Европа ужесточает правила использования персональных данных пользователей

ЭкспертHi-Tech

Ошейник для Большого Брата

Европа существенно ужесточает правила использования персональных данных интернет-пользователей. И теперь свои данные в Европе можно будет отозвать

Заур Мамедьяров

В конце мая в Евросоюзе вступил в силу «Общий регламент о защите данных» (GDPR), заменивший «Директиву о защите персональных данных» 1995 года. Новый документ усилил защиту данных и задал новый стандарт их обработки и хранения. Именно поэтому в последние недели мая интернет-пользователи во всем мире получили множество писем от разных сайтов с информацией об изменениях в правилах использования и хранения персональных данных.

Хотя закон начали обсуждать еще шесть лет назад и о дате его вступления в силу было известно, многие компании не успели подготовиться — им пришлось менять сайты и пользовательские соглашения в последний момент. Так, американские медиа USA Today, The Verge и многие другие создали специальные страницы, на которые перенаправили посетителей из ЕС. Хотя регламент изначально воспринимался как попытка противостоять монополии ведущих гигантов отрасли, таких как Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в итоге он затронул все без исключения ресурсы, и его влияние на малые интернет-компании неоднозначно.

Сложившийся за последние десять лет механизм монетизации интернет-проектов по большей части основан на продаже целевой рекламы, что стало возможным благодаря сбору огромного количества данных об интересах и поведении пользователей Сети. Большинство крупнейших сайтов отслеживают действия пользователей и оценивают потенциальную «полезность» каждого из них. Именно в этом секрет бесплатности большинства сервисов, что прямо подчеркнул основатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг в своих недавних выступлениях в Конгрессе США. Цукерберг даже заявил, что сокращение зависимости от рекламодателей потребует создания платной версии Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). На протяжении многих лет ведущие социальные сети, получавшие в свое распоряжение колоссальный массив данных, зарабатывали миллиарды долларов на их продаже сторонним проектам и рекламодателям. При этом никто не мог гарантировать сохранности данных и обеспечить прозрачный и понятный механизм их использования, не говоря о том, что выгода рекламодателя не означает выгоду пользователя.

Привести к единообразию все законы о защите персональных данных, существующие в европейских странах, и повысить конфиденциальность данных граждан и резидентов ЕС решено было еще два года назад. Новый регламент поменял парадигму взаимоотношений между пользователями и компаниями, собирающими персональную информацию. Если раньше пользователи бездумно пролистывали текст согласия на обработку данных, чтобы поскорее нажать кнопку «Принять», то теперь они, как предполагается, будут давать такое согласие более осознанно. Во время действия прежней директивы данные европейцев словно находились в плену у компаний, которые без спроса продавали информацию третьим лицам, и на ее основании пользователям показывали рекламу. После введения нового регламента компании по-прежнему будут продавать данные и настраивать для каждого персонализированную рекламу, но теперь пользователям дают ощущение власти над информацией: не «Большой Брат следит за мной», а «я позволил Большому Брату следить за мной, но могу и передумать». Компании отныне должны объяснять пользователям, какие именно данные будут собраны и что с ними будет сделано. Регламент дает основания вести судебные разбирательства в интересах пользователей, что, вероятно, будет активно происходить в ближайшие годы.

Десять миллионов евро штрафа

Авторы регламента объясняют необходимость обновления регуляторных мер тем, что с момента введения директивы 1995 года мир данных в интернет-пространстве существенно изменился. Пожалуй, наиболее существенное изменение в регулировании использования персональных данных по сравнению с директивой 1995 года связано с расширением юрисдикции регламента. Директива 1995 года вызывала много споров и судебных исков из-за того, что ее территориальная применимость трактовалась неоднозначно. Новый регламент ликвидирует подобные разночтения: он применяется ко всем компаниям, использующим данные граждан и резидентов стран ЕС, независимо от того, где расположена сама компания. То есть даже российские фирмы, чьими услугами пользуются европейцы, тоже должны соблюдать новый регламент. Кроме того, неевропейские компании, обрабатывающие данные европейцев, должны создать представительство в ЕС.

Еще одна новинка — введение в компаниях должности ответственного за защиту данных (data protection officer). Назначить такого сотрудника обязана каждая организация, которая проводит регулярный и систематический мониторинг персональных данных или обрабатывает специальные данные — например, о судимостях и совершенных преступлениях.

Новый регламент ужесточил штрафы за нарушение правил обработки данных пользователей. В случае их несоблюдения компания будет обязана заплатить штраф в размере до десяти миллионов евро или до двух процентов своего глобального годового дохода (в зависимости от того, какая сумма больше). Если небрежность компании приведет к утечке данных, штрафы достигнут 20 млн евро либо четырех процентов глобального дохода компании (опять-таки необходимо будет заплатить бльшую сумму). Новые штрафы в двадцать раз больше штрафов, предусмотренных законами стран ЕС в соответствии с директивой 1995 года. Кроме того, в соответствии с регламентом пользователи (субъекты данных) имеют право на компенсацию, если они понесли ущерб из-за нарушений при обработке их персональных данных. В национальные законодательства стран ЕС могут быть также внесены дополнительные меры наказания за нарушение правил обработки персональных данных, вплоть до тюремного заключения лиц, ответственных за нарушения.

За что штрафуют

За нарушение каких правил компании будут штрафовать по новому регламенту? Во-первых, за непонятные и труднодоступные формы согласия на обработку персональных данных. Если раньше компании часто размещали на сайтах пространные и трудночитаемые формы согласия, полные сложных юридических терминов, то новый регламент обязывает их составлять доступные пониманию формы, написанные простым языком.

Во-вторых, штраф грозит компаниям, которые не уведомят пользователей об утечке данных, если она угрожает правам и свободам отдельных лиц. При этом сообщить об утечке необходимо в течение 72 часов с момента ее обнаружения.

В-третьих, наказания следует ожидать компаниям, которые по требованию пользователя не предоставят ему информацию о том, какие его данные обрабатываются и с какой целью. Регламент разделяет понятия «контролер» и «обработчик данных». Контролером регламент называет организацию, которая определяет цели и способ обработки данных пользователей, а обработчиком — организацию, которая действует от лица контролера. Ответственность за нарушение правил обработки несет контролер, даже если нарушение связано с действиями обработчика. По запросу пользователя контролер обязан бесплатно предоставить ему электронную копию его персональных данных, а пользователь, в свою очередь, имеет право на переносимость. Это принципиально новое право, по которому пользователь может передать свои данные, ранее предоставленные одному контролеру, другой организации.

Еще одно право пользователей, которое компаниям отныне запрещено нарушать, — право на забвение. Если пользователь передумает предоставлять свои данные компании, по новым правилам он сможет отозвать свое согласие на обработку данных — и этот нюанс также должен содержаться в форме согласия. По требованию пользователя контролер обязан удалить его персональные данные, прекратить их дальнейшее распространение и заставить третьи лица также прекратить их обработку. Исключение составляют данные, удаление которых противоречит интересам общества или нарушает фундаментальные права европейских граждан, — например, право на свободу слова. Так что, конечно, многочисленные лазейки в законе существуют. Но, что важно, регламент обязывает компании следовать принципу конфиденциальности по умолчанию. Этот означает, что защиту данных необходимо закладывать уже в первоначальный дизайн продукта, в начале разработки. Соответственно, регламент повлияет на глобальный интернет в целом. Крупным проектам невыгодно разрабатывать специальные версии для ЕС, и во избежание конфликтов они, скорее, соответствующим образом модернизируют сервис для всех пользователей. Об этом уже заявили многие крупные компании, включая Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Что касается малых компаний и стартапов, у которых нет мощного юридического ресурса, то пока они лишь столкнулись с дополнительными рисками и нагрузкой. Любая компания с числом сотрудников свыше 250 отныне должна разработать подробную документацию о причине и объеме сбора данных, а также описать технические средства их передачи, обработки и обеспечения конфиденциальности.

Интересно, что свободное распространение информации, которое стало символом открытого рынка и западных демократий, в последние годы столкнулось с противодействием со стороны своих же апологетов. Запрос на приватность и безопасность информации пришел вслед за бесконтрольным информационным потоком, куда попадали любые куски информации — от личных до политически чувствительных. Западные страны сами же подорвали веру людей в свободный интернет и безопасность информации — вспомним лишь дело Эдварда Сноудена. Законность, справедливость и прозрачность интернета не смогли выжить сами по себе и превратились в законодательное требование, которое сильно не изменит реальность, но даст пользователям формальное ощущение безопасности.

В мире

  • 3,93 млрд пользователей интернета
  • 2,23 млрд пользователей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
  • 1,88 млрд число сайтов

Каждую секунду отправляется

  • 2,69 млн мейлов
  • 67,3 тыс. поисковых запросов Google
  • 849 фото в Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
  • 8061 твитов совершается
  • 3170 Skype-звонков просматривается
  • 74000 видео на Youtube

Источник: internetlivestats.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кизлярский вектор: как закаляют дагестанскую сталь Кизлярский вектор: как закаляют дагестанскую сталь

Kizlyar Supreme сумел стать брендом с мировым именем на рынке ножей

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Техника Техника

Какой же гаджет объявить символом роскоши минувшего двадцатилетия?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Воспроизведение неслышанного Воспроизведение неслышанного

Как музыканты-аутентисты возвращаются в прошлое, но оказываются в настоящем

Weekend
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
«Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране «Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране

Отрывок из книги психолога Сании Биккиной «Перемещенные»

Forbes
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы Без молотка и орехокола: 4 дейтвенных совета, как просто и быстро очистить грецкие орехи от скорлупы

Очистить гору орехов можно в домашних условиях и без особых усилий

ТехИнсайдер
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Почему нужно есть орехи? Ученые доказали, что орехи снижают риск деменции! Почему нужно есть орехи? Ученые доказали, что орехи снижают риск деменции!

Чем орехи полезны для здоровья мозга?

ТехИнсайдер
4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо» 4 причины, почему нам трудно сказать «спасибо»

Как быть, если в нужный момент не найти нужных слов благодарности?

Psychologies
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане 6 фильмов с очень интересными деталями на заднем плане

Фильмы и сериалы, которые стоит пересмотреть ради заднего плана

Maxim
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками 7 трюков, которые надо знать, если ты хочешь накрасить ногти лаком с блестками

Любишь блеск и гламур? Понимаем и одобряем!

VOICE
Уже не игрушка Уже не игрушка

Как открыть творческий бизнес и продавать свои изделия

Лиза
Открыть в приложении