Режиссер рассказывает историю, какой он ее создал в своем воображении

ЭкспертСобытия

Квентин Тарантино. Однажды в Голливуде. Литературная версия

Режиссер рассказывает историю, какой он ее создал в своем воображении

Вячеслав Суриков

Написание и публикация книги режиссером с именем — репутационный риск. Это своего рода интеллектуальное саморазоблачение. Квентин Тарантино вторгается в вид искусства, в котором принято разговаривать с аудиторией на другом языке, нежели в кинематографе, где он так преуспел. В кино, например, нет нужды описывать персонажей. Режиссер просто ищет актера с подходящей внешностью. Или еще на стадии формирования замысла знает, кто из актеров мог бы сыграть. Но ведь Квентин Тарантино еще и сценарист. Однако сценарий не литературное произведение. В голливудской традиции это лишь диалоги персонажей фильма с обозначением места, где их произносят. Все остальное создается воображением режиссера и усилиями съемочной группы. И результат может оказаться совсем непохожим на то, как себе представлял фильм сценарист и даже сам режиссер. Фильм всегда плод действий коллектива, и даже самый, казалось бы, незначительный его участник влияет на то, что получится в финале.

В кинотеатре зритель попадает внутрь воображаемых миров, в какой-то степени приведенных в стилистическое единообразие режиссером. Открывая книгу, читатель встречается с автором один на один. Тот предлагает ему сценарий фильма, в котором за визуальный рад отвечает сам читатель. Автор лишь обозначает, как мог бы выглядеть тот или иной персонаж и место действия, а читатель становится съемочной группой в единственном лице, подключая к восприятию текста весь свой эмоциональный и визуальный опыт. Но иногда его может просто не хватить. И тогда приходится признать, что не понимаешь эту книгу, она не нравится, а на самом деле просто не хватило собственных ресурсов для съемки внутреннего фильма: визуальный и эмоциональный опыт автора книги не совпал с твоим.

Текст «Однажды в Голливуде» автор преподносит, не оставляя читателю выбора: ее визуальный ряд уже создан и канонизирован. Тарантино словно настаивает: мне есть что еще рассказать вам про Клиффа Бута, Рика Далтона, Романа Полански и Шерон Тэйт, насыщая текст большим количеством деталей из так глубоко познанного им мира кино. Он расшифровывает в тексте идею, которую зрители и так считали из кадров фильма — на уровне подсознания. Возможно, Тарантино настолько дороги эти персонажи, что он еще раз решился погрузиться в мир, населенный ими. И в тексте, как и во всех своих фильмах, он остается тем же мальчиком, который проходил свои университеты, сначала работая билетером в кинотеатре, а затем рекомендуя и выдавая кассеты в видеопрокате. Он словно сам играет роли всех персонажей, реализуя сразу две свои неосуществленные мечты: стать писателем и стать актером, но играющим не второстепенные роли (их больше десятка в его фильмографии), а главные, и не только мужские, но и женские.

Шэрон Тейт и в фильме предстает идеальной женщиной, и в книге — настолько, что Тарантино намеренно снижает ее образ, рассказывая, что во сне она храпит. Но этим трудно ввести в заблуждение как читателя, так и зрителя: автор обожает свою героиню. Он берет исторического персонажа и помещает его в свой мир, сконструированный как фильм и состоящий из шумных вечеринок, съемок и встреч с друзьями. Главное правило этого мира — Шэрон Тейт ничто не должно угрожать. Она всегда в полной безопасности. Да, в нем можно встретить агрессивного Чарли Мэнсона, предводителя стаи хиппи, но у него нет никаких шансов проникнуть в мир Шерон Тейт. Даже если хиппи попытаются это сделать, самое большее, на что они могут рассчитывать, — их растерзают Клифф Бут и Рик Далтон: те только и ждут момента, когда появится возможность применить оправданное обстоятельствами насилие. И тогда их жестокости не будет предела.

Пара хочет перейти к делу; мы, зрители, которые весь фильм ждали именно этого, хотим, чтобы они перешли к делу; но режиссер сознательно подбрасывает перед полуденным перепихоном одно реалистичное препятствие за другим. Бёрье все никак не может справиться с пуговицами на брюках Лены, и она ворчит на него за нерасторопность («Ты что, сам не можешь?»), в итоге ей приходится оторваться от поцелуев и взять дело в свои руки, самой расстегнуть и снять штаны.

Квентин Тарантино. Однажды в Голливуде. М.: Индивидуум, 2021. 416 с. Тираж 15 000 экз.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры строгого режима Игры строгого режима

Олимпийские игры на фоне резкого усиления противостояния Китая и США

Эксперт
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Без аминокислот рынок мяса трясет Без аминокислот рынок мяса трясет

Животноводы столкнулись с дефицитом основных компонентов для кормовых добавок

Эксперт
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Межнациональный расчет Межнациональный расчет

Стоит ли безоглядно открывать страну для чужаков?

Эксперт
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить Одному боту известно: как простейший софт помогает абитуриентам поступить

Как талантливые абитуриенты перегружают отечественные вузы летом?

Forbes
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
Закон цифровых джунглей Закон цифровых джунглей

В России появится цифровой кодекс — об этом сказано в стратегии развития

Цифровой океан
Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны

Как Фарман Салманов изменил Сургут?

Forbes
Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает Сериал «Олененок»: почему история о сталкинге так затягивает

Как и почему сериал о сталкинге «Олененок» завоевал так много поклонников

Psychologies
На доверии На доверии

Интуитивное питание — очень простой способ выстроить правильные отношения с едой

Лиза
Жизнь с приставкой «супер» Жизнь с приставкой «супер»

Технологическое ноу-хау — первый корпоративный суперапп «Суперника»

Цифровой океан
Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга

Существует ли любовная телепатия?

Psychologies
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Зерно раскладывают на фракции Зерно раскладывают на фракции

Компании увеличивают производство и экспорт продуктов глубокой переработки зерна

Агроинвестор
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения

Как бороться с извращенным аппетитом у питомцев?

Psychologies
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении