Самолет в шеринг
S7 Airlines запустила онлайн-сервис по совместной аренде самолетов частными клиентами. Задача компании — привлечь внимание пассажиров к услуге и снизить простой самолетов
Первый в России онлайн-сервис бронирования самолетов S7 Select будет работать по принципу каршеринга, совместного использования, когда транспорт может арендовать группа людей, и чем она больше, тем дешевле обойдется перелет каждому клиенту: стоимость самолета фиксированная, от числа пассажиров она не зависит.
Услуга аренды самолета частными или корпоративными заказчиками не новая на российском рынке, ее предлагают практически все российские авиакомпании. S7 решила демократизировать процесс аренды: заявку можно отправить онлайн, а стоимость перелета самостоятельно рассчитать на сайте.
Аренда в три этапа
Свои самолеты для частных полетов давно предоставляют многие авиакомпании, например «Аэрофлот», Red Wings, «Уральские авиалинии», «Россия», но они особо не афишируют и не продвигают эти услуги. Арендовать самолет у них не так просто, на сайтах нет никакой информации об этой услуге, не говоря уже о возможности рассчитать ее стоимость — ключевой фактор при аренде самолета. Для оформления аренды необходимо звонить в компанию, уточнять по телефону детали, пересчитывать стоимость аренды, которая зависит от множества факторов. S7 Airlines предлагает рассчитать стоимость аренды по трем параметрам: дата полета, пункт назначения и класс обслуживания — через онлайн-сервис, что значительно упрощает процедуру бронирования. По этим данным онлайн-калькулятор рассчитает стоимость аренды самолета, и останется только указать данные пассажиров и произвести оплату.
К запуску самолетов под частные заказы компания начала готовиться еще в прошлом году, переделав два пассажирских самолета типа Airbus A319 под новую модель Airbus A319 Extra Edition. Цель внутренней перестройки самолета — сделать его более просторным. В результате преобразований количество мест внутри салона уменьшилось со 144 до 96, из которых 24 места — бизнес-класс. Мест бизнес-класса в новом самолете стало больше, чем в обычных: например, в Airbus A320neo в бизнес-классе всего восемь мест. Авиаперевозчик объясняет расширенный бизнес-класс ориентацией на клиентов этого класса обслуживания: предполагается, что именно они станут основными клиентами S7 Select.
Пока один из самолетов Airbus A319 Extra Edition будет работать на регулярных рейсах компании с более высоким спросом среди бизнес-пассажиров. Второй самолет отдан под частную аренду. Первые полеты Airbus A319 Extra Edition начал выполнять еще в ноябре прошлого года по корпоративным заказам. Теперь, с появлением онлайн-сервиса бронирования, услугой могут заинтересоваться и физлица.
Сейчас география полетов ограничена пределами страны с вылетом из Москвы или в Москву. В перспективе S7 планирует распространить услугу и на международные перевозки.
Стимулировать спрос
Решение развивать подобный сервис для широкого круга клиентов, по словам представителя компании, связано с растущим спросом со стороны частных заказчиков. «Идея сервиса сформировалась уже давно, однако именно сегодня возросла ее актуальность: мы отмечаем растущий интерес к таким специальным перевозкам», — поясняет Надежда Хаитова, пресс-секретарь группы компаний S7. Возможно, это связано с пандемией и желанием потенциальных клиентов изолироваться от большого числа попутчиков.
Благодаря открытому сервису стало понятно, что арендовать самолет стоит не так дорого, как может показаться. Самый бюджетный полет в Калугу обойдется в 350 тыс. рублей за самолет, а, например, в Симферополь — в 1,5 млн рублей, в Екатеринбург — в 1,4 млн рублей. Средняя цена на одного пассажира регулярным рейсом в Симферополь составляет четыре тысячи рублей, (сейчас низкий сезон), в частном самолете пассажир заплатит 15 тыс. рублей, полететь в Екатеринбург обычным самолетом сейчас стоит в среднем две тысячи рублей, в арендованном — 14,5 тыс. рублей. Если включить обслуживание бизнес-класса, общая стоимость аренды возрастет на 100–200 тыс. рублей (8–20% в зависимости от дальности полета). По словам экспертов, стоимость бронирования самолетов у других авиакомпаний примерно такая же.
Если онлайн-сервис будет работать быстро и прозрачно, спрос на услугу у S7 может быть выше, чем у конкурентов. Но даже при высоком спросе большого дохода с аренды своего самолета компания не получит. «Для большой авиакомпании корпоративные перевозки не имеют большого значения, поэтому раньше подобное направление никто активно не развивал, компании зарабатывают на регулярных и чартерных рейсах. В текущей обстановке, когда значительная часть парка простаивает, это вполне может стать дополнительным источником поступления средств», — считает Павел Захаров, управляющий директор Jet24.
В настоящее время сервис S7 Select способен обеспечить 50–70 рейсов в месяц на одном самолете, и компания рассчитывает на спрос в пределах этих возможностей, но эксперты считают, эти ожидания слишком оптимистическими. «В таком количестве аренда не будет востребована — это слишком высокий спрос. Нормальный спрос, если сервис выйдет на пять—десять рейсов в месяц. Достичь больше 50 рейсов в месяц возможно, если компания выйдет, например, на рынок вахтовых перевозок, но это отдельное направление», — говорит г-н Захаров.
Максимально увеличить количество рейсов
Развивать сервис по бронированию самолетов — один из шагов компании S7 по трансформации бизнеса в условиях пандемии. Авиационная отрасль — одна из наиболее пострадавших из-за ковида, ее убытки исчисляются миллиардами: по прогнозу Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, убытки российских авиакомпаний за 2020 год составят 200 млрд рублей. Государственная поддержка на ситуацию существенным образом не повлияла: авиакомпаниям было предложено льготное кредитование, отсрочка уплаты налогов и страховых взносов на шесть месяцев, скидки за аэронавигацию на внутренних линиях и субсидии за спад пассажиропотока на общую сумму не более 23,4 млрд рублей (в итоге компании получили около 20 млрд — незначительная сумма на фоне убытков). По оценкам экспертов, отрасль сможет восстановиться через два-три года после завершения пандемии, при этом в 2021 году падение продолжится.
По данным Росавиации, компания S7 показала наименьшее падение в перевозках, из числа крупных компаний она лучше сохранила бизнес: у «Аэрофлота» число перевезенных пассажиров упало на 60%, у компании «Россия» — почти 50%, «Уральские авиалинии» потеряли 61%. Потери же S7 составили 12%, как и компании «Победа». В прошлом году «Аэрофлот» впервые в своей истории уступил лидерство по пассажироперевозкам: с апреля по декабрь каждый месяц его обходила S7. Правда, по итогу года, «Аэрофлот» сохранил лидерство: S7 перевезла 12,3 млн пассажиров, «Аэрофлот» — 14,6 млн.
Выйти на такие показатели по пассажиропотоку S7 сумела благодаря расширению сети внутренних перелетов, сейчас компания обладает самой широкой маршрутной сетью по России, построенной на нескольких хабах (самые крупные — Москва и Новосибирск, а, например, у «Аэрофлота» все внутренние и международные рейсы выполняются только из Москвы). «Поскольку хаб находится в Новосибирске, самолеты компании довольно много летают в восточную часть страны, что позволяет больше использовать один и тот же самолет в течение суток. Если хорошим показателем полета одного самолета в сутки считается восемь-девять часов, то у S7 он выше — 10–12 часов, а значит, и полеты одного самолета эффективнее», — комментирует «Эксперту» член общественного совета при Министерстве транспорта России Алексей Хазбиев.
«Особую роль в этом году сыграл парк из 17 региональных самолетов типа Embraer 170, рассчитанных на перевозку 78 пассажиров. Даже в самые сложные периоды, когда загрузка магистральных линий не превышала вместимость региональных воздушных судов, использование Embraer позволило избежать остановки полетов и сохранить маршрутную сеть», — рассказывает г-жа Хаитова.
В планах компании на ближайший год — обновить флот за счет вывода старых самолетов и приобретения самолетов нового поколения. По данным ресурса planespotters, в парке S7 104 самолета, их средний возраст — десять лет. Это третий по молодости флот в стране после «Победы» и «Аэрофлота», но при этом он гораздо старше флота этих авиакомпаний: возраст их парка — 4 и 5,6 года соответственно.
Среди других планов S7 — выход на рынок грузовых перевозок. Это одна из отраслей, которая продолжала активно развиваться в пандемию, поэтому еще в прошлом году компания заказала два самолета Boeing 737-800 грузовой версии, которые должна получить в этом году.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl