распознает эмоции другого человека. А есть люди, у которых это плохо развито — генетически или социально. У нас в образовании не существует профессионального отбора по этому критерию. У нас же в институт идут не по призванию, а потому, что больше никуда не взяли. Дальше проверяем мотивацию, зачем вообще они идут преподавать. Иными словами, будут ли работать или пошли сеять разумное, доброе, вечное.

— Это разные вещи?

— Почти всегда.

— А в чем разница?

— Вот смотрите. Если подростка спросить, хочет ли он иметь собственное кафе, то есть бизнес, которым он будет рулить, он радостно скажет: «Да!». Потому что он представляет себе, как он сидит целый день за столиком, к нему приходят люди, он с ними разговаривает. Он не понимает, что управляющий кафе — это человек, который орет на сантехника, потому что крыша протекает. И нужно не сидеть за столиком, а бегать и заниматься закупками, доставками и прочим адом. У нас так же. Приходят педагоги, которые думают, что сейчас всех всему научат, осчастливят, им все будут благодарны и еще денег заплатят. А оказывается, что люди часто бывают усталые, раздраженные, плохо усваивают материал, капризничают. И идеалисты быстро сливаются. А вот училка, которая живет в спальном микрорайоне моногорода, у которой муж алкоголик, двое вечно болеющих детей и хроническая нехватка денег, будет сидеть и фигачить.

— У вас большая кадровая текучка?

— У нас с этим очень хорошо сейчас, 98 процентов постоянного состава. То есть всего два процент отваливается — это те, кто добровольно уходит, а не те, кого мы сами отсеиваем. На платформе сегодня преподает порядка 15 тысяч учителей.

— Сколько у вас преподаватель зарабатывает в час?

— В среднем преподаватель, полный день работая на платформе, заработает 50–60 тысяч в месяц. Втрое выше, чем в среднем по стране, исключая Москву.

— У вас есть потолок зарплаты?

— Ну конечно есть, человек же не может преподавать десять часов в сутки. Мы не даем больше семи часов. Максимальная ставка с учетом стажа, уровня преподавания, лояльности и всех бонусов приближается к ста тысячам.

— Хорошо, вопрос вот из чего вырос. Я читал мнения преподавателей, что у вас они получали 350–400 рублей за урок, тогда как с учеников, найденных самостоятельно, брали вдвое больше.

— Да, он пишет абсолютную правду. Преподаватель может брать и три, и пять тысяч, как договорятся.

— Тогда зачем преподавателю работать у вас?

— Московским незачем. А в регионах нет таких цен. Зачем идти к нам? Мы уже выяснили, что учитель не продавец на рынке, им не может быть кто угодно. И все, что они знают, — это английский язык. Правда в том, что они, приходя к нам, не умеют преподавать. Клиентоориентированности нет. Но считают, что ученики падают с неба. Для них вообще нет понимания, что учеников надо привлечь. Мы их учим преподавать. Наш фильтр прошли порядка 200 тысяч человек. И вот, несколько лет у нас поработав, они уходят, уже научившись что-то делать.

— Сколько вы тратите на обучение, чтобы выпустить человека в онлайн?

— Это такой же маркетинг: людей надо найти, привлечь и обучить. Я думаю, что примерно порядка восьми тысяч у нас стоит весь комплекс подготовки преподавателя.

— И сколько нужно работать, чтобы вернуть вам ваши затраты? По минимуму отработать я имею в виду?

— Примерно четыре месяца.

— У вас есть такое понятие, как отрицательная селекция кадрового состава? Когда люди отучились, и лучшие ушли зарабатывать сами. Приходят менее профессиональные. Качество преподавания падает.

— Нет, зачем нам плохих-то брать? Педагогические вузы каждый год штампуют нам новые кадры. Не все у нас в стране знают, но в 1861 году отменили крепостное право. Поэтому работа у нас — это всегда выбор двоих. Хочет человек уйти — пусть уходит. Чувствует, что сам может стать репетиром, класть все деньги к себе в карман, — это нормально. Хочется верить, что наша миссия состоит в том, что мы задали планку, ниже которой преподавать онлайн уже стыдно. Мы все-таки приучили рынок к тому, что у обучения есть точка А и каждая следующая точка понятна. И это стало нормой. Даже если мы завтра испаримся, мы этот вклад в систему образования уже внесли.

Фото: из личного архива

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Провинция федерального масштаба Провинция федерального масштаба

В России могут создать несколько федеральных территорий

Эксперт
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
«Гибель государства возможна, но тогда нас ждет мир частных поселков с высоким забором, а за ним — бесконечные трущобы» «Гибель государства возможна, но тогда нас ждет мир частных поселков с высоким забором, а за ним — бесконечные трущобы»

Интервью с историческим социологом Георгием Дерлугьяном

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Как сэкономить на мазуте Как сэкономить на мазуте

Что заставит отечественных нефтепереработчиков искать выгодные технологии

Эксперт
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Операция «Поимка» Операция «Поимка»

Пётр I хотел во что бы то ни стало вернуть сбежавшего из России сына

Дилетант
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку

Как люди научились манипулировать самыми тончайшими материальными объектами

Эксперт
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Вы прочитали свою ДНК? Вы прочитали свою ДНК?

Генетическая диагностика становится рутиной

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
«Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера» «Хоспис — это дом, где берегут жизнь, сколько бы ее ни осталось»: отрывок из книги сотрудников фонда «Вера»

Отрывок из книги «Настоящее время», написанной сотрудниками фонда «Вера»

СНОБ
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

Анастасия Постригай об академии OP-POP-ART и любви к художникам-шестидесятникам

СНОБ
Если болит животик Если болит животик

Какие могут быть причины болей в животе у ребенка?

Лиза
В мире смартфонов грядет революция В мире смартфонов грядет революция

Apple создает AI Phone — умного помощника

ТехИнсайдер
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Что такое AGS, или Как может совершенно случайно развиться аллергия на красное мясо Что такое AGS, или Как может совершенно случайно развиться аллергия на красное мясо

Как проявляется аллергия на красное мясо?

ТехИнсайдер
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Спокойно, первоклассник Спокойно, первоклассник

Как первоклассникам и родителям прожить период адаптации и сохранить мотивацию?

Новый очаг
Что делать, если на тебя напал рой пчел: нас обманывали — прыгать в воду нельзя! Что делать, если на тебя напал рой пчел: нас обманывали — прыгать в воду нельзя!

А ты когда-нибудь слышала, что пчелы терпеть не могут людей в черной одежде?

VOICE
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Открыть в приложении