Книги
Детектив: Америка в опасности
Паттерсон Джеймс, Клинтон Билл. Президент пропал / пер. с англ. Н. Абдуллина, М. Молчанова. — М.: Эксмо, 2018. — 416 с.
Джеймс Паттерсон — самый высокооплачиваемый в мире писатель. В новейшем рейтинге Forbes Celebrity 100 он занял 16-е место, получив за год доход 86 млн долларов. Его союз с Биллом Клинтоном объясняется тем, что главный герой книги — президент Америки. По ходу сюжета ему предстоит сыграть решающую роль в судьбе страны.
Книга написана от первого лица и погружает читателя во внутренний мир американского президента. Мы слышим его внутренний голос и можем наблюдать каждое движение его американской души. Из благодарности в адрес Хиллари Клинтон, помещенной на первой странице, становится понятно, что авторы вдохновлялись случаем со взломом сервера Демократической партии. В их воображении кибератака распространяется на всю Америку. Президент — участник иракской войны лично противостоит кибертеррористам. Ему удается предотвратить кибератаку едва ли не в последнюю секунду. Американский президент обвиняет в покушении на обороноспособность США Россию. Как ему удалось выяснить, именно она стояла за спиной одиночки турецкого происхождения, который спланировал операцию и координировал ее ход на каждом этапе. В финале американский президент требует от русского посла покинуть США, тем самым разрывая дипломатические отношения.
Рисуя образ американского президента, авторы оставляют его без супруги. Она умирает от рака еще до событий, описываемых в книге. Президент не может ее забыть и остается верен ей на протяжении всего повествования. Паттерсон и Клинтон создали персонажа с безупречной репутацией. Чтобы в него поверить, нужно быть очень наивным. Американцам понадобилось хоть чем-то уравновесить образы президентской четы Фрэнка и Клэр Андервуд из «Карточного домика», которые, по всей видимости, списаны как раз с Билла и Хиллари Клинтон.
Вячеслав Суриков
Мемуары: «Убийства ему не удавались…»
Авен Петр. Время Березовского / текст читают Кирилл Радциг, Петр Авен. — Ч. 3. — М.: Аудиокнига, 2018. — (Время звучания: 9 ч 7 мин 59 с).
Вся книга (ныне представленная в разнообразных форматах, в аудио тоже), и третья ее часть в особенности, содержит множество любопытных подробностей из жизни российской политической и экономической элиты девяностых; до сих пор они ускользали от внимания или терялись в информационном шуме. Станислав Белковский, в частности, в интервью Петру Авену предположил, что Березовский пытался «заказать» Юлию Тимошенко, но неудачно. Собеседники Авена сходятся в одном: Березовский был аморальным типом и, хотя «убийства ему не удавались», случая «отжать» деньги, даже у ближайших соратников, он не упускал.
Петр Авен признается, что Березовский не хотел возвращать ему пять миллионов долларов. Авен их себе вернул, но пришлось для этого долго и трудно договариваться через третьих лиц. Андрей Васильев упрекает Березовского в том, что тот у него «отжал» два миллиона долларов: просто недоплатил полагающиеся ему проценты от продажи «Коммерсанта», и договориться ни о чем не удалось.
Авен все пытается понять, как Березовский, на его памяти никогда не унывающий, оказался в петле, завязанной, по версии следствия, собственными руками. Березовский терял соратников, друзей, женщин — и не придавал этому значения. Его настоящее Ватерлоо, переломившее ему хребет, произошло в британском суде, когда он попытался еще раз «отжать» деньги, на этот раз у Романа Абрамовича, сопроводив свой иск театральными эффектами: повестку в суд бросил ответчику под ноги в одном из магазинов одежды и тут же сообщил об этом во все газеты. После решения суда не мог прийти в себя целый год. Да и когда пришел, это был уже не тот Березовский — вездесущий, всеведущий, с быстрым интеллектом, способный найти решение любой задачи: сколь веревочка ни вейся, а совьешься ты в петлю.
Вячеслав Суриков
Cовременное искусство: Не бойся, искусствовед всегда с тобой
Гущин Сергей, Щуренков Александр. Современное искусство и как перестать его бояться. — М.: АСТ, 2018. — 240 с. Тираж 4000 экз.
Сергей Гущин, коллекционер и основатель галереи современного искусства Fragment, решил пойти путем просветителя. Он начал просветительскую работу в сети Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), сумел создать популярный блог, а теперь, вступив в союз с журналистом Александром Щуренковым, выходит на новую аудиторию. Авторы ставят перед собой задачу ответить на вечные вопросы, которые задают художникам с тех пор, как те открыли для себя новые горизонты нефигуративного искусства. Как только это произошло, мир искусства, а вместе с ним арт-рынок перевернулись с ног на голову. Арт-дилерам все труднее стало отвечать на вопрос, почему это стоит столько, а не меньше.
Гущин и Щуренков на сто процентов на стороне художников — они поддерживают репутацию уже сформировавшихся на рынке имен. Каким бы технически простым в исполнении произведение искусства нам ни казалось, повторить его, а потом еще и продать за ту же цену уже нельзя: «Любой черный квадрат после Малевича — вторичен, а его изображение, сделанное сейчас ребенком, просто копирование».
По традиции, сложившейся в XX веке, картина — это не просто сочетание линий и красок, это поступок, рассчитанный на общественный резонанс. Легенда, которая складывается вокруг имени художника, оказывается важнее того, что он делает на холсте или на бумаге. Поэтому авторы рекомендуют, в частности, начать погружение в мир современного искусства с просмотра фильмов, посвященных его столпам. В них мы видим истории настоящих революционеров — восстающих против принятых в обществе стереотипов, одерживающих над ними победу и остающихся в памяти человечества героями. Есть только одна проблема — они всех победили, не оставив никаких преград тем, кто придет потом: им ничего не остается, как сражаться с ветряными мельницами.
Вячеслав Суриков
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl