Режиссер рассказывает историю, какой он ее создал в своем воображении

ЭкспертСобытия

Квентин Тарантино. Однажды в Голливуде. Литературная версия

Режиссер рассказывает историю, какой он ее создал в своем воображении

Вячеслав Суриков

Написание и публикация книги режиссером с именем — репутационный риск. Это своего рода интеллектуальное саморазоблачение. Квентин Тарантино вторгается в вид искусства, в котором принято разговаривать с аудиторией на другом языке, нежели в кинематографе, где он так преуспел. В кино, например, нет нужды описывать персонажей. Режиссер просто ищет актера с подходящей внешностью. Или еще на стадии формирования замысла знает, кто из актеров мог бы сыграть. Но ведь Квентин Тарантино еще и сценарист. Однако сценарий не литературное произведение. В голливудской традиции это лишь диалоги персонажей фильма с обозначением места, где их произносят. Все остальное создается воображением режиссера и усилиями съемочной группы. И результат может оказаться совсем непохожим на то, как себе представлял фильм сценарист и даже сам режиссер. Фильм всегда плод действий коллектива, и даже самый, казалось бы, незначительный его участник влияет на то, что получится в финале.

В кинотеатре зритель попадает внутрь воображаемых миров, в какой-то степени приведенных в стилистическое единообразие режиссером. Открывая книгу, читатель встречается с автором один на один. Тот предлагает ему сценарий фильма, в котором за визуальный рад отвечает сам читатель. Автор лишь обозначает, как мог бы выглядеть тот или иной персонаж и место действия, а читатель становится съемочной группой в единственном лице, подключая к восприятию текста весь свой эмоциональный и визуальный опыт. Но иногда его может просто не хватить. И тогда приходится признать, что не понимаешь эту книгу, она не нравится, а на самом деле просто не хватило собственных ресурсов для съемки внутреннего фильма: визуальный и эмоциональный опыт автора книги не совпал с твоим.

Текст «Однажды в Голливуде» автор преподносит, не оставляя читателю выбора: ее визуальный ряд уже создан и канонизирован. Тарантино словно настаивает: мне есть что еще рассказать вам про Клиффа Бута, Рика Далтона, Романа Полански и Шерон Тэйт, насыщая текст большим количеством деталей из так глубоко познанного им мира кино. Он расшифровывает в тексте идею, которую зрители и так считали из кадров фильма — на уровне подсознания. Возможно, Тарантино настолько дороги эти персонажи, что он еще раз решился погрузиться в мир, населенный ими. И в тексте, как и во всех своих фильмах, он остается тем же мальчиком, который проходил свои университеты, сначала работая билетером в кинотеатре, а затем рекомендуя и выдавая кассеты в видеопрокате. Он словно сам играет роли всех персонажей, реализуя сразу две свои неосуществленные мечты: стать писателем и стать актером, но играющим не второстепенные роли (их больше десятка в его фильмографии), а главные, и не только мужские, но и женские.

Шэрон Тейт и в фильме предстает идеальной женщиной, и в книге — настолько, что Тарантино намеренно снижает ее образ, рассказывая, что во сне она храпит. Но этим трудно ввести в заблуждение как читателя, так и зрителя: автор обожает свою героиню. Он берет исторического персонажа и помещает его в свой мир, сконструированный как фильм и состоящий из шумных вечеринок, съемок и встреч с друзьями. Главное правило этого мира — Шэрон Тейт ничто не должно угрожать. Она всегда в полной безопасности. Да, в нем можно встретить агрессивного Чарли Мэнсона, предводителя стаи хиппи, но у него нет никаких шансов проникнуть в мир Шерон Тейт. Даже если хиппи попытаются это сделать, самое большее, на что они могут рассчитывать, — их растерзают Клифф Бут и Рик Далтон: те только и ждут момента, когда появится возможность применить оправданное обстоятельствами насилие. И тогда их жестокости не будет предела.

Пара хочет перейти к делу; мы, зрители, которые весь фильм ждали именно этого, хотим, чтобы они перешли к делу; но режиссер сознательно подбрасывает перед полуденным перепихоном одно реалистичное препятствие за другим. Бёрье все никак не может справиться с пуговицами на брюках Лены, и она ворчит на него за нерасторопность («Ты что, сам не можешь?»), в итоге ей приходится оторваться от поцелуев и взять дело в свои руки, самой расстегнуть и снять штаны.

Квентин Тарантино. Однажды в Голливуде. М.: Индивидуум, 2021. 416 с. Тираж 15 000 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Скорая помощь» для электромобиля «Скорая помощь» для электромобиля

Стартап L-Charge выводит на мировой рынок автономную зарядную станцию

Эксперт
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Вид сверху: как и зачем кино летает над землей Вид сверху: как и зачем кино летает над землей

Фильмы о полетах и пилотах

GQ
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Беззлобные ублюдки Беззлобные ублюдки

Источники и составные части насилия, обнаруженные Пьером Паоло Пазолини

Weekend
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть

Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Основы молодости Основы молодости

Как повлиять на биологический возраст и в чем кроется секрет долголетия?

Grazia
Славянская гимнастика Славянская гимнастика

Упражнения для гармонии тела и духа, которые стоит попробовать

Лиза
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается Секунда в секунду: почему японские поезда никогда не опаздывают и как им это удается

В чем кроется секрет пунктуальности японских поездов?

ТехИнсайдер
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же Почему пловцы-профи дышат не на каждом гребке – и надо ли вам делать так же

Почему пловцы так редко дышат во время заплыва?

ТехИнсайдер
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизнь
Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек Тайная история насекомых: три научных открытия из жизни букашек

Светлячки среди динозавров, история цивилизации муравьев и очень умные бабочки

СНОБ
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой 5 вещей, которые следует выворачивать наизнанку перед стиркой

Одежду с какими пятнами стоит выворачивать наизнанку для стирки

ТехИнсайдер
Открыть в приложении