Роботы начинают заменять человеческий труд и в сфере подбора персонала

ЭкспертHi-Tech

Робот берет на работу

Вслед за другими специальностями роботы начинают заменять человеческий труд и в сфере подбора персонала. Чат-боты привлекаются для повышения эффективности в сфере массового рекрутинга, однако полностью заменить человека в поиске сотрудников они в обозримом будущем не смогут

0:00 /
719.951
Главное преимущество робота Веры в том, что она способна совершать около 1500 интервью в день, в то время как обычный рекрутер — не более 50–60

«Здравствуйте, я робот и хочу предложить вам работу» — такие слова в телефонной трубке все чаще могут услышать те, кто находится в процессе трудоустройства. По оценкам российской Ассоциации частных агентств занятости, суммарный объем российского рынка услуг подбора персонала по итогам прошлого года составил 66,3 млрд рублей, и в ближайшем будущем заметную долю на нем намерены занять роботизированные решения автоматического поиска нужных специалистов. Робот, или так называемый чат-бот, может гораздо быстрее и дешевле, чем живой специалист по кадрам, найти в интернете анкету нужного кандидата, позвонить ему, удостовериться в соответствии ключевых навыков заявленным и «понять», что тот готов приступить к работе.

В России автоматизированные решения в области рекрутинга развивают уже десятки компаний, в частности Talantix, Skillaz, VCV. Создают своих ботов и отделы по персоналу крупных предприятий — например, банк «Открытие», сеть супермаркетов «Пятерочка», компании «Связной» и «Вымпелком». Один из самых заметных игроков нарождающегося российского рынка роботизированного набора персонала — компания «Стафори» со своим продуктом «Робот Вера», которая недавно получила 262 млн рублей инвестиций от Фонда развития интернет-инициатив и генерального директора Кировского завода предпринимателя Георгия Семененко.

Вера в робота

Робота Веру создал молодой предприниматель Владимир Свешников, который в свое время имел собственную компанию по подбору неквалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья. Сотрудникам компании приходилось делать тысячи монотонных звонков и задавать одни и те же вопросы; так и родилась идея создать программу-робота, который может сам находить анкеты кандидатов, звонить им, задавать базовые вопросы и распознавать ответы. Так в 2016 году появилось ИТ-решение, которое решено было назвать «Робот Вера». Оно полностью разработано специалистами российской компании «Стафори» на основе технологии распознавания и синтеза речи от «Яндекса» Yandex SpeechKit. К ней специалисты добавили систему автоматического поиска резюме в интернете: робот по ключевым словам может найти анкету нужного кандидата на ту или иную должность. Программисты «Стафори» сами разработали на основе технологий искусственного интеллекта алгоритмы и сценарии диалога: представители компании утверждают, что они добавили в программу более 13 млрд речевых примеров из телевизионных программ, «Википедии», рекрутинговых веб-сайтов и прочих ресурсов, чтобы робот мог распознавать ответы и вести диалог о приеме на работу.

Робот действует следующим образом: на заданных интернет-ресурсах Вера ищет резюме нужных кандидатов. Далее она автоматически создает для каждого кандидата электронное письмо с описанием предлагаемой вакансии и отправляет ему приглашение пройти собеседование. Если кандидат согласен, робот звонит ему и проводит собеседование, которое может проходить не только по телефону, но и с помощью видеосвязи. Робот распознает несложные ответы кандидата на вакансию. При необходимости может ответить на некоторые дополнительные вопросы — например, адрес работодателя, график предлагаемой работы. Далее программа выслушивает ответы кандидата, «понимает», устраивает ли его вакансия, и в случае положительной реакции на предложение о работе передает эту информацию вместе с аудио- или видеозаписью собеседования заказчику.

По словам Алексея Костарева, директора по развитию «Стафори», за время работы их роботизированной системы она уже совершила более 1,4 млн звонков и провела десять тысяч видеоинтервью. Клиентами «Стафори» являются порядка двухсот компаний, среди них МТС, «Дикси», Х5 Retail Group, «Икеа», PepsiCo, кадровые агентства.

Другой крупный игроком автоматизации процесса подбора персонала — российская компания Skillarz, недавно созданная выходцами из «Лаборатории Касперского». Их кадровый робот тоже может самостоятельно искать в интернете кандидата на открытую вакансию, отправлять ему электронные письма, звонить и оценивать соответствие требованиям к должности. Сильная сторона Skillarz — возможность автоматической интеграции всех данных о кандидатах в автоматизированную систему управления предприятием (ERP). У Skillarz в России уже есть крупные — «Мегафон», Сбербанк, «Газпром нефть». Есть на российском рынке и решения для автоматизации поиска персонала, нацеленные только на определенный вид рекрутинга. Например, сервис VCV способен сам провести с кандидатом видеоинтервью, а затем отправить его кадровому специалисту.

Ценовая политика у роботизированных сервисов разная. Skillarz предлагает свои услуги в качестве годовой подписки за полтора миллиона рублей. Использование Веры построено на количестве откликов (отобранных готовых к работе кандидатов): минимальный пакет из 45 откликов обойдется в девять тысяч рублей, максимальный, на пять тысяч откликов, — в 500 тысяч. Такие затраты на робота обходятся компаниям дешевле, чем оплата труда специалиста по персоналу, при этом робот находит первичную информацию и обзванивает кандидатов гораздо быстрее «живых» кадровиков. За два дня человек способен сделать порядка ста звонков, а робот их сделает всего за тридцать минут, что очень важно для компаний, которым, например, продавцы в супермаркет или кладовщики на склад нужны были «еще вчера».

Робот как помощник

Насколько качественно роботы могут находить персонал? Опрошенные «Экспертом» компании, уже пользующиеся роботизированными сервисами рекрутинга, рассказали, что у таких решений есть свои безусловные плюсы. «В декабре 2017 года с кандидатами, претендующими на некоторые вакансии и стажировки в “Coca-Cola HBC Россия”, начали разговаривать роботы Вера и Андрей. С помощью роботизированных аудиоботов компания проводит предварительный отбор среди соискателей при массовом подборе, например на должности торговых представителей, операторов производства, водителей доставки, сотрудников колл-центров, — рассказывает Вера Наумова, менеджер по организационному развитию “Coca-Cola HBC Россия”. — Обзвон кандидатов и предварительный отбор — это простая и монотонная, но очень затратная с точки зрения ресурсов работа. Даже самый общительный рекрутер после нескольких десятков звонков устает. При этом до двух третей звонков могут быть напрасными — многие кандидаты не подходят по квалификационным требованиям или уже нашли работу, ведь рынок FMCG очень динамичен».

«Главное преимущество робота Веры в том, что она способна совершать около полутора тысяч интервью в день, в то время как обычный рекрутер — не более пятидесяти-шестидесяти, — соглашается Олеся Ерлина, руководитель отдела компании по подбору персонала Open. — Еще один очень большой плюс Веры — оперативность ее работы. В нашей сфере это чрезвычайно важно. Недавно мы проводили небольшой эксперимент, в ходе которого выяснили, что в течение первого часа после того, как мерчендайзер публикует свое резюме, ему поступает от двадцати до тридцати звонков. Если не связаться с кандидатом в первые часы, то на следующий день он уже выйдет на работу к конкурентам».

Однако есть у робота-рекрутера и недостатки. «Когда мы только начали использовать робота, то периодически сталкивались со сложностями, связанными с процессом распознавания речи. Вера искажала до неузнаваемости некоторые фразы: например, “не устраивает зарплата” превращалось в “копать лопатой”. Из-за этого мы не всегда могли понять, по какой причине кандидат отказался от вакансии. Но необходимо отметить гибкость и оперативность разработчиков, они очень быстро решали подобные проблемы. Были кейсы, когда интервьюируемые далеко не на первой минуте разговора понимали, что общаются не с реальным человеком», — отмечает Олеся Ерлина.

Роботизированные сервисы поиска персонала сейчас могут использоваться исключительно как вспомогательный этап и не способны замещать собой весь процесс найма, особенно если речь идет не о массовом найме, а о поиске квалифицированных сотрудников. «Надо признать, что на данный момент технология еще сырая: разработчикам предстоит много работы в части настройки и совершенствования речевой аналитики. На сегодняшний день такие роботы могут поддерживать очень простые диалоги и выдавать несложные заготовленные фразы. Хотя в перспективе автоматизация процессов призвана сократить затраты на наем и подбор сотрудников», — считает Екатерина Федюнина, директор департамента по работе с персоналом банка «Восточный».

«Главный недостаток роботизированных систем в том, что робот хорош только для первоначальной и промежуточной коммуникации, он вряд ли сможет довести процесс найма специалиста до конца, — продолжает Дамир Такеев, HR-директор компании Domino’s Pizza. — Соискателю в любом случае необходима экспертиза другого человека, который сможет проконсультировать его по тем вопросам, которые не будут программно заложены в робота. Именно поэтому робота Веру или любые другие боты необходимо использовать только на определенном этапе процесса поиска персонала».

Поговори со мною, робот!

Согласно исследованию Grand View Research, мировой рынок чат-ботов к 2025 году достигнет 1,25 млрд долларов. Помимо рекрутинга роботизированные решения общения с клиентами уже широко используются в России в ритейле, банковской, страховой и других сферах. «Бурный рост внедрения таких роботов обусловлен несколькими факторами: во-первых, чат-боты помогают бизнесу существенно оптимизировать расходы, во-вторых, стремительное развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения постоянно расширяет их возможности, — объясняет Александр Белоцерковский, специалист по продвижению технологий компании Microsoft в России. — Помимо HR подобные технологии быстро набирают популярность в ритейле, финансовом секторе и даже медицине — везде, где бизнесу необходимо постоянно контактировать с клиентами по типовым вопросам. Например, одна из крупнейших розничных сетей США Macy's расширила функционал своего сайта и приложения с помощью чат-бота, который может самостоятельно решать стандартные задачи клиентов и при необходимости незаметно переводить их на живого оператора. Помощник уже отвечает более чем на четверть запросов, и Macy's планирует расширить его поддержку на другие каналы».

Интересно, что в последнее время чат-боты перестают быть безличными и стремятся обрести некое подобие индивидуальности. Например, некоторые российские видеороботы по подбору персонала стилизованы под Людмилу Прокофьевну — героиню фильма «Служебный роман». А в США одна из крупнейших страховых компаний Progressive Corporation создала виртуальную помощницу Flo, которая официально имеет любимое блюдо, машину, а также свою страничку на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) более чем с миллионом подписчиков.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Искусственный интеллект на грани нервного срыва Искусственный интеллект на грани нервного срыва

В 2018 году искусственный интеллект вышел «на свободу»

Эксперт
На почве нежности На почве нежности

Гид джентльмена по уходу за домашними растениями

GQ
Поднять цены и умереть Поднять цены и умереть

Обострившаяся конкуренция приведет к сокращению числа игроков на рынках

Эксперт
3 техники арт-терапии для исполнения желаний 3 техники арт-терапии для исполнения желаний

Эти техники помогут правильно сформулировать желания

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
И тайное станет явным! И тайное станет явным!

Кэти Холмс и обладатель «Оскара» Джейми Фокс наконец сыграют свадьбу

Grazia
Операция «Антимозг» Операция «Антимозг»

О вреде умственного напряжения и творческой пользе бездумного существования

Maxim
Юрий Чернавский Юрий Чернавский

Юрий Чернавский прибыл на концерт, устроенный в его честь

Собака.ru
Каникулы без последствий Каникулы без последствий

Эксперты рассказывают, как лучше питаться в праздничные дни

Лиза
Простуду лечить не нужно. И вот почему Простуду лечить не нужно. И вот почему

Терапевт развенчивает основные мифы о лечении ОРВИ

Собака.ru
Архип Куинджи. Повелитель света Архип Куинджи. Повелитель света

Как жил и творил великий художник Архип Куинджи

Караван историй
5 шаблонов поведения, которые вредят отношениям 5 шаблонов поведения, которые вредят отношениям

Почему отношения со временем превращаются в изматывающие и холодные?

Psychologies
Тина Канделаки: «С удовольствием рожу еще раз!» Тина Канделаки: «С удовольствием рожу еще раз!»

Всем известно, что телеведущая остра на язык и за словом в карман не полезет

StarHit
«Он был таким сильным и уверенным»: как не попасться на уловки мужчины-тирана «Он был таким сильным и уверенным»: как не попасться на уловки мужчины-тирана

Что скрывается за излишне решительным и напористым поведением мужчины?

Psychologies
Слава Швец: Просто не Рим. Рецензия на книгу Аркадия Ипполитова Слава Швец: Просто не Рим. Рецензия на книгу Аркадия Ипполитова

Аркадий Ипполитов позволил себе слишком вольное обращение с Вечным городом

СНОБ
Как завоевать сердца клиентов из разных поколений Как завоевать сердца клиентов из разных поколений

Брендам необходимо научиться привлекать миллениалов и постмиллениалов

Forbes
«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны» «У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

Psychologies
От генов гиперактивности к таблеткам от невнимательности От генов гиперактивности к таблеткам от невнимательности

Генетики идентифицировали гены, увеличивающие риск синдрома гиперактивности

Forbes
Красивые комплименты для девушки: 8 правил и примеры (советуем их выучить) Красивые комплименты для девушки: 8 правил и примеры (советуем их выучить)

Уметь делать женщине короткие комплименты — это искусство, которое можно освоить

Playboy
Северная звезда Северная звезда

Модель Мария Скокова — о любви к родине, искусству, моде и просто о любви

Vogue
За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

Forbes
Где твоя любовь, с*ка? Несчастные истории любви звезд хип-хопа Где твоя любовь, с*ка? Несчастные истории любви звезд хип-хопа

Любовные драмы известных рэперов

Cosmopolitan
Смена декораций Смена декораций

Почему бы не встретить Новый год на перекрёстке путей и культур

Robb Report
Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке

Как понять, что ты нравишься девушке, и не показаться идиотом?

Playboy
Биткоин vs государство: 10 лет спустя Биткоин vs государство: 10 лет спустя

Биткоину 10 лет. Как он появился, что пришлось изменить и что его ждет в будущем

Forbes
Спаси и сохрани Спаси и сохрани

Осознанное потребление — это не только важно, но дико модно и духоподъемно

Собака.ru
«Голые платья» и другие наряды Анастасии Волочковой в уходящем году «Голые платья» и другие наряды Анастасии Волочковой в уходящем году

Чем отличилась Волочкова в уходящем году?

Cosmopolitan
Конфликт интересов: родители vs бабушки и дедушки Конфликт интересов: родители vs бабушки и дедушки

Отношения взрослых детей и их родителей сами по себе часто бывают напряженными

Psychologies
К какому поколению ты относишься: «бэби-бумер», миллениал, Х или Z? К какому поколению ты относишься: «бэби-бумер», миллениал, Х или Z?

Объясняем теорию поколений, чтобы не запутаться, к какому ты относишься

Playboy
Бьет – значит, любит Бьет – значит, любит

Почему Роберт Де Ниро расстается с Грейс Хайтауэр

StarHit
Открыть в приложении