Выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

ЭкспертКультура

«Музы Монпарнаса»: культурный взрыв сто лет тому назад

В Музее имени Пушкина — выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

Вячеслав Суриков

Жаклин Марваль. 1866–1932. Кокетки. 1903

На двадцатые годы двадцатого века пришлась одна из самых сильных вспышек феминизма, призванного выровнять нарушенный гендерный баланс. В Париже он выравнивался в первую очередь в изобразительном искусстве. Здесь женщины могли заявить о себе как о значимых персонах именно в этой сфере. Они получали образование и активно включались в художественный процесс, который наиболее интенсивно протекал как раз здесь, в Париже, который тогда был центром мирового искусства. Его литературная фотография выполнена Эрнестом Хемингуэем, одно название которой «Париж — праздник, который всегда с тобой» передает атмосферу, наполнявшую этот город. Таланты стягивались сюда, потому что могли не просто реализовать здесь свой потенциал, но обрести единомышленников и попасть в круговорот новых идей.

Предтечей нашествия женщин-художников и скульпторов была Камилла Клодель. На выставке «Музы Монпарнаса» представлена ее работа «Вальс», в которой можно увидеть всю страсть, заключенную в этой женщине, вступившей в союз с другим великим скульптором — Огюстом Роденом, дерзнувшей соперничать с ним и сумевший если не превзойти его, то сравняться по степени мастерства. В 1912 году, когда в Париж из России приехала учиться скульптуре Вера Мухина, Клодель, страдавшая психическим расстройством, уже была не состоянии творить, но разрушить все предубеждения по поводу того, может ли женщина быть скульптором, он успела. Клодель была жива и тогда, когда работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» возвысилась над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже 1937 года и стала триумфом женской скульптуры, по-прежнему оставаясь одной из ее самых высших точек.

Вера Пагава (1907–1988). Женщина с маской

В художественном мире до конца девятнадцатого века женщина была моделью — объектом искусства— и в очень редких случаях субъектом. Даже в балете, который до прихода Вацлава Нижинского был исключительно женской стихией, над женщиной возвышалась фигура хореографа. В двадцатом веке в танце эту схему разрушила Айседора Дункан — она была и автором, и исполнителем. В этот же период в живописи женщины тоже стали совмещать эти роли: они могли и писать, и позировать. Мы видим череду женских портретов, на которых модели подобны голливудским кинозвездам. Картина словно маленький фильм, где они играют главную роль. Они позволяют себя рисовать. И женщины, стоящие за мольбертом, видят другую женщину иначе, чем мужчины. Они глубже проникают в ее суть, потому что видят в ней и саму себя тоже.

Один из немногих мужчин, чьи работы допущены на эту выставку, — Цугухару Фудзита. Плод взаимного притяжения Японии и Франции, этот художник привнес в европейский рационализм — пределом которого в те годы стал кубизм Пабло Пикассо и его последователей, — восточную утонченность. Он рисует женщину не как европейский художник, пристально всматриваясь в ее тело, не как рисует женщина, для которой тело ее модели — сгусток эмоций и тончайших движений души, а как человек без пола, который видит и то и другое и сохраняет по отношению и к телу, и к эмоциям дистанцию. Его женщины обладают только контурами тел, они едва прорисованы на полотне и в то же время полностью материальны. Их тела прекрасны и притягивают взгляд, одновременно они остаются тем самым сгустком эмоций, который по-настоящему способны передать только сами женщины.

Мария Васильева (1884–1957). Крыши. 1915

Цугухару Фудзита стал еще одним элементом культурного взрыва, главное условие которого — неоднородность среды, в которой он происходит. Она должна состоять из людей с различным культурным опытом, носителей разных идей, которые, смешиваясь между собой, порождают нечто новое. Женщины в этот период, в этом месте, с их желанием утвердиться, доказать, что они не только способны встать на один уровень с мужчинами, но и превзойти их, выступили катализаторами культурного взрыва. Они жаждали изменить эту реальность своими руками и смогли это сделать, но ненадолго. Период «муз Монпарнаса» был короток и сейчас легко вместился в несколько залов. Но так же, как короткий период творчества Камиллы Клодель навсегда изменил ход истории, их творчество преобразило реальность.

Среди «муз Монпарнаса» мы видим и русских женщин. Они тоже ринулись в Париж, который благодаря дягилевским сезонам уже был покорен русскими балеринами, чтобы доказать, что они могут быть еще и художниками и скульпторами. Мария Васильева родилась в Смоленске, учиться в Париж уехала в 1907 году, а уже в 1912-м основала собственную академию. Она могла направить свою неукротимую энергию на что угодно: на живопись, на танец, на создание кукол, и каждый раз вокруг нее возникал энергетический вихрь, который притягивал к ней других талантливых людей, она создавала вокруг сообщества — еще одно условие культурного взрыва, который никогда не творится в одиночку.

Эскиз афиши «Монпарнас. Музы». Около 1928

Аналогичные процессы тогда происходили и в России, которая накануне революции резко радикализировалась и в изобразительном искусстве, и в театре, а после выплеснула накопленную энергию. Здесь культурная революция шла рука об руку с социальной — новое искусство стало манифестом нового социального строя, оно было куда более беспощадным к своим предшественникам. В Париже этот процесс протекал не так драматично, но исторический отрезок, отведенный на процесс культурного преображения, и там и там был короток — в конце двадцатых он уже почти завершился: экономические неурядицы в мировой экономике (в России — «великий перелом») и новое нарастание внешнеполитического напряжения. Пушки еще не начали стрелять, но музы уже почувствовали, что атмосфера становится неблагоприятной, и их голоса звучали все тише и тише, пока совсем не смолкли в ожидании новой вспышки феминизма, призванной снова уравновесить гендерный баланс. Новая вспышка не заставит себя долго ждать. За ней последует еще одна, другая, и с каждым разом они будут становится все ярче и сильнее.

Фото: предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж; Культурная ассоциация Веры Пагавы, Париж; Собрание Владимира Царенкова. Лондон; частное собрание

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гнев небес Гнев небес

Взрыв сверхновой поблизости от Земли способен уничтожить почти все живое

Вокруг света
«Субстанция»: безумный боди-хоррор с Деми Мур о страхах стареющей кинозвезды «Субстанция»: безумный боди-хоррор с Деми Мур о страхах стареющей кинозвезды

«Субстанция»: яростная просьба отстать от женщин и их внешности

Forbes
Просто добавьте спокойствия Просто добавьте спокойствия

Пять советов, как сохранять спокойствие в трудные и стрессовые моменты

Здоровье
Меньше атома: как работает квантовая механика Меньше атома: как работает квантовая механика

Отрывок из книги «Сто лет недосказанности» о квантовой механике

Inc.
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Правильные слова Правильные слова

Сегодня наш язык снова меняется. Действительно ли он при этом портится?

Вокруг света
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Рассказ Дмитрия Захарова из сборника «Механическое вмешательство» Рассказ Дмитрия Захарова из сборника «Механическое вмешательство»

Рассказ, созданный Дмитрием Захаровым и искусственным интеллектом YandexGPT

СНОБ
Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота Миниатюрный робот с напечатанными на 3D-принтере шестью ногами закатил мяч в ворота

Как инженерам удалось разработать шестиногого микроробота Picotaur

N+1
Россияне полюбили избинг. Почему отдых в сельских домиках так нравится молодежи? Россияне полюбили избинг. Почему отдых в сельских домиках так нравится молодежи?

Что такое избинг и почему молодых людей привлекает загородный отдых

Psychologies
Загадки русского языка: почему есть лето бабье, но нет мужичьего? Загадки русского языка: почему есть лето бабье, но нет мужичьего?

Почему лето называется именно бабьим?

ТехИнсайдер
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой HAVAL H5: Лёгкий, длинный и не слишком дорогой

Замена Chevrolet Tahoe — Haval Н5: весит меньше, а стоит дешевле

4x4 Club
Дебелый лотос Дебелый лотос

«Идеальная пара»: еще один сериал об убийстве с классовым подтекстом

Weekend
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода? Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода?

Как наши паттерны снова и снова заставляют менять маршрут в отношениях

Psychologies
Выйти замуж, чтобы сбежать от родителей: что не так с этим сценарием Выйти замуж, чтобы сбежать от родителей: что не так с этим сценарием

Вступление в брак часто связывают с началом взрослой жизни, но так ли это?

Psychologies
Как за минуту заточить ножницы: 5 лучших методов Как за минуту заточить ножницы: 5 лучших методов

Как правильно наточить ножницы в домашних условиях

ТехИнсайдер
Спрятаться от всего мира Спрятаться от всего мира

Один из самых захватывающих маршрутов стартует на Бали и ведет к Нуса‑Тенггара

Y Magazine
Вы когда-нибудь задумывались, как на самом деле звали Чука и Гека? Вы когда-нибудь задумывались, как на самом деле звали Чука и Гека?

Вас никогда не интересовало, как по паспорту зовут главных героев — Чука и Гека?

ТехИнсайдер
Фольклорист Александра Баркова: Считать меня язычницей — это какой-то тяжелый бред Фольклорист Александра Баркова: Считать меня язычницей — это какой-то тяжелый бред

Интервью с российским фольклористом Александрой Барковой

СНОБ
«Вера»: драма о контролирующей матери по культовой советской повести «Вера»: драма о контролирующей матери по культовой советской повести

Чем интересна адаптация повести «Вам и не снилось...» — драма «Вера»

Forbes
Разговаривать с собой: нормально ли это? Разговаривать с собой: нормально ли это?

Может ли внутренний диалог принести пользу? Или наоборот — причинить вред?

Psychologies
Время Кита. Осеннее небо Время Кита. Осеннее небо

Этой осенью мы завершаем разговор о созвездиях семейства Персея

Наука и жизнь
ChatGPT превзошел врачей в оценке респираторных заболеваний у детей ChatGPT превзошел врачей в оценке респираторных заболеваний у детей

В оценке респираторных заболеваний ChatGPT показал лучшие результаты, чем врачи

ТехИнсайдер
Магия убеждения: почему законы написаны сложным языком Магия убеждения: почему законы написаны сложным языком

Почему язык законов не меняется под давлением всеобщего тренда на упрощение?

ТехИнсайдер
Не навреди: чем может быть опасен гипноз Не навреди: чем может быть опасен гипноз

Какую опасность могут скрывать сеансы гипноза?

ТехИнсайдер
Как мир становился многополярным Как мир становился многополярным

Почему концепция многополярности не обрела прочных теоретических оснований?

Монокль
Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов

Если не хочешь брака, следуй нашим рекомендациям – и оставайся свободной!

Лиза
10 доступных практик на каждый день, которые помогут сохранить устойчивость в непростые времена 10 доступных практик на каждый день, которые помогут сохранить устойчивость в непростые времена

Казалось бы, маленькие шаги — та основа, на которой все и держится

Psychologies
Открыть в приложении