Ильдар Абдразаков остается одним из самых востребованных российских артистов

ЭкспертЗнаменитости

Ильдар Абдразаков, голос «Шаляпина»

На Зимнем фестивале искусств в Сочи Ильдар Абдразаков в сопровождении оркестра «Новая Россия» под управлением Алексея Рубина спел арии, романсы и песни из репертуара Федора Шаляпина

Вячеслав Суриков

Ильдар Абдразаков — самый востребованный на мировой сцене российский певец. Фото: Алексей Молчановский / Пресс-служба зимнего фестиваля искусств

Ильдар Абдразаков 22 года назад исполнил партию Родольфо из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» в театре «Ла Скала» и с тех пор остается одним из самых востребованных на мировой сцене российских артистов. В прошлом году он открывал в «Ла Скала» сезон, спев партию царя Бориса в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке датского режиссера Каспера Хольтена и итальянского дирижера Риккардо Шайи. Для артиста это было шестое открытие сезона в «Ла Скала» и первое, когда он пел в опере, написанной русским композитором. Ильдар Абдразаков выступил на сцене этого театра больше 90 раз. Уже в марте этого года, после того как споет в серии премьерных показов «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, их число перевалит за сто. В 2010 году театр предложил ему выступить с сольным концертом. В декабре 2021 года Ильдар Абдразаков в четвертый раз вышел на сцену миланского театра в этом формате. Для российского исполнителя это рекорд. Он пел на всех значимых оперных площадках мира: это Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, Парижская национальная опера, Ковент-Гарден, Большой театр.

Ильдар Абдразаков родился и вырос в Уфе. По национальности башкир. Тембр его голоса — бас-баритон (считается, что таким же тембром обладал Федор Шаляпин). Музыкальное образование получил в Уфимском государственном институте искусств. Наставник, сыгравший ключевую роль в его становлении как певца, — профессор Миляуша Муртазина. Старт его российской карьере дали телевизионный конкурс Ирины Архиповой и Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Благодаря им он дебютировал на сцене Мариинского театра, вошел в состав его оперной труппы и начал европейскую карьеру.

Сейчас он сам создает аналогичные возможности для вокалистов. В 2016 году создал Фонд поддержки и продвижения молодых талантов и развития международных культурных связей. В 2018-м фонд запустил фестиваль с мастер-классами, открытыми репетициями звезд мировой сцены, спектаклями и концертами всемирно известных и молодых оперных вокалистов.

В карьере Ильдара Абдразакова есть повороты, на которые едва ли решался кто-нибудь еще из оперных певцов. В прошлом году он стал участником третьего сезона популярнейшего телевизионного шоу «Маска» на канале НТВ. В нем профессиональные исполнители выступают в костюмах настолько необычных, что понять, кто под ними скрывается, невозможно. Ильдар Абдразаков выступал в костюме дракона, пел песни из репертуара Сергея Шнурова, Филиппа Киркорова, Григория Лепса, Билли Айлиш и стал победителем шоу. В 2014 году он снялся в роли Федора Шаляпина в одной из новелл фильма «Елки 1914». В этом году он стал одним из создателей образа Федора Шаляпина в сериале «Шаляпин» в постановке Егора Анашкина. Его премьера состоялась 13 февраля — в день 150-летия со дня рождения певца. Главную роль в биографическом телесериале сыграл драматический актер Александр Горбатов, обладающий внешним сходством с Федором Шаляпиным, а поет за него Ильдар Абдразаков.

Возможно, этот проект, а также волна интереса к творчеству Федора Шаляпина, связанная с его полуторавековым юбилеем, вдохновила певца на создание программы с номерами из репертуара великого русского певца. Он представил ее на сочинском Зимнем фестивале искусств, который в нынешнем году прошел в шестнадцатый раз под художественным руководством Юрия Башмета. Почти всякий бас-баритон из России так или иначе сопоставляет себя с Федором Шаляпиным — самым успешным русским певцом. К счастью, от него остались записи, пусть несовершенные, которые все же могут дать представление о масштабах его таланта. В сериале есть эпизод: Федор Шаляпин негодует по поводу качества записей — насколько они искажают его пение. Но они не только донесли до нас звук его голоса, но и создали легенду, которая едва ли достигла бы такого масштаба, если бы карьера русского исполнителя ограничилась выступлениями на театральной сцене.

В истории мировой культуры Федор Шаляпин — идеальный певец, обладающий не только невероятным по силе и красоте голосом, но и незаурядным артистическим дарованием. Чтобы претендовать на сопоставление с ним, мало спеть его репертуар — необходимо еще поразить публику талантом драматического актера. Вокальные возможности Ильдара Абдразакова близки к тому самому представлению об идеальном певце. Он смог добиться свободы в управлении голосом, позволяющей ему не только пропевать ноты и выдерживать оптимальную силу звука, но и добавлять в него те самые драматические оттенки, которых мы ждем от певца, сопоставляющего себя с Шаляпиным. Наверно, самый эффектный номер, известный в его записи, — куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст». Они и так оперный хит, кто бы их ни исполнял. Музыка сама по себе создает образ, и от певца требуется только соответствовать его силе и выразительности. Но если ему удается не просто стать частью музыкальной стихии, но приподняться над нею, выделиться из кавалькады звуков, которую обрушивает на слушателя оркестр, образ многократно усиливается. И это как раз то, что мы видим на сцене в исполнении Ильдара Абдразакова.

В арии Лепорелло из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» Ильдар Абдразаков включает в свое исполнение элементы пластики и показывает своего героя без помощи декораций и костюма. Ему хватает психологического «грима». Сила музыки заключена в образе, который она создает. И если исполнители оркестра могут это делать лишь с помощью звуков, извлекаемых из музыкальных инструментов, то певец творит его не только голосом, но и всем телом. И этого может оказаться вполне достаточно для того, чтобы и показать персонажа, и передать его историю. Всё остальное — декорации, грим, костюм — дорисует воображение слушателя. Да и голос певца, когда он начинает перевоплощаться в персонажа всем своим существом, а не просто пропевать ноты, звучит по-другому. В этом ценность записей Федора Шаляпина, которые все же смогли донести внутреннюю пластичность певца — его способность к перевоплощению и умение рассказать историю.

Затем Ильдар Абдразаков переключился на лирическую волну и спел «Утреннюю песнь» Жюля Массне, романс Михаила Глинки «Сомнение», «О, если б мог выразить в звуке» Леонида Малышкина. Каждое их этих произведений — классический вокальный номер. И здесь Ильдару Абдразакову удалось найти свою манеру исполнения и преодолеть навязчивый стереотип восприятия привычно звучащей музыки. И снова обращение к образу Мефистофеля. На этот раз в еще одной песне, вызывающей устойчивые ассоциации с виртуозным шаляпинским исполнением, — в «Блохе» Мусоргского. Ее тоже нельзя просто спеть по нотам. Она требует актерского перевоплощения. Ильдар Абдразаков демонстрирует соединение вокального мастерства и драматического, которое дает новое качество звука — им когда-то поразил мир Федор Шаляпин.

Заключительная часть программы — русские народные песни: «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Степь да степь кругом». Ильдар Абдразаков исполнил их вместе с Камерным хором Московской консерватории. И ему удалось погрузить слушателя в эмоции, запечатленные в музыке и словах в уже почти бесконечно далекие времена. Как же далеки от нас лесорубы, корчующие «дубинушки», бурлаки, тянущие суда против течения реки, ямщик, замерзающий в степи и прощающийся с миром! В сочинском Зимнем театре с этими песнями произошло то же, что, скорее всего, происходило, когда их пел Федор Шаляпин в начале XX века. Они перестали быть песнями про лесорубов и бурлаков, но превратилась в воплощение стихии, сила которой проявляется внезапно и неотвратимо. Ничто не может ее остановить. Она сметает все, что встает на ее пути. Ильдар Абдразаков убеждает нас: какими выдающимися ни были бы певцы прошлого, те, кто поет здесь и сейчас, ничуть не менее талантливы. Пусть они еще не так овеяны легендой, но это нисколько не сказывается на мастерстве их исполнения и силе воздействия их голоса на слушателей.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спасти Европу Спасти Европу

Алейда Ассман обсуждает будущее демократии в условиях национализма

Эксперт
Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить Почему в мировых музеях мало работ женщин и как кураторы пытаются это изменить

Как художественные институции пересматривают канон в пользу гендерного баланса

Forbes
2007 год 2007 год

Выбор преемника, столица против провинции, «замкадье» и Мюнхенская речь Путина

Esquire
Машины времени Машины времени

В чем прелесть старинных вещей, в частности автомобилей?

Y Magazine
Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера» Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера»

Самая яркая актриса нового поколения — о психологических основах своей профессии

Эксперт
Текстовое сообщество Текстовое сообщество

Тима Радя: поэзия на улице

Weekend
3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог

Зачем мужчины манипулируют в отношениях и как можно противостоять их приемам

Psychologies
«Тянет налево»: нормально ли желание изменить, если вы в отношениях, — психологический разбор «Тянет налево»: нормально ли желание изменить, если вы в отношениях, — психологический разбор

Что делать, если вы обнаружили у себя желание изменить партнеру?

Psychologies
Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества Дочери подземелья: как режиссеры, галеристки и меценатки сохраняют свободу творчества

Почему слом модели культурного менеджмента не означает остановку творчества

Forbes
Нервное истощение: как распознать стресс и как бороться с ним с помощью витаминов Нервное истощение: как распознать стресс и как бороться с ним с помощью витаминов

Почему стресс вызывает дефицит витаминов и как его восполнить

Правила жизни
Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность

Олег Липовецкий — о творческом пути, региональных театрах и сценической правде.

СНОБ
Последние из рода Гитлера. В 21 веке человечество останется без потомков диктатора Последние из рода Гитлера. В 21 веке человечество останется без потомков диктатора

Все родственники Гитлера живут под другими именами

ТехИнсайдер
Мальчик, который вырос: 15 фильмов с Дэниелом Рэдклиффом Мальчик, который вырос: 15 фильмов с Дэниелом Рэдклиффом

Лучшие фильмы с Дэниелом Рэдклиффом (кроме поттерианы!)

Правила жизни
Как избавиться от запаха в холодильнике раз и навсегда: натуральные освежители найдутся в каждом доме Как избавиться от запаха в холодильнике раз и навсегда: натуральные освежители найдутся в каждом доме

Как сохранить продукты в холодильнике в свежести и чистоте?

ТехИнсайдер
«В душе я обыватель» «В душе я обыватель»

Петр Тодоровский о своем фильме «Здоровый человек»

Weekend
Геотермальная энергетика — от горячих источников до глубинных горячих пород Геотермальная энергетика — от горячих источников до глубинных горячих пород

Заставить работать глубинное тепло Земли непросто и дорого, но затраты окупаются

Наука
Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы

Журналист Дмитрий Быков размышляет на тему возраста

РБК
«Советская повседневность» «Советская повседневность»

Отрывок из книги «Советская повседневность: нормы и аномалии»

N+1
Вторые на Луне Вторые на Луне

Как продвигается работа над космической программой Artemis?

ТехИнсайдер
Колыбель для ВПК Колыбель для ВПК

Академгородок как главная утопия Холодной войны

Weekend
Идеальный баланс Идеальный баланс

Основной особенностью этого интерьера стала его многослойность

SALON-Interior
«Верунчик, сделай одолжение!» Почему опасно быть безотказной «Верунчик, сделай одолжение!» Почему опасно быть безотказной

Разбираемся, как отличить манипулятора и отстоять свои границы

Psychologies
Что нужно знать, если вы решили подать на развод: 7 фактов Что нужно знать, если вы решили подать на развод: 7 фактов

Семь вопросов, которые нужно задать себе, прежде чем разводиться

Psychologies
Наши бестселлеры: 5 лучших фэнтези-романов от российских писательниц Наши бестселлеры: 5 лучших фэнтези-романов от российских писательниц

Дайте русскому фэнтези шанс, и оно вас по-настоящему удивит!

ТехИнсайдер
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Эти цветы нельзя дарить женщинам: отдай их обратно поклоннику и больше не ходи с ним на свидание! Эти цветы нельзя дарить женщинам: отдай их обратно поклоннику и больше не ходи с ним на свидание!

Рассказываем, какие цветы дарить не стоит, и объясняем, почему

VOICE
В Британии домашних питомцев, вероятно, начнут генетически модифицировать В Британии домашних питомцев, вероятно, начнут генетически модифицировать

Новый закон позволит создавать кошек и собак с "экстремальными особенностями"

ТехИнсайдер
Режиссер и продюсер Бауддхаян Мукхерджи: Мы в неоплатном долгу перед русскими мастерами Режиссер и продюсер Бауддхаян Мукхерджи: Мы в неоплатном долгу перед русскими мастерами

Бауддхаян Мукхерджи — о том, что общего между российским и индийским кино

СНОБ
«Свидетельницы века»: о чем писали эмигрантки первой волны в своих мемуарах «Свидетельницы века»: о чем писали эмигрантки первой волны в своих мемуарах

Рассказываем о трех писательницах-эмигрантках, оставивших воспоминания

Forbes
Как соблазнять голосом: 3 упражнения Как соблазнять голосом: 3 упражнения

Голос — неотъемлемая часть сексуального образа

Psychologies
Открыть в приложении