Ненужное воздержание
России пора перестать смотреть на Пакистан через призму индийских интересов. Только так мы сможем выстроить эффективное партнерство с этой страной и рассчитывать на крупные оружейные контракты общей стоимостью порядка десяти миллиардов долларов
Пакистан часто воспринимается у нас как государство с сильными авторитарными традициями, обильно сдобренными исламским радикализмом. Этот образ во многом верный, хотя и не полный. Конечно, военные и исламисты играют в политике важную, а порой и ключевую роль. Но нельзя не признать, что Пакистан остается все же светским государством, где существует внутриполитическая борьба — главным образом между Пакистанской народной партией и Пакистанской мусульманской лигой. Есть там и реальное, а не декларативное разделение властей. Например, именно суд сыграл решающую роль в принуждении к отставке президента Первеза Мушаррафа почти десять лет назад. Наконец, неожиданная победа в июле прошлого года новой партии «Движение за справедливость» и избрание премьер-министром внесистемного политика Имрана Хана говорит о том, что в Исламабаде возможна смена политических элит, а демократические процедуры носят не имитационный, а вполне реальный характер.
Так почему же в России сформировался столь искаженный образ этой страны, экономика которой растет на шесть процентов в год, а население превысило 215 млн человек? На самом деле ответ прост: прежде всего это наследие периода афганской войны, во время которой Пакистан стал тыловой базой мятежников и действительно находился под правлением оголтелых военных и мулл. Впрочем, феномен не совсем адекватного восприятия Пакистана имеет более давнюю и сложную природу.
Дело в том, что со времен индопакистанской войны 1971 года мы смотрим на Пакистан не своими, а индийскими глазами. Тогда после долгих колебаний наша страна бесповоротно встала в этом конфликте на сторону Индии. И в то время это было правильное решение. Но его следствием стало формирование в российских государственных органах мощнейшего проиндийского лобби, которое блокирует развитие полномасштабных отношений с Исламабадом.
Между тем за последние десять-пятнадцать лет обстановка в корне изменилась. Индийская элита все больше ориентируется на США, а к России относится с возрастающим непониманием, если не сказать презрением. Авторы книги попытались посмотреть на Пакистан иначе. И, насколько это возможно для живых людей, непредвзято и объективно.
И получается, что потенциал российско-пакистанского сотрудничества почти не раскрыт. Более того, у него есть колоссальные перспективы в энергетике, машиностроении и, конечно, в ВТС. Известно, что пакистанские подводные силы сейчас полностью оснащены французскими подводными лодками. Но вот парадокс: это не стало препятствием для закупки Индией шести подлодок типа Scorpene у Парижа. Такая же картина и с фронтовой авиацией. Костяк ВВС Пакистана наряду с китайскими FC-1 составляют американские истребители F-16. И этот факт опять же ничуть не смутил Индию: она выбрала американские военно-транспортные и патрульные самолеты, а также боевые вертолеты. Так почему же Россия отказывается от выхода на пакистанский рынок и опасается негативной реакции Дели? Авторы книги подсчитали, что Пакистан может закупить у нас оружия почти на десять миллиардов долларов. Это примерно 60–70% от того, что мы продаем в Индию.
Речь идет о весьма обширной номенклатуре вооружений, в том числе тяжелых и средних истребителей, систем ПВО, танков и надводных кораблей. При этом, учитывая низкий уровень конкуренции на местном оружейном рынке, мы могли бы получить исключительно выгодные условия. Пакистан не ставит вопрос об офсетных обязательствах, передаче технологий, локализации производства и прочих обременениях. Еще со времен войны в Афганистане российское вооружение имеет в Пакистане отличную репутацию. Это, кстати, резко контрастирует с отношением к нашей военной технике в индийских СМИ, которые постоянно создают вокруг российского оружия атмосферу склоки и недовольства.
А раз так, то России имеет смысл отказаться от самоограничений на развитие ВТС с Пакистаном. При этом в отношениях с Исламабадом авторы книги предлагают руководствоваться довольно гуманными принципами. Во-первых, это должны быть поставки преимущественно оборонительных систем вооружений, а также средств для борьбы с терроризмом и обеспечения внутренней безопасности. Во-вторых, в случае продаж ударных вооружений необходимо соблюдать сложившийся баланс сил с Индией. В-третьих, поставлять только ту технику, от закупки которой отказались сами индийцы. Это и истребители МиГ-35, и наши боевые вертолеты всех типов.
Заметим, что даже в случае сохранения российских самоограничений на поставки вооружений в Пакистан, эта страна в любом случае приобретет их аналоги где-то на стороне. Причем часть из них, такие как основные танки, ПТРК и противокорабельные береговые комплексы, могут быть куплены у Украины.
Наконец, очень важно понимать, что развитие партнерства с Пакистаном имеет не просто коммерческое, а принципиальное политическое значение. Мы должны добиться в отношениях с Индией элементарного равноправия. И если мы этого не сделаем, то рискуем в конечном счете потерять индийский рынок и при этом так и не войти со своей техникой в Пакистан.
Пакистан: за рамками стереотипов / Т. И. Борисов, С. А. Денисенцев, В. Б. Кашин и др.; под ред. Т. И. Борисова, К. В. Макиенко. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2019. — 208 c.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl