Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБКультура

«Сейчас много злобы вокруг. А людям нужны простые человеческие чувства». Интервью с Евгением Писаревым

В декабре Евгений Писарев выпустил две громкие премьеры: в его родном Театре Пушкина сыграли «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир», а в Театре наций — мольеровского «Тартюфа». «Сноб» поговорил с режиссером о двух его последних работах

Беседовала Дарья Андреева

Евгений Писарев
Евгений Писарев. Фото: Вадим Гортинский

У вас только что вышли две премьеры, и в обоих случаях вы заказали новые переводы пьес: Сергей Плотов сделал новый перевод «Веер леди Уиндермир», Сергей Самойленко — «Тартюфа». И если действие «Тартюфа» перенесено в современную Францию, то «Плохие хорошие» сохраняют исторический контекст. Зачем тогда новый перевод?

Спектакль «Плохие хорошие» мне хотелось сделать своего рода приношением Камерному театру, с некоторой игрой в старинный театр. В Театре наций я, наоборот, ставил очень современный спектакль, в чем-то киношный, даже скорее телевизионный. А в Театре Пушкина мне хотелось другого — сделать очень «нарядную» постановку, нарочито театральную. Хотя и театральность требует стилизации, конечно. Пьеса Уайльда замечательная, очень остроумная, но предыдущий перевод был сделан в 40-х годах прошлого века, и это остроумие не всегда отчетливо в нем слышно. Что-то сильно устарело. Стилизация и архаичность, в моем понимании, разные вещи. Мне хотелось избежать этой архаичности, излишней «кудрявости» языка. Мы не первый раз работаем с Сергеем Плотовым, и я попросил его не просто заново перевести пьесу, а чуть адаптировать текст. И он очень деликатно обошелся с Уайльдом.

Но вы фактически добавили нового персонажа — Патрика, дворецкого, который в оригинальном тексте выполняет чисто формальную функцию?

Нам нужен был человек, который соединил бы старинный театр и сегодняшнего зрителя, своего рода проводник. Мы просто не могли обойтись без Патрика. Он выполняет сразу несколько функций: и резонер, и альтер эго автора, и комментатор, и ведущий, и конферансье, и, периодически, участник событий. Я искал артиста, который умеет еще и петь, и играть на рояле. И нашел! Мой ученик, замечательный, талантливый Марк Кондратьев. Он к тому же и музыку сочинил к спектаклю. Сейчас Марк работает и в МХТ имени Чехова, и в Театре на Бронной, и «У Никитских ворот», и в Театре наций. Где-то как артист, где-то как композитор. В случае с «Плохими хорошими» я считаю Марка своим соавтором. Именно он привносит юмор в происходящее, мы смотрим спектакль отчасти его глазами.

Если в «Тартюфе» мне нужен был объективный зритель, зритель, как будто сидящий у экрана телевизора и смотрящий «Нетфликс», чтобы создавалось ощущение подсматривания за чужой жизнью, то в случае с «Плохими хорошими» зритель становится активным адресатом действия, сам спектакль выстраивается вокруг его восприятия и реакции. Он наполнен репризами, афоризмами, парадоксами, большинство которых звучит из уст Патрика. Он даже внешне чем-то похож на Оскара Уайльда, портрет которого в конце спектакля «подмигивает» нам с задника сцены.

«Плохие хорошие» — один из спектаклей юбилейного сезона и в каком-то смысле оммаж Александру Таирову, который репетировал эту пьесу, но так и не выпустил постановку. Сохранились ли какие-то эскизы Таирова, записи?

Практически ничего, кроме двух платьев и какого-то небольшого эскиза декорации. Обрывочные воспоминания, больше говорящие не о спектакле, а о том, насколько эта постановка шла поперек времени. Если бы она состоялась, ее сочли бы тогда чем-то враждебным и неуместным. Понимаете, послевоенное время, страна восстанавливалась, общий дух был совершенно иным. А тут слишком много легкомыслия, слишком много иронии. И потом, тогда, конечно, в основном ставили советские пьесы. А пьеса Уайльда мало того что иностранная, так еще и очень буржуазная. Для Таирова и Коонен в театре главным была красота. Красота с большой буквы. Красота как идеология гармонии мира. Они ее во всем искали, пытались подняться над суетой. Алиса Коонен очень хотела сыграть роль миссис Эрлин, которую теперь исполнила Виктория Исакова.

Кстати сказать, 10 лет назад, к 100-летию Камерного театра мы делали большой вечер-посвящение. Получилось серьезное исследование Камерного театра: его возникновения, уникальности, 35-летней жизни и гибели. Это был очень «праздничный» театр, про «полет в космос», про погружение в волшебный сон. И вот сейчас в «Плохих хороших» мы пытаемся в этот космос улететь. Недаром у нас многоплановые декорации: ты как будто находишься в зазеркалье, проваливаясь в фантазийный мир, а потом, в конце, иллюзия рассеивается, сцена пуста, ты просыпаешься... И обнаруживаешь себя в кресле.

Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»

Вы пытались в каком-то смысле передать это ощущение полета, которое было в Камерном театре?

Хотелось бы. Тогда зритель, который хотел смотреть постановки про быт и проблемы советского человека, шел в другие театры. Но зритель, который мечтал улететь в другое пространство, потерять земное притяжение, выбирал именно Камерный театр. Мне кажется, что сейчас мало таких спектаклей, как «Плохие хорошие». Поначалу действие может даже слегка удивить, показаться странным. О чем мы говорим? Какие-то балы, веера, аристократы. Но при этом это вовсе не оперетта. А именно стилизация. Вчера на премьере зрители выходили из зала действительно счастливыми, как будто совершили чудесное путешествие на другую планету.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техника
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Все хотят убить писателя Все хотят убить писателя

С жизнью Юрия Домбровского связано множество мифов...

Дилетант
Чистая психология: как осанка влияет на нашу самооценку Чистая психология: как осанка влияет на нашу самооценку

Как прямая спина и расправленные плечи влияют на психическое состояние?

ТехИнсайдер
«Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР «Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР

Отрывок из книги антрополога Вадима Михайлина «Из глубины экрана»

СНОБ
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Черный доктор Черный доктор

Как разоблачить обманщика в белом халате?

Лиза
Давай поговорим Давай поговорим

7 опасных болезней, которые вызывает невысказанная обида

Лиза
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна? Микроагрессия может приводить к смерти: как она проявляется и почему так опасна?

Как распознать акты микроагрессии?

Psychologies
Без единого шурупа Без единого шурупа

Механики СПбГУ на первой космической стройке

Санкт-Петербургский университет
Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой» Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историй
Новая жизнь Новая жизнь

Как прийти в себя после праздников за несколько дней

Лиза
Облака над сушей уменьшили нисходящее длинноволновое излучение Облака над сушей уменьшили нисходящее длинноволновое излучение

Еще один природный механизм, противостоящий потеплению

N+1
Что делать бизнесу с фейками в сети Что делать бизнесу с фейками в сети

Со всеми фейковыми публикациями можно бороться по одной схеме

Inc.
«История России языком дворянских гербов» «История России языком дворянских гербов»

Какое изображение можно считать гербом?

N+1
Остановить мигрень Остановить мигрень

Приступы повторяются в самый неподходящий момент? Попробуем победить мигрень

Лиза
5 правил воспитания, которым следует родитель-нарцисс 5 правил воспитания, которым следует родитель-нарцисс

Пять правил воспитания, которым обычно следуют родители-нарциссы

Psychologies
Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь

Как справиться с кризисом подросткового возраста? Личная история

СНОБ
Челюсть из Сварткранса указала на потенциально новый вид парантропов Челюсть из Сварткранса указала на потенциально новый вид парантропов

Ученые повторно исследовали нижнюю челюсть SK-15, которую нашли в 1949 году

N+1
Горох Горох

В Нью-Йоркском ботаническом саду распускаются необычные цветы от Яёи Кусамы

Afternoon Seasons of life
Третье дыхание Третье дыхание

Уникальная профессия на стыке агронауки и арт-театра – садовая археология

Afternoon Seasons of life
Как взлетает мирный атом Как взлетает мирный атом

О новых возможностях мирного атома и критических технологиях безопасности

Монокль
Банковский блок Банковский блок

Юристы пожаловались на трудности в международных арбитражах из-за банков

Ведомости
Почему от вина болит голова: рассказывает невролог Почему от вина болит голова: рассказывает невролог

Почему от белых вин голова болит реже, чем от красных?

СНОБ
Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения

Кино, посвященное фатальным эротическим отношениям — на работе и за ее пределами

Правила жизни
Онлайн – место рыбное Онлайн – место рыбное

Почему кибермошенники чаще взламывают системы Android, чем iOS?

Ведомости
Он же памятник! Он же памятник!

Как петербургские девелоперы проводят ревитализацию промышленных территорий

Собака.ru
От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней

Каким бы был мир, если бы гигантские грызуны и акулы дожили до наших дней?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении