Выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

ЭкспертКультура

«Музы Монпарнаса»: культурный взрыв сто лет тому назад

В Музее имени Пушкина — выставка искусства, созданного женщинами в Париже двадцатых годов прошлого века

Вячеслав Суриков

Жаклин Марваль. 1866–1932. Кокетки. 1903

На двадцатые годы двадцатого века пришлась одна из самых сильных вспышек феминизма, призванного выровнять нарушенный гендерный баланс. В Париже он выравнивался в первую очередь в изобразительном искусстве. Здесь женщины могли заявить о себе как о значимых персонах именно в этой сфере. Они получали образование и активно включались в художественный процесс, который наиболее интенсивно протекал как раз здесь, в Париже, который тогда был центром мирового искусства. Его литературная фотография выполнена Эрнестом Хемингуэем, одно название которой «Париж — праздник, который всегда с тобой» передает атмосферу, наполнявшую этот город. Таланты стягивались сюда, потому что могли не просто реализовать здесь свой потенциал, но обрести единомышленников и попасть в круговорот новых идей.

Предтечей нашествия женщин-художников и скульпторов была Камилла Клодель. На выставке «Музы Монпарнаса» представлена ее работа «Вальс», в которой можно увидеть всю страсть, заключенную в этой женщине, вступившей в союз с другим великим скульптором — Огюстом Роденом, дерзнувшей соперничать с ним и сумевший если не превзойти его, то сравняться по степени мастерства. В 1912 году, когда в Париж из России приехала учиться скульптуре Вера Мухина, Клодель, страдавшая психическим расстройством, уже была не состоянии творить, но разрушить все предубеждения по поводу того, может ли женщина быть скульптором, он успела. Клодель была жива и тогда, когда работа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» возвысилась над советским павильоном на Всемирной выставке в Париже 1937 года и стала триумфом женской скульптуры, по-прежнему оставаясь одной из ее самых высших точек.

Вера Пагава (1907–1988). Женщина с маской

В художественном мире до конца девятнадцатого века женщина была моделью — объектом искусства— и в очень редких случаях субъектом. Даже в балете, который до прихода Вацлава Нижинского был исключительно женской стихией, над женщиной возвышалась фигура хореографа. В двадцатом веке в танце эту схему разрушила Айседора Дункан — она была и автором, и исполнителем. В этот же период в живописи женщины тоже стали совмещать эти роли: они могли и писать, и позировать. Мы видим череду женских портретов, на которых модели подобны голливудским кинозвездам. Картина словно маленький фильм, где они играют главную роль. Они позволяют себя рисовать. И женщины, стоящие за мольбертом, видят другую женщину иначе, чем мужчины. Они глубже проникают в ее суть, потому что видят в ней и саму себя тоже.

Один из немногих мужчин, чьи работы допущены на эту выставку, — Цугухару Фудзита. Плод взаимного притяжения Японии и Франции, этот художник привнес в европейский рационализм — пределом которого в те годы стал кубизм Пабло Пикассо и его последователей, — восточную утонченность. Он рисует женщину не как европейский художник, пристально всматриваясь в ее тело, не как рисует женщина, для которой тело ее модели — сгусток эмоций и тончайших движений души, а как человек без пола, который видит и то и другое и сохраняет по отношению и к телу, и к эмоциям дистанцию. Его женщины обладают только контурами тел, они едва прорисованы на полотне и в то же время полностью материальны. Их тела прекрасны и притягивают взгляд, одновременно они остаются тем самым сгустком эмоций, который по-настоящему способны передать только сами женщины.

Мария Васильева (1884–1957). Крыши. 1915

Цугухару Фудзита стал еще одним элементом культурного взрыва, главное условие которого — неоднородность среды, в которой он происходит. Она должна состоять из людей с различным культурным опытом, носителей разных идей, которые, смешиваясь между собой, порождают нечто новое. Женщины в этот период, в этом месте, с их желанием утвердиться, доказать, что они не только способны встать на один уровень с мужчинами, но и превзойти их, выступили катализаторами культурного взрыва. Они жаждали изменить эту реальность своими руками и смогли это сделать, но ненадолго. Период «муз Монпарнаса» был короток и сейчас легко вместился в несколько залов. Но так же, как короткий период творчества Камиллы Клодель навсегда изменил ход истории, их творчество преобразило реальность.

Среди «муз Монпарнаса» мы видим и русских женщин. Они тоже ринулись в Париж, который благодаря дягилевским сезонам уже был покорен русскими балеринами, чтобы доказать, что они могут быть еще и художниками и скульпторами. Мария Васильева родилась в Смоленске, учиться в Париж уехала в 1907 году, а уже в 1912-м основала собственную академию. Она могла направить свою неукротимую энергию на что угодно: на живопись, на танец, на создание кукол, и каждый раз вокруг нее возникал энергетический вихрь, который притягивал к ней других талантливых людей, она создавала вокруг сообщества — еще одно условие культурного взрыва, который никогда не творится в одиночку.

Эскиз афиши «Монпарнас. Музы». Около 1928

Аналогичные процессы тогда происходили и в России, которая накануне революции резко радикализировалась и в изобразительном искусстве, и в театре, а после выплеснула накопленную энергию. Здесь культурная революция шла рука об руку с социальной — новое искусство стало манифестом нового социального строя, оно было куда более беспощадным к своим предшественникам. В Париже этот процесс протекал не так драматично, но исторический отрезок, отведенный на процесс культурного преображения, и там и там был короток — в конце двадцатых он уже почти завершился: экономические неурядицы в мировой экономике (в России — «великий перелом») и новое нарастание внешнеполитического напряжения. Пушки еще не начали стрелять, но музы уже почувствовали, что атмосфера становится неблагоприятной, и их голоса звучали все тише и тише, пока совсем не смолкли в ожидании новой вспышки феминизма, призванной снова уравновесить гендерный баланс. Новая вспышка не заставит себя долго ждать. За ней последует еще одна, другая, и с каждым разом они будут становится все ярче и сильнее.

Фото: предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж; Культурная ассоциация Веры Пагавы, Париж; Собрание Владимира Царенкова. Лондон; частное собрание

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Малая родина Малая родина

Одним июльским днем в Тверской области выпал снег

Вокруг света
Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга Повсеместное использование камер наблюдения меняет работу мозга

Видеонаблюдение влияет на работу мозга, причем на бессознательном уровне

ТехИнсайдер
Работа над ошибками Работа над ошибками

Семейный психолог о вечном родительском страхе сделать что-нибудь не так

GQ
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Как перестроить компанию, которая не перестраивается Как перестроить компанию, которая не перестраивается

Почему перемены нужны предприятиям?

Inc.
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения 50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения

О чем спросить человека, чтобы действительно узнать его лучше?

Psychologies
По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи По цене дубовой рощи и годового оброка: сколько стоили балы в Российской империи

Как организовывали императорские и городские балы в XIX и XX веках?

Forbes
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама Дмитрий Леонтьев: TANK 500 – 300 лошадей и странная реклама

TANK 500: Бензиновый внедорожник, в котором, если порыться, можно найти гибрид

4x4 Club
Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь

Как справиться с кризисом подросткового возраста? Личная история

СНОБ
Границы адаптации Границы адаптации

Как повысить работоспособность космонавтов

Санкт-Петербургский университет
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю От хлебного бунта до «банановых республик»: как еда меняла историю

Как блюда и продукты становились поводами для войн и революций

Forbes
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей Как Наталья Кремнева потеряла слух и зрение и создала журнал для слепоглухих людей

Как Наталья Кремнева, несмотря на инвалидность, запустила свое медиа

Forbes
На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании На работу в худи: как настроить работу с зумерами в компании

Как правильно организовать работу с молодыми специалистами

Forbes
Без единого шурупа Без единого шурупа

Механики СПбГУ на первой космической стройке

Санкт-Петербургский университет
«Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин «Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин

Чем суфражистка Сьюзен Энтони может вдохновить современных активисток?

Forbes
Как экономить на лекарствах Как экономить на лекарствах

Разбираемся, как не тратить много денег в аптеке, но покупать все необходимое

Лиза
Новый роман Новый роман

7 черт партнера, которые должны насторожить в начале отношений

Лиза
После вчерашнего После вчерашнего

10 приемов, помогающих избежать похмелья

Лиза
Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского

Об отношениях Вероники Полонской и поэта Владимира Маяковского

Коллекция. Караван историй
«Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина «Секс за еду»: биолог объяснила, почему женщинам важно, чтобы на первом свидании платил мужчина

Почему людям так важно, кто платит за еду на свидание? Отвечает биолог

Psychologies
В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника В здоровых ли вы отношениях? Проверьте по 13 пунктам опросника

Как выглядит союз, к которому стоит стремиться?

Psychologies
Алиса, привет! Алиса, привет!

Бесплатные сервисы с использованием нейросетей на все случаи жизни

Лиза
Открыть в приложении