Нефтяная революция: как добывающая отрасль переходит от доминирования к партнерству
Нередко можно встретить противопоставление традиционного индустриального сектора промышленности и «новой» цифровой экономики. Однако уже сейчас в добывающих отраслях складываются экосистемы, которые по своему духу и качеству разработок приближены к корпоративной среде IT-компаний
Когда мои знакомые, многие из которых работают в крупных и успешных несырьевых компаниях, начинают делиться своим мнением о нефтяной отрасли, я понимаю, как по разному мы представляем происходящее. «Консервативный бизнес», «доминирование», «неспешность», «простота» — эти характеристики часто звучат в их описаниях. Один из главных стереотипов — противопоставление традиционного индустриального сектора промышленности и «новой» цифровой экономики. Считается, что в нашем бизнесе нет места инновациям или прорывным решениям. Хотя сейчас, благодаря новым технологиям, мы добываем нефть из залежей, которые еще 20 лет назад в принципе считались непригодными для разработки.
Для примера можно взять такой показатель, как проницаемость пласта, то есть его способность пропускать через себя нефть или газ. За пару десятилетий он сократился в сотни раз. Сегодня мы получаем нефть из породы, по твердости практически сопоставимой с гранитом. Добиться этого на базе старых процессов, — а значит, в прежних управленческих подходах — было бы невозможно. Но мы смогли за короткий срок трансформировать свои бизнес, корпоративную культуру и среду вокруг себя. В результате этих преобразований постепенно формируется сообщество партнеров, которое сегодня принято называть «экосистемой». Это понятие чаще связывают с цифровой или банковской отраслью, но оно не менее актуально и для промышленных компаний.
Экосистема вокруг скважины
Чем отношения партнеров внутри экосистемы отличаются от традиционных отношений «заказчик-подрядчик»? Прежде всего отсутствием готовых решений, даже если искать их на глобальном рынке. В эпоху «трудной нефти» стоящие перед нефтяным бизнесом задачи стали гораздо сложнее, поскольку принципиально изменились условия добычи. Часто у нефтяной компании нет возможности заказать стандартную работу или приобрести услугу, которую покупают как типовой товар за наименьшую цену. Бывает, что заказчик просто не может сказать: «Нужно сделать так-то и так-то». Он видит только желательный результат, ставит задачу. А как именно достичь цели — это предстоит определить вместе с потенциальным партнером.
Вот пример одного из проектов, у которых нет однозначного решения. Несколько лет назад мы вместе с очень крупной международной компанией начали осваивать российские баженовские залежи. По трудности разработки они превосходят американскую сланцевая нефть. Для партнеров, даже с их мировым опытом, работа с подобными активами была настолько же новой задачей, как и для российских нефтяников. И первая скважина, которую успели начать, прежде чем зарубежный партнер вышел из проекта из-за санкций, даже не была добурена, настолько нестандартными оказались условия. Но мы ведь должны не просто добывать нефть из баженовской породы, а делать это рентабельно. Сейчас компания на пути к тому, чтобы уже вместе с российскими партнерами