Сооснователь стартапа Busfor Илья Екушевский о том, зачем продавать дело жизни

ForbesБизнес

Как бывший автогонщик и трейдер из России продал стартап лидеру мирового рынка

Валерия Житкова

Сооснователь Busfor Илья Екушевский (Фото Станислава Тена)

Сооснователь стартапа Busfor Илья Екушевский начинал как профессиональный автогонщик, но получил травму и переквалифицировался в предпринимателя. В начале 2010-х вместе с партнером он наткнулся на огромный, но неоцифрованный рынок автобусных перевозок. За семь лет их проект вырос в лидера рынка в России, а в конце 2019 года стал частью крупнейшего в мире сервиса по поиску попутчиков BlaBlaCar.

Сделка российского сервиса по продаже автобусных билетов Busfor с французским «единорогом» BlaBlaCar стала одним из самых громких событий на венчурном рынке в 2019 году. За семь лет свободного плавания Busfor успел частично оцифровать рынок автобусных перевозок в России, Белоруссии, Польше и Украине, набрать базу из 7000 перевозчиков и стать лидером онлайн-рынка продажи автобусных билетов в России и СНГ.

Сооснователь стартапа Илья Екушевский рассказал, зачем продавать стартап, если можно расти на деньги инвесторов, как найти «комфортного стратега» и чем занять себя после продажи дела жизни.

Как выбрать нишу для глобального бизнеса

С детства я занимался автомобильными гонками, и образование у меня соответствующее — кафедра экстремальных видов спорта в спортивном университете. Сначала освоил картинг, потом гонял в трековых гонках, автокроссе, ралли-рейдах. Выступал в чемпионатах и кубках страны, выезжал на этапы чемпионата Европы, в 18 стал мастером спорта. В начале «нулевых» попал в серьезную аварию и больше года восстанавливался. Нужно было чем-то себя занять, а других навыков, кроме как быстро водить автомобиль, у меня не было. Спорт — тема достаточно узкая, вне его себя сложно где-то применить и легко по жизни потеряться. Поэтому я решил попробовать себя в бизнесе и начал искать идеи, пробовать что-то делать.

В 19 лет я руководил автосервисом, пытался работать в автотранспортной тематике, которая мне близка. Пробовал привозить из-за границы автомобили и мотоциклы, которые растамаживал и продавал. Потом было много бизнес-экспериментов, удачных и провальных. В середине «нулевых», в конце концов, пришел в трейдинг, где торговал акциями публичных компаний на NASDAQ и Нью-Йоркской фондовой бирже. Тогда же познакомился со своим будущим партнером Артемом Алтуховым, с которым мы дружим уже больше 15 лет. Расцветала эра онлайна, и мы решили строить бизнес в этой области вместе. Начали исследовать неоцифрованные ниши и наткнулись на интереснейший рынок автобусных перевозок. Почему нам вдруг показались интересными автобусные перевозки?

В то время в авиа- и жд-перевозках уже можно было в два клика приобрести электронный билет. Такие сервисы только-только появлялись и буквально вмиг стали популярными. С автобусами все было немного иначе: это был очень консервативный, можно сказать, аналоговый рынок. Лишь десяток прогрессивных перевозчиков и автовокзалов смогли организовать продажу электронных билетов на автобусы. Но уже тогда тренд был очевиден. Нас это захватило. Это был настоящий вызов, спортивный ажиотаж.

Было очевидно, что на этом рынке есть место для крупного игрока в онлайне. Но в отличие от авиа- и жд-рынка, где уже давно у перевозчиков есть стандартизированные автоматизированные системы, к которым можно подключиться и получить качественный инвентарь, на автобусном рынке таких решений было мало. Большая часть перевозчиков на рынке не вела дистрибуцию билетов в онлайне.

Так что поначалу мы сфокусировались именно на создании технологической платформы, так называемой GDS, к которой можно было подключить сайты и мобильные приложения и начать на них продажу билетов наших партнеров перевозчиков и автовокзалов.

Каждый день мы учились быть цифровыми. При этом на старте проекта у нас был ноль знаний в IT. Оказалось, это не помешало нам построить одну из самых технологичных компаний в нашем регионе. За семь лет развития бизнеса я осознал, что главное не досконально разбираться в предмете, а окружать себя людьми, которые покрывают те вещи, которых ты не понимаешь. Потому что если я поставлю себе цель научиться писать код или строить программную архитектуру, на это уйдут годы, может, десятилетия, и у меня просто не хватит времени построить большую компанию. Как говорится, дирижер вряд ли хорошо играет на скрипке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неувольняемые: кому всегда будут платить миллионы на рынке труда Неувольняемые: кому всегда будут платить миллионы на рынке труда

Навыки продуктивного нетворкинга станут ключевым преимуществом в бизнесе

Forbes
Темнота помогла самцам дрозофил забыть о неудачных ухаживаниях Темнота помогла самцам дрозофил забыть о неудачных ухаживаниях

Дрозофилы, которые два дня просидели без света, проявили интерес к спариванию

N+1
Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии

«РР» нашел эксклюзивные документы

Русский репортер
Пенная вечеринка: как устроена пожарная машина Пенная вечеринка: как устроена пожарная машина

Как устроена пожарная машина: в России есть ГОСТы, в которых прописано все

Популярная механика
На чем ездили девушки года журнала Playboy На чем ездили девушки года журнала Playboy

Очень крутые тачки

Maxim
5 полезных устройств, незаменимых при ремонте квартиры 5 полезных устройств, незаменимых при ремонте квартиры

Есть 5 устройств, без которых просто не обойтись во время ремонта

CHIP
Как выбрать микроскоп для ребенка: практические советы и лучшие модели Как выбрать микроскоп для ребенка: практические советы и лучшие модели

Причины купить микроскоп для ребенка могут быть разными

CHIP
Техосмотр по новым правилам: изменения вступят в силу летом Техосмотр по новым правилам: изменения вступят в силу летом

Процедуру ТО в Минтрансе снова меняют

РБК
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 3 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 3 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Esquire
Платить лицом Платить лицом

Кто и зачем решил собирать цифровые слепки личности россиян?

Forbes
Осознавай и властвуй. Кто и как зарабатывает на том, что мы стали очень осознанными Осознавай и властвуй. Кто и как зарабатывает на том, что мы стали очень осознанными

Майндфулнес — большой тренд, который стремительно ворвался во все сферы жизни

Forbes
Кумир под запретом: самые яркие моменты из жизни певца Муслима Магомаева Кумир под запретом: самые яркие моменты из жизни певца Муслима Магомаева

О жизни Муслима Магомаева в народе ходят легенды

Cosmopolitan
29 манипуляций, которые люди используют в переписке 29 манипуляций, которые люди используют в переписке

Как распознать типичные приемы «текстовых абьюзеров» и не вестись на их игры?

Psychologies
Сам себе и везде режиссёр: лучшие экшн-камеры Сам себе и везде режиссёр: лучшие экшн-камеры

Когда-то экшн-камеры ассоциировались с GoPro, но времена изменились

Популярная механика
Наука о блондинках и брюнетках: кто умнее? Наука о блондинках и брюнетках: кто умнее?

Светловолосые от рождения вовсе находятся на грани вымирания

Популярная механика
«Мы иногда называли друг друга клеем. Вместе мы были суперклеем»: история любви Улая и Марины Абрамович «Мы иногда называли друг друга клеем. Вместе мы были суперклеем»: история любви Улая и Марины Абрамович

История совместной жизни Улая и Марины Абрамович — личной и профессиональной

Esquire
Великая красота Великая красота

Соединение природы с архитектурой XVII века и невероятное изящество

Seasons of life
Социальный эксперимент от Netflix: может ли любовь быть слепой Социальный эксперимент от Netflix: может ли любовь быть слепой

Вам точно понравится реалити-шоу Love is Blind

GQ
«Стрессов меньше не стало, просто теперь я их не заедаю» «Стрессов меньше не стало, просто теперь я их не заедаю»

История похудения

Худеем правильно
Календарь Календарь

Календарь на все три месяца весны

Seasons of life
Воровка детей, которая заработала миллионы: история Джорджии Танн Воровка детей, которая заработала миллионы: история Джорджии Танн

За 26 лет своего «бизнеса» Джорджия Танн похитила более 5000 младенцев

Cosmopolitan
Как Крис Хемсворт приводит себя в форму Как Крис Хемсворт приводит себя в форму

Вы можете тренироваться, как Крис и даже вместе с Крисом

GQ
Что значит поза, в которой спит твоя кошка (7 поз) Что значит поза, в которой спит твоя кошка (7 поз)

Еще один шаг к пониманию этих загадочных пушистых богов

Maxim
Как назывались экспортные версии советских автомобилей Как назывались экспортные версии советских автомобилей

Спорим ты не слышал и о половине этих машин?..

Maxim
Жители Новой Гвинеи вступили в неолит за тысячу лет до прихода мигрантов из Азии Жители Новой Гвинеи вступили в неолит за тысячу лет до прихода мигрантов из Азии

Археологи обнаружили на острове Новая Гвинея стоянку c предметами быта

N+1
Владимир Гусев Владимир Гусев

Интервью с директором Русского музея

Собака.ru
Нефть резко подешевела, а бензин — нет. Почему так происходит? Нефть резко подешевела, а бензин — нет. Почему так происходит?

После обвала стоимости нефти тонна бензина на бирже подорожала на 2000 рублей

РБК
Москвич, американец, кот. Истории бездомных и малоимущих Москвич, американец, кот. Истории бездомных и малоимущих

Истории тех, кто оказался на улице или без средств к существованию

СНОБ
«Когда даже бабло бессильно»: как вернуть ценного сотрудника, которого не интересуют деньги «Когда даже бабло бессильно»: как вернуть ценного сотрудника, которого не интересуют деньги

Чем соблазнить специалиста, который не хочет ни денег, ни должности, ни задач?

Forbes
Как рождать свежие идеи, или почему Эйнштейн был костью в горле Как рождать свежие идеи, или почему Эйнштейн был костью в горле

Forbes Life публикует отрывок из книги Дэйва Бирсса «Как генерить свежие идеи»

Forbes
Открыть в приложении