Как фармрынок приходит к цифровизации

ЭкспертБизнес

«Мы ко всему подходим очень тщательно»

Глава фармацевтической компании «Акрихин» считает, что отрасль находится в самом начале процесса цифровизации, но эффект уже ощутим

Николай Ульянов

Президент компании «Акрихин» Денис Четвериков

Самым продаваемым лекарственным препаратом витамина D на российском рынке стал препарат от компании «Акрихин». За последние 12 месяцев компания продала его на общую сумму 2,7 млрд рублей. Президент компании Денис Четвериков рассказал «Эксперту», почему это произошло и какова в этом роль цифровизации бизнеса компании.

— Что вы вкладываете в понятие «цифровизация»?

— Мы цифровизацию рассматриваем как взаимодействие трех элементов. Первый — технологии, второй — рынок, третий — организация. Такой взаимосвязанный подход открывает новую возможность для использования цифровых технологий, позволяет перекроить взаимоотношения между участниками рынка и таким образом создать для них новую ценность.

Лучший пример здесь Uber. Использование цифровых технологий привело к кардинальному перекраиванию рынка. Фактически был создан новый рынок, с другими взаимоотношениями между водителями такси и пассажирами. Мы помним, как раньше поднимали руку, нас спрашивали: «Куда?» И могли даже не повезти. Цифровые технологии создали дополнительную ценность и для пассажиров, и для водителей такси. А Uber на том, что создал новый рынок, зарабатывает деньги.

В первую очередь мы стремимся смотреть на цифровые технологии как на возможность перекроить устоявшиеся отношения, чтобы создать новые ценности для участников рынка.

— И как, получается?

— Могу привести конкретный пример. Мы, компания «Акрихин», разработали электронную платформу «ФармЗаказ» (https://pharm-zakaz.ru/). На этой платформе наши клиенты, аптеки в первую очередь, получили возможность заказывать продукцию «Акрихина» напрямую у нас по ценам производителя, минуя посредников. И таким образом, мы создаем новую ценность для обеих сторон.

Мы пошли дальше: вооружили эту платформу аналитикой. Используя big data и искусственный интеллект предоставляем нашим клиентам сервис по анализу продаж. Наши клиенты получают наилучшие предложения, которые помогают им развивать свой бизнес. А мы растем вместе с ними. На мой взгляд, это пример, как цифровые технологии перекраивают установившиеся взаимоотношения между производителем, аптеками, дистрибьюторами и способствуют их развитию.

— Как это выглядит на практике? Вы говорите аптекам: «Мы проанализировали ситуацию, впереди простудный период, и вам стоит купить средства от простуды в большем количестве»? И, с определенного объема аптекам будет скидка. Так?

— Мы анализируем закупки и продажи аптек и на основе этого анализа делаем для них наилучшие предложения. Это не обязательно ценовое предложение, хотя и это возможно.

Наиболее яркий пример — витамин D3. Мы лидеры в его производстве. Вы знаете, что сейчас использование витамина D3 очень широко применяется для профилактики и даже для лечения в связи с распространением коронавируса.

Мы первыми на рынке создали витамин D3 не в виде капель (он исторически был растворимым), а в виде таблеток. Используя свою систему, обеспечили более широкое присутствие этого препарата в аптеках. И обеспечили во время эпидемии снижение цены.

Мы увеличили не только представленность в аптеках, но и запасы препарата. Потому что часто аптека закупает одну-две упаковки. А тут случается пик спроса. Люди приходят, а лекарства нет. Так что наша система способствует максимальному удовлетворению спроса.

Front и back цифровизации

— С точки зрения сбыта понятно. А что с цифровизацией производства?

— Цифровизация производства, безусловно, очень интересная вещь. И мы ее давно начали. Это связано с внедрением еще в начале 2000-х годов системы CRM, потом с ее апгрейдом. Знаете, я бы, честно говоря, объединил это. Есть не только производство. Цифровизацию можно разделить на front и back. Вот если говорить про back, то это и производство, и финансы, и логистика, и кадры. Это все взаимосвязано.

— А front – это продажи?

— Front — это продажи. Система «ФармЗаказ» — это front.

Мы занимаемся тем, что автоматизируем процессы, добиваясь повышения эффективности. Мы, например, внедряем в финансах роботов, которые делают операции более быстрыми. Внедряем электронный документооборот.

Если говорить о производстве и логистике, то, поскольку производство и логистика идут вместе, наилучший пример — наше взаимодействие с государственными органами, скажем с Федеральной таможенной службой. Был внедрен электронный документооборот между «Акрихином» и ФТС. Это сократило трудоемкость процессов, снизило риски, позволило оптимизировать затраты. Я считаю важным, когда улучшение процессов не только внутри компании происходит, но и с внешними контрагентами.

— Внедрение электронного документа с таможенной службой как проходило? Чья это разработка — ваша или ФТС? Или просто было куплено решение?

— Электронный документооборот — это чаще всего стандартное решение, которое покупается. В случае с таможенной службой программное обеспечение было предложено ею. Но мы не просто внедрили ПО, мы кастомизировали его. Любую стандартную программу, любой стандартный софт нужно дорабатывать, кастомизировать, адаптировать к своей локальной системе. Например, мы сейчас хотим внедрять цифровое управление бизнес-процессами. Будет большая система, которая позволит нам все основные процессы в организации цифровизировать.

— Вы пользуетесь продуктами, которые на рынке уже существуют?

— Конечно.

— Они вас удовлетворяют по функционалу, по качеству, по цене? Есть ли конкуренция между этими продуктами? Как вы их выбираете?

— Безусловно, и у нас любые закупки тендерные. Важный момент — способность компаний, которые предлагают стандартные решения, обеспечить поддержку в части адаптации к локальным потребностям. Есть много различных решений: и локальные, и международные. Внедряя, например, систему управления бизнес-процессами, мы отдали предпочтение российской компании, которая базируется в Ижевске.

— То есть вы как клиент видите, что российские компании, которые занимаются решениями для цифровизации различных процессов, могут предоставлять конкурентоспособные и качественные продукты?

— Абсолютно. Когда мы внедряли маркировку лекарств, была комбинация двух решений. С одной стороны, это было стандартное решение от международной компании SAP, и фактически все компании этим пользуются. Но мы много потратили сил, времени и денег на то, чтобы российские разработчики интегрировали это решение в общую систему под наши потребности. И получили хорошие результаты, что позволило нам безболезненно внедрить маркировку и избежать сложностей, которые были у других компаний.

— То есть вы не просто взяли иностранный продукт, а создали некую среду с его участием, и это дало вам возможность легче пройти ту ситуацию, отчасти кризисную, которая возникла из-за сбоев в системе маркировки лекарств прошлым летом?

— Да.

— А вы почему этим занимались? Вы обладаете даром предвидения?

— Мы просто ко всему подходим очень тщательно.

Цифра для людей

— По вашему опыту, с чего нужно начинать цифровизацию? Браться за какие-то отдельные направления или пытаться сразу охватить всю компанию?

— Я думаю, первое и самое главное — нужно начинать с людей. С того, как они мыслят. Можно купить стандартное решение и его внедрить. Но при этом вы мало что получите на выходе с точки зрения дополнительной ценности, потому что люди всегда найдут возможность действовать в рамках новой системы, не меняя свое поведение.

— Вы можете оценить, в какой стадии находится цифровизация фармацевтической отрасли?

— Я думаю, что в фармацевтике цифровизация находится в самом начале пути. Сейчас идет получение и накопление первого опыта. А дальше будет этап становления и развития. Фармацевтика, в принципе, не самая передовая индустрия с точки зрения цифровизации, если сравнить, например, с банковской индустрией, где один из наиболее высоких уровней цифровизации. Сейчас только складываются стандарты, по которым фармацевтика в цифровизации будет существовать.

— А какие-то экономические выгоды, эффекты от нее вы уже видите? Затраты, что вы понесли, вы уже отбили или близки к этому?

— Пока нет. Если говорить о системе маркировки лекарств, то это был очень затратный проект. Безусловно, мы эти деньги еще не вернули. Но мы смотрим в будущее, потому что маркировка дает возможность получить полную прозрачность движения лекарственных средств по всей цепочке от производителя до конечного потребителя. И сейчас пока эта возможность не реализована, хотя законодательно и закреплена. То есть оператор этой маркировки — Центр развития перспективных технологий — должен предоставлять производителям данные о движении товара. Когда это случится, мы, безусловно, сможем оптимизировать свое производство и товарные запасы. Это даст нам возможность лучше понимать спрос на нашу продукцию, его эластичность и сезонность. Дальше это транслируется в изменения предложений для потребителей: аптек, госпиталей, больниц, — и в итоге это, конечно, приведет к тому, что затраты окупятся. Это очень длительный процесс. Потому что цифровизация — это капитальные затраты. А капитальные затраты окупаются годами. А не так: потратили, а завтра вернули.

— То есть маркировка позволит вам больше узнать о том, как ваш товар распространяется. А как насчет того, что из-за маркировки с рынка уйдет контрафактная продукция и она будет замещена вашей, легальной? Ваши объемы в этом случае вырастут, и вы больше заработаете. Или слишком мало времени прошло?

— Я считаю, что это представление о контрафакте на рынке фармацевтической продукции — довольно значительный миф. Конечно, я двадцать пять лет уже работаю в фармацевтике, контрафакт был и есть. Но это не носит, на мой взгляд, критического характера для рынка. Поэтому мы не видим, что из-за маркировки наши объемы увеличились.

Я думаю, что введение маркировки связано с тем, что она помогает государству контролировать, чтобы не было «переливов», как мы это называем, лекарственных средств, закупленных государством, в частный сектор. Это было на протяжении последних лет, когда дорогостоящие лекарственные средства, на которые государство потратило значительные деньги, были закуплены на государственных тендерах, а потом вдруг оказалось, что они продаются в аптеках и люди покупают их за свои собственные средства. Вот для того, чтобы таких «переливов» не было, маркировка в том числе и внедряется. Она должна способствовать тому, чтобы государственные средства более эффективно расходовались.

Справка о компании:

«Акрихин» — российская фармацевтическая компания, выпускающая лекарственные средства наиболее востребованных терапевтических групп. Компания занимает четвертое место в рейтинге российских фармацевтических производителей по объему продаж на розничном рынке.

В продуктовом портфеле компании около 200 препаратов, более 45% из них входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Число сотрудников — 1500 человек, выручка по итогам 2020 года — более 18 млрд рублей.

Фото: Олег Сердечников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
По пути к программному суверенитету По пути к программному суверенитету

Почему протекционизм в области ПО вполне уместен

Эксперт
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Долг лишился иллюзий Долг лишился иллюзий

Вкладчики долго скупали облигации «Роснано». Теперь они столкнутся с реальностью

Эксперт
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
«Три толстяка»: прекрасный и яростный спектакль Андрея Могучего «Три толстяка»: прекрасный и яростный спектакль Андрея Могучего

В БДТ — премьера седьмого эпизода эпопеи по мотивам сказки Юрия Олеши

Эксперт
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
Дворец и храм Дворец и храм

Грандиозные проекты Ирода Великого на сто лет вперед определили облик Иерусалима

Знание – сила
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
Чем лабрадор отличается от голден ретривера Чем лабрадор отличается от голден ретривера

Существует ли какая-то существенная разница между лабрадором и голден ретривером

ТехИнсайдер
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств

Как понять, что вместо свиданий вам предлагают инвестиционный скам?

Forbes
Пэтфуд как бизнес Пэтфуд как бизнес

Как идет импортозамещение на рынке кормов для непродуктивных домашних животных

Агроинвестор
Мужчина, позвольте… Мужчина, позвольте…

Как флирт помогает держать себя в тонусе: 5 неочевидных плюсов

Лиза
Спаржевый стартап Спаржевый стартап

Олег Жолобенко выращивает деликатесную агрокультуру в Черноземье

Агроинвестор
Восход и закат Великой Восход и закат Великой

«Золотой век» дворянства, крепостной гнет и реформы царствования Екатерины II

Знание – сила
Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо Как нейросети проваливаются в «долину разочарования» и почему это хорошо

Когда большие языковые модели займут уверенную позицию и достигнут пика?

Forbes
Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол

Глава из книги «Без права на престол» — как расцвели и погибли пять династий

Forbes
Бессмертие «цзы» Бессмертие «цзы»

Иероглифы в Поднебесной всегда воспринимались как нечто священное

Знание – сила
Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя Признаки нездоровых отношений: как отследить их вовремя

Как понять, что общение с партнером начало причинять реальный вред?

Psychologies
По капле крови По капле крови

Донорство крови: главные факты, которые важно знать

Лиза
Открыть в приложении