Как японская художница Мари Нэромэ создает нечто новое из традиционного

Вокруг светаКультура

Шелковые врата

Традиционный покрой кимоно, традиционная технология росписи, традиционные материалы, мифологические сюжеты – из этих компонентов художница с японского острова Окинава создает нечто новое

Текст Наталия Овчинникова

Полосы белого шелка растянуты через всю мастерскую. Над одной из них с кистью в руке склонилась девушка, похожая на красавиц с классической японской гравюры. Густые волосы собраны на затылке в тяжелый узел, только вместо кимоно – синий рабочий комбинезон. Это японская художница Мари Нэромэ, она использует старинные традиционные технологии острова Окинава, но создает с их помощью нечто новое.

Мари-сан, что это за техника?

Это бингата – традиционная техника окрашивания ткани. Она появилась на моем родном острове Окинава примерно в XIII–XIV веке. В ее основе технологии катадзомэ – использование трафарета и норибоусэн – применение рисового клея для создания узора. Обе эти технологии в ходу и в остальной Японии, но там их сочетают с другими приемами, например, с росписью ткани вручную. Окинавское искусство бингата – это почти всегда роспись только по трафарету, а еще оно отличается яркими цветами. Есть мнение, что чувство цвета у людей зависит от того, как светит солнце там, где они живут. У нас на Окинаве солнце яркое, вокруг яркие краски, потому и палитра тканей яркая, насыщенная.

Техника, в которой я работаю, – не классическая бингата. Я взяла традиционные материалы и методы за основу, но многое привнесла от себя – например, вместо традиционных орнаментов я создаю свои авторские узоры. Это мой стиль и мое видение мира. Я пытаюсь воплотить традицию в новой форме.

Где вы изучали традиционное искусство?

В Университете искусств префектуры Окинава. Это небольшой вуз, но там я многое узнала о японском и, в частности, об окинавском искусстве. Кстати, я многое поняла о себе и своих культурных корнях, когда два года жила в России и училась в МГУ. Вот где у меня впервые появилась возможность увидеть японскую и окинавскую культуру со стороны. Знакомясь с русской культурой в музеях, церквях и старинных особняках, я много размышляла о том, что такое искусство, жизнь, Вселенная, что привело меня туда, где я нахожусь. Это помогло мне сформировать понимание моей родной традиции и моего творческого подхода. Надеюсь когда-нибудь показать результат этих размышлений – мои работы – на выставке в России.

Почему вы решили превратить кимоно в нетрадиционный арт-объект?

В университете, когда впервые расписывала кимоно, я поняла, насколько интересна его форма. В сущности, это всего несколько прямоугольников, сшитых друг с другом, но какие изображения можно создать на его широкой поверхности! Такое кимоно легко представить висящим на стене, как картина. Меня заинтересовал потенциал кимоно как современной формы искусства, выходящей за рамки ремесла.

У нас в вузе было задание: найти природный мотив и превратить его в орнамент. Я выбрала древесный мотив – баньян, но вместо того чтобы сделать из него традиционный повторяющийся паттерн, нарисовала на эскизе дерево размером во все кимоно. Я показала его преподавателю, и он рассказал, что такая традиционная роспись тоже была – не орнамент, а изображение, которое складывается из частей, когда кимоно сшивают.

Первое расписанное кимоно, после которого я и увлеклась этим искусством, называется «Сэйдзяку» – «Тишина». Я изобразила на нем баньян, что растет на острове Кудака в префектуре Окинава, известном как «остров богов». В старину на этом острове было много священных мест, куда не пускали мужчин, даже родившихся на нем; окинавские ритуалы проводили в основном женщины. Когда я приехала на Кудаку и увидела там баньяны, была поражена. Эти огромные деревья не растут прямо вверх, их ветви струятся и извиваются, как водопад, а корни змеятся между камнями. В холодном воздухе стояла такая тишина, что мне показалось, будто я попала в другой мир. И я назвала кимоно «Тишина», потому что хотела, чтобы зритель почувствовал ту потустороннюю тишину, которую я ощущала на острове. Я часто выбираю простые названия для своих работ, чтобы не ограничивать воображение зрителя.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эпатаж: перезагрузка Эпатаж: перезагрузка

Как Поль Сезанн написал новую версию известной картины Эдуара Мане

Вокруг света
Бива живая и мертвая Бива живая и мертвая

«Ину-о: Рождение легенды»: японская история воскресает и зажигает

Weekend
Сладкая наука Сладкая наука

Наука бокса заключается не только в том, чтобы быстро двигаться и наносить удары

Вокруг света
«Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х «Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х

Сериал «Дейзи Джонс и The Six» — аутентичная история о любви и саморазрушении

Forbes
Ужас и красота Ужас и красота

Почему некоторые воспринимают бабочек символом невыразимого ужаса

Вокруг света
Александр Малинин выдает дочерей замуж: что известно о девушках и их избранниках Александр Малинин выдает дочерей замуж: что известно о девушках и их избранниках

Рассказываем о дочерях Александра Малинина

VOICE
Во глубину сибирских руд Во глубину сибирских руд

По следам декабристов на каторгу в Сибирь

Вокруг света
Слишком быстро Слишком быстро

Говорим «Рапид» – подразумеваем Skoda. Говорим Skoda – подразумеваем «Рапид»

Автопилот
Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

Каждый год зимние холода вынуждают бабочек монархов покинуть родную Канаду

Вокруг света
Твой камень-талисман по знаку зодиака Твой камень-талисман по знаку зодиака

Хочешь привнести волшебство в свою жизнь и обзавестись талисманом на удачу?

VOICE
Настоящий де Ла Моль Настоящий де Ла Моль

«Это был молодой человек лет двадцати четырёх — двадцати пяти»

Дилетант
Сгоревшая демократия Сгоревшая демократия

27 февраля 1933 года в Берлине был подожжён Рейхстаг

Дилетант
Разоблачая мифы Разоблачая мифы

Существует четыре устойчивых заблуждения, связанных с Ванзейской конференцией

Дилетант
Инспектор ГИБДД попросил выйти из машины. Как себя вести Инспектор ГИБДД попросил выйти из машины. Как себя вести

Зачем инспектор ГИБДД просит выйти из машины и есть ли у него на это право?

РБК
Клён? Нет, ликвидамбар Клён? Нет, ликвидамбар

Осенью особенно интересно путешествовать по старинным усадебным паркам

Наука и жизнь
Тайская весна Тайская весна

На тайских курортах незабываемые впечатления весной обеспечены

Лиза
Объявить невыученное небывшим Объявить невыученное небывшим

Как люди, не знающие истории, выдумывают псевдоисторию

Weekend
Какой будет новая технологическая эпоха с ИИ? Мнение Билла Гейтса Какой будет новая технологическая эпоха с ИИ? Мнение Билла Гейтса

Технологические достижения могут до неузнаваемости изменить жизнь обывателей

ТехИнсайдер
Чем рыбный жир отличается от рыбьего и какой из них полезнее? Чем рыбный жир отличается от рыбьего и какой из них полезнее?

Чем отличаются рыбий и рыбный жир и какова их польза для нашего организма?

ТехИнсайдер
Укололи и — пошел: главные тренды в инъекционной косметологии Укололи и — пошел: главные тренды в инъекционной косметологии

Как современные косметологи помогают коже не стареть?

Forbes
Без вины невиновный Без вины невиновный

«По правилам и без»: лучшая режиссерская работа Луи Гарреля

Weekend
Где лежит настоящее Где лежит настоящее

Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of life
4 проблемы, которые (не) разрушили наши отношения 4 проблемы, которые (не) разрушили наши отношения

Наши героини рассказали о том, из-за чего они оказались на грани расставания

Psychologies
Возвращение шедевров: как бренды тратят миллионы на спасение памятников культуры Возвращение шедевров: как бренды тратят миллионы на спасение памятников культуры

Как миллионы евро помогают восстанавливать исторические здания

Forbes
Золотой век тирании: как прогрессивная демократия на Филиппинах стала диктатурой Золотой век тирании: как прогрессивная демократия на Филиппинах стала диктатурой

Фердинанд Маркос — один из самых расчетливых азиатских диктаторов XX века

Forbes
Таиланд. Превращение в Эдем Таиланд. Превращение в Эдем

Как в Таиланде обстоит дело с яхтингом, мы решили узнать поподробнее

Y Magazine
Почему вот здесь «стреляет» Почему вот здесь «стреляет»

Легко ли распознать защемление седалищного нерва и что с этим делать

Лиза
Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух? Самые странные русские обряды: зачем запекать ребенка в печи, запрягать баб и ехать хоронить мух?

Какой поговоркой можно охарактеризовать русский народ?

ТехИнсайдер
Как дожить до 100: 6 простых секретов долголетия японцев Как дожить до 100: 6 простых секретов долголетия японцев

В чем именно заключается секрет долголетия жителей страны восходящего солнца.

VOICE
Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы Праздновать жизнь: как искусство и кино иллюстрируют идущие годы

Журналист Дмитрий Быков размышляет на тему возраста

РБК
Открыть в приложении