Цифровая революция: как вывести бизнес на новый уровень с помощью автоматизации
Forbes публикует отрывок из книги «Реинжиниринг бизнеса», которая учит предпринимателей, как идти в ногу с прогрессом и сохранить человеческий капитал.
Люди или машины? Человеческий капитал или автоматизация? Споры о том, как быть с построением бизнеса в эпоху цифровизации, в последние годы стали особенно жаркими. Выбирать не нужно, считают авторы книги «Реинжиниринг бизнеса» Равин Джесутасана и Джон Будро: можно сохранить человеческую ценность бизнеса и при этом вывести его на абсолютно новый уровень, оптимизировав внутренние процессы. Forbes публикует отрывок из книги, в котором авторы на примере одного из лидеров в производстве электроники и бытовой техники, китайского Haier, показывают, как это сделать. Книга выйдет в июле в издательстве «Альпина».
Считать задачи, а не людей
Показать, насколько автоматизация важная для бизнеса, легче всего на бытовых примерах. Начнем с небольшой головоломки, так называемой задачи Карла Дункера. Предположим, у вас есть свеча, коробка кнопок и спички. Нужно прикрепить свечу к стенке и зажечь ее таким образом, чтобы не накапать воском на пол. Как это сделать?
Чтобы найти решение, необходимо вытряхнуть кнопки из коробки. Тогда вы увидите, что с их помощью можно прикрепить к стене коробку, а затем поставить на ее дно свечу. В ходе экспериментов испытуемые, которым давали кнопки в коробке, справлялись с этой задачей хуже, чем те, кто получал пустую коробку и кучку кнопок, лежавших рядом.
Что общего у этой задачи с автоматизацией? Дело в том, что содержание работы, описанное в служебной инструкции, похоже на коробку с кнопками. Инструкция объединяет в себе список компетенций, показатели эффективности и компенсационный пакет. И руководители, и сотрудники быстро начинают считать ее чем-то единым и неделимым — как коробку с кнопками. Это стремление воспринимать каждую должность как нечто цельное не позволяет нам найти оптимальный путь к эффективному взаимодействию людей и автоматики. Оно диктует крайне популярный, но чрезмерно упрощенный вопрос: «Сколько работников я смогу заменить механизмами?» Между тем, чтобы автоматизация прошла успешно, считать надо не сотрудников, а задачи, которые они выполняют.
Точно так же, как необходимо вынуть кнопки из коробки, чтобы решить головоломку со свечой, вам надо выудить из служебной инструкции список задач, а затем по-новому сконструировать содержание работы — это правильный подход к проблеме автоматизации.
Бизнес-платформа vs иерархия
Мы редко задумываемся, как автоматизация влияет на привычные нам бытовые сферы. Только представьте, насколько автоматика изменила саму идею холодильника. Когда искусственный интеллект и датчики поддерживают постоянную связь с облаком, которое, в свою очередь, связано с другими облачными сервисами и сенсорными системами, принадлежащими продовольственным магазинам, службам доставки и поставщикам (а зачем, по-вашему, компания Amazon приобрела супермаркеты Whole Foods?), то один-единственный бытовой прибор становится важнейшим узлом целой сети, открывая двери «продовольствию как сервису». Он отслеживает количество запасов и постоянно пополняет их,