Полупроводниковая отрасль замедлилась

ЭкспертБизнес

Надежда на интернет вещей

Полупроводниковая отрасль замедлилась. Компании столкнулись с маркетинговыми и технологическими трудностями, но сохраняют оптимизм, рассчитывая на рост рынка «умной» электроники

Заур Мамедьяров, Николай Ульянов

В 2018 году совокупная выручка от продаж полупроводников, по оценкам организации World Semiconductor Trade Statistics, составила 478 млрд долларов — это на 16% больше, чем в 2017-м. Однако стал замедляться рост спроса на смартфоны и процессоры, что немедленно негативно отразилось на рынке полупроводников. Компании были вынуждены скорректировать прогнозы продаж, и это привело к падению цены их акций. С марта 2018 года фондовый индекс PHLX Semiconductor Sector, включающий в себя акции компаний — производителей полупроводников, снизился на 17%.

Аналитики считают, что в ближайшее время роста ждать не приходится. По оценкам инвестиционного банка RBC Capital Markets, особенно трудной станет первая половина 2019 года. Того же мнения придерживаются в Goldman Sachs и Morgan Stanley. Согласно прогнозу Morgan Stanley, выручка производителей полупроводников упадет в 2019 году на 5%. Основная причина кризиса — ослабление спроса на конечные продукты, в которых используют полупроводники. «Мы считаем, что слабые финансовые результаты полупроводникового сектора сохранятся, поскольку в ближайшие несколько кварталов игроки рынка будут пытаться корректировать предложение на фоне снижения спроса», — объясняет аналитик Goldman Sachs Тошия Хари.

А кому сейчас легко?

В частности, испытывают трудности производители графических процессоров. Так, по сравнению с сентябрьским максимумом 2018 года рыночная капитализация AMD снизилась на 37%, до 20,4 млрд долларов, а Nvidia — на 47%, до 151,4 млрд. Несмотря на то что с начала января 2019-го наблюдается тренд стабилизации на рынке графических процессоров, производителей чипов в ближайшее время едва ли вновь ждет взлет. Спрос на чипы стимулировался взлетом криптовалюты, но после ее резкого обвала и снижения интереса майнеров и инвесторов к цифровым валютам ситуация резко изменилась. Объем продаж графических процессоров, используемых для майнинга, упал, и производители были вынуждены скорректировать свои финансовые прогнозы в худшую сторону.

В Nvidia и AMD считают, что их проблемы, связанные с криптовалютой, продлятся еще около трех месяцев, однако аналитики RBC Capital Markets предполагают, что выход гигантов отрасли из кризиса произойдет не раньше чем через полгода. В инвестиционном банке объясняют неблагоприятный прогноз двумя факторами. Во-первых, вероятно, повысится спрос на уже бывшие в использовании графические процессоры — из-за этого излишек продукции на складах производителей и дистрибуторов продолжит расти. Во-вторых, у крупных производителей появляются конкуренты в лице небольших частных компаний — например, китайская Bitmain, выпускающая специальные чипы для майнинга эфириума.

Полупроводниковая промышленность страдает также из-за трудностей на рынке чипов памяти. Стоимость акций американской компании Micron Technology, входящей в число лидеров по производству чипов памяти, снизилась почти вдвое по сравнению с максимумом мая 2018 года, а акции корейской Samsung Electronics, три четверти операционной выручки которой составляет выручка от чипов памяти, потеряли 22% с марта 2018-го. Корейская компания в последнем квартале минувшего года не смогла достигнуть ожидаемых финансовых результатов: в то время как аналитики прогнозировали операционную выручку на уровне 12,2 млрд долларов, Samsung Electronics получила лишь 9,6 млрд. Замедляются и продажи смартфонов, и инвестиции в дата-центры — а именно эти факторы обеспечивают спрос на чипы памяти. Технологический оптимизм, царивший во всем мире последние несколько лет, притих, после того как акции ведущих технологических компаний начали стремительно падать осенью 2018-го.

Спрос на полупроводниковые компоненты снижается также по вине торговых войн. «Это шок. Производители смартфонов, серверов и персональных компьютеров стали покупать меньше чипов. Из-за торговой войны между США и Китаем такие клиенты просто не принимают текущие цены и оказывают на Samsung давление, чтобы компания снизила цену на чипы», — рассказывает Сонг Мюнг Суп, аналитик корейской инвестиционной компании Hi Investment & Securities Co.

Экономика некоторых стран сильно зависит от продажи полупроводников и микроэлектроники. Так, в 2017 году 40% роста южнокорейского экспорта пришлись только на чипы памяти — теперь же экономика страны замедляется во многом из-за сложностей на рынке полупроводников. В декабре 2018 года объем производства полупроводников в Южной Корее снизился на 5,2%, продолжая негативный тренд, начавшийся весной. В результате сокращения инвестиций в производство чипов капитальные затраты Южной Кореи в целом за год уменьшились на 10%.

Надежда на возрождение

Сейчас в мировой полупроводниковой промышленности лидерство принадлежит США, Южной Корее, Японии, Тайваню, Сингапуру и Евросоюзу. Но в последние годы Китай начал активно развивать собственное производство полупроводников: ежегодные инвестиции правительства страны в отрасль составляют 20 млрд долларов, примерно такой же объем средств поступает от частных инвесторов. Китай намерен усилить свою технологическую независимость от США, и противостояние двух стран в области полупроводников может стать серьезным драйвером отрасли.

Хотя рынок полупроводников замедляется, не стоит терять надежду, что впереди его ждет новый виток развития. Ожидания игроков рынка связаны в первую очередь с новыми технологиями. Так, для устройств, поддерживающих стандарт 5G (а в перспективе и еще более быструю связь), может потребоваться новое поколение чипов. Одна из потенциальных точек роста — развитие составных полупроводников: не из одного кремния, а из нескольких химических элементов. Как утверждают в британской некоммерческой организации Compound Semiconductors Applications Catapult, специализирующейся на поиске сфер применения составных полупроводников, такие чипы превосходят кремниевые по скорости. В организации уверены: составные чипы помогут сделать массовыми технологии 5G, автономного вождения, интернета вещей.

Пока что полупроводниковой промышленности хватает импульса предыдущих лет роста, чтобы продолжать разрабатывать новые технологические продукты. Samsung Electronics в этом году начнет производство шестого поколения чипов памяти V-NAND, а на конец 2019-го компания запланировала выпуск первых в мире чипов памяти DRAM с использованием EUV-литографии. SK Hynix, еще одна южнокорейская компания, обещает в нынешнем году запустить массовое производство DRAM-чипов класса 10 нм — такие чипы показывают продуктивность на 20% выше при 15-процентной экономии энергии.

Но, возможно, для возобновления роста рынка полупроводников и не нужны принципиально новые технологии — достаточно увеличить количество уже существующих чипов. И здесь как раз необходимый спрос может обеспечить интернет вещей, ведь, чтобы цифровизировать всю бытовую технику, в каждое устройство нужно интегрировать множество чипов. Именно на развитие интернета вещей надеются, в частности, российские производители полупроводников: отечественная промышленность готова поставлять полупроводники предыдущих поколений, например класса 90 нм, которых зачастую достаточно для «умных» устройств.

Тяжелая судьба российских полупроводников

Российская полупроводниковая промышленность встроена в мировую. Это дает ей потенциально широкий рынок сбыта и доступ к технологиям ведущих мировых производителей, хотя и с некоторыми оговорками. Но у медали, как обычно, две стороны. И то, что вчера считалось благом, сегодня оборачивается проклятьем.

Один из ведущих российских производителей полупроводниковых изделий зеленоградский завод «Ангстрем-Т» в конце прошлого года перешел под полный контроль ВЭБ.РФ (Внешэкономбанк). Как сообщается, теперь уже бывший основной бенефициар завода Леонид Рейман, занимавший пост министра связи в российском правительстве на рубеже 2000-х, сохранит за собой место в совете директоров.

ВЭБ.РФ получил 100% акций этого предприятия, которые были залогом по кредиту в 815 млн евро — его выдали в 2008 году на строительство завода по производству чипов. Общая стоимость проекта составила 896 млн евро. Технология и оборудование были приобретены у американской компании AMD. Правда, в соответствии с американскими законами та продала «Ангстрему-Т» технологию и оборудование, которые на два поколения отставали от современной на тот момент технологии: свою фабрику в Дрездене американская фирма переводила на техпроцесс 65 нм, а использовавшееся на ней ранее оборудование демонтировала и продала в Россию.

Планировалось, что завод в Зеленограде будет введен в строй уже в 2009 году, однако запуск производства состоялся только в августе 2016-го. Проектная мощность — 15 тыс. полупроводниковых пластин в месяц, технология изготовления — 130–90 нм. Позднее завод заявлял о возможности перехода на 65 нм без существенной перестройки производства.

В августе 2016-го — официальный пуск завода, а уже в сентябре «Ангстрем-Т» и еще один крупный производитель электроники, тоже расположенный в Зеленограде, завод «Микрон», подпали под санкции США.

В результате у «Ангстрема-Т» возникли проблемы с обслуживанием оборудования и с поставками на экспорт. При этом ранее декларировалось, что до 70% его продукции будет отправляться иностранным потребителям, поскольку емкость российского рынка невелика. В реальности же более или менее крупные экспортные контракты удалось заключить только в мае 2018 года. Они предусматривают поставку китайской компании Zhejiang Sirius Semiconductor до 10 тыс. пластин в месяц в течение двух лет. Кристаллы микросхем будут использоваться при производстве смартфонов, планшетов и другой потребительской электроники. Ориентировочная сумма контракта составляет более двух милллиардов рублей. На фоне долга в 800 с лишним миллиардов евро, который все равно придется отдавать, — мизер. В прошлом году «Ангстрем-Т» отгрузил в Китай две партии пластин с микросхемами, которые должны будут пройти тестирование в лабораториях заказчика. Если результат испытаний окажется успешным, начнется серийное производство продукции.

Каждый сам за себя

Российские производители полупроводников практически незаметны на фоне лидеров мирового рынка: продажи наших крупнейших производителей составляют десятки миллионов долларов, в то время как продажи лидеров исчисляются десятками миллиардов. Сегодня на рынке присутствуют порядка нескольких десятков предприятий, занимающихся производством микросхем и дискретных полупроводников. Однако подавляющее большинство из них были созданы еще во времена СССР. Наиболее крупные компании нового времени — уже упомянутые «Ангстрем-Т» и «Микрон».

Понятно, что конкурировать с иностранными игроками на их поле нам крайне сложно.

По мнению исполнительного директора Ассоциации разработчиков и производителей электроники Ивана Покровского, возможность оставаться на плаву российским производителям дает помощь государства и сотрудничество с ОПК. Но масштабная программа перевооружения заканчивается, и спрос на продукцию полупроводниковой промышленности со стороны военных будет сокращаться. Что касается государственной поддержки, то она предоставляется в рамках программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы».

Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. ТАСС

Государство выделяет деньги на субсидирование инвестиционных расходов и компенсирует часть затрат, связанных с разработкой новой продукции и вводом новых производственных мощностей. «Это неплохая история, — считает Иван Покровский. — Субсидии Минпромторга России оказали хорошую поддержку ряду компаний, в основном производителям телеком-оборудования. Но проблема в том, что весь ресурс распределяется в ручном режиме: кто зашел, тот и получил деньги. Это точечные и разнонаправленные проекты. Нет стратегии развития, которая определяет общие задачи и объединяет ресурсы в заданном направлении. Ресурсы, кстати, есть: по различным государственным программам ежегодно на развитие электроники выделяются десятки миллиардов рублей инвестиций. Их важно согласовать исходя из целей и задач стратегии».

Стратегию развития электронной промышленности Минпромторг предполагал разработать еще два-три года назад. Однако ее разработка затянулась. «Мы в ассоциации решили, что проект отраслевой стратегии нужно подготовить как запрос предприятий отрасли государственным регуляторам. Для этого нет необходимости ждать указаний сверху. К согласованию основных положений мы приступили еще в 2017 году. В начале 2018-го работа над отраслевой стратегией активизировалась в Минпромторге, — рассказывает Иван. — По поручению министерства в ЦНИИ “Электроника” была подготовлена концепция, которая требовала доработки. В мае директор профильного департамента Сергей Хохлов пригласил представителей ассоциации в рабочую группу по подготовке отраслевой стратегии. Мы представляли основные положения своего проекта Олегу Бочарову, заместителю министра, курирующему электронику. С мая по сентябрь достаточно много времени было затрачено на участие в совещаниях, но ни по одному принципиальному вопросу мы не получили четкого ответа, поддерживаются предложения ассоциации или нет. В конце года коммуникации в рабочей группе прекратились».

Иван говорит, что цель стратегии определяли долго и мучительно, но в конце концов сформулировали ее исходя из того, что необходимо решить главную системную проблему российской электронной промышленности.

«Практически все российские компании, работающие в отрасли, — объясняет он, — имеют очень маленький масштаб деятельности, заняты в небольших рыночных нишах. Имеют блиндажное позиционирование: закрыться от конкуренции и ограничить себя самого в возможности масштабировать свой бизнес. И вот из этого следуют все остальные проблемы. Мы не можем развернуть микроэлектронику, потому что у производителя оборудования, который выступает заказчиком для микроэлектроники, очень небольшие объемы производства. Заказчиков вроде много, но рынок мелко фрагментирован и консолидировать спрос этих заказчиков невозможно. Каждый сидит в своем блиндажике и защищается от всех остальных. Ни объединить ресурсы, ни координировать деятельность таких блиндажей невозможно. Поэтому основная цель состоит в качественном переходе большинства компаний отрасли от закрытого нишевого позиционирования к совместному развитию и освоению больших открытых рынков в кооперации с компаниями разных стран».

Иван признает, что для государственных регуляторов цель выглядит несколько абстрактно. Что же касается участников рынка, то, по его мнению, все они осознают проблему блиндажа. «Цель раскладывается на задачи, которые уже достаточно конкретны. Первоочередная из них — создание опорного внутреннего спроса, на котором производители электронного оборудования смогут развернуть масштаб деятельности и создать достаточный спрос для развития микроэлектроники. Одновременно необходимо сконцентрировать инвестиционные ресурсы государства на приоритетных проектах разработки компонентов, в каждом из них добиваться выхода на конкурентоспособный по мировым меркам уровень характеристик. Это довольно болезненно, поскольку вместо примерно 150 текущих проектов нужно выбрать приблизительно пятнадцать. При этом на порядок увеличить финансирование каждого из них и перейти от воспроизводства зарубежных решений двадцатилетней давности к созданию современных решений с хорошим экспортным потенциалом. Вместе эти пятнадцать проектов должны создать основу для доверенной аппаратной ИТ-инфраструктуры».

Следующим шагом или, скорее, параллельно следует расширять объем экспорта. В проекте стратегии прописано, что объем экспорта микроэлектроники должен превышать объем поставок на внутренний рынок. Только тогда производители микросхем смогут выйти на конкурентоспособный масштаб деятельности и привлекать необходимые для дальнейшего развития финансовые и кадровые ресурсы на рынке. Станут доходной частью отрасли, а не дотационной, как сейчас.

Производство микрочипов. Фото: ТАСС

«У нас нет сомнений, что это возможно, — продолжает Иван Покровский. — Среди членов ассоциации много компаний-экспортеров, которые вопреки множеству факторов, препятствующих экспорту, довольно быстро его наращивают. Если снять нагромождение регуляторных барьеров, препятствующих экспорту из России, не говоря уже о какой-то действенной поддержке, экспорт увеличится многократно».

С барьерами же у нас пока все «хорошо».

Вся электроника подпадает под категорию продукции двойного назначения. Чтобы вывезти за рубеж более или менее сложную продукцию, нужно пройти несколько разрешительных инстанций начиная с Федеральной службы технического и экспортного контроля. Даже на обычный телекоммуникационный маршрутизатор надо получать разрешение. Понятно, что контрагент, которому необходим лишь ряд образцов, с недоумением узнае, что ему придется подождать несколько недель, пока от российских регуляторов будут получены все необходимые разрешения. Это явно не укрепит его желание регулярно заказывать в России крупные партии.

Важнейшее значение для создания спроса на внутреннем рынке имеет таможенное регулирование. До 2015 года оно носило дискриминационный характер по отношению к производителям электронного оборудования: уровень таможенных пошлин на конечную продукцию был ниже, чем на компоненты. В итоге на российском рынке преобладает оборудование зарубежных компаний, а серийное производство многих российских разработок было перенесено в Азию, прежде всего в Китай. Это лишило производителей компонентов массового спроса на внутреннем рынке. Защитные пошлины на ввоз компонентов при нулевом спросе теряют всякий смысл. Сейчас уровень пошлин почти на все виды компонентов и оборудования снижен до нуля в соответствии с правилами ВТО. Но это всего лишь нейтральное, а не стимулирующее регулирование: оно закрепляет сложившееся положение. Для переноса серийного производства в Россию необходимы пошлины на ввоз конечного оборудования в размере примерно 20% при нулевых пошлинах на компоненты. Тогда электронная промышленность начнет втягивать частные инвестиции и выходить на требуемые для развития микроэлектроники масштабы производства.

Подобрать хвосты

Распространенный аргумент, объясняющий бедственное положение российских производителей микроэлектроники, — малая емкость российского рынка. Однако часть экспертов считают это разговорами в пользу бедных.

В 1990 году в стране было выпущено 2,7 млн телевизоров. В целом в год производилось порядка миллиарда разных полупроводниковых изделий. Но когда открыли границы, на рынок хлынул поток импортной техники. Да, более привлекательной по потребительским качествам. В итоге собственная промышленность оказалась в кризисе, а специалисты начали уезжать. Сейчас телевизоров и прочей бытовой электронной техники в стране продается в год на 20 млрд долларов. Это, безусловно, значительный объем и емкий рынок, но львиная доля его — у иностранных компаний. Пусть даже они организовали сборочные производства в России с определенным уровнем локализации. И это только потребительский рынок. А есть еще закупки со стороны бизнеса, крупных государственных компаний. Их тоже можно сориентировать на отечественного производителя. Правда, без помощи государства здесь не обойтись. Как минимум необходимы протекционистские меры, создающие условия для закупки российскими предприятиями отечественной продукции. А опора на внутренний рынок позволит увереннее чувствовать себя на внешнем.

Причем возможность увеличить экспортные поставки есть даже у тех предприятий, что продолжают использовать технологии советского времени.

«Большинство крупных мировых компаний отказались от так называемых хвостовых технологий, — рассказывает Иван Покровский. — Массовый спрос на такую продукцию ушел, и лидерам мирового рынка неинтересно этим заниматься. В России многие из подобных технологий сохранились, на них есть спрос в мире. Если заказчику требуются комплектующие, которые сняты с производства, но продолжают использоваться в оборудовании с длинным жизненным циклом, то он готов купить их по повышенной цене. Жизненный цикл отдельных видов промышленного оборудования исчисляется десятками лет, а жизненный цикл компонентов у мировых лидеров — три-четыре года».

Что же касается продукции нового поколения, то ставку нужно делать на решения, которые будут широко востребованы на внутреннем и на внешнем рынках. «Производство чипов карты “Мир” — это хорошо для тренировки определенных компетенций, но долгосрочных перспектив такое направление не имеет. Внешний рынок сложился и поделен между несколькими крупными компаниями, пробиваться на него можно только за счет демпинга, но в этом не будет экономического смысла. Нужно делать ставку на рынки, которые еще не сформировались и не поделены между глобальными игроками, — считает Иван Покровский. — Предлагать продукцию, решающую новые задачи. Например, сейчас во всем мире актуальна проблема создания доверенных коммуникаций. Много возможностей открывается на рынке интернета вещей. Там важно не столько быстродействие, сколько низкое энергопотребление и стоимость. Вполне можно обойтись процессами от 90 нанометров и выше. Это потенциальные возможности для “Ангстрема-Т” и “Микрона”».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Исход из Поднебесной Исход из Поднебесной

Бизнес переходит от размещения заказов в Китае к собственному производству

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Робот берет на работу Робот берет на работу

Роботы начинают заменять человеческий труд и в сфере подбора персонала

Эксперт
«Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях «Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях

Любовь Макаревская о новой книге, молодости, дейтингах и ее стихотворениях

СНОБ
Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков Почему локальные марки парфюма не смогли занять рынок после ухода иностранных игроков

Почему отечественные компании не смогли занять освободившееся место в парфюмерии

Forbes
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
«Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность «Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность

Почему дисциплинированность недооценена и как она помогает нам в жизни

Psychologies
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Север и Юг США: долгий путь к войне Север и Юг США: долгий путь к войне

Промышленная революция в Европе по-разному сказалась на южных и северных штатах

Наука и техника
«Нас очень быстро догнала реальность» «Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

Weekend
5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой 5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой

Одежду с какими пятнами стоит выворачивать наизнанку для стирки

ТехИнсайдер
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом Фонд «Антон тут рядом»: как создать систему поддержки для людей с аутизмом

«Антон тут рядом» системно поддерживает людей с аутизмом и дает им рабочие места

Forbes
Бьюти-словарик Бьюти-словарик

Сплэш, мист, тонер, эссенция – как не запутаться в названиях уходовых средств?

Лиза
Заговор в голове Заговор в голове

Что заставляет людей верить в конспирологию?

Вокруг света
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Научить хорошему Научить хорошему

Как транслировать ребенку именно то, что для нас ценно?

Psychologies
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе

Какие правила следует соблюдать, если вы хотите сделать успешную рекламу?

Inc.
Открыть в приложении