В Новой Третьяковке — совместный проект Третьяковской галереи с Музеем AZ

ЭкспертКультура

Пророки семидесятых

В Новой Третьяковке — совместный проект Третьяковской галереи с Музеем AZ: выставка «Свободный полет», представляющая творчество Андрея Тарковского и неофициальное искусство 1960–1980-х

Вячеслав Суриков

Фото: «Музей AZ»

Тарковский в этом проекте главная фигура — созданным им кинематографическим образам отводится основное выставочное пространство проекта «Свободный полет». Выставка проходит в одном из залов Третьяковской галереи на Крымском валу, до недавнего времени принадлежавших Центральном дому художника. Для Третьяковки это первый опыт освоения новой выставочной площади, тогда как для Музея AZ это еще один из целого ряда проектов, которые он проводит за пределами трехэтажного особняка на 2-й Тверской-Ямской улице. Свою историю музей отсчитывает с выставки работ Анатолия Зверева в «Новом Манеже» в 2012 году. Именно тогда возникла идея создания музея как отклик на интерес публики к творчеству Зверева. Через три года она реализовалась. Но, обретя собственное здание, Музей AZ не прекратил «внешнюю» выставочную деятельность. «Электротеатр Станиславский», «Новое пространство Театра Наций» и Королевский дворец города Монца последовательно становились местами воплощения выставочных проектов музея, которые в конце концов и сложились в трилогию «Свободный полет».

Каждый из них — это медитация по поводу одного из фильмов Тарковского. Первая и самая концентрированная предлагает зрителю всмотреться в фрагменты и кадры «Андрея Рублева», в образы, созданные режиссером, и в него самого. В пространстве выставки Тарковский становится одним из героев этого фильма. Для автора и куратора выставки Полины Лобачевской «Андрей Рублев», помимо всего прочего, это еще и пророчество режиссера о себе самом, о своей собственной судьбе, может быть, в момент съемок фильма не до конца им осознаваемое. Но акцент, сделанный в выставочном пространстве Новой Третьяковки, заставляет нас осознать, что та убедительность, с которой Тарковский говорил об Андрее Рублеве, Феофане Греке, безвестном скоморохе и литейщике колокола, и о русском Икаре, и о русском Христе, обусловлена проекцией из внутреннего мира режиссера. Он вытащил эти образы из своего внутреннего опыта, воплотил их в экранную кровь и плоть, но не отделил от себя. Каждый из этих персонажей — одна из ипостасей режиссера.

Ключевые сцены из фильма существуют в формате видеоинсталляций. Они проецируются на огромные экраны и повторяются раз за разом. Для каждой сцены свой собственный экран. Мы видим не последовательно рассказанную историю, а все истории, проигрывающиеся едва ли не одновременно. При этом мы еще можем видеть рабочие моменты сьемок фильма и его создателя. Эпизоды «Андрея Рублева» наслаиваются не только друг на друга, но вырываются за пределы исторического времени, которое они воссоздают. Мистерия жизни художника разворачивается перед нами сразу в нескольких временных пластах. Это создает необычный эффект. Многократный и иногда одновременный просмотр сразу нескольких эпизодов фильма (в зале есть точки обзора, из которых зритель может видеть сразу несколько экранов) неожиданно усиливают эмоциональное впечатление. И это при том, что мы видим только визуальный ряд. Музыкальное сопровождение для всех общее. Это знаменитая Хоральная прелюдия Баха фа-минор в обработке Эдуарда Артемьева.

Состояние полета в фильмах Тарковского — это одновременно и состояние откровения, и состояние блаженства контакта с высшей истиной. В этот момент разрешаются все конфликты, всё, что было прежде, не имеет значения. Полет — это чудо, которое может случиться с кем угодно, когда этот кто-то его совсем не ждет. И человек жаждет этого полета, который для него означает прежде всего свободу. За один взгляд с небес, за несколько минут ощущения невесомости можно отдать даже собственную жизнь. Этого жаждут герои фильмов Тарковского, и он, как создатель собственной вселенной, дарит им этот опыт и дает зрителям возможность его пережить.

Персонажи картин Петра Беленка тоже летают. Он словно бы обращается к тому, кто видит его картины: «Ты даже не подозреваешь о своих возможностях, поверь, они безграничны, ты даже не подозреваешь о тех мирах, которые существуют вокруг тебя, поверь, они бесконечно разнообразны».

В какой-то момент у зрителя появляется шанс вырваться в новое измерение восприятия личности Тарковского, который в контексте «Свободного полета» предстает глубоко религиозным художником. Причем мы понимаем, что заявляет он себе в этом качестве в еще советские шестидесятые — время, когда место пророков и творцов будущего заняли ученые, идущие под знаменем прорыва в Космос, когда религиозность если и существовала в сознании людей, то только на какой-то очень дальней его периферии. В этом историческом контексте «Андрей Рублев» возник как несвоевременная случайность, послание, наделенное всем очевидной творческой мощью, содержание которого, тогда было невозможно до конца расшифровать. И это при том, что создать его можно было только в этот исторический период и только в тот момент, когда Тарковский находился на этом этапе своего творческого становления. Мы еще раз можем убедиться, насколько дерзким, насколько масштабным был его замысел и какой уровень воплощения он обрел.

Пророчество Тарковского, которое сбылось на наших глазах, — это фильм «Сталкер», ставший смысловой оболочкой для раздела выставки «Предвидение». В него вошли картины Петра Беленка и фотографии Виктории Ивлевой, которые она сделала в кратере чернобыльского реактора. Тарковский фиксирует в своем фильме беспомощность технологической эпохи перед главными вопросами, стоящими перед человечеством: что есть жизнь и что есть смерть. Он создает постапокалиптическое пространство, в котором технологическое могущество бессильно перед пространством, не подчиняющимся законам физики. Он создает персонажа, который существует в нем по таинственному наитию, и в нем опять проглядывается фигура самого Тарковского. Картины Беленка, помимо того что также свидетельствуют о видениях запредельных миров, втягивающих в себя ни о чем не подозревающих людей, которые живут, как им кажется, обычной жизнью, следуют не ими установленным нормам и правилам, до тех пор пока все внезапно не рушится.

Категоричность Тарковского, его отказ вносить правки, на которых настаивала цензура, — это категоричность пророка, убежденного в своей миссии и в достоверности информации, которую он «упаковывал» в свои ленты. Сейчас это выглядит как экзистенциальный конфликт системы и харизматика. Система чутко распознает себя в произведенных им фильмах, которые по жанру не высказываются о ней напрямую, они говорят о прошлом или о будущем, и блокирует эту информацию. Катастрофа неизбежна, но знать о ней заранее нельзя. Этот сюжет считывается и в картинах Беленка, в котором люди существуют в метафизическом пространстве, но не знают об этом. Это счастливые семидесятники, которые все еще верят в чудо, которое рано или поздно сотворят ученые и тем самым преобразят и окружающий мир, и людей, в нем существующих. Взрыв чернобыльского реактора разносит эту мечту вдребезги.

«Солярис» — еще один фильм Тарковского, который интерпретирует проект «Свободный полет». В этом случае зритель оказывается внутри интерьеров космического корабля, на стенах которого висят картины художников-нонконформистов. Как и в «Солярисе», корабль, летящий в космосе, — это метафора достижения человеком собственного предела. Он всего достиг, ему больше некуда стремиться. Теперь ему предстоит встреча с самим собой. Сейчас наступает тот момент, когда ему следует взглянуть внутрь самого себя и постичь свою собственную глубину. Художники — его проводники в лабиринтах подсознания. Картины, развешанные на стенах корабля, — это карты, которые должны привести его к истине, которая скрывается в нем самом. Теперь в качестве пророка выступает он сам. Он сам переживает состояние полета, в котором ему открывается цепочка причинно-следственных связей, приведших его в это место и время. Это его собственный момент откровения, который однажды должен случиться с каждым.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Этот поезд уже не остановить Этот поезд уже не остановить

Запущенные на Дальнем Востоке мегапроекты продолжаются

Эксперт
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
9 хаков для уборки, которые не работают 9 хаков для уборки, которые не работают

Несколько мифов о наведении чистоты, о которых давно пора забыть

VOICE
Каким он парнем был Каким он парнем был

«Ученик»: экранизация первых шагов Дональда Трампа в бизнесе

Дилетант
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы Олег Маловичко: Мы живем в мире Пелевина, Гоголя, Булгакова, Кустурицы

Почему у «Трассы» нет хеппи-энда и в чем «Лихие» спорят со «Словом пацана»?

Ведомости
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Кто и когда сделал первое фото Земли из космоса? Узнайте интересную историю! Кто и когда сделал первое фото Земли из космоса? Узнайте интересную историю!

Как и когда появилась первая фотография Земли из космоса

ТехИнсайдер
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Что делать бизнесу с фейками в сети Что делать бизнесу с фейками в сети

Со всеми фейковыми публикациями можно бороться по одной схеме

Inc.
Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода Горький привкус: почему не останавливается отток населения из Нижнего Новгорода

Из-за каких причин жители вроде бы процветающего Нижнего покидают город?

Forbes
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Как жировые отложения могут быть ключом к более долгой и здоровой жизни Как жировые отложения могут быть ключом к более долгой и здоровой жизни

Что, если ключ к вашему здоровому образу жизни скрывается у всех на виду?

ТехИнсайдер
Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья Как в соборе Святого Маврикия впервые сфотографировали скрытые фрески Средневековья

Скрытые от глаз на протяжении столетий средневековые фрески собора в городе Анже

ТехИнсайдер
Первое собеседование в жизни: правила успеха Первое собеседование в жизни: правила успеха

Как подготовиться к собеседованию, особенно к первому в жизни

Psychologies
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
Желание женщины — закон: каким сегодня показывают секс в кино Желание женщины — закон: каким сегодня показывают секс в кино

Как «Плохая девочка» исследует тему эмоциональной близости через призму секса

СНОБ
5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее 5 вредных привычек, которые заставляют нас стареть быстрее

Ряд привычек может пагубно сказаться на состоянии нашего организма

Psychologies
Дорогу возрастным: почему бизнес все чаще берет на работу сотрудников старше 50 лет Дорогу возрастным: почему бизнес все чаще берет на работу сотрудников старше 50 лет

В чем пожилые специалисты превосходят молодых?

Forbes
От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми» Ляйсан Утяшева: «Мой идеальный день должен начинаться с объятий мужа и завтрака с детьми»

Мы сами способны выбирать оттенки, которыми будем писать картину своей жизни

Караван историй
Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин

В сперме у мужчин с тяжелым детством уровень метилирования ДНК ниже

N+1
Аномальный эффект Холла обнаружили в трехслойном скрученном графене Аномальный эффект Холла обнаружили в трехслойном скрученном графене

Ученые обнаружили спонтанное возникновение эффекта Холла в в образце графена

N+1
Открыть в приложении