Тимур Бекмамбетов — о полной цифровизации мира и о своем новом фильме

ForbesЗнаменитости

«Это похоже не на войну, а на революцию». Тимур Бекмамбетов о том, как изменится кино и вся наша жизнь после эпидемии

Юлия Варшавская, Нинель Баянова, Андрей Родин

Тимур Бекмамбетов. Фото Александра Щербака/ТАСС

Режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов еще 7 лет назад предугадал, что скоро большая часть нашей жизни будет происходить в смартфонах и ноутбуках, — и придумал новый формат кино «скринлайф», где все действие фильма происходит на экранах гаджетов. В большом интервью Forbes Life Бекмамбетов рассказал, почему вирус переживут только тот, кто умеет быстро меняться, о полной цифровизации мира и о своем новом фильме «ФАУ. Побег из ада».

Как вы переживаете пандемию? Что вы чувствуете и что делаете?

Как, наверное, и все. Это смесь любопытства и ужаса, потому что мы никогда не жили в таком мире. И все новое, все по-другому. Разве можно было себе представить, что не будет возможности сесть в самолет — и улететь в Париж?

Какие в связи с этим появились ограничения в вашей жизни?

Это ограничения прежде всего внутренние. Но я думаю, в ближайшую неделю мы все начнем ощущать практические препятствия — такие, как возможность передвижения или сложности в реализации собственных проектов, планов. Как, наверное, вы догадываетесь, любые ограничения рождают новые идеи и возможности — все, что делает нас сильнее. Поэтому я думаю, есть и отрицательные, и положительные стороны текущего процесса.

Вы, насколько я знаю, фактически живете на две страны между Лос-Анджелесом и Россией. Наверное, сейчас появились сложности с передвижением?

Вы знаете, я последний год очень редко бываю в Америке. Больше времени провожу дома. Так что эта часть меня мало затронула, потому что я уже давно работаю в двух странах, находясь географически только в одной из них. Есть скайп, есть те самые технические приложения, которые позволяют нам больше физически не перемещаться в пространстве, а жить и работать удаленно. Так что я живу больше в России в последние годы, а в Америке бываю только виртуально.

Расскажите, что сейчас происходит в кино? Все кинотеатры закрыты, все премьеры перенесены, съемки фильмов отменяются. Как индустрия реагирует на происходящее?

По-моему, пока еще никак. Никто еще не осознал произошедшего. Есть временные препятствия и ограничения, связанные со способностью снимать там, где хочешь и что хочешь. Пока у всех ощущение, что все это пройдет.

На самом деле то, что мы сейчас переживаем, — это некий рубеж, стена, за которой начинается другая жизнь. Я думаю, кино не будет таким, каким оно было раньше. И процесс производства, и способ просмотра — все будет сильно меняться. И это не связано с вирусом напрямую. Вирус является лишь триггером, который активно запустил процессы, которые давно накапливались: готовились новые форматы, новые идеи, новые способы доставки контента. Просто эпидемия помогла прямо сейчас сделать это быстро. Люди сейчас не могут пойти в кино — они посмотрят фильмы на своих планшетах, телефонах, телевизорах, дома.

Как мы знаем, за последнюю неделю произошел этот фантастический скачок потребления цифрового контента, рост стоимости платформ. И было понятно, что это случится — но в течение пяти лет. Кто-то говорил: нет, это будет гораздо быстрее — 3 года. Но похоже, что все это случится в течение 3-5 месяцев. Это касается и производства контента. Мы больше не можем — по крайней мере сейчас — снимать фильмы, которые мы снимали раньше, потому что больше 50 человек собираться опасно. Мы начали экспериментировать, мы стали снимать фильмы, включаясь удаленно, включая группы процессов через средства видеосвязи.

Это все эксперименты, пробы, в реальности процесс пока еще не отлажен. И наверняка он не сможет удовлетворить потребности традиционного кинопроизводства. Поэтому кинопроизводство будет другим. Съемочная группа в американском кино – это обычно порядка тысячи человек. Огромное количество помощников, ассистентов, машин, транспорта. Это гигантская фабрика, которая перемещается по городу в зависимости от того, где происходит съемка. Но похоже, такое теперь практически невозможно организовать. Соответственно, будут сниматься другого типа фильмы. Будет применяться больше компьютерной графики. Может быть, поменяется формат кино.

Какой формат кино возможен в таких условиях?

Скорее всего, мы дождались своего часа, потому что последние 7 лет мы разрабатывали формат, который называется скринлайф. Это формат кино, когда действие разворачивается непосредственно на экране героя.То есть мы следим за героем не со стороны — мы следим за экраном его девайса: компьютера или телефона. И я долго пытался всех убедить, что самое интересное в нашей жизни происходит именно на экранах наших компьютеров. Но мне все возражали — говорили, что все-таки реальная жизнь и реальный мир для нас более значимы. И то, что сейчас произошло, отрезало путь назад. Совершенно очевидно, что мир наших виртуальных коммуникаций, мир наших экранов – он стал для нас сегодня основным миром. И совершенно очевидно, чтобы рассказать про сегодняшние проблемы, мечты, радости и несчастья, нужно показывать их на наших экранах, потому что именно здесь мы себя реализовываем. Так что я абсолютно уверен, что скринлайф будет одним из основных медиаформ будущих 10 лет. А дальше я не знаю, может быть, исчезнут экраны и мы будем получать информацию напрямую в мозг. Это мы узнаем после следующего вируса.

Но, если посмотреть, как более консервативная часть киноиндустрии реагировала не то что на скринлайф, а даже на развитие онлайн-платформ, то я бы назвала это «настороженно». И «Оскар», и «Золотой глобус» их игнорируют. Как вы считаете, оценка качества кино изменится? Будут ли какие-то другие критерии?

Для меня всегда существовала только одна оценка качества кино – это любовь зрителя и телезрителя. Самый требовательный критик — это зритель. Показательно, что на всех фестивалях наши фильмы в формате скринлайф получали только один тип приза – зрительских симпатий. Мы никогда не получали приз жюри – ни в Берлине, ни в Сандэнсе, ни в South by Southwest в Техасе, ни в Каннах. И, конечно, мы получали призы за технологические инновации в кино.

Но вы правы абсолютно: критика и индустрия пренебрежительно относилась ко всем новым технологическим решениям. Это нормально, потому что критики — люди, как правило, консервативные. Они хранят канон и слегка близоруки. Все эти люди очень ценять старый формат кино — они учились в киношколах, долго поднимались по карьерной лестнице с ассистентов и помощников до режиссеров и продюсеров. И для них сидеть в кресле с надписью «продюсер» или «режиссер» и кричать «мотор!» очень значимо. Но случившееся со всеми нами приключение в виде вируса — оно просто отрезало дорогу назад. И теперь, хочешь – не хочешь, придется осваивать новые форматы.

А вы сами готовы к тому, что все кино будет в новом формате?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как активно пользоваться обоими полушариями? Как активно пользоваться обоими полушариями?

Как развить свои способности и повысить эффективность мышления

Psychologies
Валерий Петросян: Свалки — это химические бомбы замедленного действия Валерий Петросян: Свалки — это химические бомбы замедленного действия

Валерий Петросян — о масштабе проблемы свалок и ходе мусорной реформы

РБК
«Ксива», «Дайте две!» и еще 14 слов и выражений с увлекательной историей происхождения «Ксива», «Дайте две!» и еще 14 слов и выражений с увлекательной историей происхождения

Разбираем по косточкам крылатые слова и выражения, оккупировавшие наш язык

Maxim
Медленно, но верно Медленно, но верно

На смену быстрому ритму жизни приходит философия slow life

Здоровье
18 прозвищ автомобилей из СССР 18 прозвищ автомобилей из СССР

Едва ли не каждый из советский автомобилей удостаивался персонального прозвища

Maxim
Скользкая дорога Скользкая дорога

Ослабление рубля и пандемия нанесут болезненный удар по российскому авторынку

Эксперт
10 отличных сериалов, которые вы могли пропустить — на любой вкус 10 отличных сериалов, которые вы могли пропустить — на любой вкус

Достойные телешоу, на которые точно стоит обратить внимание

Esquire
Дженни Колган: Шоколадная лавка в Париже Дженни Колган: Шоколадная лавка в Париже

Первая глава книги «Шоколадная лавка в Париже» Анны Трент

СНОБ
Кетогенная диета: личный опыт и результаты через 100 дней Кетогенная диета: личный опыт и результаты через 100 дней

Кетодиета набирает популярность во всем мире

Cosmopolitan
Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах Сверхпроводники обнаружили сразу в двух метеоритах

Американские ученые обнаружили внеземные сверхпроводящие материалы

N+1
Что будет, если отказаться от газировки? 6 органов, работа которых изменится Что будет, если отказаться от газировки? 6 органов, работа которых изменится

Ты удивишься, что может случиться с твоим телом, если ты откажешься от газировки

Playboy
Почему даже профессиональные спортсмены стремятся к осознанности? Почему даже профессиональные спортсмены стремятся к осознанности?

Как ментальная подготовка стала неотъемлемой частью тренировочного процесса

GQ
Штрафы-2020: автомобилистам рассказали, к чему готовиться Штрафы-2020: автомобилистам рассказали, к чему готовиться

Штрафы ГИБДД перейдут в проект нового КоАП без изменений, но нормы скорректируют

РБК
Атака клонов: от экспериментов к бизнесу Атака клонов: от экспериментов к бизнесу

Китай выходит на рынок коммерческого клонирования домашних питомцев

Эксперт
Что читать: отрывок из нового романа Стивена Кинга «Институт» — об интернате для детей с необычными способностями Что читать: отрывок из нового романа Стивена Кинга «Институт» — об интернате для детей с необычными способностями

Четыре главки из новой книги Стивена Кинга: знакомство с одним из главных героев

Esquire
Многоходовка, которой не было. Что стоит за путинским «обнулением» и чем оно грозит России Многоходовка, которой не было. Что стоит за путинским «обнулением» и чем оно грозит России

Распад конституционного консенсуса и разрушение легальной инфраструктуры

Forbes
Тимбилдинг: что это такое простыми словами и 6 упражнений для сплочения команды Тимбилдинг: что это такое простыми словами и 6 упражнений для сплочения команды

Тимбилдинг — что это за зверь и почему он нужен бизнесу?

Playboy
24 малоизвестные вещи, которые так же круты, как известные аналоги 24 малоизвестные вещи, которые так же круты, как известные аналоги

Знаешь, что такое плацебо, но в курсе ли, что такое нацебо?

Maxim
Прекратите медицинский терроризм. Россия и Иран предлагают Западу снять санкции Прекратите медицинский терроризм. Россия и Иран предлагают Западу снять санкции

Иран и Россия предлагают Западу отказаться от политически мотивированных санкций

СНОБ
Как правильно питаться, чтобы… высыпаться Как правильно питаться, чтобы… высыпаться

Восстанавливать силы помогает не только полноценный сон, но и правильное питание

Psychologies
Лучшие детективы с непредсказуемой развязкой: список книг, от которых невозможно оторваться Лучшие детективы с непредсказуемой развязкой: список книг, от которых невозможно оторваться

Готов погрузиться в атмосферу загадок и тайн?

Playboy
Журналист Ронен Бергман: Роль спецслужб в управлении Израилем сравнима с ролью КГБ в СССР Журналист Ронен Бергман: Роль спецслужб в управлении Израилем сравнима с ролью КГБ в СССР

Как журналист собирал информацию об одной из самых засекреченных организаций

СНОБ
Российские биофизики предложили получать полимерно-белковые полотна электропрядением Российские биофизики предложили получать полимерно-белковые полотна электропрядением

Российские ученые разработали способ производства полимерно-белковых полотен

N+1
Восточный мотив Восточный мотив

Лучший вариант поездки на море в марте – это Дубай

Grazia
Флаги, пропеллеры, овалы: 7 фактов из истории логотипов BMW Флаги, пропеллеры, овалы: 7 фактов из истории логотипов BMW

Как трансформировался логотип BMW

РБК
Отмена клеточной смерти нейронов помогла обонятельной системе дрозофил эволюционировать Отмена клеточной смерти нейронов помогла обонятельной системе дрозофил эволюционировать

Для этого насекомые заблокировали программированную клеточную гибель

N+1
По следу анемии По следу анемии

Бледный вид, апатия и слабость могут оказаться не симптомами усталости

Здоровье
Острый глаз: нужны ли очки для вождения ночью Острый глаз: нужны ли очки для вождения ночью

Какие очки выбрать для ночных поездок за рулём?

Популярная механика
Современники австралопитеков сочетали прямохождение с любовью к древолазанию Современники австралопитеков сочетали прямохождение с любовью к древолазанию

Пока одни родственники людей ходили на двух ногах, другие лазали по деревьям

N+1
Голый Тимоти Шаламе в ванной, Леа Сейду в форме с пистолетом: разбираем постер нового фильма Уэса Андерсона «Французский диспетчер» Голый Тимоти Шаламе в ванной, Леа Сейду в форме с пистолетом: разбираем постер нового фильма Уэса Андерсона «Французский диспетчер»

От отсылок к журналу The New Yorker до побочных сюжетных линий и классики кино

Esquire
Открыть в приложении