История высшего образования: от аграрных обществ до наших дней

РБКИстория

Охранная грамота: останется ли диплом гарантией успеха и социального статуса

На протяжении тысячелетий образовательный процесс следовал за государством. И только сейчас начинает перегонять его, выходя из-под контроля. Но теперь у образования другая задача — оно должно успеть за человеком

Автор: Михаил Шевчук

«Лейли и Меджнун в школе». Миниатюра к поэме Низами «Лейли и Меджнун». Ja'far Baisunghuri, 1431-32.

Премудрый писец

В дописьменных эгалитарных обществах набор навыков был невелик; их просто передавали от старших членов общины к младшим, а результатом обучения было обретение статуса взрослого человека после символической инициации.

Возникшие в результате земледельческой революции аграрные государства обзавелись сословным делением. Сбор и распределение ресурсов на значительной территории потребовали специального аппарата и системы учета. Подавляющее большинство записей на глиняных табличках, дошедших до нас со времен месопотамских цивилизаций, представляют собой бухгалтерские либо юридические документы.

В стратифицированном обществе образование стало привилегией; в писцы отдавали сыновей богатых и влиятельных людей, которые потом строили карьеру в, как бы сейчас выразились, семейном бизнесе или в качестве государственных или храмовых административных работников. Лучшие ученики могли в перспективе стать жрецами.

Преимущества учебы были очевидны: избавление от физического труда и государственное обеспечение. «Сделайся писцом! Он освобожден от повинностей, он охранен ото всяких работ, он удален от мотыги и кирки… Ты не будешь под многими господами, под многочисленными начальниками. Из всех дел и обязанностей писец первый», — говорится в одном из древнеегипетских поучений (как видим, бюрократия уже начинала осознавать свое значение). В другом поучении сказано: «Если писец имеет какую-либо должность в столице, то не будет он нищим... нет писца, который не кормится от вещей дома царя».

Со временем элитарность образования размывалась. Социальные перемены выводили на арену новых представителей элиты из низов. В Древнем Египте уже в эпоху Среднего царства (ок. 2055 — ок. 1650 гг. до н.э.) в школу могли попасть и отпрыски незнатных фамилий.

В Древнем Китае образование — тоже в результате трансформаций — в итоге оказалось нацелено на подготовку чиновников. Венцом его стали трехступенчатые экзамены на право занимать госдолжности. Дело того стоило, ведь выдержавший экзамен даже на первую степень, дававшую право стать максимум секретарем, на малой родине становился очень уважаемым человеком лишь потому, что олицетворял государство. Престиж образования был огромен: «Кто трудится разумом — управляет, а кто работает физически — управляется другими», — поучал философ Мэн-цзы.

Чиновники более высокого ранга получали небольшую зарплату, но весьма широкие полномочия и фактически могли собирать ренту с крестьян на свое усмотрение. Поэтому знатные кланы или землячества не жалели инвестиций в школы — они с лихвой окупались. Сдавать экзамены можно было всю жизнь — в 70 лет хроническим неудачникам первый ранг давался уже «по выслуге лет». Чиновники сформировали целое сословие «шэньши» — «ученых мужей», которое хоть и не стояло на верхушке иерархии, было влиятельным.

В эпоху Воюющих царств стали появляться академии. Например, одной из самых первых и известнейших стала академия Цзи-ся в княжестве Ци (IV век до н.э.). Многие исследователи считают, что именно тогда государство впервые в истории утвердило покровительство науке одной из своих обязательных функций. Такие заведения уже давали возможность заниматься лишь «обсуждениями и толкованиями», получая стипендию и формальное звание при дворе.

Риторический запрос

В то же время на другом конце света, в Афинах, свою академию основывает Платон, появляется школа риторики Исократа. В Афинах по традиции гражданин, не получивший минимума знаний, не допускался к эфебии (аналогу воинской службы по призыву) и не получал в полной мере гражданских прав. В междоусобных войнах победители в виде наказания могли даже запретить детям побежденных учиться.

Понятие «пайдейя» включало не просто передачу навыков, но воспитание всесторонне развитой личности (в противовес спартанскому принципу агогэ, построенному на военной подготовке; он существует и сейчас, но в основу классического образования легла пайдейя). По Аристотелю, так должен воспитываться каждый свободный гражданин.

Образование людей стало не только прагматичной государственной целью, но и культурной потребностью.

Впрочем, основная масса греков ограничивались начальным образованием. Дальнейшая учеба стоила дорого, и поэтому многие в 15 лет шли обучаться ремеслам — умения считать и писать было уже мало, чтобы избавиться от мотыги. Меньшинство отправлялось в гимнасии, содержавшиеся за счет богатых меценатов либо взносов родителей.

Чтобы стать политиком, надо было получить «высшее» — в смысле лучшее из доступного — образование. Но оно давало лишь возможность, а не гарантию. Хорошее образование стоило денег — тот же Исократ брал тысячу драхм в год; ремесленник мог столько заработать года за три. Знания стали товаром. Пока для избранных.

Римская империя переняла идеалы пайдейи. Первых двух ступеней обучения было достаточно для поступления на службу, а последняя, третья ступень в риторических школах, выводившая в элиту, была опять же доступна в основном знати. Образование уже могло стать социальным лифтом — так, оратор Гибрей из Милас, пишет античный историк Страбон, начал с перевозки дров, но прошел обучение в Антиохии, вернулся в родной город, сделался смотрителем рынка, потом оратором в народном собрании и «быстро возвысился», став в итоге «властителем города». При императоре Веспасиане, это уже I век н.э., появилась практика государственного содержания риторов.

«Сцены в университете с изображениями древних мудрецов; дебаты и банкеты в административных кабинетах», XVII в.

Бедный студент

В Средние века все пришлось начинать заново. Общественная жизнь Европы, почти впавшей в варварство после разрушения античного мира, перешла под влияние религии. Короли, видя, что церковь важна для обеспечения единства покоренных народов, не имели ничего против.

К античной культуре «отцы церкви» относились враждебно — но в некоторых вещах у них не было другого образца. И в VI веке Северин Боэций и Флавий Аврелий Кассиодор, бывшие римские аристократы при дворе Теодориха Великого, составили «Положение о семи искусствах», собрав остатки античных знаний. Эти семь искусств (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, музыка, астрономия и геометрия) преподавались потом во всех школах и университетах вплоть до эпохи Возрождения.

В раннем Средневековье клирики старались уложить преподавание в рамки церковных задач. Но и варварские государства стали нуждаться в аппарате. Во времена Каролингов началось возрождение образования, сам Карл Великий выпустил капитулярий «О занятиях науками», в котором предписал епископатам и монастырям «прилежать к размышлению о науках и их изучению», при его дворе была создана Палантинская школа — та же академия, где собирались известные философы. Школы для народа начали появляться повсеместно — не только в монастырях, но и в городах.

Университеты возникли через несколько веков. Считается, что первым из них был Болонский (1088 год), хотя двумя столетиями ранее в Константинополе была основана Магнаврская школа, выполнявшая функции университета, и совершенно, кстати, светская. Ее главной целью была подготовка высших чиновников. Сам Константин IX Мономах (XI век) ходил на лекции в Магнаврский университет.

Византийские вузы с самого начала были государственными. В Западной же Европе университеты складывались как корпорации, независимые от светской и духовной власти (хотя основывались либо одной, либо другой). Обходилось высшее образование все так же недешево, но уже практиковалась дифференциация — для бедных студентов обучение стоило меньше, а самых бедных могли освободить от платы вовсе. Платили, как правило, родители либо церковные приходы. Были и меценаты, но нередко студенты влачили нищенское существование; некоторые университеты даже выписывали подопечным лицензии на сбор милостыни.

К концу XIII века в Европе существовали 22 университета, в XV веке их было уже 86. Рост числа вузов во многом обеспечивался распрями; феодалам требовались «свои» правоведы, папам — богословы. В благодарность за услуги власти даровали университетам различные льготы. Основной стезей для выпускников все равно оставалась госслужба, но уже были варианты — развитие права, например, создавало потребность в адвокатах.

Фабрика знаний

Со временем университеты стали входить в конфликты со своими основателями. В позднем Средневековье верховная власть возобладала и университеты повсеместно лишились почти всей автономии. Но куда хуже было то, что университеты, попавшие под идеологический контроль, а с другой стороны, свято оберегавшие традиции, отстали от жизни. В эпоху Возрождения, несмотря на то что гуманизм проник и в университеты, где появлялись новые курсы, дисциплины и кафедры, учебные заведения в целом остались центрами схоластических знаний и плохо воспринимали развитие естественных наук.

Ресурс аграрных государств исчерпался, для воспроизведения инфраструктуры требовалась индустриализация. Управление перестало сводиться к сбору налогов — государству понадобились творческие люди.

Как следствие, конкуренцию «старым университетам» стали составлять многочисленные колледжи и специализированные высшие школы, решавшиеся на эксперименты. Новые институты создавали протестанты. Качество образования стало падать, начался отток студентов, ученые предпочитали работать вне стен университетов, и они начали терять монополию на подготовку кадров для государства.

Толчком к новому реформированию стала Великая французская революция. Революционеры закрыли старые университеты, а Наполеон основал новый Имперский университет — корпорацию, в которую входила вся система высшего образования в стране. Суть модели сводилась к тому, что государство за свой счет готовило нужных себе специалистов. В Великобритании университеты продолжали существовать как замкнутые сообщества для сливок общества (до реформ на острове добрались лишь во второй половине XX века). Наконец, в Германии Вильгельм фон Гумбольдт формулирует идею университета нового типа, сочетающего классическое образование и опытные науки. Эта модель стала главенствующей в мире, она идеально подходила для буржуазного государства — студенты, может быть, становились не столь глубокими интеллектуалами, зато получали знания прикладного характера.

Так появились предпосылки к последующему превращению университета из элитарного заведения в фабрику по производству и продаже знаний. Этот товар, как любой другой, могло приобрести все больше и больше желающих. В XX веке государство перестало играть в процессе высшего образования стержневую роль — хотя вузы по-прежнему патронируются властью, к «госзаказу» на специальности образование не сводится; оно становится роскошью, но не необходимостью.

Сцена из «Повести о Гэндзи». Школа Тоса, XVII в.

Задание на завтра

Наличие хоть какого-то высшего образования все еще остается определенным маркером, но все более символическим — чтобы стать политиком, уже не обязательно изучать риторику и философию, профессию программиста может освоить вообще каждый. Узким техническим специалистам, конечно, нужно базовое профильное образование, но возглавить научно-техническую организацию можно и без него.

Хотя для чиновника диплом вуза все еще рекомендуется, никто не проверяет качество знаний, то есть на деле государству оно не очень-то и нужно. Для элит принадлежность к вузу означает скорее нечто вроде членства в клубе. Высшее образование перестало гарантировать карьеру, статус или материальные блага, превратившись в совершенно частное дело любого гражданина. Доходы ремесленников могут превосходить доходы интеллектуалов.

Тенденция набирает обороты. Автономия университета в целом потеряла ценность — она не принципиальна, если автономен каждый студент в отдельности. По той же причине становится фактически бессмысленным идеологический контроль — лекции давно уже не единственный источник знаний для студентов, исчезает критерий истинности. А череда глобальных войн и других социальных катастроф девальвировала веру в гуманитарное значение просвещения.

В условиях гонки технологий и фрагментирования общества, в результате которого чуть ли не ежегодно возникают новые ценности, меняются и требования к образованию. Любое образование, согласно социологу Карлу Маннгейму, формирует не человека вообще, а человека для конкретного общества; если общество все время меняется, то и человек должен постоянно учиться и переучиваться в поисках навыков, нередко вообще забывая об изначальном образовании.

Образование и знания на наших глазах перестают быть тождественными понятиями. Уже человек предъявляет требования к образованию, а не наоборот. Университеты в разных странах мира пытаются догонять время — от них сегодня требуется вовлеченность в прикладную науку, имеющую коммерческое измерение. Но даже престижные учебные заведения больше не фильтр лучших людей, получение знаний выходит за рамки образовательных центров, а обмен ими стал стремительным. Знания продают и покупают все. Возможно, в будущем все человечество станет одним большим мегауниверситетом, где каждый сможет в любой момент стать преподавателем для каждого.

Фото: The Metropolitan Museum of Art

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
С кем поведешься: как на тебя влияет твое окружение (спойлер: очень сильно) С кем поведешься: как на тебя влияет твое окружение (спойлер: очень сильно)

Близкие люди влияют а тебя сильнее, чем ты думаешь

Cosmopolitan
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Литературный переворот: как женщины завоевали книжный мир Японии Литературный переворот: как женщины завоевали книжный мир Японии

Сейчас в Японии разворачивается настоящий ренессанс «женской культуры»

Forbes
Недопустимый TON Недопустимый TON

Криптовалютный проект Павла Дурова был высоко оценен инвесторами

Forbes
«Грязная и дикая, и при этом невероятно крутая»: москвичи поколения Z о своем городе «Грязная и дикая, и при этом невероятно крутая»: москвичи поколения Z о своем городе

Любимые места Москвы участников выставки «Каскад 2020. Всегда кроме когда нет»

Forbes
С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет С места – в карьеру: какие отрасли и профессии будут востребованы через 10–20 лет

Перспективные отрасли, которые будут развиваться и нуждаться в новых кадрах

РБК
Как Китай догоняет США в деле вооружения авианосцев Как Китай догоняет США в деле вооружения авианосцев

В Китае вовсю идет работа над самыми важными самолетами для плавучих аэродромов

Популярная механика
Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться» Дмитрий Крутов: «Никакие инструменты не заставят вас захотеть расти и развиваться»

Директор Skillbox — о том, как стимулировать себя на постоянную учебу

РБК
Биологи уличили анаэробные бактерии в клеточном дыхании с помощью Rnf-насоса Биологи уличили анаэробные бактерии в клеточном дыхании с помощью Rnf-насоса

Термофильные бактерии Thermotoga maritima дышат через белок Rnf

N+1
Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его» Леонид Черный: «Нужно не следовать за трендом, а создавать его»

Леонид Черный — о главных компетенциях цифровой эпохи и дифиците кадров

РБК
Школа невест Третьего рейха: как нацисты воспитывали безупречных жен Школа невест Третьего рейха: как нацисты воспитывали безупречных жен

"Инкубатор идеальных нацистских жен" - школы невест

Cosmopolitan
Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок» Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок»

Светлана Миронюк — о работе и её будущем

РБК
В сердце Петербурга В сердце Петербурга

Элегантные апартаменты в самом центре Северной столицы

SALON-Interior
Дело Дело

Отрывки из книг Кирилла Серебренникова и Алексея Малобродского

СНОБ
5 одиозных дизайнеров, зарабатывающих миллионы, несмотря на армию хейтеров 5 одиозных дизайнеров, зарабатывающих миллионы, несмотря на армию хейтеров

Дизайнеры, для которых плохая репутация не стала препятствием на пути к успеху

Cosmopolitan
Вирусы против людей: хроника вечной войны Вирусы против людей: хроника вечной войны

Афинская чума, черная смерть, испанка, СПИД и другие эпидемии человечества

Дилетант
В сердце - пустота: Нисон, Хабенский, Стрип и еще 10 звезд, потерявшие любимых В сердце - пустота: Нисон, Хабенский, Стрип и еще 10 звезд, потерявшие любимых

Потеря близких – это всегда тяжелое испытание. В чем находят спасение звезды?

Cosmopolitan
33 способа исправить последствия десяти лет войны с собой 33 способа исправить последствия десяти лет войны с собой

Индульгенция за бесцельно прожженные годы

Men’s Health
6 советских мультфильмов, запрещенных в СССР 6 советских мультфильмов, запрещенных в СССР

Чем советскому мультипликационному начальству не угодили мультики?

Maxim
Костяные артефакты Восточного Памира: сокровища высокогорья Костяные артефакты Восточного Памира: сокровища высокогорья

Украшения с высокогорной стоянки древних людей — Ошхоны

Популярная механика
Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов

Правила жизни Эдуарда Лимонова

Esquire
Как правильно произносить названия китайских компаний Как правильно произносить названия китайских компаний

Стоит освоить произношения брендов, а там и до уровня носителя рукой подать

Maxim
Полнолуние заставило веерохвосток петь активнее Полнолуние заставило веерохвосток петь активнее

Чем ярче Луна, тем они поют громче. Что за птицы?

N+1
Торнтон Уайлдер Торнтон Уайлдер

Статья об американском прозаике и драматурге Торнтоне Уайлдере

Дилетант
Как найти внегалактические планеты Как найти внегалактические планеты

Ученые смогут обнаружить планеты за пределами Млечного пути

Популярная механика
6 самых частых травм, которые подстерегают бегунов (если стараться, их можно избежать) 6 самых частых травм, которые подстерегают бегунов (если стараться, их можно избежать)

Какие травмы можно получить, занимаясь бегом?

Playboy
Пять вполне приличные автомобилей от брендов-неудачников Пять вполне приличные автомобилей от брендов-неудачников

Иногда и в золе находятся алмазы…

Maxim
Почему «Писсуар» Дюшана — это «Джоконда» Леонардо да Винчи нашего времени Почему «Писсуар» Дюшана — это «Джоконда» Леонардо да Винчи нашего времени

Фрагмент книги арт-критика Витторио Згарби «Леонардо. Гений несовершенства»

Forbes
Рассказы и романы Рэя Брэдбери — в порядке возрастания восторга: рейтинг Esquire Рассказы и романы Рэя Брэдбери — в порядке возрастания восторга: рейтинг Esquire

Девять книг Рэя Брэдбери, которые открывают разные грани таланта писателя

Esquire
Открыть в приложении