История о том, как постепенно угасала наша вера в глобализацию

ЭкспертРепортаж

Полеты наяву

Редакционная статья

Менее чем часовой полет «Суперджета», оснащенного несколькими десятками авиасистем и агрегатов российского производства, заставил в очередной раз вспомнить, что история создания и этого лайнера, и МС-21 — это история о том, как постепенно угасала наша вера в глобализацию, в международное разделение труда и в добрые намерения западных партнеров. Обе машины изначально были ориентированы на тесную кооперацию с иностранными производителями. Собрать лучшее со всего мира и сделать лучшие в своем классе самолеты — чем не цель? Тем более что внешний фон этому вроде как благоприятствовал. Поначалу.

Вспомним, например, покупку банком ВТБ 5,02% акций европейского авиастроительного концерна EADS, материнской структуры Airbus. EADS, в свою очередь, владел миноритарной долей в концерне «Иркут», ныне «Яковлев», производителе «Суперджета». Однако спустя недолгое время стало ясно, что корпоративный альянс не трансформируется в альянс технологический. Европейцы сделали все, чтобы не дать российскому акционеру хоть сколько-нибудь приблизиться к тайнам авиастроения: представитель ВТБ не сумел даже войти в совет директоров компании. В итоге сначала ВТБ, а затем и ВЭБу, который выкупил у банка этот пакет за 995 млн евро, пришлось рассчитывать только на дивиденды от владения акциями, а не на получение компетенций в сфере самолетостроения. Спустя несколько лет ВЭБ продал пакет акций EADS. Как утверждается, с прибылью. Но как знать, насколько большую выгоду можно было бы получить, вложив миллиард евро в собственный авиапром?

В этом же ряду и срыв сделки по продаже концерна Opel консорциуму в составе канадского производителя автокомпонентов Magna и Сбербанка. Владелец Opel — американский концерн General Motors — в процессе переговоров отказался передавать права на использование интеллектуальной собственности Opel, что сделало покупку для российской стороны бессмысленной, поскольку она рассчитывала на получение технологий автомобилестроения.

Так постепенно стало понятно, что делиться чем-то стоящим с нами никто не собирается — конкуренты не нужны. Недолгий сон о счастливой жизни в дружном мировом сообществе закончился. Пробуждение, пусть и не самое приятное, состоялось.

Так что уже к концу 2000-х проект МС-21 стал склоняться к тому, чтобы стать менее зависимым от иностранных поставщиков. Упор здесь был сделан на создание собственного двигателя для самолета: покупателям предполагалось дать выбор — взять лайнер, оснащенный силовой установкой от Pratt & Whitney, или с двигателями российского производства ПД-14, которые, впрочем, на тот момент еще только разрабатывались.

«Суперджет» держался за иностранный двигатель SaM-146 дольше. Тем более что в стране было организовано совместное с французами предприятие, где он и собирался: самую сложную, горячую часть делали французы, а холодную — вентилятор и турбину низкого давления — российский «Сатурн». Но и тут технологиями производства газогенератора, камеры сгорания и прочего никто делиться не собирался, удерживая «Суперджет» в зависимости от иностранного партнера. Разрыв ожидаемо состоялся после 24 февраля прошлого года. Но еще в 2019-м было принято решение максимально увеличивать долю российских комплектующих в самолете, включая и двигатель — ПД-8. Ожидается, что он будет сертифицирован уже в этом году, а со следующего будет серийно производиться десятками штук. Скорее всего, эти сроки будут сдвинуты до осени следующего года. Но что такое несколько месяцев по сравнению с двадцатью годами? Миг.

Фото: Александр Ивантер

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Первая линия Первая линия

Востребованности Елены Николаевой могут позавидовать многие. Так было не всегда

OK!
Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
«С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет» «С нашими робосистемами мир таким, как раньше, уже не будет»

Компания «Технорэд» нашла способ сделать промышленных роботов доступными

Эксперт
Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека Унюхал – беги: как трупный запах влияет на поведение человека

Как «запах смерти» мобилизует защитные механизмы в нашем организме

ТехИнсайдер
Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес

Российские компании наращивают присутствие в странах Азии и Африки

Эксперт
Cмешай и соедини! Cмешай и соедини!

Сбрасываем вес, не испытывая чувства голода

Лиза
Грузовики вытягивают авторынок Грузовики вытягивают авторынок

В России рекордными темпами растут продажи грузовиков

Эксперт
45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10 45 способов изменить жизнь. Выберите для себя хотя бы 10

Список привычек, которые помогают жить более полной, яркой и счастливой жизнью

Psychologies
20 признаков коренного москвича 20 признаков коренного москвича

Как узнать коренного москвича?

Maxim
Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью Добытчица и домохозяин: как женщины рушат стереотип о том, кто должен содержать семью

Provider woman: что это за тренд и как он влияет на традиционные устои общества?

Forbes
Тень Карафуто Тень Карафуто

Южная половина острова Сахалин исторически была тесно связана с японцами

Вокруг света
Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами» Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами»

Наталья Зубаревич — к какому кризису стоит готовиться бизнесу

РБК
Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг

В Ватутинках, реализован уникальный девелоперский проект Russian Design District

Эксперт
Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана Ольга Нижельская: Слушать рок после классики — это как поесть жареной картошки после японского ресторана

Ольга Нижельская: как усталость от чужих текстов побуждает написать свой

СНОБ
Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов Как управлять через сигналы и не доводить до кризисов

Распространенные ошибки руководителей из книги «Менеджмент глазами ресторатора»

Forbes
Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты

Вот как ваш поцелуй может сказаться на органах слуха любимого человека

ТехИнсайдер
«Глупые катастрофы, умные катастрофы» «Глупые катастрофы, умные катастрофы»

Фрагмент из книги «Мертвый лев. Посмертная биография Дарвина и его идей»

Знание – сила
Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой

Средний уровень материнской смертности у макак не превышает и процента

N+1
Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога Что делать, если вы постоянно ссоритесь: 6 советов клинического психолога

Эти очевидные советы могут спасти ваши отношения

Psychologies
Юрий Чурсин: Театр для меня — отдых Юрий Чурсин: Театр для меня — отдых

Актер Юрий Чурсин — о сериале «Жить жизнь» и театре

СНОБ
Фонотека Фонотека

Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизни
Экономическое поле экспериментов Экономическое поле экспериментов

Как полевые испытания на людях помогают экономическому развитию

N+1
Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле? Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле?

Пневмоподвеска против классики: что лучше?

Maxim
IT-компании начали предъявлять более высокие требования к навыкам сотрудников IT-компании начали предъявлять более высокие требования к навыкам сотрудников

Российские IT-компании начали предъявлять высокие требования к навыкам

Forbes
А что после? А что после?

4 распространенных сценария возникновения постапокалипсиса на Земле

Лиза
Стоп! Снято Стоп! Снято

История поиска жилья в столице от того самого худшего арендатора

Men Today
Третья форма денег Третья форма денег

В России стартовал второй этап проекта по использованию цифрового рубля

Деньги
Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей Климат каких стран лучше всего подходит для электромобилей

Почему одинаковые электромобили по-разному проявляют себя в разных концах света

Maxim
Открыть в приложении