Гран-прийные «скримеры» Honda

МотоАвто

Таинственный пассажир

Текст Романа Абалакина

Дебютировавшая в Монце 1964 года шестицилиндровая Honda RC165 (ещё под индексом 3RC164) оказалась столь громкой и трескучей, что шинники из Dunlop наотрез отказывались проверять состояние задних покрышек при заведённом двигателе.

В сентябре 1964 года хондовский инженер Мичихико Айка и гонщик Джим Редман в токийском аэропорту Ханеда зашли на борт самолёта, направлявшегося в Монцу через Гонконг, Калькутту, Карачи и Рим. Три кресла перед ними занимал новый гоночный мотоцикл, который прикрыли пледом от любопытных глаз. Решение опробовать спортпрототип на завершающем сезон Гран-при Италии приняли буквально в последнюю минуту – слишком поздно, чтобы отправлять его грузовым бортом.

Этим мотоциклом была Honda RC165 с четырёхтактной рядной «шестёркой» объёмом 249,43 см³, созданная специально ради победы над двухцилиндровым двухтактником Yamaha RD56, чьё преимущество над актуальной тогда четырёхцилиндровой RC164 было подавляющим.

На протяжении второй половины шестидесятых годов именно RC165 и её наследница RC166 станут самыми известными орудиями «Хонды» в войне против набиравшей обороты двухтактной орды, возглавляемой «Ямахой» и «Сузуки». К тому же 250‑кубовые «шестёрки» вместе с чуть менее известными 124‑кубовой «пятёркой» RC148 и 49,6‑кубовой «двойкой» RC115 были ещё и важнейшими символами промышленного потенциала Японии и яркими примерами имевшихся у островитян технологий микроминиатюризации. Диаметр цилиндра и ход поршня «четвертушки» – 39×34,8 мм, а у «осьмушки» и «полтинника» – и вовсе 33×29,2 мм. Поршеньки размером с чашку для эспрессо!

Идея при создании этих пронзительно визжащих моторов была простой: раз уж двухтактники успевают дважды воспламенить смесь, пока «четырёхтактники» сделают один рабочий цикл, нужно сделать так, чтобы последние крутились вдвое быстрее. Поэтому скорость вращения коленвала у «двухсотпятидесятки» достигала 18 000 об/ мин, а у младших прототипов – фантастических 21 000 об/ мин! Можете сравнить с 11 000 об/ мин у Yamaha RD56.

Что примечательно, все эти силовые агрегаты, как и дебютный мотор Honda RA270 для «Формулы-1», сконструировал один человек – неординарный Соичиро Иримадзири, которому в 1964 году исполнилось всего 24.

Вообще Иримадзири мечтал конструировать реактивные самолёты, но после Второй мировой войны об авиации, тем более военной, в Японии пришлось забыть. Так что он устроился в «Хонду».

Однако сожалеть ему едва ли пришлось. Ведь уже тогда компания, по сути, олицетворяла новую роль Японии в мире. Начав свой бизнес в 1948 году с приобретения партии генераторов от списанных армейских радиостанций и скрещивания их с велосипедами, к 1968 году Соичиро Хонда превратил гаражную компанию в промышленного гиганта №1, производящего 1,25 миллиона мотоциклов ежегодно!

Невероятный рост «Хонды» пришёлся на период японского экономического чуда, которое, как ни цинично это звучит, заметно подстегнули боевые действия в Корее и Вьетнаме, потому как воевавшим там вооружённым силам США нужна была материальная и ремонтная база поблизости от театра военных действий. Только за первые 18 месяцев корейского конфликта в островную экономику были вкачаны миллиарды долларов, что повлекло за собой 80‑процентный скачок котировок на фондовой бирже и заключение бесчисленного числа лицензионных соглашений. И Иримадзири оказался одним из многих японских инженеров, которые сумели с выгодой распорядиться новыми отношениями с США.

«Когда нам нужны были какие‑нибудь материалы, мы ехали прямиком в General Electric или Pratt and Whitney в США, – вспоминал 80‑летний Иримадзири в одном из интервью. – Те интересовались, в чём, собственно, проблема, мы объясняли, и они выкладывали из закромов новейшие сплавы, используемые для изготовления крыльчаток турбин. В то время американские компании были щедры к нам, показывали абсолютно всё, чтобы упростить нам поиск решений. Мы увозили образцы домой, несли их в Daido Steel или Nippon Special Steel, после чего те, проведя анализ, изготавливали для нас аналогичные сплавы».

Врождённая гениальность Соичиро Иримадзири, помноженная на импортные ноу-хау, фактически перевернула мир четырёх тактов. Удельная мощность его моторов достигала 280 сил с литра рабочего объёма, что сопоставимо с отдачей современных двигателей MotoGP! Конечно, нынешние инженеры действуют в жёстких рамках техрегламента (например, максимально возможный диаметр цилиндра), тогда как в эпоху Иримадзири полёт их фантазии ничем не ограничивался. Но показательно, что многие конструкторские бюро буквально под микроскопом разбирали конструктив хондовских разработок. Со слов бывшего главы BMW Motorsport Марио Тиссена, их изучение было обязательным в лучших инженерных вузах того времени.

Впрочем, вернёмся к гонкам.

После прибытия Айки и Редмана на последний этап сезона 1964 года в Италию их «ручная кладь», разумеется, не осталась незамеченной. Более того, она навела немало шороху в паддоках Монцы. «У меня сердце провалилось, когда я увидел, с какой феноменальной скоростью просвистела Honda мимо питлейна», – рассказывал ямаховский прорайдер Фил Рид, в тот год соперничавший с Редманом в 250‑кубовом классе. К тому же Honda оказалась столь громкой и трескучей, что шинники из Dunlop наотрез отказывались проверять состояние задних покрышек при заведённом двигателе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Punch: Наша марка Punch: Наша марка

Интервью с создателем российско-белорусского электрического мотоцикла Punch

Мото
Круче Джоли и Ди Каприо? Юные звезды, которые будут популярны в 2020 году Круче Джоли и Ди Каприо? Юные звезды, которые будут популярны в 2020 году

Кто из новоиспеченных звезд точно добьется высот в нынешнем году

Cosmopolitan
Взаимное обогащение Взаимное обогащение

Что общего у Выборга и Tiggo 7 Pro Max

Автопилот
Тактика раковых клеток помогла прижиться пересаженным конечностям Тактика раковых клеток помогла прижиться пересаженным конечностям

Как ученым удалось обмануть иммунитет

N+1
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

История жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
Как спокойно работать, когда все дома: 5 советов на время карантина Как спокойно работать, когда все дома: 5 советов на время карантина

Теперь, когда приходится трудиться из дома, наш мозг сбит с толку

Psychologies
Дыра в ткани реальности, в теории, может уничтожить Вселенную Дыра в ткани реальности, в теории, может уничтожить Вселенную

Вселенная, возможно, съедает себя изнутри

Популярная механика
Gett создаст первого «виртуального агрегатора» такси на базе «Ситимобил» Gett создаст первого «виртуального агрегатора» такси на базе «Ситимобил»

На рынке агрегаторов такси готовится сделка между двумя крупными игроками

Forbes
Быть собой Быть собой

Как быть собой рассказывают Мари Краймбрери, Ёлка и Анна Плетнёва

OK!
Ниже некуда Ниже некуда

Гипотония очень мешает жить. Как стабилизировать давление?

Лиза
Космология через триллион лет: какой она будет Космология через триллион лет: какой она будет

Смогут ли ученые в установить, с чего началось наше мироздание

Популярная механика
Код независимости: как Лукашенко снижает зависимость Белоруссии от России через цифровую экономику Код независимости: как Лукашенко снижает зависимость Белоруссии от России через цифровую экономику

Александр Лукашенко пытается снизить влияние России на Белоруссию

Forbes
Как пережить аврал на работе Как пережить аврал на работе

Зато это утро не будет таким хмурым

Maxim
Как бывший автогонщик и трейдер из России продал стартап лидеру мирового рынка Как бывший автогонщик и трейдер из России продал стартап лидеру мирового рынка

Сооснователь стартапа Busfor Илья Екушевский о том, зачем продавать дело жизни

Forbes
Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика Майкл Шелленбергер: 15 аргументов экоскептика

Так ли апокалиптично будущее, как его представляют экоактивисты?

РБК
Минисериал на выходные: какими получились «Разрабы» о мрачном мире будущего Минисериал на выходные: какими получились «Разрабы» о мрачном мире будущего

В марте на Hulu вышли «Разрабы» — мрачный сериал о Силиконовой долине

Esquire
«Пиноккио, скажи что-нибудь»: каким получился фильм Маттео Гарроне «Пиноккио, скажи что-нибудь»: каким получился фильм Маттео Гарроне

Фильм Маттео Гарроне «Пиноккио» — сказка Карло Коллоди на новый лад

РБК
«Это похоже не на войну, а на революцию». Тимур Бекмамбетов о том, как изменится кино и вся наша жизнь после эпидемии «Это похоже не на войну, а на революцию». Тимур Бекмамбетов о том, как изменится кино и вся наша жизнь после эпидемии

Тимур Бекмамбетов — о полной цифровизации мира и о своем новом фильме

Forbes
Попpобуй на вкус настоящей боpьбы: бои реконструкторов Попpобуй на вкус настоящей боpьбы: бои реконструкторов

Это обычные люди, но время от времени они превращаются в воинов Средневековья

Популярная механика
Как не поддаться панике вокруг пандемии: пять советов психотерапевта Как не поддаться панике вокруг пандемии: пять советов психотерапевта

Несколько базовых способов сохранить душевное равновесие во время пандемии

Forbes
Должны ли университеты зарабатывать? Концепция «тройной спирали» в российских реалиях Должны ли университеты зарабатывать? Концепция «тройной спирали» в российских реалиях

Университет 3.0 — триединство науки, образования и технологических инноваций

Forbes
Слезы капали Слезы капали

Дизайнер Полина Осипова не догадывалась, что будет продавать свои слезы

Seasons of life
Правила жизни Правила жизни

Правила жизни величайшего актера Кирка Дугласа

Playboy
Черные грибы Чернобыля Черные грибы Чернобыля

Жизнь способна укротить даже смертоносную радиацию и использовать ее во благо

Популярная механика
Обыкновенные вампиры подружились по-человечески Обыкновенные вампиры подружились по-человечески

Начали с простого и малозатратного знакомства, а потом перешли к делению едой

N+1
«Я пообещал себе жить честно» «Я пообещал себе жить честно»

Марк Богатырёв о новой жизни и о том, почему не хочет быть хорошим для всех

OK!
Элио Гуариско: «Когда мы практикуем йогу, у нас должно быть понимание присутствия» Элио Гуариско: «Когда мы практикуем йогу, у нас должно быть понимание присутствия»

Элио Гуариско — о том, как практикует йогу и что главное в тибетских текстах

Yoga Journal
Желтые ногти, рак кожи и еще 5 мифов о вреде геля-лака развенчивает эксперт Желтые ногти, рак кожи и еще 5 мифов о вреде геля-лака развенчивает эксперт

Откуда тенденция отказываться от долгосрочного покрытия

Cosmopolitan
Алёна Лёвина: Я много всего умею в этой жизни, но инвалидность очень сильно ограничивает меня Алёна Лёвина: Я много всего умею в этой жизни, но инвалидность очень сильно ограничивает меня

Алёна Лёвина об инклюзии, феминизме и жизни с инвалидностью

СНОБ
7 российских спектаклей XXI века в записи 7 российских спектаклей XXI века в записи

Спектакли, которые вы можете посмотреть их бесплатно прямо сейчас

GQ
Открыть в приложении