Группа компаний «Рики» стала владельцем анимационной студии «Аэроплан»

ЭкспертБизнес

«Смешарики» и «Фиксики» теперь в одной лодке

Группа компаний «Рики», пустившая в мир мультсериал «Смешарики», стала владельцем анимационной студии «Аэроплан» с ее мультгероями фиксиками. Цель сделки — создать крупного игрока для конкуренции на отечественном и мировом рынках

Виктория Безуглова

Илья Попов, генеральный продюсер группы компаний «Рики», решил возглавить процесс консолидации на анимационном рынке России

Группа компаний «Рики», в состав которой входит анимационная студия «Петербург», выпускающая мультсериал «Смешарики», выкупила контрольный пакет студии «Аэроплан», владеющей «Фиксиками» — другим популярным мультбрендом. Сумму сделки участники не раскрывают, но, по оценке главы люксембургского офиса консалтинговой KRK Group Никиты Рябинина, речь может идти о 300–350 млн рублей. Это первая сделка по консолидации российских анимационных активов, и она должна упрочить лидерство «Рики» на отечественном рынке, где компания планирует через пять лет занять долю около 20%, а также подготовить почву для более активного продвижения на рынки внешние.

«Цель этой консолидации — укрепить наши позиции, выходить на рынок уже с двумя хедлайнерами, “Смешариками” и “Фиксиками”, чтобы эффективнее продвигать эти проекты во всех каналах коммуникации, в том числе при работе с розницей, что очень важно для лицензионных партнеров», — заявил «Эксперту» Илья Попов, генеральный продюсер и основатель «Рики». По его мнению, времена, когда можно было работать с одним брендом и оставаться успешными, уходят в прошлое, поскольку студии в стране находятся в конкуренции не столько между собой, сколько с международными компаниями, которые выходят на рынок с большими, крепкими каталогами.

Объем мирового рынка анимационной продукции превышает 250 млрд долларов в год, из них только несколько процентов приходится на Россию, однако наш рынок один из самых быстрорастущих. «Если в 2011 году он составлял 2,3 миллиарда рублей, то в 2018-м — уже 7,4 миллиарда, то есть увеличился более чем в три раза, а ежегодный прирост можно оценить на уровне 20 процентов», — констатирует Юлиана Слащева, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и председатель правления Ассоциации анимационного кино (АКК). В ассоциации видят, что спрос на визуальный анимационный контент постоянно растет: его ждут в кинотеатрах, сетевых digital-проектах, на ТВ, ОТТ-платформах, а значит, неизбежна консолидация не только студий, но и других различных направлений креативной индустрии: игрового, дизайнерского, создания технологий дополненной реальности.

Попали в хорошие руки

По словам Ильи Попова, еще в 2011 году «Рики» стала основным инвестором проекта «Фиксики», вложив в него три миллиона долларов, и помогла ему эффектно стартовать. С продюсером «Аэроплана» Георгием Васильевым была договоренность о том, что через пять лет «Рики» выкупит его долю в компании, но из-за кризиса в стране этот план удалось реализовать только теперь. Сопоставляя присутствие двух компаний на рынке контента и на лицензионном рынке, Илья Попов приходит к выводу, что «Рики» в два с половиной раза крупнее «Аэроплана», то есть за счет сделки мощности «Рики» увеличатся на треть. Причем это не механическое объединение, а попытка добиться творческой и технологической синергии. «Мы будем искать пути максимального объединения ресурсов, чтобы задействовать творческий и производственный потенциал двух студий, но при этом “Фиксики” останутся проектом “Аэроплана”, а “Смешарики” — студии “Петербург”», — заверил он.

Так, на днях выходит в свет первая серия четвертого сезона «Фиксиков», которые входят в тройку лидеров анимационных брендов в России и имеют статус проекта номер один в жанре edutainment — обучения через развлечение, в том числе за счет невероятного успеха в Китае — 12 млрд просмотров на VOD-платформах. В планах — стабильный выпуск по 26 серий в год, и так несколько сезонов подряд. Совсем недавно аудиторию заставили поволноваться: новые серии стали выходить редко, но связано это было с тем, что коллектив «Аэроплана» активно работал над полнометражными фильмами «Фиксики. Большой секрет» (2017) и «Фиксики против кработов» (2019). Эти два фильма и 156 серий — основные продукты в портфеле студии, перешедшие в распоряжение «Рики». По словам Ильи Попова, теперь сериалу ничто не помешает развиваться; более того, к проекту привлекут питерских специалистов, которые уже работали над проектом «Аэроплана» «Кработы». В качестве шуточной реплики в адрес новых родственников фиксики могут пустить смешариков ненадолго в свой мир. «Хотя эти вселенные развиваются по разным художественным законам, в начале проекта у нас был опыт, когда в паре серий “Фиксиков” появлялись cмешарики в качестве артефактов в квартире ДимДимыча: игрушек, наклеек, рисунков, — говорит генеральный директор “Аэроплана” Юлия Софронова. — Мы также не будем возражать, если и “Смешарики” найдут способ включить в свои серии подобные упоминания».

В активах самой «Рики» помимо «Смешариков» такие успешные мультбренды, как «Малышарики», «ПинКод» и «Тима и Тома»; они транслируются в 90 странах и переведены на 50 языков и диалектов. За 16 лет в анимации студией «Петербург» произведено более ста часов. Однако пришло время новых горизонтов. «Консолидация медиаактивов — часть стратегических планов “Рики”: компания уже выкупила у ВГТРК права на производство мультфильма “Тима и Тома”, а у Межгосударственной корпорации развития приобрела ее долю в совместном Фонде девелопмента “Рики”, создавшем более десяти пилотных анимационных проектов», — отмечает глава управляющего комитета «Рики» Марк Завадский. При этом в компании учитывают, что вступают в конкуренцию с иностранными игроками, прежде всего с Disney с его гигантскими проектами и маркетинговыми ресурсами, да еще на фоне не самой благополучной ситуации с доходами населения, падения рождаемости, а значит, сокращения потенциальной аудитории. «В таких условиях оставаться лидером и желать пятую часть рынка можно только с помощью создания и развития новых проектов, хитов, усиления и консолидации тех, кто стал брендом, в том числе благодаря партнерствам и совместной работе с компаниями-лидерами», — уверен Илья Попов. Как раньше, так и сейчас «Рики» намерена сотрудничать с лидерами во всех секторах: с лицензиатами, партнерами по дистрибуции на любых площадках, где транслируется контент компании. Что касается «Фиксиков», то к их популярности новый акционер сможет добавить качественный менеджмент и более широкий охват лицензиатов.

Сила — в единстве и технологиях

В 2011 году Илья Попов выступил одним из инициаторов создания некоммерческого партнерства «Ассоциация анимационного кино», которое сегодня объединяет практически все индустриальные анимационные студии страны, включает в себя продюсерские и лицензионные компании, дистрибуторов, телеканалы, образовательные учреждения, работающие в сфере анимации. «Тогда мы уже успешно вывели на рынок “Смешариков”, а “Фиксики” только запускались, но я понимал, что будущее за консолидацией студий и команд: только так мы сможем развиваться и двигаться на международные рынки», — вспоминает Илья. Первым опытом совместной работы был проект с Тимуром Бекмамбетовым по созданию сериала «Алиса знает, что делать!» по мотивам книг Кира Булычева. Проект стал первым российским 3D-сериалом для подростков, было выпущено два сезона, а позже Тимур участвовал в создании первого полнометражного фильма «Смешарики. Начало». Придерживаясь принципа сотрудничества на рынке, «Рики» вместе с командой Олега Роя сделала проект «Дракоша Тоша» — анимационный образовательно-развлекательный сериал для детей от двух до пяти лет в технике 2D, а совместно с «Союзмультфильмом» развивает образовательный проект для детей от пяти лет «Монсики» в технике совмещения 3D и 2D.

Параллельно ААК ведет работу по привлечению внимания государства к отрасли, и лоббирование ее интересов дает свои плоды. В апреле 2018 года в Налоговом кодексе РФ появилась поправка о понижении страховых взносов для производителей анимационной продукции, что весьма важно, если учесть, что в себестоимости продукции 80% составляют затраты на оплату труда. До 2023 года в Фонд социального страхования РФ производители мультфильмов будут отчислять 14% прибыли, а в Пенсионный фонд РФ — 8% вместо нынешних 30%. На поддержку анимации государство теперь выделяет около 800 млн рублей в год — эти средства помогают молодым студиям на начальном этапе становления, а также способствуют появлению в авторской мультипликации новых проектов.

В борьбе за выживание на мировом рынке анимации наряду с консолидацией важно иметь современное оборудование, инновационные технологии, позволяющие значительно увеличивать выпуск контента, а значит, удешевлять его, сокращать сроки производства. В «Рики» постоянно ищут новые способы совершенствования технологий, обкатывают у себя все возможности, предоставляемые разработчиками программного обеспечения, в частности ноу-хау Renderman американской компании Pixar. Но чтобы осваивать новые возможности, надо быть технически подготовленными, обеспечить соответствие софта современным требованиям. «Сейчас мы осуществляем плановый апгрейд студии “Петербург”, на горизонте текущего года это понадобится и “Аэроплану”, — рассказывает Илья Попов. — У нас развит отдел R&D — он занимается поиском новых решений — в частности, разработана собственная система управления анимационным производством Asset Management, которой пользуемся уже не только мы, но и внешние студии». Ведутся эксперименты с технологиями удешевления и ускорения анимации на стыке с игровой индустрией: применение движков сильно удешевляет производство. Еще одно направление, которое недавно было очень дорогим, — технология Motion Capture, или «захват движений»: она позволяет оцифровать движения актера и использовать эти данные для управления трехмерной моделью персонажа. Приоткрывая завесу творческого процесса, продюсер сообщил, что в студии сейчас идет работа над проектом «ЛириТая» — про девочек, увлеченных танцами. К процессу привлекают хореографов, танцоров, с которых с помощью специального датчика снимаются движения, а после доработки аниматором персонаж на экране начинает танцевать и двигаться максимально естественно.

Важнейшим перспективным направлением развития отечественной индустриальной анимации, по мнению Ильи Попова, является производство под заказ: выпуск анимационных рекламных роликов, создание спецэффектов для кино. Продюсер намерен задействовать для этих целей ресурсы выкупленного фонда девелопмента «Рики». Плюс осуществлять экспансию на зарубежные рынки, используя не традиционные модели продвижения и развития брендов, которые стремительно устаревают, а новые инструменты: СРО-дистрибуцию (Cost Per Order — долевая часть расходов в рекламе и непосредственная стоимость заказа), диджитал-маркетинг. Ведь уже не так важно, в какой стране живет семья с детьми, важнее то, какими платформами она пользуется и к какой языковой группе принадлежит. Впрочем, если все-таки обратить взгляд на карту мира, то «Смешарики» с «Фиксиками» надеются усилить свое присутствие прежде всего в Китае, в том числе как в точке входа на огромный азиатский рынок. Они также верят в успех на латиноамериканском рынке и не оставят без внимания старушку Европу.

Сысоев Григорий /ITAR-TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Interstellar Lab планирует построить «марсианскую деревню» в пустыне Мохаве Interstellar Lab планирует построить «марсианскую деревню» в пустыне Мохаве

Добраться до Марса – это одно, а жить там – совсем другое

Naked Science
«Всё было против меня» «Всё было против меня»

Актриса Хелен Миррен о том, каким трудным и противоречивым был путь к успеху

Огонёк
«Картина антропогенеза сильно поменялась» «Картина антропогенеза сильно поменялась»

Ученые обнаружили ДНК неизвестного прародителя

Огонёк
Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы Как дочь фанатика-мормона из Айдахо стала профессором Кембриджа и любимой писательницей Гейтса и Обамы

Два года назад Тара Вестовер написала мемуары о жизни в семье мормонов

Forbes
Налоговая хочет больше Налоговая хочет больше

ФНС сможет арестовывать имущество еще до начала выездной проверки

Эксперт
Компьютерное зрение, роботы и новые виды терапии. Как сегодня лечат рак Компьютерное зрение, роботы и новые виды терапии. Как сегодня лечат рак

Практикующие эксперты-онкологи об эффективных инновациях в лечении рака

СНОБ
Зачем отпускать пойманную рыбу, в чём сила брендов и при чём тут Nissan X-Trail? Зачем отпускать пойманную рыбу, в чём сила брендов и при чём тут Nissan X-Trail?

Монолог счастливого человека, рыбака, бизнесмена Геннадия Жаркова

4x4 Club
Дефицитные чернила, или Достать и плакать Дефицитные чернила, или Достать и плакать

Лев Рубинштейн вспоминает время, когда все надо было «доставать»

СНОБ
Как и с кем живут бывшие мужья Аллы Пугачевой Как и с кем живут бывшие мужья Аллы Пугачевой

За плечами российской Примадонны 5 браков и 2 венчания

Cosmopolitan
Алкогений: Винсент Ван Гог Алкогений: Винсент Ван Гог

«Я создал лучшие свои работы до того, как бросил пить»

Maxim
Ярослав Худорожков: Вклады, акции, облигации, золото. Как наиболее эффективно обеспечить прирост инвестиций Ярослав Худорожков: Вклады, акции, облигации, золото. Как наиболее эффективно обеспечить прирост инвестиций

Какие активы наиболее привлекательны для сбережений

СНОБ
Второй удар девальвации: банки начали повышать ставки по кредитам и вкладам Второй удар девальвации: банки начали повышать ставки по кредитам и вкладам

Сразу несколько банков повысили ставки по депозитам и по ипотечным кредитам

Forbes
Физики послушали лопающийся мыльный пузырь Физики послушали лопающийся мыльный пузырь

Физики измерили звуковое давление лопающихся мыльных пузырей

N+1
Задание выполнено Задание выполнено

Дэниел Крейг о ненависти, боли и всеобщей любви

GQ
Cadillac XT6. Три ряда максимальных возможностей Cadillac XT6. Три ряда максимальных возможностей

Зачем Cadillac понадобился ХТ6, чем он отличается от следующего за ним Escalade?

4x4 Club
Будущий единорог: как французы решили одолеть Gmail и Microsoft Outlook и создали почтовый сервис на $800 млн Будущий единорог: как французы решили одолеть Gmail и Microsoft Outlook и создали почтовый сервис на $800 млн

Стартап Front, который помогает бизнесу обрабатывать входящие письма

Forbes
Даешь молодежь! Даешь молодежь!

Встречайте новых звезд, чьи имена скоро будут у всех на устах

Grazia
14 лучших эпизодов документального сериала «Секунды до катастрофы» 14 лучших эпизодов документального сериала «Секунды до катастрофы»

Крайне зажигательный документальный сериал «Секунды до катастрофы»

Maxim
6 тревожных признаков, что тебе не хватает белка (и это очень плохо) 6 тревожных признаков, что тебе не хватает белка (и это очень плохо)

Не игнорируй эти тревожные сигналы

Playboy
Давид Фонкинос: Две сестры Давид Фонкинос: Две сестры

Первые главы из нового романа Давида Фонкиноса

СНОБ
Не похожий Не похожий

Главные события в жизни Рами Малека укладываются в какие-то пару лет

Glamour
Цена нефти и глобальная политика: альтернативный взгляд Цена нефти и глобальная политика: альтернативный взгляд

В разрыве сделки ОПЕК+ практически сразу же обвинили Россию

Forbes
Премьер и нищета: как Михаил Мишустин будет бороться с бедностью Премьер и нищета: как Михаил Мишустин будет бороться с бедностью

Стагнирующие располагаемые доходы населения становятся политической проблемой

Forbes
Тим Райс: «Хорошая история — прежде всего» Тим Райс: «Хорошая история — прежде всего»

Интервью с автором либретто мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»

Эксперт
Что значит поза, в которой спит твоя кошка (7 поз) Что значит поза, в которой спит твоя кошка (7 поз)

Еще один шаг к пониманию этих загадочных пушистых богов

Maxim
Я волна Я волна

Танцовщик и хореограф из Зауралья ставит блокбастеры в Мариинском театре

Собака.ru
Айфоны здесь тихие Айфоны здесь тихие

«На луне» — очередной фильм о перевоспитании мажора и спасении души

Огонёк
Полезные свойства чая — снижаем вес, молодеем и повышаем иммунитет Полезные свойства чая — снижаем вес, молодеем и повышаем иммунитет

Может ли чай повысить иммунитет и замедлить процессы старения?

Cosmopolitan
Павел Табаков: «Кирилл Серебренников был предан моему отцу, и я всю жизнь буду ему за это благодарен» Павел Табаков: «Кирилл Серебренников был предан моему отцу, и я всю жизнь буду ему за это благодарен»

Павел Табаков рассказывает о том, почему решил стать актером

GQ
Безглютеновое печенье и черный кофе. Как выглядят будни женщины в Париже Безглютеновое печенье и черный кофе. Как выглядят будни женщины в Париже

Отрывок из книги «В Париже. 20 женщин о жизни в городе огней»

Forbes
Открыть в приложении