В России создан железнодорожный кран большой грузоподъемности

ЭкспертБизнес

Когда встают поезда

В России создан железнодорожный кран большой грузоподъемности на замену отработавшим свой ресурс машинам, произведенным еще в ГДР. Но железнодорожники не торопятся его покупать, а Минпромторг требует вернуть субсидии, выделенные на разработку

Александр Астапов

Увы, без аварий никак. Поезда не только катятся по рельсам, но и сходят с них, а иногда даже летят под откос. А для восстановительных операций без мощных подъемных кранов не обойтись. Вот только имеющиеся в наличии у РЖД краны большой мощности построены еще в ГДР и отходили не менее полутора назначенных 25-летних ресурсов. На данный момент в исправном состоянии около 120 единиц ЕДК-100 грузоподъемностью 125 тонн и 47 громадных 250-тонных ЕДК-2000, и срок их службы подходит к концу, несмотря на все капремонты и каннибализации. А работы для них меньше не становится: если разобрать завалы или, скажем, перегрузить рельсы и шпалы можно менее мощными кранами, то как вытащить улетевший в болото вагон, а пуще того локомотив весом каждой секции в 96-100 тонн?

Тянем-потянем, вытянуть можем

В 2018 году РЖД оценивала потребности в новых кранах грузоподъемностью 125-250 тонн в 169 штук.

Чуть раньше, в конце 2017-го, Минпромторг и компания «Челябкрансервис» заключили соглашение о предоставлении субсидии в объеме 50 млн рублей для компенсации части расходов на создание такого крана. В договоре прописывалось и минимальное количество патентов, и число создаваемых рабочих мест, и строительство отдельного цеха по производству. Был оговорен и процент локализации — который челябинцы с лихвой перевыполнили.

Кран и производство под него в компании при поддержке специалистов Южно-Уральского государственного университета разрабатывали с чистого листа. Поэтому ничто не помешало «Челябкрансервису» (до того занимавшемуся ремонтом подобной техники и производством 35-тонных железнодорожных кранов) создать машину современного уровня техники и технологий, в том числе в плане автоматизации процесса. На фоне восточногерманских ветеранов разница особо заметна. И в габаритах, и в массе (180 тонн против 211 у «125-ки» и 259 у «250-тонника») и в принципиальной конструкции: немецкие «старички» больше напоминают увеличенные краны и экскаваторы 1950-1960-х с их громоздкими системами блоков и бухтой тросов. И особенно в механизации труда. Система самовыравнивания с контролем отклонений, например в случае проседания грунта или деформации клети шпал, синхронизация вылета стрелы и положения груза, видеонаблюдение за работой механизмов с монитором в кабине оператора — все это призвано и ускорить работы, и снизить риск ошибки оператора. Время же приведения крана из транспортного положения в рабочее не превышает получаса, вдвое меньше, чем у заслуженных «немцев».

Инженеры компании гордятся 27 патентами, полученными на новинку, — и трехсекционной стрелой овоидного сечения (усеченного сверху овала со скругленными гранями), получившейся на две тонны легче аналога традиционного, коробчатого, сечения. Она производится из отечественной стали и на оборудовании собственной разработки — для чего придумали оригинальную технологию с поступенчатой гибкой под прессом сегментов стрелы и их последующей сваркой роботом.

«Из иностранных деталей у нас непринципиальная часть электрики, остальное — полностью отечественное, локализация примерно 99 процентов», — говорит Владимир Кантор, генеральный директор «Челябкрансервиса». При этом применялись и оригинальные решения. Так, механизм поворота крана не гидрообъемный, а электромеханический, но с современным, частотным, а не контакторным, как в прошлом веке, регулированием, дающим «гидравлическую» плавность работы. Преимущество — надежность при работе в широком диапазоне температур, что особенно важно при аварийных работах, когда счет идет на часы и «ставший колом» на 40-градусном морозе кран становится едва ли не большей проблемой, чем лежащие под насыпью вагоны. Подъем же стрелы — гидравлический, уникальные для России механизмы освоены на одном из челябинских предприятий.

200 тонн грузоподъемности «на 360 градусов» — в некоторых режимах это превосходит возможности гэдээровских монстров, способных только поднять 250 тонн, но не повернуть стрелу с таким грузом

Максимальная грузоподъемность крана — 200 тонн при работе на минимальном, 7,2-метровом, вылете стрелы, причем на любом угле поворота. При максимальном же, 26 метров, вылете стрелы — 20 тонн. Отметим, что обычно максимальная грузоподъемность достигается при угле поворота не более 13 градусов, при больших же углах она падает на 2540%. Максимальная высота подъема крюка — 21 метр. Столь внушительные параметры заинтересовали некоторые горно-обогатительные комбинаты, первая машина уже куплена одним из металлургических предприятий Челябинской области, ведутся переговоры об экспортных поставках. Кроме того, заводчане утверждают, что на основе ФМ-150У и с той же стрелой можно разработать кран еще большей грузоподъемности. Была идея и у военных — создать автомобильный вариант крана на шасси Минского завода колесных тягачей. Впрочем, так и оставшаяся идеей, что понятно: машина получится просто огромной, едва ли меньше железнодорожного «донора», длина которого 17,3 метра, ширина — 3,3, высота — 5,1 метра, масса — 180 тонн, — а значит, труднопроходимой по автомобильным дорогам и малотранспортабельной и по железной дороге, а тем более авиацией.

Неподъемная бюрократия

В общем, перед нами нужная, но специализированная машина. Оптимизированная под требования основного заказчика — РЖД.

А что же сама РЖД, с подачи которой все и начиналось? По словам Владимира Кантора, все тянется в недрах бюрократии, и ни одного договора о поставках кранов пока нет. К моменту сдачи этой статьи в печать РЖД не ответила на запрос «Эксперта» о своих планах на краны челябинской компании.

А тут и от Минпромторга, что называется, в спину прилетело: министерство подало в Арбитражный суд Челябинской области иск о взыскании с «Челябкрансервиса» 63,1 млн рублей, из них 50 млн — предоставленная субсидия на разработку и 13,1 млн — проценты за пользование деньгами. Причина — недостижение целей в установленные сроки. На возражения челябинцев, оправдывающих задержку изменившимися обстоятельствами, и просьбы продлить сроки на основании постановления правительства РФ от 9 марта 2022 года № 308 «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств», сотрудники министерства, по словам Владимира Кантора, не реагировали и от предложений урегулировать спор уклонялись. При том что дополнительное импортозамещение челябинцам провести пришлось: еще год назад предполагалась 95-процентная локализация, что уже неплохо, но технологическая блокада вынудила заместить отечественным и почти все оставшиеся компоненты. По мнению Кантора, такое поведение вызвано тем, что за эти годы в Минпромторге сменилось несколько кураторов проекта и разрешением спора в арбитраже господа бюрократы хотят упростить себе жизнь, избавившись от цепочки переходивших от куратора к куратору бумаг.

В официальном ответе Минпромторга на запрос редакции чиновники упирают на несвоевременную подачу отчетности и… И, опять же, на чистосердечное признание «Челябкрансервиса» в отчете за май о недостижении целевых параметров. О чрезвычайных обстоятельствах, вынудивших челябинцев сдвинуть сроки, и о том, почему министерство не пошло навстречу компании, воспользовавшись возможностью, которую дает постановление № 308, — ни слова.

Действия чиновников здесь понятны и привычны, но явно входят в противоречие с функциями и вообще смыслом существования Минпромторга. И уж точно не добавляют энтузиазма тем, кто решается заниматься производством вообще и импортозамещением в особенности.

Фотографии предоставлены компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Микросхемам готовят отечественную печать Микросхемам готовят отечественную печать

Ключевой технологией для изготовления микроэлектроники, является фотолитография

Эксперт
«Так нельзя»: 8 вещей, которые не испортят, а только укрепят ваши отношения «Так нельзя»: 8 вещей, которые не испортят, а только укрепят ваши отношения

Стереотипы о границах допустимого в отношениях не имеют никакого смысла

Psychologies
Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
Секс в 90-е и сейчас: 12 кардинальных различий Секс в 90-е и сейчас: 12 кардинальных различий

Каким был секс в 90-е?

Maxim
Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
Нам не оставили Выборга Нам не оставили Выборга

Suzuki Jimny как надежная связь между прошлым и будущим

Автопилот
Как вузам справиться с кризисом коллабораций Как вузам справиться с кризисом коллабораций

Время строить свои модели измерения вузовских достижений в области инноваций

Эксперт
Окнами на восток Окнами на восток

Немного восточного настроения в интерьере квартиры

Идеи Вашего Дома
Александра Флоринская. Неправильная актриса Александра Флоринская. Неправильная актриса

Думаю, в моем случае судьбы артистки трудно было избежать

Караван историй
С тобой всё в порядке: почему не иметь хобби — это нормально С тобой всё в порядке: почему не иметь хобби — это нормально

Что делать, если ты не знаешь, какое у тебя хобби?

VOICE
Одна вокруг света: парк Чапада-дас-Месас и поля, засеянные злаком-выживальщиком Одна вокруг света: парк Чапада-дас-Месас и поля, засеянные злаком-выживальщиком

195-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит? Нас восемь миллиардов! Стоит ли бояться, что ресурсов планеты на всех не хватит?

Ждет ли нас всех голод?

Psychologies
Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен» Серафима Гурова: «Почему бренды стали главной движущей силой перемен»

Как коммуникации и реклама влияют на потребителя

РБК
Как живёт обладательница самой большой натуральной груди в мире - вес её бюста составляет 50 кг! Как живёт обладательница самой большой натуральной груди в мире - вес её бюста составляет 50 кг!

Как живётся с грудью, которая весит полцентнера?

ТехИнсайдер
Новая половая мораль и роман с Лениным: правда и мифы о жизни Александры Коллонтай Новая половая мораль и роман с Лениным: правда и мифы о жизни Александры Коллонтай

Где мифы, а где реальность в биографии революционерки Александры Коллонтай?

Forbes
RIB’ных дел мастера RIB’ных дел мастера

Верфь Lomac Nautica показала две новые модели RIB’ов

Y Magazine
«Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент — все это мне снилось» «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент — все это мне снилось»

Выбранные места из переписки с друзьями в эмиграции

Weekend
Коучинг и психотерапия: 5 основных различий Коучинг и психотерапия: 5 основных различий

В каких ситуациях будет полезнее психотерапия, а в каких — коучинг?

Psychologies
Гордость Сибири Гордость Сибири

Братская и Иркутская ГЭС: знакомимся с историей и работой этих предприятий

Отдых в России
Вакуумная пепельница и душ в багажнике: 10 забытых автомобильных опций Вакуумная пепельница и душ в багажнике: 10 забытых автомобильных опций

Самые странные автомобильные опции

Вокруг света
Дарья Донцова: «Гурманов в моей семье нет» Дарья Донцова: «Гурманов в моей семье нет»

«Собираясь приготовить вкусную еду, следует морально настроиться на хороший лад»

Лиза
Фронтмен INXS Майкл Хатченс писал великие песни, а еще прекрасно одевался. Изучаем по его фотографиям образ рок-звезды Фронтмен INXS Майкл Хатченс писал великие песни, а еще прекрасно одевался. Изучаем по его фотографиям образ рок-звезды

Вспоминаем Майкла Хатченса, изучаем его стиль и осваиваем некоторые приемы

Правила жизни
Закриптованный: как молодой миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид разорил биржу FTX Закриптованный: как молодой миллиардер Сэм Бэнкман-Фрид разорил биржу FTX

Как Сэм Бэнкман-Фрид в одиночку подорвал доверие ко всем криптовалютным биржам

Правила жизни
Почему слоятся ногти: 8 причин, которые должны заставить вас побеспокоиться о своем здоровье Почему слоятся ногти: 8 причин, которые должны заставить вас побеспокоиться о своем здоровье

Рассказываем о 8 неочевидных причинах расслаивания ногтей

ТехИнсайдер
Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами Святыни буддизма: как музеи в Бурятии работают с религиозными артефактами

В чем актуальность ценностей, изъятых 100 лет назад из буддийских монастырей?

Forbes
Билингвы, которые знают два разных алфавита, имеют необычную структуру мозга Билингвы, которые знают два разных алфавита, имеют необычную структуру мозга

Отличаются ли билингвы от других людей?

ТехИнсайдер
«Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика «Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика

Какие этапы развития проходит пара? Что меняет появление ребенка?

Psychologies
Величайший треидер Уолл-стрит Величайший треидер Уолл-стрит

Как Майкл Стейнхардт зарабатывал и терял миллиарды

Деньги
«Кэтрин по прозвищу Птичка»: азы феминизма для подростков от Лины Данэм «Кэтрин по прозвищу Птичка»: азы феминизма для подростков от Лины Данэм

«Кэтрин по прозвищу Птичка» — киноучебник по социальной справедливости

Forbes
Алексей Иова Алексей Иова

Кризисы приходят и уходят, а яхтинг был, есть и будет, пока есть вода

Y Magazine
Открыть в приложении