Российский производитель электролизеров видит перспективы роста своего бизнеса

ЭкспертБизнес

Локализовать водород

Российский производитель электролизеров видит перспективы роста своего бизнеса на фоне ухода западных конкурентов и развития водородных технологий в стране

Анастасия Филиппова

Электролизер на Кольской АЭС производит 10 кубометров чистого водорода в час для охлаждения электрогенератора. Фото: «Поликом»

«В 2022 году у нас пропала возможность покупать многие комплектующие за рубежом. Но мы нашли отечественных поставщиков, внесли изменения в нашу конструкцию, не потеряв в качестве, и существенно локализовали производство», — рассказывает Евгений Волков, генеральный директор «Поликома».

Изначально эта компания занималась продажей иностранных электролизеров, но затем начала выпускать свои. В 2020 году устройством, произведенным «Поликомом», оснастили первую в России водородную заправку, работающую в Центре компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии» при Федеральном исследовательском центре проблем химической физики и медицинской химии (ФИЦ ПХФ и МХ) РАН в Черноголовке. Таким образом заправку удалось сделать полностью автономной. На следующий год протонообменный электролизер российской компании был установлен в самом ФИЦ ПХФ и МХ РАН. А в 2022 году такая установка появилась на Кольской атомной станции, где она вырабатывает водород для охлаждения электрогенераторов.

Электролизеры на протонообменных мембранах, или РЕМ-электролизеры, считаются более современными, экологичными и безопасными по сравнению со щелочными. Вплоть до 2022 года такие установки поставлялись в нашу страну в основном из-за границы: из США, Китая, Бельгии, Италии. Однако с началом СВО основные западные производители покинули российский рынок, перестав продавать оборудование и лишив своих клиентов сервисной поддержки.

Зачем нужен электролиз

Наибольший объем чистого водорода потребляется нефтеперерабатывающими заводами при производстве высококачественного моторного топлива. Кроме того, этот газ в смеси с другими веществами применяется для получения аммиака и метанола, из которых потом делают множество продуктов — от удобрений и пластиков до взрывчатых веществ. Словом, водород весьма востребован, особенно в промышленности, и по мере роста экономики объемы его использования неуклонно увеличиваются.

Наиболее экономически эффективным способом получения водорода считается паровая, или автотермическая, конверсия природного газа, рассказали «Эксперту» в Центре НТИ «Водород как основа низкоуглеродной экономики». Но самый экологичный способ — электролиз с использованием энергии, полученной из возобновляемых источников или на АЭС. «Около 98 процентов водорода в мире в настоящий момент добывается из природного газа и угля. Оставшиеся два процента — электролизом, но его доля неуклонно растет. В России аналогичная ситуация», — поясняет заместитель руководителя Центра НТИ Дмитрий Потемкин.

В процессе производства применяются как традиционные щелочные электролизеры, так и более современные — бесщелочные на протонообменной мембране. В первом случае в качестве электролита выступает раствор щелочи, во втором — твердая полимерная мембрана, обладающая протонной проводимостью (Proton Exchange Membrane, PEM). РЕМ-вариант имеет ряд преимуществ. Он дает водород высокого качества, без примесей щелочи и кислорода. Сама установка более компактная и простая с точки зрения эксплуатации, узлы системы не подвержены коррозии. Кроме того, здесь не используются агрессивные жидкости (щелочи), поэтому с электролизером можно работать без специальной защиты, а к помещениям, где он установлен, не предъявляются повышенные требования безопасности.

Толчок к развитию

«События 2022 года сказались на “Поликоме” скорее позитивно, — делится Евгений Волков. — Во-первых, с рынка ушли серьезные конкуренты — американцы. Во-вторых, сейчас активно развиваются отрасли, которые потенциально могут стать нашими заказчиками, в том числе компании — производители микроэлектроники, которым требуется водород очень высокого качества».

Однако возникли и трудности. Ранее в «Поликоме» не задумывались о локализации электролизеров. Наоборот, иногда намеренно делали выбор в пользу иностранных комплектующих, чтобы в случае продажи за рубеж установки соответствовали требованиям западных рынков. В начале прошлого года цена на комплектующие резко выросла, реагируя на изменение курса доллара. Причем подорожали детали не только иностранного, но и отечественного производства. «Когда доллар взлетел до 120 рублей, абсолютно все наши поставщики, в том числе российские, подняли цены в два раза. Но когда курс американской валюты пошел вниз, стоимость комплектующих не поменялась», — говорит Евгений Волков.

Однако главной проблемой стала даже не цена, а наличие необходимых деталей: часть из них исчезла с российского рынка. Некоторые удалось оперативно заменить — правда, отечественные аналоги порой оказывались хуже и дороже. «Сейчас западные узлы в наших электролизерах практически не используются, — рассказывает гендиректор компании. — Ряд комплектующих, заявленных как отечественные, на самом деле сделаны в Китае, но пусть это останется на совести производителей».

Однако сердце установки и самую дорогую ее часть — электролизный модуль — все равно приходится завозить из-за границы. В России их не выпускают, а у самого «Поликома» пока не было ни сил, ни времени на разработку. «Если бы мы занялись созданием электролизных модулей, то, возможно, добились бы результата — но не преуспели во всем остальном. Наш узел был бы сырым, на его испытания ушли бы годы. Сейчас же мы используем модули, которые имеют известные характеристики и абсолютно предсказуемы», — отмечает Волков.

В будущем «Поликом» планирует войти и в эту нишу. Однако устанавливать собственные модули в электролизеры компания станет только тогда, когда новые узлы пройдут все испытания, ни по одному из параметров не уступив импортным аналогам.

Помимо Кольской АЭС и заправочной станции российский электролизер купило одно из предприятий «Росатома», заинтересованное в производстве водорода в научных целях; в скором времени там начнутся пусконаладочные работы. Сейчас компания готовит еще три установки для разных проектов: одна появится на водородной заправке, вторая будет применяться для выпуска микроэлектроники, третья — для разложения тяжелой воды.

«Сейчас наши мощности загружены полностью. Но если появятся дополнительные проекты, увеличить производство до нужных объемов будет несложно, — говорит Евгений Волков. — Надеюсь, мы сможем постепенно снижать себестоимость нашего оборудования, а значит, цена будет становиться все более и более привлекательной. Уверен, что число заказов будет расти». Потребность российского рынка в электролизерах компания оценивает примерно в 10–20 машин в год в зависимости от темпов развития отечественной промышленности.

Основными соперниками в «Поликоме» считают китайских производителей PEM-электролизеров, которые по-прежнему поставляют свою продукцию в Россию. «Конкурентов внутри страны у нас нет. Отечественные установки пока находятся в стадии разработки», — утверждают в компании.

Специалисты уверены, что смогут конкурировать и с производителями щелочных устройств. Хотя электролизный модуль для протонообменных конструкций более дорогой, РЕМ-машины устроены проще, им нужно меньше периферийных узлов. Протонообменные установки производительностью 6–30 кубометров водорода в час по цене сопоставимы со щелочными. Однако для генерации больших объемов «зеленого» водорода на АЭС PEM-электролизеры вряд ли подойдут: когда требуется выработка 100–200 кубометров газа в час, щелочные устройства становятся выгоднее.

Перспективная ниша

«Развитие рынка водородных технологий — это достаточно спорный вопрос, особенно в России, — считает Юрий Добровольский, генеральный директор Центра водородных технологий (входит в АФК «Система») и научный руководитель Центра компетенций НТИ при Институте проблем химической физики. — Программа развития водородной энергетики начала формироваться в стране примерно в 2019–2020 годах, когда мы жили в других условиях. Государство заявляло, что мы будем экспортировать водород. Но, во-первых, стоимость газа лишь на треть определяется способом его получения, а на две трети — ценой транспортировки и хранения, поэтому его выгоднее использовать на месте. Во-вторых, в условиях санкций Запад не будет покупать у нас водород».

Водородные программы зарубежных стран направлены на то, чтобы «озеленить» процессы получения энергии и тепла. «Для России это абсолютно тупиковый путь: для решения такой задачи у нас есть другие технологии, гораздо более дешевые. Большинство из тех, кто занимается энергетикой в России, выступают против использования водорода в «большой» энергетике, здесь я с ними согласен», — отмечает Юрий Добровольский. Однако водород нужен для других целей, добавляет эксперт. Сейчас в нашей стране производится порядка 10 млн тонн этого газа. Помимо производства удобрений и переработки нефтепродуктов перспективной нишей выглядит водородный транспорт. По данным Международного энергетического агентства, только в 2021 году в мире было продано около 8000 автомобилей на водородных топливных элементах. В России в рамках федерального проекта «Электромобиль и водородный автомобиль» планируется до 2030 года создать линейку машин на электричестве и водородном топливе, а также зарядную и заправочную инфраструктуру для них.

Проекты развития водородного транспорта уже есть. Так, КамАЗ создал водоробус, способный проехать 250 км без дозаправки; на данный момент модель существует лишь в пилотном исполнении. Легковые автомобили на водородных топливных элементах разрабатывают специалисты НАМИ. Компании, входящие в АФК «Система», работают над электрическим катамараном с водородными двигателем и силовой установкой для гражданских беспилотников.

По словам Юрия Добровольского, энергоемкость водородного двигателя в пять раз больше, чем у литий-ионных аккумуляторов, а значит, такой транспорт будет проезжать гораздо большее расстояние на одной заправке. Причем процесс заправки газом потребует всего от двух до шести минут, в то время как батареи электробусов заряжаются минимум четверть часа. Однако здесь встает вопрос развития соответствующей инфраструктуры. Транспортировка водорода — сложная задача, но и стоимость его хранения высока. Проще всего производить газ на месте методом электролиза, как это сделано в Черноголовке на пилотной заправке с генератором водорода. «Будет развиваться рынок водородной техники — будет развиваться и рынок электролизеров», — отмечает эксперт.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Небесный дворец Небесный дворец

Чем занимаются китайские космонавты на своей орбитальной станции?

ТехИнсайдер
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Батареи — огонь! Батареи — огонь!

«Росатом» становится ключевым игроком в отечественной электромобильности

Эксперт
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

Ведомости
Аппетиты к тратам Аппетиты к тратам

В январе ненефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 9%

Ведомости
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить На низких  оборотах. Причины  повышенной  утомляемости  и как их  устранить

Когда повышенная утомляемость сигнализирует о серьезных проблемах со здоровьем

Лиза
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Юлины дети Юлины дети

В 44 года она оставила стабильную работу, а в 53 — открыла инклюзивное кафе

Afternoon Seasons of life
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
JONY JONY

Саундтрек жизни JONY, который поможет лучше его понять

Men Today
Открыть в приложении