Как фармрынок приходит к цифровизации

ЭкспертБизнес

«Мы ко всему подходим очень тщательно»

Глава фармацевтической компании «Акрихин» считает, что отрасль находится в самом начале процесса цифровизации, но эффект уже ощутим

Николай Ульянов

Президент компании «Акрихин» Денис Четвериков

Самым продаваемым лекарственным препаратом витамина D на российском рынке стал препарат от компании «Акрихин». За последние 12 месяцев компания продала его на общую сумму 2,7 млрд рублей. Президент компании Денис Четвериков рассказал «Эксперту», почему это произошло и какова в этом роль цифровизации бизнеса компании.

— Что вы вкладываете в понятие «цифровизация»?

— Мы цифровизацию рассматриваем как взаимодействие трех элементов. Первый — технологии, второй — рынок, третий — организация. Такой взаимосвязанный подход открывает новую возможность для использования цифровых технологий, позволяет перекроить взаимоотношения между участниками рынка и таким образом создать для них новую ценность.

Лучший пример здесь Uber. Использование цифровых технологий привело к кардинальному перекраиванию рынка. Фактически был создан новый рынок, с другими взаимоотношениями между водителями такси и пассажирами. Мы помним, как раньше поднимали руку, нас спрашивали: «Куда?» И могли даже не повезти. Цифровые технологии создали дополнительную ценность и для пассажиров, и для водителей такси. А Uber на том, что создал новый рынок, зарабатывает деньги.

В первую очередь мы стремимся смотреть на цифровые технологии как на возможность перекроить устоявшиеся отношения, чтобы создать новые ценности для участников рынка.

— И как, получается?

— Могу привести конкретный пример. Мы, компания «Акрихин», разработали электронную платформу «ФармЗаказ» (https://pharm-zakaz.ru/). На этой платформе наши клиенты, аптеки в первую очередь, получили возможность заказывать продукцию «Акрихина» напрямую у нас по ценам производителя, минуя посредников. И таким образом, мы создаем новую ценность для обеих сторон.

Мы пошли дальше: вооружили эту платформу аналитикой. Используя big data и искусственный интеллект предоставляем нашим клиентам сервис по анализу продаж. Наши клиенты получают наилучшие предложения, которые помогают им развивать свой бизнес. А мы растем вместе с ними. На мой взгляд, это пример, как цифровые технологии перекраивают установившиеся взаимоотношения между производителем, аптеками, дистрибьюторами и способствуют их развитию.

— Как это выглядит на практике? Вы говорите аптекам: «Мы проанализировали ситуацию, впереди простудный период, и вам стоит купить средства от простуды в большем количестве»? И, с определенного объема аптекам будет скидка. Так?

— Мы анализируем закупки и продажи аптек и на основе этого анализа делаем для них наилучшие предложения. Это не обязательно ценовое предложение, хотя и это возможно.

Наиболее яркий пример — витамин D3. Мы лидеры в его производстве. Вы знаете, что сейчас использование витамина D3 очень широко применяется для профилактики и даже для лечения в связи с распространением коронавируса.

Мы первыми на рынке создали витамин D3 не в виде капель (он исторически был растворимым), а в виде таблеток. Используя свою систему, обеспечили более широкое присутствие этого препарата в аптеках. И обеспечили во время эпидемии снижение цены.

Мы увеличили не только представленность в аптеках, но и запасы препарата. Потому что часто аптека закупает одну-две упаковки. А тут случается пик спроса. Люди приходят, а лекарства нет. Так что наша система способствует максимальному удовлетворению спроса.

Front и back цифровизации

— С точки зрения сбыта понятно. А что с цифровизацией производства?

— Цифровизация производства, безусловно, очень интересная вещь. И мы ее давно начали. Это связано с внедрением еще в начале 2000-х годов системы CRM, потом с ее апгрейдом. Знаете, я бы, честно говоря, объединил это. Есть не только производство. Цифровизацию можно разделить на front и back. Вот если говорить про back, то это и производство, и финансы, и логистика, и кадры. Это все взаимосвязано.

— А front – это продажи?

— Front — это продажи. Система «ФармЗаказ» — это front.

Мы занимаемся тем, что автоматизируем процессы, добиваясь повышения эффективности. Мы, например, внедряем в финансах роботов, которые делают операции более быстрыми. Внедряем электронный документооборот.

Если говорить о производстве и логистике, то, поскольку производство и логистика идут вместе, наилучший пример — наше взаимодействие с государственными органами, скажем с Федеральной таможенной службой. Был внедрен электронный документооборот между «Акрихином» и ФТС. Это сократило трудоемкость процессов, снизило риски, позволило оптимизировать затраты. Я считаю важным, когда улучшение процессов не только внутри компании происходит, но и с внешними контрагентами.

— Внедрение электронного документа с таможенной службой как проходило? Чья это разработка — ваша или ФТС? Или просто было куплено решение?

— Электронный документооборот — это чаще всего стандартное решение, которое покупается. В случае с таможенной службой программное обеспечение было предложено ею. Но мы не просто внедрили ПО, мы кастомизировали его. Любую стандартную программу, любой стандартный софт нужно дорабатывать, кастомизировать, адаптировать к своей локальной системе. Например, мы сейчас хотим внедрять цифровое управление бизнес-процессами. Будет большая система, которая позволит нам все основные процессы в организации цифровизировать.

— Вы пользуетесь продуктами, которые на рынке уже существуют?

— Конечно.

— Они вас удовлетворяют по функционалу, по качеству, по цене? Есть ли конкуренция между этими продуктами? Как вы их выбираете?

— Безусловно, и у нас любые закупки тендерные. Важный момент — способность компаний, которые предлагают стандартные решения, обеспечить поддержку в части адаптации к локальным потребностям. Есть много различных решений: и локальные, и международные. Внедряя, например, систему управления бизнес-процессами, мы отдали предпочтение российской компании, которая базируется в Ижевске.

— То есть вы как клиент видите, что российские компании, которые занимаются решениями для цифровизации различных процессов, могут предоставлять конкурентоспособные и качественные продукты?

— Абсолютно. Когда мы внедряли маркировку лекарств, была комбинация двух решений. С одной стороны, это было стандартное решение от международной компании SAP, и фактически все компании этим пользуются. Но мы много потратили сил, времени и денег на то, чтобы российские разработчики интегрировали это решение в общую систему под наши потребности. И получили хорошие результаты, что позволило нам безболезненно внедрить маркировку и избежать сложностей, которые были у других компаний.

— То есть вы не просто взяли иностранный продукт, а создали некую среду с его участием, и это дало вам возможность легче пройти ту ситуацию, отчасти кризисную, которая возникла из-за сбоев в системе маркировки лекарств прошлым летом?

— Да.

— А вы почему этим занимались? Вы обладаете даром предвидения?

— Мы просто ко всему подходим очень тщательно.

Цифра для людей

— По вашему опыту, с чего нужно начинать цифровизацию? Браться за какие-то отдельные направления или пытаться сразу охватить всю компанию?

— Я думаю, первое и самое главное — нужно начинать с людей. С того, как они мыслят. Можно купить стандартное решение и его внедрить. Но при этом вы мало что получите на выходе с точки зрения дополнительной ценности, потому что люди всегда найдут возможность действовать в рамках новой системы, не меняя свое поведение.

— Вы можете оценить, в какой стадии находится цифровизация фармацевтической отрасли?

— Я думаю, что в фармацевтике цифровизация находится в самом начале пути. Сейчас идет получение и накопление первого опыта. А дальше будет этап становления и развития. Фармацевтика, в принципе, не самая передовая индустрия с точки зрения цифровизации, если сравнить, например, с банковской индустрией, где один из наиболее высоких уровней цифровизации. Сейчас только складываются стандарты, по которым фармацевтика в цифровизации будет существовать.

— А какие-то экономические выгоды, эффекты от нее вы уже видите? Затраты, что вы понесли, вы уже отбили или близки к этому?

— Пока нет. Если говорить о системе маркировки лекарств, то это был очень затратный проект. Безусловно, мы эти деньги еще не вернули. Но мы смотрим в будущее, потому что маркировка дает возможность получить полную прозрачность движения лекарственных средств по всей цепочке от производителя до конечного потребителя. И сейчас пока эта возможность не реализована, хотя законодательно и закреплена. То есть оператор этой маркировки — Центр развития перспективных технологий — должен предоставлять производителям данные о движении товара. Когда это случится, мы, безусловно, сможем оптимизировать свое производство и товарные запасы. Это даст нам возможность лучше понимать спрос на нашу продукцию, его эластичность и сезонность. Дальше это транслируется в изменения предложений для потребителей: аптек, госпиталей, больниц, — и в итоге это, конечно, приведет к тому, что затраты окупятся. Это очень длительный процесс. Потому что цифровизация — это капитальные затраты. А капитальные затраты окупаются годами. А не так: потратили, а завтра вернули.

— То есть маркировка позволит вам больше узнать о том, как ваш товар распространяется. А как насчет того, что из-за маркировки с рынка уйдет контрафактная продукция и она будет замещена вашей, легальной? Ваши объемы в этом случае вырастут, и вы больше заработаете. Или слишком мало времени прошло?

— Я считаю, что это представление о контрафакте на рынке фармацевтической продукции — довольно значительный миф. Конечно, я двадцать пять лет уже работаю в фармацевтике, контрафакт был и есть. Но это не носит, на мой взгляд, критического характера для рынка. Поэтому мы не видим, что из-за маркировки наши объемы увеличились.

Я думаю, что введение маркировки связано с тем, что она помогает государству контролировать, чтобы не было «переливов», как мы это называем, лекарственных средств, закупленных государством, в частный сектор. Это было на протяжении последних лет, когда дорогостоящие лекарственные средства, на которые государство потратило значительные деньги, были закуплены на государственных тендерах, а потом вдруг оказалось, что они продаются в аптеках и люди покупают их за свои собственные средства. Вот для того, чтобы таких «переливов» не было, маркировка в том числе и внедряется. Она должна способствовать тому, чтобы государственные средства более эффективно расходовались.

Справка о компании:

«Акрихин» — российская фармацевтическая компания, выпускающая лекарственные средства наиболее востребованных терапевтических групп. Компания занимает четвертое место в рейтинге российских фармацевтических производителей по объему продаж на розничном рынке.

В продуктовом портфеле компании около 200 препаратов, более 45% из них входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Число сотрудников — 1500 человек, выручка по итогам 2020 года — более 18 млрд рублей.

Фото: Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыба ждет покупателя Рыба ждет покупателя

Ограничения на ввоз рыбы в Китай привело к падению прибыли рыбной отрасли

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
По пути к программному суверенитету По пути к программному суверенитету

Почему протекционизм в области ПО вполне уместен

Эксперт
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Ветераны возвращаются: каким оказалось правительство «Талибана»* Ветераны возвращаются: каким оказалось правительство «Талибана»*

Талибы договорились друг с другом и огласили компромиссный состав правительства

Эксперт
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Tesla для всех Tesla для всех

Возможности новой Tesla Model 3

CHIP
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
15 советов, которые помогут получить повышение 15 советов, которые помогут получить повышение

Как выделиться на фоне коллег и стать по-настоящему ценным сотрудником?

Psychologies
Правила выживания Правила выживания

Жесткая ДКП заставляет искать специфические инструменты для защиты денег

Монокль
Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье

Идеи, которые помогут сделать ваше «время вместе» теплее, дружнее и интереснее

Новый очаг
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека Зрелая женщина: 7 признаков психологически взрослого человека

Что за «зверь» такой — зрелая женщина?

Psychologies
Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

Анастасия Постригай об академии OP-POP-ART и любви к художникам-шестидесятникам

СНОБ
«Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше «Одинокая планета»: драма с Лорой Дерн об отношениях, где женщина намного старше

«Одинокая планета»: пляжное чтиво, которое не жалко забыть тумбочке в отеле

Forbes
Стремящаяся вверх Стремящаяся вверх

Евгения Леонтьева — альпинистка и спортивный фотограф

Отдых в России
Зачем Трампу столько власти Зачем Трампу столько власти

Откажется ли Дональд Трамп, став президентом, от революционной тактики?

Монокль
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения? Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения?

Как построить новую любовь после потери близкого человека?

Psychologies
Женские секреты Женские секреты

Лучшие идеи для обустройства туалетного столика в спальне

Лиза
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино! Почему черно-белые фильмы выглядят эстетичнее? Узнайте интересные факты о кино!

Почему черно-белое кино такое эстетичное?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении