В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

ЭкспертКультура

Удивительное перевоплощение Евгения Цыганова в Сергея Образцова

В Московском театре кукол — премьера спектакля о его основателе

Вячеслав Суриков

Евгений Цыганов в образе Сергея Образцова в спектакле по пьесе Екатерины Образцовой и Бориса Голдовского

Среди кинематографических работ Евгения Цыганова есть роли удачные, есть не слишком. В большинстве из них он эксплуатирует одну и ту же маску — необычайно уверенного в себе человека, при этом несколько разочарованного в жизни, но не теряющего надежды на благоприятный исход дела. В кристаллизованном виде этот образ актер воссоздает в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель», где на экране перед нами не столько реальность того времени, сколько миф о ней. И Евгений Цыганов не просто оказался органичен созданному Тодоровским мифологическому пространству — он сам в нем преобразился. Из нашего современника, поверхностно обаятельного, ненавязчиво притягательного, чья внешность улетучивается из памяти уже на следующий после просмотра фильма день, он превратился в актера, выскользнувшего из-под власти навязанных ему стереотипов восприятия. Ему удалось в кино стать самим собой. И с этого момента каждую его новую работу в кино трудно отделить от него самого.

Другое дело театр. Именно здесь находится лаборатория, где Евгений Цыганов оттачивает грани актерского таланта. В прошлом году у него состоялись две фантастически удачные театральные премьеры: «Дон Жуан. Репетиция» и «Я — Сергей Образцов». В первом случае все очевидно: Евгений Цыганов в стенах Мастерской Фоменко, в труппе которой он состоит уже больше двадцати лет, на пике актерской формы играет в спектакле режиссера номер один в современном русском театре Дмитрия Крымова. И происходит спланированное чудо: Мастерская Фоменко обретает зрелище невероятной увлекательности и совершенства, а Евгений Цыганов — роль, в которой абсолютно неузнаваем и в которой извлекает из себя нечто такое, чего от него никто не ожидал, возможно и он сам. В итоге у «Дон Жуана. Репетиции» девять номинаций на «Золотую маску», в том числе в категории «Драма / Лучшая мужская роль».

«Я — Сергей Образцов» — удача ничуть не меньшая и не менее значимая. Это камерный спектакль, под стать той сцене, где его играют: сцене Театра кукол Сергея Образцова. В нынешнем году ему исполняется девяносто лет, и по этому случаю его основатель, со дня рождения которого минуло сто двадцать лет, превратился в персонажа пьесы, чтобы рассказать зрителям свою историю. Она длится столько же лет, сколько и созданный им театр, девяносто, — и вмещает в себя если не весь XX век, то по крайней мере целую жизнь одного государства: Сергей Образцов собственными глазами наблюдал возникновение СССР, был участником основных событий его истории и стал свидетелем распада. Чтобы выйти в качестве персонажа на сцену собственного театра, ему пришлось пройти долгий путь: от обычного взрослеющего в революционные годы мальчика, чья артистическая натура пробуждается с появлением в его жизни кукол, до создателя собственного театра, появившегося не потому, что таковы его амбиции, а потому, что таким было естественное развитие событий.

Парадокс Сергея Образцова заключался в том, что артист, выбравший себе призвание, которое позволяло ему прятаться за ширмой и использовать для взаимодействия с публикой многочисленные аватары в виде кукол, оказался интересен и сам по себе. Он представал перед публикой в образе идеального сказочника и почти волшебника: чем, как не силой магии объяснить то, что все куклы в ответ на его обращение с ними словно обретали душу? При его жизни этот образ был широко растиражирован телевидением — ничуть не меньше, чем его самое известное творение: спектакль «Необыкновенный концерт». Но сейчас этот образ стал стираться из общественной памяти, а театр, им созданный, — отодвигаться на периферию внимания театральной публики. И не исключено, что возвращение Сергея Образцова на сцену как персонажа — то самое средство, которое позволит найти новую точку отсчета и в его биографии, и в истории созданного им театра.

Кукла Сергея Образцова в спектакле Екатерины Образцовой «Я — Сергей Образцов»

В спектакле «Я — Сергей Образцов» Евгений Цыганов — единственный человек на сцене, всех остальных персонажей играют куклы. Его появление в роли классика отечественного кукольного театра стало бы неожиданным и крайне интригующим режиссерским ходом, если бы не предшествующий ему «Дон Жуан. Репетиция». И тот и другой спектакли стали стыкующимися друг с другом пазлами вне зависимости от воли поставивших их режиссеров. Эти спектакли словно объясняют друг друга. И там и там Евгений Цыганов надевает маску. Но на сцене Театра кукол это происходит только в момент, когда ему нужно скакнуть во времени — и перейти из одного возраста своего персонажа в другой. И видно, какую силу придает ему маска, как легко он отрешается от самого себя, от привычного зрителям кинематографического образа и превращается в Сергея Образцова. Если до тех пор тот в нем лишь угадывался, то в момент, когда актер выходит на сцену в маске, Сергей Образцов проступает в нем с невероятной узнаваемостью.

Зритель не просто видит его, он слышит его речь. Второе действие состоит по большей части из монолога Сергея Образцова: он произносит его на встрече со зрителями (расхожий в советский период формат взаимодействия артистов с публикой: зрители присылают записки, а знаменитый артист на них отвечает). И если до этого момента характерный выговор Сергея Образцова, узнаваемый для тех, кто хоть однажды видел его воочию или благодаря телевидению (привилегия родившихся в Советском Союзе), угадывается едваедва, то на «встрече со зрителями» актер усиливает его ровно настолько, чтобы оставаться естественным. Одновременно укрепляется эффект узнавания: образ Сергея Образцова всплывает из глубин памяти и совмещается с образом, созданным Евгением Цыгановым, несмотря на то что маска на актере остается всего лишь маской. Но в этом — финальном — эпизоде важны и сами слова. Они произносятся как сказанные много раз — скороговоркой, но смысл их от этого не теряется. Он прост и очевиден: счастье заключается в том, чтобы быть нужным людям — близким и дальним, ничего важнее этого нет.

«Я — Сергей Образцов» еще и парад возможностей кукольного театра. Куклы в нем предстают актерами, ничем не уступающими тем, что обладают плотью и кровью, а в чем-то и превосходящими их. Зритель легко узнает их, он сразу понимает, в чем смысл появления той или иной куклы на сцене, каков ее характер, что она означает в художественном пространстве спектакля. Иногда им даже не нужны декорации: их эмоциональное воздействие настолько велико, что распространяется и на окружающее их пространство сцены. Иногда зрителю достаточно лишь увидеть куклу, а все остальное дорисует его воображение. Иногда им даже не нужно говорить: по одним их движениям, пусть очень условным, зритель понимает, что кукла хочет ему сказать. Спектакль «Я — Сергей Образцов», поставленный Екатериной Образцовой (одна и та же фамилия у режиссера и у персонажа, чье имя вынесено в название постановки, не случайное совпадение), лаконичен в выразительных средствах и масштабен по охвату временны/ х эпох, сквозь которые шествует главный герой спектакля.

Евгений Цыганов — театральный и киноактер, театральный и кинорежиссер, музыкант

И в самом деле в какой-то момент задумываешься: как ему удалось пройти сквозь такую толщу времени и остаться целым и невредимым во всех испытаниях, которые выпали на долю его и его современников? Как удалось превратить театр кукол в столь значимое явление и влюбить в него такое количество людей? Возможно, все дело в том смысле человеческого существования, который он для себя однажды открыл, которым скороговоркой делился на встречах со зрителями и которому, по-видимому, старался следовать и в жизни, — спектакль нас в этом убеждает. Возможно, жизнь любого человека можно превратить в пьесу, но вряд ли жизнь любого человека можно превратить в пьесу хорошую настолько, чтобы на нее обратил внимание кто-либо из режиссеров, а главную роль в спектакле, по ней поставленном, сыграл такой актер, как Евгений Цыганов. Но мало этого, надо прожить жизнь так, чтобы зрители пришли не просто посмотреть на популярного Цыганова, но разглядеть в нем персонажа, им созданного, полюбить его и узнать в нем самого себя. Сергей Образцов вернулся на сцену созданного им театра и куклой тоже. Возможно, это и есть вершина карьеры артиста-кукольника.

Фотографии предоставлены Театром кукол Сергея Образцова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Криптовалюта откроет границы Криптовалюта откроет границы

Биткойн, эфир и другие криптовалюты в новых условиях значат все больше

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Остановите, я сойду Остановите, я сойду

Прыгаем с эмоциональных качелей — и убегаем

VOICE
7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах 7 романов о длительных отношениях и семейных кризисах

Топ-7 романов о кризисах в браках и их преодолении

Psychologies
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Основательный подход Основательный подход

Sirena 48 Hybrid — первая модель с гибридной моторной установкой верфи Sirena

Y Magazine
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Чудеса Каспия Чудеса Каспия

Дербент — древнейший город России

Лиза
Стать автором семейного проекта Стать автором семейного проекта

Как стать менеджером своего семейного проекта и настроить связи с родственниками

Psychologies
Чувство дома Чувство дома

Места, где связь с прошлым ощущается особенно сильно

Grazia
15 советов, которые помогут получить повышение 15 советов, которые помогут получить повышение

Как выделиться на фоне коллег и стать по-настоящему ценным сотрудником?

Psychologies
Если болит животик Если болит животик

Какие могут быть причины болей в животе у ребенка?

Лиза
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Заплатить долги Заплатить долги

Что и кому мы должны в семье? И кто это решает?

Psychologies
«Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка «Еретик»: религиозный хоррор с Хью Грантом в роли профессора-маньяка

Чем впечатляет хоррор-триллер «Еретик»?

Forbes
Открыть в приложении