Как японская художница Мари Нэромэ создает нечто новое из традиционного

Вокруг светаКультура

Шелковые врата

Традиционный покрой кимоно, традиционная технология росписи, традиционные материалы, мифологические сюжеты – из этих компонентов художница с японского острова Окинава создает нечто новое

Текст Наталия Овчинникова

Полосы белого шелка растянуты через всю мастерскую. Над одной из них с кистью в руке склонилась девушка, похожая на красавиц с классической японской гравюры. Густые волосы собраны на затылке в тяжелый узел, только вместо кимоно – синий рабочий комбинезон. Это японская художница Мари Нэромэ, она использует старинные традиционные технологии острова Окинава, но создает с их помощью нечто новое.

Мари-сан, что это за техника?

Это бингата – традиционная техника окрашивания ткани. Она появилась на моем родном острове Окинава примерно в XIII–XIV веке. В ее основе технологии катадзомэ – использование трафарета и норибоусэн – применение рисового клея для создания узора. Обе эти технологии в ходу и в остальной Японии, но там их сочетают с другими приемами, например, с росписью ткани вручную. Окинавское искусство бингата – это почти всегда роспись только по трафарету, а еще оно отличается яркими цветами. Есть мнение, что чувство цвета у людей зависит от того, как светит солнце там, где они живут. У нас на Окинаве солнце яркое, вокруг яркие краски, потому и палитра тканей яркая, насыщенная.

Техника, в которой я работаю, – не классическая бингата. Я взяла традиционные материалы и методы за основу, но многое привнесла от себя – например, вместо традиционных орнаментов я создаю свои авторские узоры. Это мой стиль и мое видение мира. Я пытаюсь воплотить традицию в новой форме.

Где вы изучали традиционное искусство?

В Университете искусств префектуры Окинава. Это небольшой вуз, но там я многое узнала о японском и, в частности, об окинавском искусстве. Кстати, я многое поняла о себе и своих культурных корнях, когда два года жила в России и училась в МГУ. Вот где у меня впервые появилась возможность увидеть японскую и окинавскую культуру со стороны. Знакомясь с русской культурой в музеях, церквях и старинных особняках, я много размышляла о том, что такое искусство, жизнь, Вселенная, что привело меня туда, где я нахожусь. Это помогло мне сформировать понимание моей родной традиции и моего творческого подхода. Надеюсь когда-нибудь показать результат этих размышлений – мои работы – на выставке в России.

Почему вы решили превратить кимоно в нетрадиционный арт-объект?

В университете, когда впервые расписывала кимоно, я поняла, насколько интересна его форма. В сущности, это всего несколько прямоугольников, сшитых друг с другом, но какие изображения можно создать на его широкой поверхности! Такое кимоно легко представить висящим на стене, как картина. Меня заинтересовал потенциал кимоно как современной формы искусства, выходящей за рамки ремесла.

У нас в вузе было задание: найти природный мотив и превратить его в орнамент. Я выбрала древесный мотив – баньян, но вместо того чтобы сделать из него традиционный повторяющийся паттерн, нарисовала на эскизе дерево размером во все кимоно. Я показала его преподавателю, и он рассказал, что такая традиционная роспись тоже была – не орнамент, а изображение, которое складывается из частей, когда кимоно сшивают.

Первое расписанное кимоно, после которого я и увлеклась этим искусством, называется «Сэйдзяку» – «Тишина». Я изобразила на нем баньян, что растет на острове Кудака в префектуре Окинава, известном как «остров богов». В старину на этом острове было много священных мест, куда не пускали мужчин, даже родившихся на нем; окинавские ритуалы проводили в основном женщины. Когда я приехала на Кудаку и увидела там баньяны, была поражена. Эти огромные деревья не растут прямо вверх, их ветви струятся и извиваются, как водопад, а корни змеятся между камнями. В холодном воздухе стояла такая тишина, что мне показалось, будто я попала в другой мир. И я назвала кимоно «Тишина», потому что хотела, чтобы зритель почувствовал ту потустороннюю тишину, которую я ощущала на острове. Я часто выбираю простые названия для своих работ, чтобы не ограничивать воображение зрителя.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Просто космос Просто космос

Большинству Антарктида представляется такой же далекой и неуютной, как космос

Вокруг света
Этот Ford Bronco 1968 года с двигателем Coyote, способен разорвать любое бездорожье Этот Ford Bronco 1968 года с двигателем Coyote, способен разорвать любое бездорожье

Ford Bronco, определивший внедорожные тренды на много десятилетий вперёд

4x4 Club
Хрупкий балтийский берег Хрупкий балтийский берег

Как жители Балтики отвоевывают у моря родные берега

Вокруг света
Час расплаты: истории трех девушек, которые попали в кредитную кабалу Час расплаты: истории трех девушек, которые попали в кредитную кабалу

Взяла один кредит, потом другой, а дальше долги стали множиться

VOICE
Полые люди Полые люди

Многие известные статуи мира можно не только рассмотреть снаружи!

Вокруг света
Где лежит настоящее Где лежит настоящее

Светлана Адоньева о том, где живут традиции и почему не нужно их возрождать

Seasons of life
Ужас и красота Ужас и красота

Почему некоторые воспринимают бабочек символом невыразимого ужаса

Вокруг света
Российские бренды одежды перекраивают рынок Российские бренды одежды перекраивают рынок

Отечественные производители одежды стараются нарастить свою долю

Эксперт
Возвращение в Эдем Возвращение в Эдем

Каждый год зимние холода вынуждают бабочек монархов покинуть родную Канаду

Вокруг света
Истории о свободе: главные проекты признанного иноагентом Сахаровского центра Истории о свободе: главные проекты признанного иноагентом Сахаровского центра

Главные проекты Сахаровского центра, с которыми он навсегда войдет в историю

Forbes
Во глубину сибирских руд Во глубину сибирских руд

По следам декабристов на каторгу в Сибирь

Вокруг света
Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны

Накопленная агрессия обладает разрушительной силой, но нам сложно распознать ее

Psychologies
Белый след Белый след

Ботанический барельеф моментально увлекает всех, кто к нему прикасается

Новый очаг
«Мой ребенок прекрасен!»: 82-летний Роберто Кавалли стал отцом в шестой раз «Мой ребенок прекрасен!»: 82-летний Роберто Кавалли стал отцом в шестой раз

Бывшая шведская модель Playboy сделала Роберто Кавалли отцом в шестой раз

VOICE
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Лебёдка. Шесть правил использования Лебёдка. Шесть правил использования

Как правильно использовать лебёдку, не повредив здоровье и машину?

4x4 Club
До победного начала До победного начала

В своей необыкновенной жизни Уинстон Черчилль покорил три главные вершины

Дилетант
Курс на юго-восток: как переехать в тропическую страну и можно ли там жить долго Курс на юго-восток: как переехать в тропическую страну и можно ли там жить долго

Разбираемся в тонкостях жизни в разных странах Юго-Восточной Азии

Forbes
Древнеегипетское сопротивление Древнеегипетское сопротивление

Что нового раскопали археологи о восстании египтян против власти Птолемеев

N+1
Властелин пива и кетчупа Властелин пива и кетчупа

Как сделал состояние самый богатый бразильский швейцарец

Деньги
Как доверие в обществе связано с богатством, демократией и долголетием Как доверие в обществе связано с богатством, демократией и долголетием

Как доверие влияет на долголетие, благосостояние граждан и демократию

Forbes
Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все» Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все»

Эти отрывки из моих интервью наполнены юмором и атмосферой того времени

Коллекция. Караван историй
Ей 60, и у нее 171 пара обуви: почему все обожают стиль баскетбольного тренера Ким Малки Ей 60, и у нее 171 пара обуви: почему все обожают стиль баскетбольного тренера Ким Малки

"Врезается в память" и "Ким Малки" — почти синонимы

VOICE
Пациентка, исцеленная от ВИЧ и рака, уже 30 месяцев не принимает лекарства — терапия увенчалась успехом Пациентка, исцеленная от ВИЧ и рака, уже 30 месяцев не принимает лекарства — терапия увенчалась успехом

Как пациентке из Нью-Йорка удалось победить ВИЧ

ТехИнсайдер
Проклятье родителей: 8 главных ошибок в выборе профессии для подростка Проклятье родителей: 8 главных ошибок в выборе профессии для подростка

Почему родители не могут помочь детям сделать правильный карьерный выбор?

Psychologies
Быстрее, тише, сильнее Быстрее, тише, сильнее

Sunreef Yachts: большие возможности катамаранов можно сделать еще больше

Y Magazine
От наблюдения до любви: 6 этапов принятия себя — пройдите важный путь От наблюдения до любви: 6 этапов принятия себя — пройдите важный путь

Четкая пошаговая стратегия по принятию себя

Psychologies
Покупка подержанного Hyundai Santa Fe III (2012-2018) Покупка подержанного Hyundai Santa Fe III (2012-2018)

У подержанного Hyundai Santa Fe третьего поколения почти нет проблем

4x4 Club
«Фабельманы» — лучший фильм Стивена Спилберга в XXI веке. Фильм о детстве и юности, который подарит вам самое главное — вдохновение «Фабельманы» — лучший фильм Стивена Спилберга в XXI веке. Фильм о детстве и юности, который подарит вам самое главное — вдохновение

Рассказываем, почему стоит посмотреть «Фабельманов»

Правила жизни
Я, мама, бабушка Я, мама, бабушка

Какую роль близкие женщины играют в нашей жизни?

Лиза
Открыть в приложении