Какие наиболее перспективные отрасли экономики для компаний из ФРГ?

ЭкспертБизнес

«Наши отношения не катастрофические»

Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп. Предоставлено российско-германской ВТП

Каждая вторая германская компания в России в течение ближайшего года планирует увеличить свои инвестиции, а наиболее перспективные отрасли экономики для компаний из ФРГ — это информационные технологии, фармакология, здравоохранение, сельское хозяйство. Об этом в интервью журналу «Эксперт» рассказывает Маттиас Шепп, председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты.

— Как меняются показатели российско-германского экономического сотрудничества за последние годы? Как вы оцениваете динамику изменения этих показателей? Можно ли оценить объем инвестиций германских компаний в российскую экономику?

— Конечно, ситуация в этом году по сравнению с прошлым пандемийным годом гораздо лучше. По данным Бундесбанка, объем чистых прямых германских инвестиций в Россию в первом полугодии 2021 года достиг почти 1,3 миллиарда евро. В России сейчас, согласно актуальным данным, присутствует 3971 компания с немецким капиталом. Кроме того, итоги нашего опроса по инвестиционному климату в России в этом году стали лучшими за последние несколько лет. Почти все работающие в России немецкие предприятия довольны текущим состоянием дел: 95 процентов участников опроса оценили его как очень хорошее, хорошее или удовлетворительное. Каждая вторая немецкая компания в России планирует в ближайшие двенадцать месяцев увеличить свои инвестиции в страну. Для нас это еще одно подтверждение того, что немецкий бизнес в России — самый кризисоустойчивый. Ведь вклад в инвестиционный бум последних лет внесли не только такие крупные проекты, как «Северный поток — 2», газоперерабатывающие комплексы Linde, новейшие железнодорожные технологии Siemens и крупные капиталовложения Volkswagen в ее российские заводы. Самый большой вклад привнесли малые, средние и семейные компании. Это дает нам уверенность в том, что уровень инвестиций останется высоким и в будущем. Российско-германская внешнеторговая палата на собственном опыте отмечает большой интерес немецкого бизнеса к российскому рынку, ведь за последние четыре года число наших членов выросло более чем на 250 и скоро достигнет 1050.

— Какие ключевые факторы сейчас влияют на динамику изменения показателей российско-германского экономического сотрудничества?

— Конечно же, влияние оказывают санкции, а в последнее время и пандемия. Но даже несмотря на все эти факторы, немецкий бизнес в большей своей части не собирается пока уходить из России, а наоборот, наращивает капиталовложения.

— Как пандемия повлияла на состояние российско-германского делового сотрудничества? Удается ли полностью преодолевать ее последствия?

— Пандемия, конечно же, повлияла не лучшим образом. Это видно по сумме инвестиций в 2020 году. Если в 2018 году немецкие компании вложили в российскую экономику 3,4 миллиарда евро нетто, в 2019-м — два миллиарда евро, то в 2020 году эта цифра была почти равна нулю — если сравнивать приток и отток капитала. Но ситуация однозначно улучшается.

— В каких отраслях и сферах бизнеса наиболее интенсивно развивается взаимодействие германских и российских компаний и почему? А каких сотрудничество, наоборот, развивается медленно и с чем это связано?

— Я бы назвал четыре области с наибольшими перспективами сотрудничества на данный момент: IT, фармакология, здравоохранение и сельское хозяйство. К тому же давнее российско-германское сотрудничество в классических сферах энергетики — нефть и газ — постепенно трансформируется в сотрудничество в сфере возобновляемых источников энергии, например водорода. Мы видим большой интерес немецкого бизнеса к инвестициям в этой сфере и поэтому выступаем за более активное сотрудничество между Германией и Россией в области альтернативной энергетики. Нам срочно нужен пилотный проект по «зеленому» водороду, который Россия может поставлять в Германию. Производство, транспортировка и хранение водорода открывают большой потенциал для обмена технологиями между нашими странами. В рамках инициативной группы Российско-германской внешнеторговой палаты по водороду немецкие и российские компании уже обсуждают возможность совместных пилотных проектов в этой сфере. Инициативная группа тесно сотрудничает с «Росатомом», «Роснано», «Газпромом», «НоваТЭКом» и другими организациями. Инициативная группа также поддерживает строительство хаба для экспорта «зеленого» водорода в Мурманской области. Что касается медленных темпов развития, то они наблюдаются в сферах, которые наиболее пострадали от пандемии. Глобальная автомобильная индустрия сейчас испытывает большие трудности, в частности из-за глобальной нехватки полупроводников.

— Не могли бы вы привести интересные свежие примеры германско-российского экономического сотрудничества? В чем отличительные черты и перспективность этих кейсов?

— Их множество. Помимо таких флагманских проектов, как «Северный поток — 2», есть много других примеров успешного сотрудничества российского и германского бизнеса. Немецкие предприятия, работающие в России, продолжают увеличивать инвестиции. Например, недавно стало известно, что производитель сельскохозяйственной техники Claas вложит дополнительно миллионы евро в расширение своего завода в Краснодаре. А немецкая компания B. Braun и ее российская «дочка» «Гематек» в 2022 году начнут строительство предприятия по выпуску медицинских изделий, а также логистического комплекса в Твери, объем инвестиций в проект составит несколько миллиардов рублей. Немецкий химико-промышленный концерн Henkel решил вложить несколько миллионов евро в расширение производства в Тосно в Ленинградской области. Немецкий поставщик изделий из титановых сплавов Hermith и российский производитель ядерного топлива ТВЭЛ («дочка» «Росатома») несколько недель назад создали совместное предприятие в России. И это еще далеко не весь список.

— Что можно сказать о выходе российского бизнеса на рынок Германии? Есть ли здесь интересные примеры, какие направления тут могут быть перспективными?

— Мне представляется наиболее перспективной сфера IT, ведь у России и правда одни из лучших программистов в мире. Например, мы все знаем успех антивируса Kaspersky, который применяется и немецкими клиентами. А российский робот Promobot не так давно начал работать в детском парке динозавров в Германии. Российско-германская ВТП ежегодно присуждает премию для малого и среднего бизнеса имени Отто Вольфа фон Амеронгена. Награждаются как немецкие компании, работающие в России, так и российские в Германии. Что касается компаний в Германии с российскими корнями, то в прошлом году премию получила часовая мануфактура «Александр Шорохофф», в 2018-м — Dovgan GmbH, в 2016-м — производитель техники Electrostar/Starmix, в 2013 году это была Marussia Motors, в 2009-м — Kaspersky Lab.

— Расскажите о вашей внешнеторговой палате, с какими организациями и компаниями вы сотрудничаете особенно активно в последнее время, как меняются эти формы взаимодействия, есть ли здесь новые подходы?

— Мы работаем в основном со средним и малым бизнесом, с семейными предприятиями. Так как мы в постоянном контакте со своими фирмами-членами, мы всегда знаем, что конкретно их волнует, и стараемся решать эти проблемы, в том числе во взаимодействии с российскими органами. Например, совсем недавно мы создали информационный центр по вопросам локализации, который будет помогать компаниям, которые планируют локализацию производства в России и у которых есть вопросы по этому процессу. Центр будет сотрудничать с Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством экономического развития РФ и другими ведомствами. Мы хотим развивать это сотрудничестве и в сфере водорода, потому что именно здесь мы видим огромный потенциал для России. В нашем позиционном документе по климату и устойчивому развитию мы выступаем за германо-российское сотрудничество в области водорода, которое может способствовать диверсификации импорта энергоносителей и стать новой моделью климатического партнерства с ЕС. Еще одна очень важная для нас сфера сотрудничества — переработка отходов. Для этого мы создали платформу Germantech, которая представляет немецкие компании из сферы «зеленых» технологий, их опыт и экспертизу на российском рынке и помогает им найти партнеров в России. Российские компании получают возможность познакомиться с преимуществами сотрудничества с немецкими компаниями — экспертами в отрасли и установить с ними деловые контакты.

— Как влияют санкции на российско-германское сотрудничество? Что представители деловых кругов Германии думают о санкциях?

— Разумеется, санкции не помогают нашему сотрудничеству. Компании в ходе нашего ежегодного опроса по деловому климату назвали их одной из самых больших помех для немецкого бизнеса в России. Немецкий бизнес в России решительно отвергает санкции. Так, 33 процента респондентов выступили за незамедлительную отмену, а 60 процентов — за постепенное сворачивание антироссийских санкций. Но есть позитивный момент: семейные предприятия, а также предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в России на протяжении десятилетий, страдают от санкций меньше, чем крупные концерны, и не зависят от фондовых рынков. Это значительно снижает вред от санкций для немецкого бизнеса в России.

— Как вы в целом оцениваете политическое взаимодействие Германии и России в последнее время, как оно влияет на экономическое сотрудничество стран?

— Недавний визит Ангелы Меркель в Москву, в ходе которого она похвалила наш совместный с посольством Германии проект «1000 практикантов», вселяет надежду на то, что, несмотря на все политические неурядицы, Германия и Россия и впредь продолжат свое сотрудничество. Я бы охарактеризовал отношения между нашими странами как сложные, но не катастрофические. Ведь отношения между Россией и Германией состоят не только из политических, но и из экономических и культурных связей, а также партнерства городов и молодежных и спортивных обменов. В этом отношении связи России с Германией крепче, чем с любой другой западной страной. В то же время я думаю, что антагонизм, существующий между Россией и ЕС с Германией, затрагивает не только политическую верхушку, но и более глубокий уровень. Эти глубинные разногласия останутся и впредь независимо от того, кто будет на вершине политической пирамиды — Владимир Путин в России или Ангела Меркель в Германии.

— Какие еще препятствия помимо санкций существуют в области экономического сотрудничества Германии и России? Что можно сделать, чтобы эти препятствия преодолеть?

— Несмотря на все трудности, возникшие в том числе из-за пандемии, немецкий бизнес сейчас чувствует себя в России хорошо. Но если говорить о конкретных препятствиях, то, согласно нашему ежегодному опросу по деловому климату, большинство немецких предприятий считают валютный курс, санкции со стороны ЕС и ответные санкции, а также конъюнктуру и бюрократические препоны самыми серьезными проблемами. Не меньшие трудности им доставляют и нехватка квалифицированной рабочей силы, коронавирусные ограничения, а также высокие требования по локализации. Согласно другому опросу, 80 процентов немецких компаний в России пострадали от перебоев с поставками и нехватки сырья. В числе причин нехватки сырья компании чаще всего называют перебои в производстве у поставщиков, увеличившийся спрос и недостаток производственных мощностей, а также транспортные проблемы.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одним махом Одним махом

Как гиперзвуковые технологии меняют мир и почему Россия «впереди планеты всей»

Популярная механика
7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав 7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав

Ряд специфичных дорожных штрафов, характерных для весны

РБК
«Ростсельмаш» расширит выпуск тракторов «Ростсельмаш» расширит выпуск тракторов

Компания «Ростсельмаш» строит новый тракторный завод полного цикла

Агроинвестор
Гармоничное сочетание Гармоничное сочетание

Как создать гармоничное сочетание, которое уважает традиции разных кухонь?

Bones
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов

Дефицит кадров в IT-области до 2030 г. составит примерно 1 млн специалистов

Ведомости
Попасть в нейросети Попасть в нейросети

Что для дизайнеров ИИ: увлекательная игрушка или удобный инструмент?

SALON-Interior
«Сколько ты зарабатываешь?»: как перестать сравнивать себя с другими в эпоху «успешного успеха» «Сколько ты зарабатываешь?»: как перестать сравнивать себя с другими в эпоху «успешного успеха»

Откуда взялась идея суперпродуктивности и как она превратилась в настоящий культ

Psychologies
IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать

Стоит ли IT-компании разрабатывать ПО с нуля или лучше купить готовое решение?

Inc.
«Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда» «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда»

Как евгеника определила облик немецкой овчарки

N+1
Пушкин — герой карнавала Пушкин — герой карнавала

Громкая премьера середины февраля — фильм «Пророк. История Александра Пушкина»

Монокль
«Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение «Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение

Как неудачи и стресс влияют на наше мышление?

ТехИнсайдер
5 вещей, которые ты стираешь слишком часто 5 вещей, которые ты стираешь слишком часто

Бюстгальтеры, полотенца и другие вещи, которые не нужно так часто стирать

VOICE
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Неисправимый романтик Неисправимый романтик

Луи Гаррель про борьбу с аэрофобией, работу с Венсаном Касселем и тюленя

Grazia
Насколько вы интернет-зависимы? Насколько вы интернет-зависимы?

Узнайте себя лучше и разберитесь, насколько вы зависите от виртуального мира

Psychologies
Американских рэперов заманивают в Россию Американских рэперов заманивают в Россию

Как устроена концертная индустрия в России сегодня

Монокль
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Возвратно-отступательные движения Возвратно-отступательные движения

Власти прорабатывают условия возвращения в Россию иностранных компаний

Ведомости
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Жертвы уверенного земледелия Жертвы уверенного земледелия

Когда я привела мужа в сад, который мы купили, он присвистнул

Afternoon Seasons of life
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Открыть в приложении