«Обратная сторона медали»: магия хорошей драматургии
В Театре имени Евгения Вахтангова — премьера спектакля по пьесе Флориана Зеллера
Общепризнанное высокое качество текстов Флориана Зеллера — редкий случай в современном театре. Он один из немногих драматургов, кому удается рассказывать истории на понятном всем языке. Персонажи его пьес — узнаваемые во всех частях света люди. Они французы, как и сам драматург, но в том, что они говорят, и в том, как себя ведут, нет ничего настолько французского, чтобы это выглядело слишком экзотично для тех, кто не родился во Франции или никогда там не был. Его персонажи скорее европейцы, чем американцы, но это тоже всего лишь условность: проблемы, с которыми они сталкиваются, актуальны для всех современных людей. И если театр для них один из способов познания мира, то пьесы Флориана Зеллера — отличная возможность узнать о себе что-то новое, что-то такое, чего не смогли предугадать всегдашние фавориты театральной сцены Шекспир и Чехов. Зеллер не отменяет их, но существенно дополняет.
Семейные драмы
Тексты Зеллера — новое топливо для слишком консервативной в своих предпочтениях театральной машины. Ей трудно синхронизироваться с движением мировой истории, поэтому она предпочитает говорить о прошлом, убеждая зрителей в том, что человек не изменился с того момента, как Шекспир написал несколько десятков своих пьес. Творчество Флориана Зеллера — доказательство того, что человек меняется и перед ним возникают новые проблемы. И это взаимосвязанные вещи. Талантливый драматург проявляется, когда возникает тема для хорошей пьесы. Чтобы ее написать, всегда недостаточно школы, опыта и мастерства. Нужен подходящий момент, нужны ожидания публики, предшественники, которые расширят театральную вселенную, заполнят ее узнаваемыми типажами и создадут общепринятый язык, на котором последующие драматурги будут вести диалог со зрителями.
Тема Флориана Зеллера — семья. Его самые востребованные пьесы — «Мама», «Папа» и «Сын». В них он высвечивает те стороны отношений между близкими людьми, которые стараются спрятать в тень, чтобы сохранить в неприкосновенности миф о семье как защищенном пространстве, где человек получает гарантированную поддержку в любой сложный период своей жизни. В пьесах Флориана Зеллера в семье человек наиболее уязвим. Именно здесь он подвергается ежедневному насилию, которое остается насилием, несмотря на то что его прикрывают самыми благими намерениями. Даже когда люди, связанные семейными узами, на самом деле любят друг друга, они не могут проявить свою любовь иначе, чем через насилие. Потому что не знают, как поступить по-другому. Вместо того чтобы выстраивать отношения с реальными людьми, предпочитают иметь дело со своими представлениями о них. У них есть почерпнутый из собственного опыта идеал, и они настаивают на том, чтобы другие члены семьи ему соответствовали. Место действия шекспировских пьес — страны, Чехов ограничивается пространством дома, Зеллер сужает место действия пьес до квартиры.
Реальность под властью воображения
Действие «Обратной стороны медали» разворачивается как раз в квартире. Один из двух старых друзей развелся, потому что встретил другую женщину, значительно моложе той, на ком был женат прежде. Он резко меняет жизнь и этим поступком подрывает казавшуюся такой незыблемой, такой привычной систему отношений внутри еще одной семьи. Спектакль обнажает столкновения двух пар с разной системой ценностей. Флориан Зеллер всего лишь позволяет им проговорить все, что они думают в этот момент. И наблюдает за тем, как у его героев включаются то инстинкты, которые те едва контролируют, то разум, помогающий им сдерживать себя. Он никого не осуждает. Тот, кто развелся, влюбившись в другую женщину, избавился от лицемерия в повседневной жизни. Его друг, едва справляющийся с накатывающими на него приступами страсти при виде едва знакомой ему женщины, благодаря им осознает механистичность привычного образа жизни.
Даниель Отой, поставивший французскую киноверсию пьесы Флориана Зеллера под названием «Любовник моей жены» и сыгравший в ней одну из главных ролей, попытался превратить ее в набор комических ситуаций, построенных на разнице между тем, как мужчины ведут себя, и тем, что они думают. Несмотря на участие необыкновенно органичного в любых ролях Жерара Депардье, в фильме мир воображаемый не соединяется с миром реальным, логика их сосуществования слишком прямолинейна, а потому не выглядит достоверной. В фильме «Отец», где Флориан Зеллер сам сел в режиссерское кресло, воображаемый мир, возникающий в голове у человека, страдающего деменцией, соединен с миром реальным, так что мы не видим между ними границы. Они словно перетекают друг в друга, и зритель не понимает, в каком из миров сейчас находится персонаж, за которым он наблюдает из зрительного зала.
Но если Флориан Зеллер в получившем «Оскар» «Отце» не выходит за рамки реализма (его воображаемый мир существует по тем же законам, что и мир реальный), то Эльдар Трамов переворачивает ситуацию: берет за образец мир воображаемый и приближает к нему реальный мир. Этот же прием использовал Юрий Бутусов, когда ставил пьесу Флориана Зеллера «Сын» в РАМТ. Для него тоже мир воображаемый важнее мира такого, каким мы привыкли его видеть. У него тоже, как и у Эльдара Трамова, есть еще один персонаж, придуманный им самим и существующий только в пространстве воображаемого мира, тем самым балансируя его с миром реальным. То, что мы видим и в постановке Юрия Бутусова и в постановке Эльдара Трамова — это аутентичный Флориан Зеллер, возможно даже в большей степени, чем его собственная голливудская постановка. Спектакли в РАМТ и на сцене Театра имени Евгения Вахтангова сближает еще и то, что над тем и над другим работал художник Максим Обрезков — постоянный соавтор Юрия Бутусова.
Ничего лишнего
В пространстве «Обратной стороны медали» нет ничего лишнего. Ничего, кроме дивана и кресла. Перед зрителями герои предстают в своем идеализированном облике. Патрик (Игорь Карташев) врывается в квартиру Даниэля (Евгений Князев) в образе, ассоциирующемся сразу со всеми голливудскими плейбоями, но в особенности с Майклом Мэдсеном из фильмов Квентина Тарантино. Персонаж Игоря Князева сконструирован в стиле героев Пьера Ришара — застенчивых, нелепых, внешне беззащитных и в то же время наделенных внутренней силой, которая может проснуться в самый неожиданный и не предназначенный для этого момент. Жена Даниэля Изабель (Яна Соболевская) — утонченная хищница, готовая в любой момент вступить в схватку за принадлежащего ей мужчину. Она ведет хитроумную игру, в которой то отступает, то нападает, но ни в коем случае не собирается проигрывать. И Эмма (две ее сущности передают Ася Домская и Ника Здорик), являющаяся то в образе гиперсексуальной Мэрилин Монро, то в образе наивной женщины, чья сексуальность естественна. Она пытается ее скрыть, но та так сильна, что против нее никто из мужчин неспособен устоять.
«Обратная сторона медали», как и другие пьесы Флориана Зелллера, просчитана как коллективный сеанс семейной психотерапии. Он и развлекает зрителя, рассказывая ему историю про него самого и вытаскивая на поверхность мысли, хотя бы иногда возникающие у него в голове, и демонстрирует ему сразу несколько вариантов развития событий, которые могут произойти, если он, как и герои его пьес, окажется перед тем же выбором: принуждать сына ходить в школу против его воли или позволить ему быть самим собой, разводиться из-за внезапно захватившей страсти или вглядеться повнимательнее в свою жизнь и в ее преимущества, которые с таким трудом достигнуты и которые так легко утратить.
В числе достоинств спектакля Эльдара Трамова — пластическое изящество и притягательный ритмический рисунок. Он то ускоряет действие, то замедляет его, а то и вовсе ставит на паузу, давая зрителю возможность подключить собственное воображение. В спектакле мы можем оценить воображение не только режиссера и художника, но и драматурга: он словно материализуется и приходит на помощь своим персонажам, когда тем кажется, что они зашли в тупик и не знают, что дальше делать. Он подсказывает им, какое действие в этом случае стало бы наилучшим. И к счастью для себя, они с ним соглашаются.
Фото: Ольга Кузякина/Театр имени Вахтангова (3)
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl