Авиастроительный завод «Рубин» производит агрегаты, которые заменят импортные

ЭкспертБизнес

Российские самолеты «прокачают» отечественными насосами

Авиастроительный завод «Рубин» запустил производство агрегатов, которые заменят импортные в самолетах МС-21. В планах — стать поставщиком для других самолетов, в том числе проектируемого российско-китайского CR-929

Вера Колерова

«Рубин» укомплектовал новое производство современным оборудованием, так как для его продукции важна точность механообработки

Самолет МС-21 изначально проектировался под импортные системы и комплектующие, а теперь появилась необходимость в их замещении. «Раньше мы создавали свои изделия параллельно с разработкой самого самолета и двигателя, а сейчас самолет как бы уже есть, а мы должны втиснуться в готовый проект, а это, пожалуй, более сложная задача», — утверждает Владимир Маличенко, главный конструктор «Рубина» по гидроагрегатам.

Под эти задачи «Рубин» увеличил свои производственные мощности. Бюджет составил 1,8 млрд рублей. Это собственные средства предприятия и заем от Фонда развития промышленности, взятый в 2016 году (300 млн рублей на пять лет под 5%).

Исторически в «Рубине» были только конструкторские бюро. А делали приводы и насосы во времена СССР на Харьковском машиностроительном заводе ФЭД и в Днепропетровске. Однако после развала СССР «Рубин» начал развивать свое производство, особенно активно — в части оборудования для военных нужд. Как говорят на предприятии, стало дешевле и проще делать все самим.

Сегодня на заводе, по словам его гендиректора Евгения Крамаренко, два конструкторских бюро — по гидравлической тематике и по колесно-тормозной системе; кроме того, организуется третье КБ для разработки нефтегазового оборудования. «Стратегически мы ведем линию на выпуск агрегатов, требующих точной механообработки. Микроны — наша стихия», — говорит Крамаренко. На «Рубине» реализован полный цикл, от разработки до испытаний готовых образцов и серийного производства.

В самолете не бывает «мелочей»

Новый цех уже загружен примерно на 60%. Мощность предприятия по насосам теперь составляет более сотни штук в месяц. Что касается привод-генераторов, то российскому рынку требуется не очень много такого оборудования, и «Рубин» выпускает не более десяти штук в месяц. «Мы рассчитывали, что этот цех сможет выпускать агрегатов втрое больше, чем сейчас необходимо нашей авиационной промышленности, делали проект с запасом», — говорит Евгений Крамаренко.

По словам представителей «Рубина», все комплектующие для гидравлического оборудования имеют российское происхождение, но не все делается внутри предприятия — например, электродвигатели для привод-генераторов поставляет саратовский «Сарэнергомаш». С оборудованием для изготовления этих агрегатов ситуация сложнее: на новом производстве установлены в основном импортные станки. Зарубежных поставщиков в «Рубине» стараются не называть, так как некоторые из них делали поставки в обход санкций и боятся возможных проблем с властями своих стран.

«В случае необходимости мы, впрочем, всегда можем найти замену, — уверяет Евгений Крамаренко. — Допустим, японцы отказались продавать, а мы купили высокоточный обрабатывающий центр в Швейцарии — чуть подороже, зато качество даже лучше, чем у японцев. А вообще, наши западные партнеры хотят поставлять оборудование. Их ограничивает только их правительство, а они готовы хоть через Африку продавать».

Помимо насосного оборудования «Рубин» делает целую гамму приводгенераторов мощностью от 16 до 120 киловатт; они предназначены для применения на различных типах самолетов. Как пояснил Владимир Маличенко, это агрегат, преобразующий переменную частоту вращения вала двигателя самолета в электроэнергию переменного тока постоянной частоты. Однако именно для МС-21 такое оборудование не требуется — там применяется система энергоснабжения переменной частоты. То есть на двигателе устанавливается генератор, который в зависимости от оборотов вырабатывает электроэнергию переменной частоты. В этом случае отсутствует система постоянной частоты, а уже приемники системы энергоснабжения подстраиваются под работу на переменной частоте. Подобная схема работы реализуется на Boeing 787 и Airbus А380.

Для МС-21 «Рубин» рассчитывает поставлять три агрегата. Во-первых, основной гидравлический насос системы, который снабжает потоком рабочей жидкости под давлением все исполнительные механизмы, такие как система управления аэродинамическими поверхностями. Второй агрегат — электроприводная насосная станция. Она нужна для того, чтобы обеспечить дополнительный уровень защиты рабочей системы самолета: в случае отказа основного насоса или двигателя включается электродвигатель от электросистемы. Он вращает насос и обеспечивает гидроэнергией нужные механизмы. Это совместная разработка «Рубина» и завода «Аэрокосмические системы», который делает электрическую часть («Рубин» — гидравлическую). Третий агрегат — это, скорее, просто перекачивающий узел, деталь для ветрового двигателя. «У самолета есть три степени защиты, — объясняет Владимир Маличенко. — Первая и основная — маршевые двигатели, которые приводят в действие насос, вторая — электрические двигатели, которые делают то же самое. И третья степень защиты — аварийная турбина, она выбрасывается в набегающий поток, от которого вращается “вентилятор”. Этот “вентилятор” приводит в действие насос и электрический генератор, тем самым позволяя самолету сохранить управляемость и продолжить полет. Такой ветровой двигатель изготавливает завод “Кристалл”, а мы делаем для него насосную часть».

Импортозамещение со смыслом

Евгений Крамаренко уверен, что соответствующий расширению мощностей спрос на рынке есть. «В МС-21 мы уже выиграли конкурс на поставку двух агрегатов, по остальным агрегатам и самолетам конкурсы продолжаются», — рассказывает он. Что касается сертификации насосов, то в «Рубине» сообщили, что они будут сертифицироваться в составе самолета как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

По словам Крамаренко, у «Рубина» есть прямые контракты с Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом, уже ведутся поставки агрегатов для самолета-амфибии Бе200. Идут переговоры об участии «Рубина» в проекте строительства пассажирского регионального самолета Ил-114. Гораздо меньше ясности с проектом российско-китайского самолета CR-929. «В ноябре будут определяться победители конкурса на участие в комплектации этого самолета, — говорит г-н Крамаренко. — Мы участвуем в нем по комплектующим для взлетно-посадочной системы».

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт», обращает внимание на то, что сейчас на МС-21 поставляются не просто отдельные импортные детали, а целые системы самолета — топливная, гидравлическая и проч. Это осложняет возможность импортозамещения отдельных компонентов, тем более что если взять конкретную часть оборудования, такую как насос, то его потенциальные преимущества оцениваются в рамках всей системы.

«В целом технология изготовления плунжерных насосов для авиастроения в России не утрачена. Еще их делают в Перми, но там работают по определенному набору авиадвигателей, не пересекаясь с “Рубином”, — говорит г-н Пантелеев. — Сегодня действительно изучается вопрос о замене комплектующих иностранного происхождения в МС-21, но пока о полной “русификации” самолета речи не идет. По отдельным агрегатам такая работа ведется, но не просто ради замены иностранного российским, но и чтобы получить лучшие потребительские характеристики и, например, снизить стоимость изделия». Для российских производителей комплектующих вхождение в программу импортозамещения на МС-21 привлекательно, но им придется отвечать жестким требованиям разработчиков самолета.

В корпорации «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию), которая строит МС-21, осторожно комментируют возможности замещения импортных комплектующих и систем российскими, подчеркивая, что пока этот процесс ограничен необходимостью создать в первую очередь конкурентоспособный самолет. По словам представителя компании, ключевые компетенции по разработке и производству самолета сосредоточены в России. Системный интегратор бортового оборудования и разработчик программного обеспечения — отечественные компании. Кроме того, самолет предлагается заказчикам с двумя типами двигателей — российским ПД-14 и зарубежным PW1400G. Активно реализуется также программа импортозамещения материалов для композитных конструкций для крыла самолета: уже отобраны отечественные материалы, изготовлены и испытаны опытные образцы. Это вынужденный шаг, так как поставки композитов из США и Японии перекрыты из-за санкций.

Движение в сторону импортозамещения в МС-21 (а также Sukhoi Superjet 100) делается и в части радиоэлектронного оборудования. Гендиректор государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Сергей Хохлов недавно сообщил информагентствам, что на эти самолеты планируется установить разрабатываемую в России операционную систему реального времени JetOS. Она разрабатывалась с 2016 года по заказу Минпромторга и сейчас уже проходит испытания. Как поясняет Олег Пантелеев, если раньше система управления воздушным судном строилась по принципу «один прибор — одна функция», то сейчас она становится все более похожей по своей архитектуре на компьютер: «То есть у вас есть процессор, операционная система, система хранения данных, отдельные датчики и многофункциональные дисплеи. Если на рынок выходит более мощный процессор, вы можете заменить свой и получить преимущества сразу по всем возможным операциям. Или поменять операционную систему, не меняя всю систему управления. Теоретически у вас есть возможность даже при использовании процессора и датчиков иностранного производства применять операционную систему отечественной разработки. Это, безусловно, повысит уровень безопасности. Однако я бы не стал пока утверждать, что с завтрашнего дня самолет МС-21 будет иметь отечественную систему реального времени».

Процесс импортозамещения в авиационном строительстве очень растянут во времени, но он необходим, считает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia ru Network. По его информации, в МС-21 соотношение между российскими и импортными комплектующими сейчас примерно 50 на 50, в авионике тоже 50% российского оборудования, а если смотреть в денежном выражении, то ситуация еще лучше: при условии установки российского двигателя (ПД-14) он будет занимать до четверти в общей стоимости самолета.

В компании «Сухой» рассказали, что сегодня российские предприятия пытаются сделать ряд комплектующих для «Суперджета», а некоторые проекты уже серьезно прорабатываются. Главное, что произведенные в России детали и агрегаты должны иметь двойной сертификат — российский и европейский, ведь самолет ориентирован на международный рынок. Так что российским поставщикам придется очень постараться, чтобы «встроиться» в отечественные самолеты.

ПАО «Авиационная корпорация “Рубин”» — бывший завод № 279 Министерства авиационной промышленности СССР, создан в 1946 году.

Производит детали и агрегаты в области гидравлики и тормозной системы самолета. По собственным оценкам, выпускает 70% тормозных и колесных дисков для российской авиапромышленности. На предприятии работает более 2200 человек.

Выручка в 2018 году — 7,5 млрд рублей, прогноз на 2019 год — 8 млрд рублей.

Объем заказов на 2020 год — 9 млрд рублей.

ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В поисках идеального парка В поисках идеального парка

За последние годы в России появилось несколько знаковых парков мирового уровня

Эксперт
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Президентский харассмент топит демократов Президентский харассмент топит демократов

Дональд Трамп изящно переиграл демократов и повысил свои шансы на второй срок

Эксперт
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Вагоны сходят с роликов Вагоны сходят с роликов

Перевод вагонов на новые подшипники может развить подшипниковую промышленность

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Резина долго тянется Резина долго тянется

Цель ЭМИРП: добиться статуса поставщика РЖД с подшпальными прокладками

Эксперт
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям Обманчивая забота: кто такие «темные эмпаты» и почему легко поддаться их манипуляциям

Что такое темная эмпатия? Как распознать нарциссического эмпата?

Forbes
Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно Чистое место: как убираться в ванной и туалете правильно

Лайфхаки по уборке ванной и туалета

Новый очаг
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего Почему проваливаются переговоры и как научиться добиваться своего

Что такое искусство переговоров? Разбираем в теории и на практике

Forbes
7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками 7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками

Любишь блеск и гламур? Понимаем и одобряем!

VOICE
Что такое AGS, или Как может совершенно случайно развиться аллергия на красное мясо Что такое AGS, или Как может совершенно случайно развиться аллергия на красное мясо

Как проявляется аллергия на красное мясо?

ТехИнсайдер
Боязнь чистого листа Боязнь чистого листа

Трансформация из художника в дизайнера: путь Кристиано Гатто

Y Magazine
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Все будет хорошо! Все будет хорошо!

15 фильмов против осенней хандры

Лиза
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Папа умер, отче жив Папа умер, отче жив

«Конклав»: политико-нравственный триллер о правлении католической церкви

Weekend
Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков

Почему отечественные компании не смогли занять освободившееся место в парфюмерии

Forbes
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа

Как контролировать использование гаджетов и не попасть в зависимость от них?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении