Срывает резьбу
Дипломатия ультиматумов Дональда Трампа оказалась контрпродуктивной в отношении Турции. Грозящие стране санкции расширят поле взаимодействия Анкары с Москвой
Многомесячные спекуляции относительно судьбы российских комплексов ПВО С-400, предназначавшихся Турции, подошли к концу. Транспортные самолеты, начавшие перевозить элементы этой системы на турецкую территорию, доказали: глава Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган не намерен отказываться от заключенного контракта и аннулировать его просто потому, что того требуют Соединенные Штаты. «Разворота назад не будет. Это было бы неэтично и аморально. Никто не должен нас просить слизать то, что мы сплюнули», — заявил турецкий президент.
За отказ слизывать Турцию теперь ждет публичное наказание: Соединенные Штаты уже заявили, что введут против Анкары санкции за непослушание. Точный перечень санкций пока неизвестен — ясно лишь, что Турцию исключают из программы создания самолета пятого поколения F-35, куда она инвестировала сотни миллионов долларов, и разрывают с ней контракт на поставку этих самолетов, который турки уже частично оплатили. Судя по всему, последуют и более серьезные меры, но они будут тщательно выверены. Как пишет редакция The Washington Post, США вынуждены пройти по очень тонкой грани и решить дилемму: защитить F-35 и одновременно сохранить нормальные отношения с важной и нужной Турцией.
Однако это не дилемма — скорее трилемма. Ведь тут есть еще одна составляющая, которую нужно защитить: американская репутация. И речь идет не о каком-то громком статусе, а об основе, на которой зиждется внешняя политика президента Дональда Трампа.
Гордая Анатолия
Россия поставит в Турцию четыре дивизиона противовоздушных комплексов С-400 на 2,5 млрд долларов (55% этой суммы — российский межгосударственный кредит). Формально гнев Соединенных Штатов связан с тем, что покупка Анкарой С-400 ставит под угрозу безопасность НАТО и американских оборонных технологий, и прежде всего угрожает истребителю F-35, который уже называют столпом обороны стран — членов Альянса. Якобы при помощи С-400 турки смогли бы создать очень точный радиолокационный профиль F-35, выявить все его уязвимости и передать эту информацию российским разработчикам системы. Либо российские разработчики могли бы получить ее самостоятельно (американцы маниакально боятся «закладок» в ПО С-400, которые в автоматическом режиме якобы смогут передавать все данные со своих радаров прямиком в Москву). Поэтому Вашингтон и поставил перед Анкарой ультиматум: либо F-35 и дальнейший контракт с США на поставку систем Patriot (менее продвинутый аналог российской системы), либо C-400 и разрыв контракта на F-35.
Эрдоган выбрал второй вариант. Отчасти из коммерческой составляющей (россияне предложили ему не только саму систему, но и технологии, хотя речь и не идет о лицензионной сборке готовых изделий), но отчасти и по политическим причинам. Турецкий президент не может себе позволить подчиняться ультиматумам и давлению американского коллеги. И не готов «по-братски» пойти навстречу просьбе Вашингтона — просто потому, что туркам этот компромисс не зачтется. Ведь история с F-35 не корень, а скорее следствие проблем в двусторонних отношениях.
Как пояснил «Эксперту» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Аватков, причина планомерного ухудшения отношений —независимая и активная политика Анкары. По сути, интересы Анкары и Вашингтона разошлись уже давно, еще с начала 2000-х, когда пришедший к власти в Турции Реджеп Эрдоган решил проводить суверенную политику, основанную на национальных интересах Турции, а не Соединенных Штатов. Он превратил Анкару из проводника американских задач в регионального лидера, чьи интересы зачастую противоречат американским (взять хотя бы сирийских курдов, которые для Турции являются угрозой национальной безопасности, а для США — оплотом американского влияния в Сирии). В июле 2016 года американцы, по мнению турецких властей, перешли красную линию. Тогда в Турции произошла попытка военного переворота — и Эрдоган уверен, что его организовали при поддержке Вашингтона. Якобы американцы захотели решить проблемы с Анкарой не через диалог, а через силовое устранение неугодного главы государства. Не удивительно, что после этого отношение турецкого президента к «заокеанским союзникам» резко ужесточилось.
Да, некоторые политологи надеялись, что после прихода к власти США Дональда Трампа ситуация улучшится. Сам американский президент тоже пытается переложить вину за прошедший разлад на своего предшественника. Например, говорит, что в истории с С-400 виновата прежде всего администрация Барака Обамы, которая не смогла в нужное время дать Анкаре возможность купить системы Patriot. И в этом плане наказание Турции за покупку С-400 позиционируется им как мера вынужденная.
Однако ирония в том, что Трамп попросту не в состоянии починить американо-турецкий союз — его «дипломатические ключи» не подходят к турецкой резьбе. Дональд Трамп сделал альфой и омегой американской дипломатии не переговоры, не диалог и не компромисс, а силу и угрозу силы. Причем вне зависимости от статуса оппонента: и соперников, и союзников Трамп предпочитает не убеждать, а принуждать. Силовыми, экономическими и санкционными методами. И если в отношении некоторых союзников, забывших о самоуважении, эти методы работают, то в отношении суверенной Турции они контрпродуктивны. И лишь срывают резьбу.
И вот сейчас, когда Анкара отказалась «принуждаться» в вопросе F-35, Дональд Трамп вынужден наказывать Турцию. И наказывать публично, демонстративно и жестко. Ведь если Эрдогану спустить непослушание, то другие союзники посчитают США «бумажным тигром», а американские ультиматумы — пустыми угрозами. После чего вся американская внешняя политика — и даже американские союзы — развалится как карточный домик. Поэтому «нынешняя ситуация может привести к дальнейшему обострению отношений — и пределы этого обострения пока еще даже не видны на горизонте. Да, пока для обострения есть определенные ограничители: Турция остается членом НАТО и важным партнером США в регионе, поэтому американцы пока не готовы заходить слишком далеко. По своей традиции они продолжат усиливать давление на Анкару, что скажется не только на экономике Турции, но и на ее поведении, на позиции по важнейшим мировым вопросам. В том числе по восприятию НАТО», — говорит Владимир Аватков.
Ситуативный партнер
Нужно ли американцам беспокоиться о такой ответной трансформации Анкары? Мнения в США разделились. Так, редакция издания Bloomberg желает туркам «скатертью дороги» и поясняет, что такой эксцентричный союзник несет слишком много рисков. Турция, а точнее, эрдогановская Турция, сознательно решила больше не быть частью Запада, выключилась из западного культурного пространства, поэтому относиться к ней уже нужно как к «чужой».
Однако другие вашингтонские эксперты уверяют: обострение турецко-американских отношений невыгодно США. И не только потому, что Турция, граничащая с Сирией, Ираком и Южным Кавказом, нужна и важна для американской внешней политики, — охлаждение отношений с ней лишь толкнет Турцию в объятья Путина. Об этих объятиях говорят и российские эксперты, — но отнюдь не все придерживаются восторженных оценок. Ведь эти объятия не несут России ничего хорошего.
Да, безусловно, ухудшение отношений между Анкарой и Вашингтоном (а тем более разрыв между ними) соответствует интересам Российской Федерации. Чем более изолированной будет Турция, тем важнее для нее будут отношения с единственной великой державой, готовой конструктивно работать с Эрдоганом и при этом не вмешиваться в его внутреннюю политику. А значит, тем больше появится у России возможностей влиять на позицию Турции в сирийском урегулировании и ее на политику в Закавказье.
Кроме того, охлаждение отношений с Вашингтоном вынуждает Турцию обращать все больше внимания на продукцию российского ВПК. И не только в плане покупки готовых образцов: как верно отмечает Владимир Аватков, американские санкции и угрозы санкций лишь укрепляют Турцию в понимании того, что ей нужно развивать собственный военно-промышленный комплекс. А для этого нужны не только деньги, но и технологии, которые есть в России.
Так, по словам Владимира Аваткова, у турок есть весьма амбициозные планы по поводу авиации. Например, собственная программа создания истребителя пятого поколения FX. Там ключевую роль играли британцы, но теперь, с учетом конфликта Турции с Европой и Штатами, помощи из Альбиона Эрдоган не дождется. Ему нужны будут новые партнеры — и здесь Россия могла бы поучаствовать. «Например, своим двигателем, который можно создать на базе газогенератора “Изделие 30” (двигатель второго этапа Су-57), в том числе организовать производство этого двигателя на турецкой территории. Да, турки делают легкий самолет, а у нас тяжелый. Однако вместе мы на основе наших технологий тяжелого, можем разработать легкий, общей массой 25 тонн, включая пять тонн оружия и полные баки топлива», — пояснил «Эксперту» замдиректора ЦАСТ Константин Макиенко.
Однако это не означает, что Эрдогана нужно заключать в объятия, тем более евразийские. Эрдогановская Турция — с идеологией пантюркизма — прямой геополитический конкурент России. Анкара при Реджепе Эрдогане оспаривает и будет оспаривать у Москвы влияние на Кавказ и Среднюю Азию. Более того, турецкая концепция неоосманизма — это прямая угроза территориальной целостности Российской Федерации. Ведь Анкара претендует на контроль как минимум идеологический, над всеми тюркскими регионами, в том числе над Поволжьем и Крымом. Так что Турция — лишь ситуативный партнер России.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl