В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

ЭкспертКультура

Удивительное перевоплощение Евгения Цыганова в Сергея Образцова

В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

Вячеслав Суриков

Евгений Цыганов в образе Сергея Образцова в спектакле по пьесе Екатерины Образцовой и Бориса Голдовского

Среди кинематографических работ Евгения Цыганова есть роли удачные, есть не слишком. В большинстве из них он эксплуатирует одну и ту же маску — необычайно уверенного в себе человека, при этом несколько разочарованного в жизни, но не теряющего надежды на благоприятный исход дела. В кристаллизованном виде этот образ актер воссоздает в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель», где на экране перед нами не столько реальность того времени, сколько миф о ней. И Евгений Цыганов не просто оказался органичен созданному Тодоровским мифологическому пространству — он сам в нем преобразился. Из нашего современника, поверхностно обаятельного, ненавязчиво притягательного, чья внешность улетучивается из памяти уже на следующий после просмотра фильма день, он превратился в актера, выскользнувшего из-под власти навязанных ему стереотипов восприятия. Ему удалось в кино стать самим собой. И с этого момента каждую его новую работу в кино трудно отделить от него самого.

Другое дело театр. Именно здесь находится лаборатория, где Евгений Цыганов оттачивает грани актерского таланта. В прошлом году у него состоялись две фантастически удачные театральные премьеры: «Дон Жуан. Репетиция» и «Я — Сергей Образцов». В первом случае все очевидно: Евгений Цыганов в стенах Мастерской Фоменко, в труппе которой он состоит уже больше двадцати лет, на пике актерской формы играет в спектакле режиссера номер один в современном русском театре Дмитрия Крымова. И происходит спланированное чудо: Мастерская Фоменко обретает зрелище невероятной увлекательности и совершенства, а Евгений Цыганов — роль, в которой абсолютно неузнаваем и в которой извлекает из себя нечто такое, чего от него никто не ожидал, возможно и он сам. В итоге у «Дон Жуана. Репетиции» девять номинаций на «Золотую маску», в том числе в категории «Драма / Лучшая мужская роль».

«Я — Сергей Образцов» — удача ничуть не меньшая и не менее значимая. Это камерный спектакль, под стать той сцене, где его играют: сцене Театра кукол Сергея Образцова. В нынешнем году ему исполняется девяносто лет, и по этому случаю его основатель, со дня рождения которого минуло сто двадцать лет, превратился в персонажа пьесы, чтобы рассказать зрителям свою историю. Она длится столько же лет, сколько и созданный им театр, девяносто, — и вмещает в себя если не весь XX век, то по крайней мере целую жизнь одного государства: Сергей Образцов собственными глазами наблюдал возникновение СССР, был участником основных событий его истории и стал свидетелем распада. Чтобы выйти в качестве персонажа на сцену собственного театра, ему пришлось пройти долгий путь: от обычного взрослеющего в революционные годы мальчика, чья артистическая натура пробуждается с появлением в его жизни кукол, до создателя собственного театра, появившегося не потому, что таковы его амбиции, а потому, что таким было естественное развитие событий.

Парадокс Сергея Образцова заключался в том, что артист, выбравший себе призвание, которое позволяло ему прятаться за ширмой и использовать для взаимодействия с публикой многочисленные аватары в виде кукол, оказался интересен и сам по себе. Он представал перед публикой в образе идеального сказочника и почти волшебника: чем, как не силой магии объяснить то, что все куклы в ответ на его обращение с ними словно обретали душу? При его жизни этот образ был широко растиражирован телевидением — ничуть не меньше, чем его самое известное творение: спектакль «Необыкновенный концерт». Но сейчас этот образ стал стираться из общественной памяти, а театр, им созданный, — отодвигаться на периферию внимания театральной публики. И не исключено, что возвращение Сергея Образцова на сцену как персонажа — то самое средство, которое позволит найти новую точку отсчета и в его биографии, и в истории созданного им театра.

Кукла Сергея Образцова в спектакле Екатерины Образцовой «Я — Сергей Образцов»

В спектакле «Я — Сергей Образцов» Евгений Цыганов — единственный человек на сцене, всех остальных персонажей играют куклы. Его появление в роли классика отечественного кукольного театра стало бы неожиданным и крайне интригующим режиссерским ходом, если бы не предшествующий ему «Дон Жуан. Репетиция». И тот и другой спектакли стали стыкующимися друг с другом пазлами вне зависимости от воли поставивших их режиссеров. Эти спектакли словно объясняют друг друга. И там и там Евгений Цыганов надевает маску. Но на сцене Театра кукол это происходит только в момент, когда ему нужно скакнуть во времени — и перейти из одного возраста своего персонажа в другой. И видно, какую силу придает ему маска, как легко он отрешается от самого себя, от привычного зрителям кинематографического образа и превращается в Сергея Образцова. Если до тех пор тот в нем лишь угадывался, то в момент, когда актер выходит на сцену в маске, Сергей Образцов проступает в нем с невероятной узнаваемостью.

Зритель не просто видит его, он слышит его речь. Второе действие состоит по большей части из монолога Сергея Образцова: он произносит его на встрече со зрителями (расхожий в советский период формат взаимодействия артистов с публикой: зрители присылают записки, а знаменитый артист на них отвечает). И если до этого момента характерный выговор Сергея Образцова, узнаваемый для тех, кто хоть однажды видел его воочию или благодаря телевидению (привилегия родившихся в Советском Союзе), угадывается едваедва, то на «встрече со зрителями» актер усиливает его ровно настолько, чтобы оставаться естественным. Одновременно укрепляется эффект узнавания: образ Сергея Образцова всплывает из глубин памяти и совмещается с образом, созданным Евгением Цыгановым, несмотря на то что маска на актере остается всего лишь маской. Но в этом — финальном — эпизоде важны и сами слова. Они произносятся как сказанные много раз — скороговоркой, но смысл их от этого не теряется. Он прост и очевиден: счастье заключается в том, чтобы быть нужным людям — близким и дальним, ничего важнее этого нет.

«Я — Сергей Образцов» еще и парад возможностей кукольного театра. Куклы в нем предстают актерами, ничем не уступающими тем, что обладают плотью и кровью, а в чем-то и превосходящими их. Зритель легко узнает их, он сразу понимает, в чем смысл появления той или иной куклы на сцене, каков ее характер, что она означает в художественном пространстве спектакля. Иногда им даже не нужны декорации: их эмоциональное воздействие настолько велико, что распространяется и на окружающее их пространство сцены. Иногда зрителю достаточно лишь увидеть куклу, а все остальное дорисует его воображение. Иногда им даже не нужно говорить: по одним их движениям, пусть очень условным, зритель понимает, что кукла хочет ему сказать. Спектакль «Я — Сергей Образцов», поставленный Екатериной Образцовой (одна и та же фамилия у режиссера и у персонажа, чье имя вынесено в название постановки, не случайное совпадение), лаконичен в выразительных средствах и масштабен по охвату временны/ х эпох, сквозь которые шествует главный герой спектакля.

Евгений Цыганов — театральный и киноактер, театральный и кинорежиссер, музыкант

И в самом деле в какой-то момент задумываешься: как ему удалось пройти сквозь такую толщу времени и остаться целым и невредимым во всех испытаниях, которые выпали на долю его и его современников? Как удалось превратить театр кукол в столь значимое явление и влюбить в него такое количество людей? Возможно, все дело в том смысле человеческого существования, который он для себя однажды открыл, которым скороговоркой делился на встречах со зрителями и которому, по-видимому, старался следовать и в жизни, — спектакль нас в этом убеждает. Возможно, жизнь любого человека можно превратить в пьесу, но вряд ли жизнь любого человека можно превратить в пьесу хорошую настолько, чтобы на нее обратил внимание кто-либо из режиссеров, а главную роль в спектакле, по ней поставленном, сыграл такой актер, как Евгений Цыганов. Но мало этого, надо прожить жизнь так, чтобы зрители пришли не просто посмотреть на популярного Цыганова, но разглядеть в нем персонажа, им созданного, полюбить его и узнать в нем самого себя. Сергей Образцов вернулся на сцену созданного им театра и куклой тоже. Возможно, это и есть вершина карьеры артиста-кукольника.

Фотографии предоставлены Театром кукол Сергея Образцова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вопросы урологу о самом главном Вопросы урологу о самом главном

Эксперт в области мужского здоровья отвечает на важные вопросы

Playboy
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Думал ли президент о такой диверсификации? Думал ли президент о такой диверсификации?

«Ростех» собирается отдать рынок «умных» счетчиков китайской корпорации

Эксперт
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Книги о путешествиях по необычным вселенным: 5 достойных фантастических новинок Книги о путешествиях по необычным вселенным: 5 достойных фантастических новинок

Подборка книг, чьи авторы создали самые необычные вселенные

ТехИнсайдер
Чем заняться на свидании после интернет-знакомства: 6 необычных идей Чем заняться на свидании после интернет-знакомства: 6 необычных идей

Как провести свидание с человеком, с которым познакомились в интернете?

Psychologies
Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов Из центра на периферию: почему молодежь уезжает из мегаполисов

Почему молодежь все чаще связывает свое будущее с городами на периферии

ФедералПресс
Потеря контроля и безопасности: как справиться с культурным шоком за границей Потеря контроля и безопасности: как справиться с культурным шоком за границей

Разбираемся, как распознать культурный шок и эффективно справиться с ним

ТехИнсайдер
Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос

Для того, чтобы фен служил как можно дольше, его необходимо периодически чистить

ТехИнсайдер
Самый энергичный свет Самый энергичный свет

История открытия и некоторые факты о гамма-лучах

Наука и жизнь
Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера Все льготы Арктики: почему выгодно жить в регионах Крайнего Севера

Какие льготы получают жители Арктической зоны?

ФедералПресс
Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье Когда 70 тысяч лет назад люди покинули Африку, они на 20 тысяч лет остановились на Иранском нагорье

Одним из важнейших центров расселения Homo sapiens стало Иранское нагорье

ТехИнсайдер
Открыть в приложении