Выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

ЭкспертКультура

«Музы Монпарнаса»: культурный взрыв сто лет тому назад

В Музее имени Пушкина — выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

Вячеслав Суриков

Жаклин Марваль. 1866–1932. Кокетки. 1903

На двадцатые годы двадцатого века пришлась одна из самых сильных вспышек феминизма, призванного выровнять нарушенный гендерный баланс. В Париже он выравнивался в первую очередь в изобразительном искусстве. Здесь женщины могли заявить о себе как о значимых персонах именно в этой сфере. Они получали образование и активно включались в художественный процесс, который наиболее интенсивно протекал как раз здесь, в Париже, который тогда был центром мирового искусства. Его литературная фотография выполнена Эрнестом Хемингуэем, одно название которой «Париж — праздник, который всегда с тобой» передает атмосферу, наполнявшую этот город. Таланты стягивались сюда, потому что могли не просто реализовать здесь свой потенциал, но обрести единомышленников и попасть в круговорот новых идей.

Предтечей нашествия женщин-художников и скульпторов была Камилла Клодель. На выставке «Музы Монпарнаса» представлена ее работа «Вальс», в которой можно увидеть всю страсть, заключенную в этой женщине, вступившей в союз с другим великим скульптором — Огюстом Роденом, дерзнувшей соперничать с ним и сумевший если не превзойти его, то сравняться по степени мастерства. В 1912 году, когда в Париж из России приехала учиться скульптуре Вера Мухина, Клодель, страдавшая психическим расстройством, уже была не состоянии творить, но разрушить все предубеждения по поводу того, может ли женщина быть скульптором, он успела. Клодель была жива и тогда, когда работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» возвысилась над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже 1937 года и стала триумфом женской скульптуры, по-прежнему оставаясь одной из ее самых высших точек.

Вера Пагава (1907–1988). Женщина с маской

В художественном мире до конца девятнадцатого века женщина была моделью — объектом искусства— и в очень редких случаях субъектом. Даже в балете, который до прихода Вацлава Нижинского был исключительно женской стихией, над женщиной возвышалась фигура хореографа. В двадцатом веке в танце эту схему разрушила Айседора Дункан — она была и автором, и исполнителем. В этот же период в живописи женщины тоже стали совмещать эти роли: они могли и писать, и позировать. Мы видим череду женских портретов, на которых модели подобны голливудским кинозвездам. Картина словно маленький фильм, где они играют главную роль. Они позволяют себя рисовать. И женщины, стоящие за мольбертом, видят другую женщину иначе, чем мужчины. Они глубже проникают в ее суть, потому что видят в ней и саму себя тоже.

Один из немногих мужчин, чьи работы допущены на эту выставку, — Цугухару Фудзита. Плод взаимного притяжения Японии и Франции, этот художник привнес в европейский рационализм — пределом которого в те годы стал кубизм Пабло Пикассо и его последователей, — восточную утонченность. Он рисует женщину не как европейский художник, пристально всматриваясь в ее тело, не как рисует женщина, для которой тело ее модели — сгусток эмоций и тончайших движений души, а как человек без пола, который видит и то и другое и сохраняет по отношению и к телу, и к эмоциям дистанцию. Его женщины обладают только контурами тел, они едва прорисованы на полотне и в то же время полностью материальны. Их тела прекрасны и притягивают взгляд, одновременно они остаются тем самым сгустком эмоций, который по-настоящему способны передать только сами женщины.

Мария Васильева (1884–1957). Крыши. 1915

Цугухару Фудзита стал еще одним элементом культурного взрыва, главное условие которого — неоднородность среды, в которой он происходит. Она должна состоять из людей с различным культурным опытом, носителей разных идей, которые, смешиваясь между собой, порождают нечто новое. Женщины в этот период, в этом месте, с их желанием утвердиться, доказать, что они не только способны встать на один уровень с мужчинами, но и превзойти их, выступили катализаторами культурного взрыва. Они жаждали изменить эту реальность своими руками и смогли это сделать, но ненадолго. Период «муз Монпарнаса» был короток и сейчас легко вместился в несколько залов. Но так же, как короткий период творчества Камиллы Клодель навсегда изменил ход истории, их творчество преобразило реальность.

Среди «муз Монпарнаса» мы видим и русских женщин. Они тоже ринулись в Париж, который благодаря дягилевским сезонам уже был покорен русскими балеринами, чтобы доказать, что они могут быть еще и художниками и скульпторами. Мария Васильева родилась в Смоленске, учиться в Париж уехала в 1907 году, а уже в 1912-м основала собственную академию. Она могла направить свою неукротимую энергию на что угодно: на живопись, на танец, на создание кукол, и каждый раз вокруг нее возникал энергетический вихрь, который притягивал к ней других талантливых людей, она создавала вокруг сообщества — еще одно условие культурного взрыва, который никогда не творится в одиночку.

Эскиз афиши «Монпарнас. Музы». Около 1928

Аналогичные процессы тогда происходили и в России, которая накануне революции резко радикализировалась и в изобразительном искусстве, и в театре, а после выплеснула накопленную энергию. Здесь культурная революция шла рука об руку с социальной — новое искусство стало манифестом нового социального строя, оно было куда более беспощадным к своим предшественникам. В Париже этот процесс протекал не так драматично, но исторический отрезок, отведенный на процесс культурного преображения, и там и там был короток — в конце двадцатых он уже почти завершился: экономические неурядицы в мировой экономике (в России — «великий перелом») и новое нарастание внешнеполитического напряжения. Пушки еще не начали стрелять, но музы уже почувствовали, что атмосфера становится неблагоприятной, и их голоса звучали все тише и тише, пока совсем не смолкли в ожидании новой вспышки феминизма, призванной снова уравновесить гендерный баланс. Новая вспышка не заставит себя долго ждать. За ней последует еще одна, другая, и с каждым разом они будут становится все ярче и сильнее.

Фото: предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж; Культурная ассоциация Веры Пагавы, Париж; Собрание Владимира Царенкова. Лондон; частное собрание

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гнев небес Гнев небес

Взрыв сверхновой поблизости от Земли способен уничтожить почти все живое

Вокруг света
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Вы свободны! Вы свободны!

От чего зависит независимость российских фрилансеров и их будущее

РБК
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
Терапия садом Терапия садом

Я выжила благодаря людям и садам. Сейчас я уже немного знаю про садовую терапию

Afternoon Seasons of life
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Дорогие удовольствия Дорогие удовольствия

Можно ли назвать косметику долгосрочной инвестицией

RR Люкс.Личности.Бизнес.
В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму! В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму!

Как была устроена афера создателей игры Ciftlik Bank

ТехИнсайдер
«Трамп считает, что либерализация торговли закончилась» «Трамп считает, что либерализация торговли закончилась»

О логике Трампа и о возможных последствиях его действий

Монокль
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Если видишь на картине Если видишь на картине

Правила игры в метафорические карты

VOICE
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни

Какие действия помогают обрести долгожданное спокойствие

Psychologies
Открыть в приложении