Режиссер Евгений Писарев — о своих спектаклях «Плохие хорошие» и «Тартюф»

СНОБКультура

«Сейчас много злобы вокруг. А людям нужны простые человеческие чувства». Интервью с Евгением Писаревым

В декабре Евгений Писарев выпустил две громкие премьеры: в его родном Театре Пушкина сыграли «Плохие хорошие» по пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир», а в Театре наций — мольеровского «Тартюфа». «Сноб» поговорил с режиссером о двух его последних работах

Беседовала Дарья Андреева

Евгений Писарев
Евгений Писарев. Фото: Вадим Гортинский

У вас только что вышли две премьеры, и в обоих случаях вы заказали новые переводы пьес: Сергей Плотов сделал новый перевод «Веер леди Уиндермир», Сергей Самойленко — «Тартюфа». И если действие «Тартюфа» перенесено в современную Францию, то «Плохие хорошие» сохраняют исторический контекст. Зачем тогда новый перевод?

Спектакль «Плохие хорошие» мне хотелось сделать своего рода приношением Камерному театру, с некоторой игрой в старинный театр. В Театре наций я, наоборот, ставил очень современный спектакль, в чем-то киношный, даже скорее телевизионный. А в Театре Пушкина мне хотелось другого — сделать очень «нарядную» постановку, нарочито театральную. Хотя и театральность требует стилизации, конечно. Пьеса Уайльда замечательная, очень остроумная, но предыдущий перевод был сделан в 40-х годах прошлого века, и это остроумие не всегда отчетливо в нем слышно. Что-то сильно устарело. Стилизация и архаичность, в моем понимании, разные вещи. Мне хотелось избежать этой архаичности, излишней «кудрявости» языка. Мы не первый раз работаем с Сергеем Плотовым, и я попросил его не просто заново перевести пьесу, а чуть адаптировать текст. И он очень деликатно обошелся с Уайльдом.

Но вы фактически добавили нового персонажа — Патрика, дворецкого, который в оригинальном тексте выполняет чисто формальную функцию?

Нам нужен был человек, который соединил бы старинный театр и сегодняшнего зрителя, своего рода проводник. Мы просто не могли обойтись без Патрика. Он выполняет сразу несколько функций: и резонер, и альтер эго автора, и комментатор, и ведущий, и конферансье, и, периодически, участник событий. Я искал артиста, который умеет еще и петь, и играть на рояле. И нашел! Мой ученик, замечательный, талантливый Марк Кондратьев. Он к тому же и музыку сочинил к спектаклю. Сейчас Марк работает и в МХТ имени Чехова, и в Театре на Бронной, и «У Никитских ворот», и в Театре наций. Где-то как артист, где-то как композитор. В случае с «Плохими хорошими» я считаю Марка своим соавтором. Именно он привносит юмор в происходящее, мы смотрим спектакль отчасти его глазами.

Если в «Тартюфе» мне нужен был объективный зритель, зритель, как будто сидящий у экрана телевизора и смотрящий «Нетфликс», чтобы создавалось ощущение подсматривания за чужой жизнью, то в случае с «Плохими хорошими» зритель становится активным адресатом действия, сам спектакль выстраивается вокруг его восприятия и реакции. Он наполнен репризами, афоризмами, парадоксами, большинство которых звучит из уст Патрика. Он даже внешне чем-то похож на Оскара Уайльда, портрет которого в конце спектакля «подмигивает» нам с задника сцены.

«Плохие хорошие» — один из спектаклей юбилейного сезона и в каком-то смысле оммаж Александру Таирову, который репетировал эту пьесу, но так и не выпустил постановку. Сохранились ли какие-то эскизы Таирова, записи?

Практически ничего, кроме двух платьев и какого-то небольшого эскиза декорации. Обрывочные воспоминания, больше говорящие не о спектакле, а о том, насколько эта постановка шла поперек времени. Если бы она состоялась, ее сочли бы тогда чем-то враждебным и неуместным. Понимаете, послевоенное время, страна восстанавливалась, общий дух был совершенно иным. А тут слишком много легкомыслия, слишком много иронии. И потом, тогда, конечно, в основном ставили советские пьесы. А пьеса Уайльда мало того что иностранная, так еще и очень буржуазная. Для Таирова и Коонен в театре главным была красота. Красота с большой буквы. Красота как идеология гармонии мира. Они ее во всем искали, пытались подняться над суетой. Алиса Коонен очень хотела сыграть роль миссис Эрлин, которую теперь исполнила Виктория Исакова.

Кстати сказать, 10 лет назад, к 100-летию Камерного театра мы делали большой вечер-посвящение. Получилось серьезное исследование Камерного театра: его возникновения, уникальности, 35-летней жизни и гибели. Это был очень «праздничный» театр, про «полет в космос», про погружение в волшебный сон. И вот сейчас в «Плохих хороших» мы пытаемся в этот космос улететь. Недаром у нас многоплановые декорации: ты как будто находишься в зазеркалье, проваливаясь в фантазийный мир, а потом, в конце, иллюзия рассеивается, сцена пуста, ты просыпаешься... И обнаруживаешь себя в кресле.

Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»
Сцена из спектакля «Плохие хорошие»

Вы пытались в каком-то смысле передать это ощущение полета, которое было в Камерном театре?

Хотелось бы. Тогда зритель, который хотел смотреть постановки про быт и проблемы советского человека, шел в другие театры. Но зритель, который мечтал улететь в другое пространство, потерять земное притяжение, выбирал именно Камерный театр. Мне кажется, что сейчас мало таких спектаклей, как «Плохие хорошие». Поначалу действие может даже слегка удивить, показаться странным. О чем мы говорим? Какие-то балы, веера, аристократы. Но при этом это вовсе не оперетта. А именно стилизация. Вчера на премьере зрители выходили из зала действительно счастливыми, как будто совершили чудесное путешествие на другую планету.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Быть старой — как это? Быть старой — как это?

Как рассказать ребенку о старости?

СНОБ
Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике

Арктика может стать предметом не только споров, но и открытого столкновения

Forbes
«Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи» «Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи»

Почему предпринимателей интересовала печорская древесина

N+1
Решиться стать родителями Решиться стать родителями

Радмила Хакова о том, как она пять лет готовилась к рождению дочери

Afternoon Seasons of life
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
«Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста «Смерть — единственная вещь, которая всех объединяет»: Никита Ефремов о буддизме, нейросетях и кризисе среднего возраста

Актер Никита Ефремов — про буддистский взгляд на мир и работу в Голливуде

Psychologies
Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников

Как CJM позволяет выявлять ключевые барьеры на пути соискателя к вакансии

Inc.
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас? Стесняюсь спросить: почему важно развивать навыки работы с искусственным интеллектом здесь и сейчас?

Почему развитие навыков работы с ИИ — обязательный шаг, который нельзя отложить

Правила жизни
Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы Сколько в среднем живут собаки и зависит ли это от породы

Какова же средняя продолжительность жизни собак разных пород?

ТехИнсайдер
5 женских поступков, которые мужчины считают пассивной агрессией 5 женских поступков, которые мужчины считают пассивной агрессией

Замаскированная жесткость, которая причиняет мужчинам боль

Psychologies
Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять Буллинг от А до Я: причины и виды травли, опасности и как ей противостоять

Травля: что раскручивает маховик агрессии и как его затормозить?

Psychologies
Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер

Подводный электрический робобульдозер и макет лунного беспилотного экскаватора

N+1
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Мой конек Мой конек

Как одна детская мечта о фигурном катании спустя 45 лет стала реальностью

Afternoon Seasons of life
Как улучшить настроение за 5 минут: простые, но отлично работающие способы Как улучшить настроение за 5 минут: простые, но отлично работающие способы

Несколько приемов, которые помогут быстро встряхнуться и улучшить настроение

VOICE
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Домашний оазис Домашний оазис

Утонченный современный интерьер по мотивам ар-деко

SALON-Interior
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир Палеогенетики прочитали ДНК четырех людей эпохи неолита из памятника Лепенски-Вир

Палеогенетики прочитали ДНК четырех человек на памятнике Лепенски-Вир

N+1
«Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча «Твин Пикс», «Синий бархат», «Малхолланд-драйв»: главные фильмы и сериал Дэвида Линча

Фильмы (и один сериал), которые нужно увидеть чтобы понять, кто такой Дэвид Линч

Forbes
Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород Больше никакого мутного налета и жира: как отмыть стеклянные крышки кастрюль и сковород

Как вернуть былую чистоту и блеск стеклянным крышкам?

ТехИнсайдер
Меланжевые войны Меланжевые войны

Выгодно ли превращать ресурсы в оружие

N+1
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью» Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью»

Ребекка Шаррок — одна из немногих в мире, кто обладает гипертимезией

ТехИнсайдер
Книга навсегда Книга навсегда

Как Патриция Дзерби создала новый вид литературы — «тихую книгу», Silent Воок

Afternoon Seasons of life
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
«Оправдываться не следует» «Оправдываться не следует»

Андропов был зол на тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике

Дилетант
Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда Двигатель «крестом» для первых легковушек СССР: самая безумная затея Генри Форда

Вы когда-нибудь слышали про X-образные двигатели? Полагаю, что нет

ТехИнсайдер
Открыть в приложении