Как «похоронить» холодильник
Отслужившая свой срок электронная и бытовая техника — источник ценного вторичного сырья. Однако в России до сих пор утилизируется только малая ее часть. Участники рынка связывают улучшение ситуации с реформированием системы расширенной ответственности производителя
Избавиться от старого холодильника не самая простая задача. Вынести его на контейнерную площадку вместе с обычным бытовым мусором нельзя: штраф. Отвезти к специальным контейнерам для крупной бытовой техники стоит определенных усилий и, возможно, денег на транспортировку. Их же потребует и сдача холодильника в магазин электроники — правда, там дадут скидку на покупку новой техники. Сломанную же отправят в компанию, которая занимается утилизацией. В такую компанию, кстати, можно обратиться и напрямую. Но делают это далеко не все: полученное вознаграждение редко окупает затраченные усилия. Поэтому чаще всего техника оказывается среди бытового мусора (ведь отследить ее хозяина сложно), а затем на свалке.
В России ежегодно образуется порядка 1,5 млн тонн электронных отходов, из них надлежащим образом утилизируется не более 130 тыс. И дело не в нехватке перерабатывающих мощностей: с каждым годом их становится все больше, но они недозагружены. По данным ППК «Российский экологический оператор» (ППК РЭО), существующие в стране мощности позволяют утилизировать 416,7 тыс. тонн отходов электронного и электрического оборудования ежегодно.
«При сырье приемлемого качества завод “ЭкоТехПром” способен утилизировать максимум 75 тысяч тонн электронных отходов в год. Реалистичная мощность с учетом текущей композиции сырья — порядка 50 тысяч. А перерабатываем мы всего 20–25 тысяч тонн, то есть менее 50 процентов», — говорит Игорь Сидоров, генеральный директор корпорации «Экополис», в которую входит «ЭкоТехПром».
«Экополис» — это комплекс из трех заводов. На «ЭкоТехПроме» утилизируют отслужившую свой срок или сломавшуюся технику, перерабатывая до 95% от входящего объема сырья. Пластик, оставшийся от электронных приборов, направляется на завод «Экопласт». Медный лом, а также печатные платы, в которых содержатся драгоценные и цветные металлы, поступают на третье предприятие группы — Aurora, куда свозятся соответствующие отходы со всей страны. Таким образом, «Экополис» осуществляет полный цикл переработки электронных устройств.
Разделяй и перерабатывай
На «ЭкоТехПром» попадает любая техника: фены, утюги, телевизоры, компьютеры, холодильники, стиральные машины, банкоматы. Как рассказывают на заводе, 30–40% таких отходов образуется у фирм, а оставшиеся 60–70% — у обычных граждан. При этом 99% техники на переработку поступает от юрлиц.
Основные материалы, образующиеся при утилизации электронных отходов, - это черный металл и пластмассы
На заводе все привезенные отходы разделяют на несколько групп: например, холодильники, жидкокристаллические экраны, старые телевизоры с электронно-лучевой трубкой, небольшие бытовые приборы. Разные категории на первых этапах перерабатываются по-разному. Так, из холодильников сначала откачивают фреон, сливают масло из компрессоров. Пенополиуретан, который играл роль утеплителя, вынимают и превращают в топливные гранулы. Из телевизоров извлекают электронно-лучевые трубки: их при помощи специального оборудования разбирают на составные части. Принтеры освобождают от картриджей и стекла, из всей техники достают аккумуляторные батареи. Все эти элементы, содержащие вредные вещества, отправляют для утилизации на специализированные предприятия.
После изъятия опасных для окружающей среды компонентов отходы поступают на измельчение в дробилку, а затем разделяются на черные металлы, медь, алюминий, пластик и другие фракции при помощи различных сепараторов: магнитного, вихретокового, оптического, воздушного, индукционного.
Не все так просто
Как правило, вторичный пластик продается дешевле первичного сырья, хотя порой не уступает ему по качеству. Цена на первичные и вторичные металлы одинакова. Золото, извлекаемое из печатных плат, имеет ту же стоимость, что и добываемое из руды. «Мы знаем, что крупные мировые компании используют зеленое золото с премией к цене золота по рынку. В России эта история пока не развивается», — отмечает Игорь Сидоров.
На лучших месторождениях на тонну породы приходится порядка шести граммов золота. А среднее содержание этого драгметалла в печатных платах — около 100 граммов на тонну. Извлечь золото из платы проще и дешевле, чем из руды. Однако если на любом месторождении легко добыть сотни тысяч тонн руды, то собрать даже тысячу тонн плат от старых мобильных телефонов — задача куда более сложная. Это практически нивелирует все преимущества: завод должен отдать поставщикам плат большую часть стоимости извлеченных драгоценных и цветных металлов.
Рентабельность переработки в компании не раскрывают, отмечая, впрочем, что ее уровень пока невысок. Инвестиции в строительство завода составили 10 млрд рублей. Умеренно оптимистичный сценарий предполагает, что затраты окупятся примерно через десять лет с момента запуска.
В ожидании реформ
«ЭкоТехПром» работает с двумя типами контрагентов. И если у одних он самостоятельно закупает сырье, то другим нужна утилизация техники в рамках расширенной ответственности производителя (РОП). И здесь заводу приходится конкурировать с другими предприятиями.
По словам Игоря Сидорова, в России существует несколько тысяч небольших компаний, которые якобы занимаются утилизацией электронных отходов. В действительности на большинстве из них с техники снимают металл и другие ценные элементы, а остальное, в том числе люминофор и аккумуляторы, выбрасывается на свалку.
При этом у таких предприятий есть лицензия: формально они соответствуют всем требованиям. И когда компании вроде «Экополиса» предлагают утилизировать технику в рамках РОП, клиенты сравнивают цены на их услуги с прайсом подобных микрофирм. «Добросовестные утилизаторы просто неконкурентны на рынке. Небольшие компании, располагающиеся в гаражах, обладающие лицензией и подпадающие под параметры, говорят, что их услуги стоят в десять раз дешевле. Поэтому крупные производители и импортеры заключают контракт с ними», — поясняет гендиректор «Экополиса».
Решение проблемы уже наметилось. С сентября в силу вступает приказ Минприроды о новых требованиях к утилизации электронного и электрического оборудования. Согласно документу, не менее 85% полученных в процессе переработки материалов должны быть пригодны для повторного использования. Устанавливаются требования к объектам утилизации и компаниям-утилизаторам. В частности, они должны быть оборудованы системой весового контроля поступающих отходов и образуемых вторичных материальных ресурсов. Предприятия также обяжут извлекать из оборудования элементы, содержащие опасные вещества, удалять внешние кабели и провода, измельчать полимерные компоненты. Кроме того, в прошлом году юрлицам и индивидуальным предпринимателям запретили выбрасывать ноутбуки, планшеты, платы, мобильники. Теперь компании обязаны отправить отслужившую технику на утилизацию в течение 11 месяцев.
Большие надежды «Экополис» возлагает на реформирование системы РОП — соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Документ предполагает, что производитель не сможет реализовать экологическую ответственность через переработчика, не включенного в реестр добросовестных утилизаторов. Это позволит очистить рынок от предприятий, которые помогали изготовителям товаров нарушать закон, предоставляя в надзорные органы фиктивные акты утилизации.
Помимо этого реформа РОП должна повысить прозрачность регулирования отрасли обращения с отходами. Вся информация будет обрабатываться в Единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ). «Если у вас образовался какой-то потенциальный отход, он отображается в цифровой системе и вы уже не можете сказать, что он просто растворился в воздухе», — поясняет Игорь Сидоров.
Привлечь население
Частные лица привозят электронные отходы на «ЭкоТехПром» крайне редко. Самой компании забирать отходы у домохозяйств тоже невыгодно: логистика в этом случае становится слишком сложной и дорогой. Однако компания установила в Москве несколько контейнеров, куда граждане могут выбросить отслужившую электронику. Пока подобные контейнеры служат скорее для привлечения внимания к проблеме сбора отходов, чем для повышения рентабельности предприятия: наполняются они медленно, собрать удается всего 100 кг за месяц. Переработка такого объема принесет компании выручку в размере 2500 рублей. При этом установка хорошего антивандального контейнера обойдется в 200 тыс., то есть даже без учета логистики окупаться он будет более шести лет. Вдобавок «ЭкоТехПрому» регулярно приходится забирать свои контейнеры на ремонт: люди ломают их при попытке достать ценные фракции.
По мнению основателя компании «Собиратор» Леонида Синицына, граждане готовы сдавать крупную бытовую технику: это удобный способ избавиться от громоздких вещей, а иногда и получить 500–1000 рублей. Но небольшие электроприборы чаще попадают в обычные мусорные баки. «Как мотивировать отправлять бытовую технику на переработку? Нужно вдохновлять экологичностью, чтобы люди сами захотели поступать правильно. И конечно, располагать инфраструктуру приема ближе к человеку, чтобы пунктов около дома становилось больше и больше», — отмечает эксперт.
Должно помочь и изменение системы РОП. Новый закон будет стимулировать компании собирать электронные отходы, в том числе у населения, и отдавать проверенным утилизаторам. «Слабая динамика развития переработки обусловлена несовершенной системой РОП, реформа которой сейчас проводится. После принятия законопроекта Госдумой ситуация должна улучшиться», — считает гендиректор ППК РЭО Денис Буцаев.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl